Трагизм поэзии Есенина в поэме "Чёрный человек"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Парушкина Галина Николаевна

В презентации к уроку рассмтриваются особенности  создания трагического пафоса в поэме "Чёрный человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chyornyy_chelovek.rar319.44 КБ

Подписи к слайдам:

Сергей Александрович Есенин«Чёрный человек» Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек» Цель: увидеть, как создаётся трагический пафос поэмы Словарная работаТрагедия 2) потрясающее событие, тяжкое переживание, несчастье.Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм.Композиция- построение. Рефрен- стих или строфа, припев, в определённом порядке повторяющиеся в стихотворении, песне. Поэма «Анна Снегина», которая заканчивается грустно, но романтически светло, относится к январю 1925 года. А в ноябре того же года написана задуманная ещё в 1923 году последняя поэма Есенина, «Чёрный человек». Само название настраивает на трагический лад. Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна и в лирике: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922), «Цветы мне говорят – прощай…» (1925). Прочитаем некоторые из них на ваш выбор. 1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России (в «Анне Снегиной» - о российской трагедии, о разоре и погибели крестьянского мира), и по отношению к собственной судьбе:Снежная равнина, белая луна,Саваном покрыта наша сторона.И берёзы в белом плачут по лесам.Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?Из этих настроений и родился «Чёрный человек», трагический феномен раздвоенного сознания, «двойник-самозванец». Как бы определили жанр поэмы, её композицию?Чтение поэмы.Поэма начинается с обращения. Зачитайте.Друг мой, друг мой,… Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам. Поэма построена как диалог «чёрного человека» с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевотины», исповедь перед самим собой, после которой жить уже невозможно. Как создаётся трагический пафос поэмы? Трагизм нарастает постепенно. В начале поэмы возникает образ, обычно вызывающий усмешку:Голова моя машет ушами,Как крыльями птица.Ей на шее ногиМаячить больше невмочь.Быстро становится понятно, что так передаётся алкогольный бред, и становится уже не до смеха. Сколько раз в 1-ой части появляется рефрен: «Чёрный человек», закрепляя навязчивое видение в сознании читателя? С какой целью «прескверный гость» посетил поэта?
Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него малейшую надежду на спасение. Незваный пришелец выворачивает перед грешником всю демоническую, им же вдохновлённую, сторону его жизни. Кроме неё ничего не осталось. Страшно и то, что «прохвост и забулдыга» имел в книге своей жизни «много прекраснейших мыслей и планов», неосуществлённых и неосуществимых, конечно, «в стране/ Cамых отвратительных/ Громил и шарлатанов». Это о России, о родной стране? Слова какой лексики преобладают в поэме?
«Тёмная» лексика: «мерзкий», «гнусавый», «прохвост», «забулдыга», «тоска», «тоска» и др. – оттеняется немногими «светлыми словами»: «прекраснейший», «чистый», «весёлый», «изящный», «милая», «счастье», «улыбчивый».«Цветная» поэзия Есенина здесь оставляет почти один чёрный цвет.Герой ещё пытается сопротивляться : «Чёрный человек! Ты не смеешь этого!» Вторая часть начинается как будто бы мирно.Зачитайте начало 2 части.Какое видение появляется в следующей строфе?Есть ли отличия в описании «чёрного человека» в первой и второй частях поэмы? Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в «черного человека» трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение: зеркало разбито, «чёрный человек» оказался вторым «Я» героя. Рассвет, обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «… Месяц умер». Начало и конец последней строфы отмечены многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через полтора месяца. Дома Выразительное чтение наизусть стихотворения о родинеАнализ (по схеме) этого же стихотворения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по теме " С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина.

С. Есенин "Песнь о собаке". Гуманизм и искренность поэзии С. Есенина. Цель: обзорное знакомство с поэзией С. Есенина, приобщение учащихся к миру поэтических образов его лирики, углубить творческие спо...

Художественный мир поэзии С.А.Есенина.

Интегрированный урок по поэзии Сергея Есенина. Исследование материала для сочинения в жанре путешествия....

Времена года в поэзии Есенина

Сергей Есенин прежде всего – певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии....

Проект «Поэзия в жизни современого человека»

Поэзия А.С.Пушкина удивительно ...

Презентация "Образы животных в поэзии Есенина"

Презентацию можно использовать как для урока, так и для внеклассной работы....

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателя Тема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова. Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАдля преподавателяТема: «Крестьянство как собирательный герой поэзии Н.А. Некрасова.Человек и мир в зеркале поэзии. Ф.И. Тютчев А.А. Фет»Дисциплина ОУД 02. Литература...