Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина
календарно-тематическое планирование по литературе (6,7,8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК Г.Меркина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_urokov_literatury._uchebnik_merkina.rar | 69.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено на заседании МО
Директор КСОШ №3 Зам. директора по УВР Протокол №___ от_______
«____»_______20___ «____»_______20___ «____»_______20___ «____»_______20___ «____»_______20___ «____»_______20___
«____»_______20___ «____»_______20___ «____»_______20___
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ОУУН И ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДМЕТ: литература
КЛАССЫ: 6 «А», 6 «Б»
УЧИТЕЛЬ: Рыженкова Ася Евгеньевна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА 1-Е ПОЛУГОДИЕ: 32часа
НА 2-Е ПОЛУГОДИЕ: 34 часа
ВСЕГО: 66 часов
В НЕДЕЛЮ: 2 часа
I ЧЕТВЕРТЬ: 18 ч. II ЧЕТВЕРТЬ: 14 ч. III ЧЕТВЕРТЬ: 18 ч. IVЧЕТВЕРТЬ: 16 ч.
ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ УРОКОВ:
I ЧЕТВЕРТЬ: 1 II ЧЕТВЕРТЬ: 1 III ЧЕТВЕРТЬ: - IVЧЕТВЕРТЬ: 1
ЗАЧЕТОВ:
I ЧЕТВЕРТЬ: 1 II ЧЕТВЕРТЬ: - III ЧЕТВЕРТЬ: 1 IVЧЕТВЕРТЬ: -
ТЕСТОВ:
I ЧЕТВЕРТЬ: 1 II ЧЕТВЕРТЬ: 1 III ЧЕТВЕРТЬ: 1 IVЧЕТВЕРТЬ: 1
УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:
I ЧЕТВЕРТЬ: 2 II ЧЕТВЕРТЬ: 4 III ЧЕТВЕРТЬ: 5 IVЧЕТВЕРТЬ: 4
ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ:
Федерального компонента государственного стандарта. Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004
Примерные программы по литературе. Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. – 2-е изд. Стереотип. -М.: Дрофа, 2008
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М. «Русское слово», 2006
УЧЕБНИК: Литература 6 класс. В 2-х частях / Г.С. Меркин. «ТИД «Русское слово», 2007
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА: «Контрольные и проверочные работы по литературе» - М. «Дрофа», 2002; Э.А.Красновский и др. «ЕГЭ по литературе. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» - М. «Интеллект-центр», 2005
I ЧЕТВЕРТЬ
Дата | Классы | Ча сы | Тема урока | ЗУН |
2.09.08 8.09.08 | 6б 6а | 2 | Талантливый читатель: жизнь книги в человеческой душе. Мифы Древней Греции: «Пять веков», «Прометей», «Дедал и Икар». Герои, их подвиги. Отражение в мифах понятий о героизме. Стремление понять мир. Проверка техники чтения | Восстановление навыков чтения. Различные виды пересказа, аналитическое, комментированное, выборочное чтение. Понимание мифологического сюжета, аналогия с другими мифами, отражением мифов в различных видах искусства. Анализ мифологических фразеологизмов. |
9.09.08 15.09.08 | 6б 6а | 2 | Мифы Древней Греции: «Двенадцать подвигов Геракла». Славянские мифы: «Встреча Ильма и Святогора», «Всемирный потоп». Своеобразие славянской мифологии. Вводный контроль: контрольная работа по изученному в 5-м классе | Развитие представлений о мифологическом персонаже. Синтезирование знаний о мифах Древней Греции и славянских мифах. Составление словесного портрета, краткий пересказ, работа с мифологическим словарем. Проверка знаний о жанрах, понятиях, произведениях, авторах, изученных в 5-м классе.
