Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
Краткая аннотация
к уроку по литературе
«Роль второстепенных и внесценических персонажей
в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Автор урока- Петрова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 4» города Саратова.
Цели урока:
- обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
- формирование эстетического восприятия драматического текста;
- развитие культуры речи;
- развитие образного мышления.
Задачи урока:
- разработать систему формирования умения оценивать литературно-художественное произведение;
- формировать нравственные ориентиры учащихся;
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- активизировать деятельность каждого ученика;
- создать ситуации для творческой активности учащихся в процессе проведения урока;
- развивать творческие способности учащихся;
- показать ценность творческого самовыражения.
Основные умения и навыки:
- владеть навыками ведения эвристической беседы;
- владеть элементами исследовательских навыков (поиск, отбор, анализ, обобщение собранных данных);
- владеть элементами, обеспечивающими развитие творческих способностей учащихся (критичность мышления, способность решать проблемы, анализировать творческие ситуации).
Соответствие подачи темы возрастным особенностям детей:
Урок по литературе предназначен для учащихся 9 класса. Уровень – учащиеся гимназии; возраст учащихся – 15-16 лет.
Организация деятельности по решению проблем и анализу творческих ситуаций в ходе проведения урока:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Условия для реализации урока:
Мультимедийный кабинет
(ноутбук, проектор, экран).
Результативность урока:
- усвоение материала большинством учащихся;
- высокая познавательная активность большинства учащихся;
- творческая атмосфера в коллективе;
- овладение навыками исследовательской работы;
- формирование эстетического вкуса и культуроведческой компетенции.
В ходе урока реализована организаторская, обучающая и воспитательная деятельность; изучение языкового и литературоведческого материала связано с формированием навыков культуры речи. Обеспечена практическая направленность обучения; реализован принцип научности, наглядности и проблемности; оказано влияние на эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся. Дано представление о комплексном анализе драматического произведения с учетом дифференцированного подхода к практическому и теоретическому материалу.
Литература:
1.Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975
2.Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
3.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002
4.Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006
5.Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_i.zip | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе
Разработка урока
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 4»
Волжского района города Саратова
Петровой Ирины Николаевны
Программа по литературе
для общеобразовательных учреждений
под редакцией А.Г.Кутузова
Учебник – Литература. В мире литературы. 9 класс.:
учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/
авт.-сост.А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.;
под ред. А.Г.Кутузова
Тема урока:
Роль второстепенных и внесценических персонажей
в комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Цели урока:
- обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
- формирование эстетического восприятия драматического текста;
- развитие культуры речи;
- развитие образного мышления
Саратов – 2012
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
2.Беседа с учащимися. (1-2 слайды)
- В комедии А.С.Грибоедова можно отметить как новаторские, так и традиционные элементы.
В чем же нашли воплощение традиционные элементы?
- Какова функция «говорящих фамилий и имен»?
- В чем нашли воплощение новаторские элементы?
- В чем особенность единства действия в пьесе?
- Почему в комедии отсутствует 5-е действие?
- В чем своеобразие характеров комедии?
- Что вы можете сказать о роли психологического портрета?
- Какие функции Чацкого в комедии вы можете отметить?
- Каковы приемы комического в пьесе?
3. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе.
3.1. Беседа с учащимися.
- Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии?
- В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?
- В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?
3.2.Запись в тетрадях определений. (3-4 слайды)
Второстепенные герои – герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
3.3. Литературная мозаика. (5 – 10 слайды)
- Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.
Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.
Да отойди подальше от дверей,
Сквозной там ветер дует сзади! (Наталья Дмитриевна)
Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
Он камер-юнкер? (Княгиня)
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку; -
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку. (Хлёстова)
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче. (Татьяна Юрьевна)
А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать? (Загорецкий)
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… (Максим Петрович)
3.4. Работа в группах.
Действие 3. Явление 10
Работа в группах:
- искусствоведческая группа;
- литературоведческая группа;
- театральная группа
Задания для 1 группы: проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?
Итог: составление описания внешности героини.
Задания для 2 группы: проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.
Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?
Итог: составление описания характера героини.
Задания для 3 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.
