Роль второстепенных персонажей в романе И.А. Гончарова "Обломов"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Лодыгина Алла Васильевна

Данный материал может использоваться при подготовке к уроку литературы в 10 кл по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kakov_smysl_oblomovskoy_leni.ppt737 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль второстепенных персонажей в романе И.А. Гончарова «Обломов» Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 201 4

Слайд 2

Каков смысл обломовской лени? « Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного…ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием» Обломов добровольно сомоотстранился от повседневных забот, отказался вмешиваться в окружающий мир. *В русской культуре отказ от активности связан с благочестием, мудростью.

Слайд 3

Гости Обломова Волков Гончаров Вошел молодой человек лет 25, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами Самохарактеристика У меня все дни заняты Нынешнюю зиму по средам меньше 50 человек не бывало Это такой дом, где обо всем говорят Посещайте Мездровых, там уж об одном говорят, об искусствах Обломов И вам не лень мыкаться изо дня в день? Вот скука-то должна быть адская! Вот это-то и скучно, что обо всем Век об одном и том же-какая скука! В десять мест в один день-несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается!

Слайд 4

Гончаров Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно- сознательным выражением в глазах Самохарактеристика Ни минуты нельзя располагать собой…. Столько дела-ужас! От людей отвык совсем … адская работа! Обломов Работать с 8 до 12, с 12 до 5 , да дома еще – ой, ой! По уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства- зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое… Судьбинский

Слайд 5

Пенкин Гончаров Очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью Самохарактеристика … Как это вы не читаете? Тут наша повседневная жизнь. А пуще всего я ратую за реальное направление в литературе … готовится великолепная, можно сказать поэма: «Любовь взяточника к падшей женщине» Я слышал отрывки- автор велик! В нем слышится то Дант, то Шекспир… Обломов Зачем это они пишут: только себя тешат «Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать»- почти шипел Обломов. Человека, человека давайте мне! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом, воображением, насиловать свою натуру… И все писать, все писать, как колесо, как машина…. Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!

Слайд 6

Вывод: Волков, Судьбинский, Пенкин – возможная проекция судьбы главного героя романа. Для Обломова эти роды активности неприемлемы и чужды. Обломов проводит дни в праздности, но он отказывается от пустых, бессмысленных действий. Двойственность романа: Лень и бездействие ---- Отказ от бессмысленного действия позволяет сохранить цельное ощущение жизни

Слайд 7

Обломов и Штольц ( stolz- гордый) Сходства и различия между Обломовым и Штольцем Образ жизни Отношение к образованию Отношение к дружбе и друзьям

Слайд 8

Спор Обломова и Штольца «- Когда-нибудь перестанешь же трудиться, - заметил Обломов. Никогда не перестану. Для чего? -Когда удвоишь свои капиталы,- сказал Обломов. Когда учетверю их, и тогда не перестану» Абсолютно активен Абсолютно пассивен

Слайд 9

Житейский уровень Спор разных по характеру людей, пытающихся убедить друг друга в своей правоте Общественный уровень Столкновение двух «героев времени»- активный деятель и мечтатель-ленивец Философский уровень Обломов- неучастие в жизни, отказ от поступков в пользу размышления; Штольц- действие, погружение в практическую жизнь. Вывод: « С летами волнения и раскаяние являлись реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками.. Как старцы пустынные, которые отворотясь от жизни, копают себе могилу» Штольцу не удается победить нежелание Ильи Ильича действовать практически, не удается победить «обломовщину»

Слайд 10

Противостояние двух жизненных укладов не заканчивается победой одного и поражением другого. Гончаров соединяет вечное и повседневное, абсолютное и практическое. Именно соединение этих начал способно приблизить человека ко всей полноте жизни. Сын Ильи Ильича- надежда Гончарова. Может быть, именно он, сохранив ТЕПЛОТУ отца и восприняв ЭНЕРГИЮ Штольца и Ольги, откроет путь в творческое будущее

Слайд 11

Что такое обломовская лень – проявление безжизненности или проявление жизни? или Каков смысл обломовской лени? Как разрешается в романе Гончарова конфликт « обломовского» и «штольцевского» мировоззрений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Краткая аннотация к уроку по литературе«Роль второстепенных и внесценических персонажейв комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Автор  урока- Петрова Ирина Николаевна, учитель русск...

Система персонажей в романе Достоевского Преступление и наказание

Достоевский.Преступление и наказание.Система персонажей...

Статья для журнала ВАК "Функции рекуррентного персонажа в романах Б.Акунина о Фандорине и Пелагии".

Статья для журнала ВАК "Функции рекуррентного персонажа в романах Б. Акунина о Фандорине и Пелагии"....

Статья для международной НПК Рекуррентный персонаж в романах Бориса Акунина о Пелагии (2017 г.)

Бобкова Н.Г. Рекуррентный персонаж в романах Бориса Акунина о Пелагии / Н.Г. Бобкова // Материалы международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2017 г....

Роль второстепенных членов предложения

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Роль второстепенных членов предложения"...

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...

Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...