|
16.09.08 | 6б | 2 | Жанры УНТ. Былички и бывальщины, предания. «Знаменитый полководец», «Суворовские внуки». Примечание: В связи с небольшим объемом материала данная тема в 6а классе изучается в рамках предыдущего урока | Анализ языка и сюжета быличек, бывальщин и преданий. Комментированное чтение, персказ, сопоставление с другими жанрами УНТ. Устный рассказ об известных преданиях. |
23.09.08 22.09.08 | 6б 6а | 2 | Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Формулы сказки, герои, сказители. Народные представления о добре и зле. Краткость, образность, афористичность. Рр1 Создание собственной волшебной сказки или конструирование из фрагментов разных волшебных сказок | Знать типы народных сказок. Знать, находить, анализировать структуру, законы, элементы волшебной сказки. Анализировать язык сказки. Пересказывать сюжет, создавать портрет героя, находить элементы других волшебных сказок. Составлять композиционный план сказки, сюжетную линию, отбирать элементы разных сказок для создания своего сочинения. |
30.09.08 25.09.08 | 6б 6а | 2 | «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в древнерусской литературе истории страны и народа. Тестовая работа | Знать определение и признаки жанров древнерусской литературы: житие, сказание, древнерусская повесть. Анализ сюжета, морали произведений, нравственной проблематики. Видение и понимание авторской позиции. Навык аудирования, чтения древнерусских произведений, сжатый пересказ, работа с иллюстрациями: отражение в них характеров героев. |
7.10.08 6.10.08 | 6б 6а | 2 | Литература XVIII века. М.В. Ломоносов. Биография и заслуги. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». Литература XIX века: особенности, отличия, жанры, авторы. В.А.Жуковский – основоположник романтизма в русской литературе | Развитие навыка конспектирования. Составление конспекта-биографии автора. Анализ идеи стихотворения, темы. Сопоставление признаков древнерусской литературы, УНТ и литературы XVIII века. Комментированное и выразительное чтение. Анализ иносказания, многозначных слов, аллегории, риторического обращения. Составлять хронологическую таблицу истории и развития литературы, знакомство с авторами. Составлять конспект по биографии писателя. Анализ признаков романтизма. |
14.10.08 13.10.08 | 6б 6а | 2 | Жанр баллады в русской литературе. В.А.Жуковский «Светлана», «Лесной царь», «Перчатка». Рр1 Выразительное чтение баллад А.С.Пушкин. Отражение романтических течений в лирике поэта: «Прощайте, верные дубравы…», «Зимнее утро». Двусложный размер стиха. | Знать определение понятия «баллада». Анализ композиции, сюжета, темы, идеи, языка, фантастического и реального в балладе. Сопоставление с фольклорными произведениями, традициями, обычаями народа. Иллюстрирование баллад. Аудирование: баллада как музыкальный жанр. Современная баллада в исполнении вокальной группы «Мельница». Чтение стихотворений наизусть, анализ языка и чувств героя. Знать признаки стихотворных размеров, находить их в тексте. |
21.10.08 20.10.08 | 6б 6а | 2 | А.С.Пушкин – прозаик. Интерес к истории России. Роман «Дубровский». История создания, конфликт, герои и персонажи. | Обзор исторической ситуации в России во время создания романа. Знать определение понятия «роман», его отличительные признаки. Анализ композиции, конфликта романа. Составление таблицы-характеристики героев романа. Составление цитатного плана. Подробный и краткий пересказ. |
28.10.08 27.10.08 | 6б 6а | 2 | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Тема, идея, проблемы романа. Народ в романе. Нравственные ценности в произведении. «Три жизни» героя Зачет по роману «Дубровский» | Составление сюжетной линии. Анализ понятий «верность, предательство, любовь, дружба, справедливость, честь и отвага» относительно героев романа. Работа со статьями учебника: выборочное чтение, подбор фактов и аргументов. |
II ЧЕТВЕРТЬ
Дата | Ча сы | Тема урока | ЗУН | |
11.11.08 10.11.08 | 6б 6а | 2 | Рр2 Подготовка и написание подробного изложения с элементами сочинения по фрагменту романа «Дубровский» | Развитие и закрепление навыков аудирования, подробного пересказа, составления цитатного плана, Составление плана рассуждения, отбор словарного материала. |
