КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ И.А.БУНИНА "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.
Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Легкое дыхание | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс
Надежда и отчаяние Оленьки Мещерской.
Урок по рассказу И.А. Бунина « Легкое дыхание» (1916 г)
Непознанная жизнь не стоит того,
чтобы быть прожитой.
Сократ
-Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.
Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость.
1. Краткое содержание рассказа.
В самом начале рассказа перед нами предстает могила главного персонажа. Что же случилось с героиней произведения? А дело было в следующем: пятнадцатилетняя гимназистка Оля Мещерская, веселая и беспечная девушка, практически никогда не слушала советов старшей наставницы. Ей больше всего нравилось кататься на коньках и танцевать. И хотя особо она не прихорашивалась, как ее подруги, вокруг нее всегда было много молодых людей, которым она симпатизировала. Поговаривали, что даже один из юношей из-за девушки хотел покончить жизнь самоубийством.
Перед печальными событиями Оля проводила свое время очень весело. Классная дама сделала ей замечание, что ее поведение не достойно добропорядочной девушки, а скорее взрослой женщины. Однако Мещерская сказала ей, что в этом виновен приятель и сосед родного отца, мужчина Алексей Малютин, благодаря которому она и стала женщиной. Через два месяца после этого разговора Оля погибла от рук одного офицера. Это произошло днем среди людей на вокзале.
При допросе мужчина заявил, что застрелил гимназистку из-за того, что, находясь в близких отношениях с девушкой, был отвергнут без причины. Офицер даже предложил ей руку и сердце, но Ольга сказала, что просто играла его чувствами. Вот тогда-то он и решился на такой шаг.
Прочитав записи, которые делала Мещерская в своем дневнике, классная дама была ошарашена. Девушка писала, что когда ее родные уехали в город, то проводила досуг с огромным удовольствием. Но она и не подозревала о том, что долговременное пребывание Милютина не напрасно. В один из вечеров мужчина стал домогаться Ольги. И как она ни старалась отбиться от него, ничего у нее не вышло. Так она и потеряла свою невинность. Боясь рассказать всю правду, она с каждым днем все больше ненавидела Алексея Михайловича и решила мстить всем лицам мужского пола, отвергая их любовь к ней.
Классная дама приходила на могилу этой чудной девушки еженедельно в выходные дни. Женщина очень сожалела о том, что Оля так нелепо погибла. Как-то она случайно услышала беседу Мещерской со своей подругой. Она говорила, что в одной из книг отца она прочитала о красоте женщины, где говорилось о том, что главное в ней не изящная талия и стройные ноги, красивые глаза, а легкое дыхание, и оно у нее есть.
2.Работа с текстом. Анализ.
-Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»
(В одной из книг отца она прочитала о красоте женщины, где говорилось о том, что главное в ней легкое дыхание)
-Как это поняла героиня?
(Радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность)
-Каков образ её жизни?
(Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки, преждевременное превращение из девочки в девушку, из девушки в женщину)
-На что НАДЕЕТСЯ героиня? О чём мечтает?
(Ей просто хочется быть счастливой)
-Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? ( Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)
-Какие чувства испытывает героиня к Малютину? (Страшно то, что никаких чувств Оля к нему не испытывает. Она была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не думала, что я такая!»)
-Как можно охарактеризовать её состояние?
(ОТЧАЯНИЕ)
-Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? ( Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)
Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.
-Каковы же причины этой трагедии?
( « кодекс женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание». Он-то и оказал отрицательное воздействие на неокрепшую душу. В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах)
-Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской. Это – БЕЗДУХОВНОСТЬ. Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.
«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.
3. Выводы.
- Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Если бы не бездумное порхание по жизни героини, не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.
Рассказ звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.
Олечка
кокетливая легкомысленная
кружится порхает наслаждается
легкое дыхание замирает преждевременно
бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу (А.Фет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по рассказу "Уроки французского"
Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.
Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....
План конспект урока : "Непрямой массаж сердца и исскуственное дыхание"
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАТЕМА: «Первая помощь при остановке сердца и дыхания»КЛАСС: 11Тип урока: Урок-практикумВопросы урока: 1.Понятие реанимация. Опасность остановки сердца идыхания. 2.Правила выпол...
конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"
ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...
Конспект урока. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Урок проводится для 8 класса по УМК В.В. Пасечника....
План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку
План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....