Итог: составление визуального образа героини.
3.5. Беседа с учащимися.
- С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд)
- Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего?
(12 слайд)
- Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?… (13 слайд)
- Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд)
Действие 3. Явление 14
3.6. Распределительная работа
«Старинная пословица не мимо молвится». (15 – 20 слайды)
- Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:
Ласково слово – половина спасенья.
Сделав худо, да не всяк правду бает.
Стрижи летают, таковы им и пирожки.
Всяк правду знает, кто любит кого.
Слушать его можно, не жди добра.
Каковы дружки: людей оплетают.
Простота да чистота – что весенний день.
Милее всего, а верить нельзя.
(Ласково слово – что весенний день.
Сделав худо, не жди добра.
Стрижи летают, людей оплетают.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает.
Слушать его можно, а верить нельзя.
Каковы дружки, таковы им и пирожки.
Простота да чистота – половина спасенья.
Милее всего, кто любит кого.)
3.7. Беседа с учащимися.
- Соотнесите пословицы В.Даля с такими персонажами, как Г.N. и Г.D. Какие пословицы точно характеризуют героев и почему?
- Как вы думаете, почему у Г.N. и Г.D. отсутствуют имена? (21слайд)
- Почему именно данные персонажи распространяют сплетню о Чацком?
- Почему все в доме Фамусова поверили в сказанное? (22 слайд)
- Что можно сказать о человеческих качествах данных господ, судя по их репликам?
Действие 4. Явление 4
3.8. Беседа с учащимися.
- Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд)
- Как он сам себя характеризует?
- Как относятся к нему другие персонажи?
- Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча? (24 слайд)
- Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе? (25 слайд)
- Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?
3.9. 3.4. Работа в группах.
Действие 2. Явление 1
Действие 2. Явление 2
Действие 3. Явление 3
Работа в группах:
- литературоведческая группа;
- театральная группа
Задания для 1 группы: проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?
Итог: составление описания характера героя.
Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова
«Вот то-то, все вы гордецы!»
Итог: составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.
3.10. Беседа с учащимися.
Действие 2. Явление 1
- Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд)
- Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
- Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле? (27 слайд)
Действие 2. Явление 2
- Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд)
- В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, - «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
- Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»? (29 слайд)
- Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?
Действие 3. Явление 3
- Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд)
- Как вы понимаете фразу:
Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?
- Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?
3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд)
- Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?
- Какую функцию они несут?
3.12. Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд)
Функции второстепенных и внесценических персонажей:
1)создание определенного эмоционального фона;
2)создание собирательного образа временного контекста;
3)создание символического расширения пространства пьесы;
4)создание дополнительной характеристики героев;
5)создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.
4. Обобщение. Итоги урока.
5. Домашнее задание:
Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».
Список литературы:
1.Грибоедов А.С. Горе от ума. Комедия. – Л.: «Дет.лит.», 1975
2.Конспекты уроков для учителя литературы: 9-11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам. Х1Х в./ Сост. Н.Н.Старыгина, И.П.Карпов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
3.Лион П.Э., Лохова Н.М. Литературы: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб.пособие. – М.: Дрофа, 2002
4.Большая энциклопедия школьника. Литература /Красовский В.Е. и др. – М.: СЛОВО, Эксмо, 2006
5.Пословицы русского народа: Сборник В.Даля: В 3 т.: М.: «4 КРАСКИ», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль второстепенных персонажей в романе И.А. Гончарова "Обломов"
Данный материал может использоваться при подготовке к уроку литературы в 10 кл по роману И.А. Гончарова "Обломов"...
Второстепенные члены предложения и их роль в предложениях. Распространенные и нераспространенные предложения.
конспект урока...
Роль второстепенных членов предложения
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Роль второстепенных членов предложения"...
Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"
Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...
Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...
Роль второстепенных членов предложения 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе "Роль второстепенных членов предложения". Эта разработка позволит не только повторить ранее изученный материал, но и совершить маленькие открытия. Ис...
Презентация "Роль второстепенных членов предложения" 8 класс
Презентация к уроку "Роль второстепенных членов предложения". Позволит расцветить урок более яркими красками....