18.11.08 17.11.08 | 6б 6а | 2 | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский» в искусстве и музыке. М.Ю.Лермонтов. Лирика, Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «Тучи», «Парус», «Листок» Трехсложные размеры стиха. Рр1 Выразительное чтение стихотворений | Иллюстрирование (в том числе и словесное) сюжета, героев произведения. Восприятие романа через живопись, музыку. Характеристика одинокого романтического героя-бунтаря. Работа с иллюстрациями, анализ ИВС. Знать и определять трехсложные размеры. Развитие навыка аудирования (слушание художественного чтения) Выразительное чтение наизусть |
25.11.08 24.11.08 | 6б 6а | 2 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». История создания повести. Тема и проблематика повести. Главные герои. | Понимание исторической ситуации во временных рамках повести. Составление сюжетной линии. Характеристика и сопоставительный анализ героев повести. Приемы создания центральных образов. Выборочное, комментированное чтение. Работа с иллюстративным материалом, самостоятельное иллюстрирование фрагментов повести. |
2.12.08 1.12.08 | 6б 6а | 2 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Массовые сцены и их значение. Образ Запорожской Сечи. Тестовая работа | Групповой анализ лирических и эпических пластов повести. Построение плана рассуждения. Исследование значений деталей и сцен в повести, работа со вспомогательными статьями учебника. Составление письменного отзыва на эпизод. |
9.12.08 8.12.08 | 6б 6а | 2 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Лирическое и эпическое содержание повести. Образы Остапа и Андрия | Развитие навыка конспектирования, исследования. Выборочное чтение эпизодов, заполнение сопоставительной таблицы. Работа со статьей учебника. Анализ авторских комментариев к образу. Создание устного портрета героя |
16.12.08 15.12.08 | 6б 6а | 2 | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Стиль повести, связь с фольклором. ИВС в повести. Пейзаж в повести. И.С.Тургенев «В дороге», «Записки охотника». История создания цикла рассказов. «Бирюк». Проблематика и своеобразие композиции. | Индивидуальная работа: создание мини-рефератов (по заданному плану), развитие навыка конспектирования, исследования Пересказ сюжета, характеристика героев рассказов. Дискуссия о служебном и человеческом долге. Анализ идейного замысла и позиции автора. Сопоставление с рассказом «Муму». Устное рисование, иллюстрирование эпизодов. Выборочное чтение. Работа со вспомогательными статьями учебника. |
23.12.08 22.12.08 | 6б 6а | 2 | Промежуточный контроль: контрольная работа по изученным темам Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…». Гражданская позиция автора. Основной пафос стихотворений. ИВС. Рр1 Выразительное чтение стихотворений | Проверка ЗУН по характеристике героев, определению жанров произведений, размеров стиха. Сопоставление сюжета, темы, идеи стихотворений с изученными ранее из цикла «Крестьянские дети». Анализ способов создания образа женщины-труженицы, отношения автора к событиям. Сравнение с отношением И.С.Тургенева. Осознание понятия «обличительный пафос», видение ИВС в стихотворениях. Определение размеров стиха. Выразительное чтение стихотворений. Восприятие образов и исторической ситуации через картины Тропинина, Венецианова. |
III ЧЕТВЕРТЬ
Дата | Ча сы | Тема урока | ЗУН | |
20.01.09 19.01.09 | 6б 6а | 2 | Биография и творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая повесть «Детство». Взаимоотношения в семье. Сыновья и родительская любовь в повести | Краткий рассказ о жизни автора, сопоставление деталей жизни автора и героя повести. Анализ понятий «добро, добродетель, душевная отзывчивость, любовь к близким, преданность и т.д.» и их проявлений в повести. Сравнительная характеристика взаимоотношений в семье Николеньки и семьях героев изученных произведений («Тарас Бульба», «Дубровский») |
3.02.09 26.01.09 | 6б 6а | 2 | Л.Н.Толстой «Бедные люди», В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Бедность на порок». Проблемы и идеи произведений Система образов Тестовая работа | Анализ проблемы и идеи произведений, сопоставительная характеристика героев произведений, их взаимоотношений. Комментированное выборочное чтение. Подробный пересказ. Составление цитатного плана и портрета героя |
10.02.09 2.02.09 | 6б 6а | 2 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Авторское отношение к героям и смысл названия Рр Подготовка к написанию мини-сочинения на тему «Я думаю, что поступил бы…» | Характеристика эпизодов повести; подготовка вопросов для обсуждения. Создание мини-сочинения на тему «Я думаю, что поступил бы…». Развитие навыка исследования: поиск и постановка проблемы– тезиса, доказательств, анализ и аргументация собственного мнения. Создание сочинения - рассуждения |
17.02.09 9.09.09 | 6б 6а | 2 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Идея повести Рр1 Изложение по фрагменту повести Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» | Аудирование краткого пересказа сюжета, запоминание основных эпизодов, сопоставление судьбы героя повести с судьбами героев повести «В дурном обществе». Развитие и закрепление навыков аудирования, подробного пересказа, составления цитатного плана, Составление плана рассуждения, отбор словарного материала. |
24.02.09 16.02.09 | 6б 6а | 2 | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Социальное неравенство, авторское отношение к героям. Юмор и сатира в рассказе Тестовая работа И.А.Бунин. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | Анализ проблематики повести с точки зрения социального неравенства. Создание словесного портрета героев. Объяснение на примере рассказа понятий «юмор и сатира». Анализ юмористических и сатирических приемов в рассказе. Создание иллюстраций, трактовка названия рассказа. Инсценировка рассказа. Анализ сюжета рассказа, сопоставление его с изученными ранее произведениями о крестьянах (И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова), пересказ эпизода, рассуждение на тему «Душа крестьянина» |
3.03.09 | 6б 6а | 2 | Литература 20 века. Мир природы и человека в стихотворении И.А.Бунина «Не видно птиц…» Рр Выразительное чтение (наизусть) стихотворения «Не видно птиц…» А.И.Куприн «Тапер».Жанр рождественского рассказа. Дети и взрослые в рассказе. Внутренний мир человека. Талант и судьба | Анализ лирического произведения (тема, идея, композиция, образы, ИВС), развитие мнемонического навыка, навыка выразительного чтения Анализ социальной ситуации той эпохи. Сопоставление судьбы героя с изученными ранее образами. Анализ идеи, проблематики рассказа, эпизода и композиции, подробный пересказ, составление плана рассказа. Анализ понятия «Рождественский рассказ». |
10.03.09 | 6б 6а | 2 | Внеклассное чтение А.И. Куприн «Чудесный доктор». Тестовая работа С.А.Есенин «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». Одухотворенная природа в творчестве Есенина Рр Выразительное чтение (наизусть) стихотворения «Песнь о собаке» | Формирование представлений о реально живших знаменитых людях, героях рассказов Куприна: враче Н.Пирогове, композиторе А.Рубинштейне, их нравственных качествах. Выборочное комментированное чтение деталей рассказа. Анализ идеи и поэтических образов, олицетворений, цветописи, эпитетов, метафор, разговорной речи. Развитие мнемонического навыка, навыка выразительного чтения, создания образа, выражения собственного отношения к герою стихотворения. |
17.03.09 16.03.09 | 6б 6а | 2 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Родная природа в изображении писателя. Мифологические мотивы в повести. | Выборочный пересказ фактов биографии М.М.Пришвина, соотнесении их с идеей повести, объяснение смысла названия. Комментированное чтение описаний природы в повести, сопоставление прозаических описаний с поэтическими образами в лирике Есенина. Поиск и анализ мифологических мотивов в повести (в сопоставлении с ранее изученными мифами) |
23.03.09 22.03.09 | 6б 6а | 2 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственные качества человека и любовь к окружающему миру Зачетная работа на тему «Человек и его душа в русской литературе XIX века» | Составление «сюжетной карты», подробный пересказ эпизодов, иллюстрирование фрагментов повести. Создание словесного портрета героев. Характеристика их нравственных качеств и рассуждение о том, как они помогли героям в экстремальной обстановке. Описание собаки Травки как одной из главных героинь. Синтезирование ранее полученных знаний об изображении внутренних качеств человека русскими писателями и поэтами. |
IV ЧЕТВЕРТЬ
Дата | Классы | Ча сы | Тема урока | ЗУН |
6.04.09 5.04.09 | 6б 6а | 2 | Человек и природа в поэзии Н.М.Рубцова «Звезда полей», Тихая моя родина» Рр Выразительное чтение (наизусть) стихотворения Н.М.Рубцова | Обзор кратких сведений о жизни и творчестве поэта. Анализ лирического произведения: стихотворного размера, идеи и поэтических образов, олицетворений, цветописи, эпитетов, метафор, разговорной речи. Развитие мнемонического навыка, навыка выразительного чтения, создания образа, выражения собственного отношения к герою стихотворения. |
13.04.09 12.04.09 | 6б 6а | 2 | В.К. Железников «Троп». Мир животных и человека. Доброта, верность и благодарность. Внеклассное чтение В.К. Железников «Чучело» | Пересказ сюжета, подготовка вопросов для обсуждения, аргументирование авторского и собственного отношения к героям рассказа. Проведение параллелей между героями-людьми и героем-животным, сопоставлением с сюжетом повести «Кладовая солнца». Беседа по прочитанной повести «Чучело» на тему «Верность, благородство и доброта в повести» |
20.04.09 19.04.09 | 6б 6а | 2 | Военное детство: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой» Рр Запись воспоминаний родственников старшего поколения на тему «Детство в военное и послевоенное время» | Краткий рассказ о жизни автора, сопоставление деталей жизни автора и героя повести. Обзор жизни людей военного времени (по воспоминаниям родственников старшего поколения). Характеристика главного героя, анализ его поступка, работа со статьей и вопросами учебника. Трактовка и символика названия |
27.04.09 26.04.09 | 6б 6а | 2 | Изображение Великой Отечественной войны в стихотворениях М.В.Исаковского и Д.С.Самойлова Рр Выразительное чтение (наизусть) стихотворения о Великой Отечественной войне | Подбор и обзор литературных, художественных, кино-материалов о Великой Отечественной войне. Рассуждение и толкование восприятия войны поэтами. Комментированное, выразительное, выборочное чтение. Работа со статьей и вопросами учебника. |
4.05.09 3.05.09 | 6б 6а | 2 | Подвиг во имя жизни: Джек Лондон «Любовь к жизни» Тестовая работа | Выборочный пересказ фрагментов биографии автора, комментированное и выборочное чтение. Анализ жизнеутверждающего пафоса рассказа. Составление сюжетной схемы, характеристика основных образов. Видение и пояснение идеи, проблемы и воспитательного вымысла рассказа. |
11.05.09 10.05.09 | 6б 6а | 2 | Детство – время приключений: О.Генри «Вождь краснокожих», Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна» | Подготовка пересказа от другого лица. Особенности сюжета и названия рассказа. Юмористический взгляд и стиль писатель. Самостоятельное сопоставление и выделение общих черт у героев М.Твена и О.Генри. Создание образа мальчишки сорви-головы. Иллюстрирование фрагментов повестей. |
18.05.09 17.05.09 | 6б 6а | 2 | Г.Х.Андерсен «Чайник». Христианские ценности в сказках писателя. Рр Подготовка к написанию сказки на тему «Сказочный мир обычных вещей» | Анализ понятия «христианские ценности», их проявление в обыденной жизни. Поиск и анализ символов в сказке Андерсена. Комментированное чтение. Сопоставление сюжета сказки с известными библейскими сюжетами. Развитие умения видеть в окружающих человека вещах необычное, создание сказочной фабулы, композиции. Работа с образцами |
26.05.09 25.05.09 | 6б 6а | 2 | Обобщение и систематизация изученного по литературе. Итоговый контроль на тему «Литература XIX века: авторы и произведения, идеи и образы» | Проверка ЗУН по характеристике героев, определению идеи, проблематики, жанров произведений, стихотворных размеров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе Г.С.Меркина для 5 - 7 классов
В предлагаемой форме календарно-тематического планирования по литературе по программе Г.С.Меркина отражены темы уроков, материал по теории литературы, практическая часть, диагност...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс (учебник Меркина Г.С.)
Данное тематическое планирование по литературе составлено к учебнику Меркина Г.С....
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе на 2013-2014 уч. год (авторы программы: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев)
Данное календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе включено в рабочую учебную программу по литературе (5 класс) на 2013-2014 учебный год, разработано на основе программы по литер...
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс.Учебник Меркина Г.С.( 68 часов)
Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида, основное общее образование, 8 класс, учитель Тихоновская Л.А.1.Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. А...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...