Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Петрушина Марина Валентиновна

   «Лишь слову жизнь дана»

 

 Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Скажите, из какого стихотворения И.А.Бунина эти слова?

Прочитайте это стихотворение (читает ученик)

Скажите, о чём это стихотворение? Какую основную мысль хотел донести до нас автор?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bunin_urok_k_seminaru.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

                    Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе

Тема:   «Односоставные предложения. По  произведениям И.А.Бунина»

Цель урока:  Развивать у учащихся умение выполнять лингвистический анализ текста

Задачи урока:

                           . показать мастерство И.А.Бунина; учить анализировать особенности языка и стиля

                             произведения.

                           . закрепить знания об односоставных предложениях

                           . развивать творческие способности учащихся, память, мышление.

                           . прививать культуру межличностного общения (работа в паре, в группе)

Оборудование:  художественные тексты И.А.Бунина (раздаточный материал), толковый словарь,

                              Оценочный лист, мультимедийная установка(презентация)

                                                      Ход  урока.

   «Лишь слову жизнь дана»

 Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Скажите, из какого стихотворения И.А.Бунина эти слова?

Прочитайте это стихотворение (читает ученик)

Скажите, о чём это стихотворение? Какую основную мысль хотел донести до нас автор?

И.А.Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось  

Передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее    

 Живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать

Намного больше. Запишите эпиграф  нашего урока к себе в оценочный лист, который сегодня у

нас будет выполнять роль тетради.

А.Т.Твардовский, сам большой художник слова,  считал, что каждый молодой писатель» в

начальной своей поре должен пройти Бунина.  Это научит его постоянному чувству

великой    ценности родной речи, умению отбирать нужные и незаменимые слова,

привычке обходиться малым их числом для достижения большой выразительности.

Действительно, Бунин очень часто в своих произведениях использовал коротенькие предложения.

 некоторые из них состояли всего из одного слова, но  какими ёмкими и выразительными они

являются, какое глубокое содержание усматриваем мы в них.

И сегодня на уроке мы закрепить тему «односоставные предложении» на примере произведений

И.А.Бунина.

Бунина ценят и любят. Им восхищаются, ему подражают. Давайте прочитаем высказывания других

Русских писателей о И.А.Бунине (слайд№  )

Чтение со слайда.

. Мир Бунина – это мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний.

                                                                                 А.Блок

. Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни.

                                                                                 К.Паустовский

. Из необъятного числа слов он (Бунин) безошибочно  выбирал для каждого рассказа

  слова наиболее живописные, наиболее сильные.              

                                                                                  К.Паустовский

Запишите одно  предложение и выполните его синтаксический разбор. Каждый ряд выписывает

Своё. Но прежде, чем вы начнёте работу, давайте выберем на каждом ряду человека, который

сегодня будет выполнять  роль учителя. Кто хочет побывать в роли учителя? Ваша задача –

составить  всевозможные вопросы по данному предложению и задать их ребятам своей группы.

У  вас 3 минуты, чтобы разобрать предложение и быть готовыми отвечать на вопросы своего

учителя.

 Вопросы  ученикам каждой группы задаёт выбранный учитель.

Высшей  степенью  проявления любви к Бунину можно считать то, что в его честь слагают стихи.

Давайте прочитаем один из сонетов Игоря Северянина, который он посвятил Бунину.

(чтение сонета учеником)

. О чём этот сонет?

. С чем сравнивает И.Северянин стихи Бунина?

. Запишите отрывок из сонета к себе  в лист.

(Слайд №  )

Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружьё. Собака. Серая Ока.

. Проанализируйте эти предложения с точки зрения их структуры.

. Что о них можно сказать? Что в них общего?

. Вспомните, какие предложения называются односоставными?

. Какие вам известны группы односоставных предложений?

Анализ текстов.

В вашем раздаточном материале есть отрывок из рассказа Бунина «Последняя весна».

Прочитаем его.

. О каком времени года идёт речь?

. Как вы понимаете слова «сладкий вздох свежестью»?

. Почему вздох, а не вздохнул? На что обращает внимание автор?

   ( неважно  действие, важен предмет)

. Определите  лексическое значение слова свежесть по словарю.  ( слайд №  )

. Какое средство художественной выразительности использует Бунин в этом предложении?

 (метафора)

. Как вы понимаете  слово  чудится? Подберите к нему синонимы.(кажется, мерещится)

.  Как понимаете значение слова оцепенение? Синонимы к этому слову.

. Какие ещё средства художественной выразительности использует автор в этом отрывке?

. Петухи поют как неживые – сравнение. Почему они так поют, как выдумаете?

. Новый снег – эпитет.

. Выпишите из этого отрывка только односоставные предложения, определите их вид.

 5 минут.

( слайд №  )

. Читаем выписанные предложения и определяем их вид.

. Поверьте себя. Сравните с правильным ответом, запишите те предложения, которые вы

 пропустили.

Исследовательская работа.

Перед вами стихотворения и  отрывки из разных произведений Бунина. Ваша задача – найти в

них только односоставные предложения и подчеркнуть. Чья группа найдёт больше предложений.

5 минут. (проверка)

Очень часто умело  и точно подобранное слово может заменить по смыслу целое предложение.

В этом мы сегодня ещё раз убедились на примере творчества Бунина, который умел достичь

наибольшей выразительности благодаря умению подбирать нужные слова.

Сочинение миниатюра.

И в заключение нашего урока я предлагаю вам написать небольшое сочинение миниатюру,

включая в свой текст односоставные предложения, как это дела Бунин.

Тема вашего сочинения перед вами на слайде.

5 мину.

Зачитаем ваши работы.

Итог.

Каждый из вас будет оценен мною по итогам вашей письменной работы, а вам я

предлагаю самим  оценить свою работу на этом уроке первой оценкой, второй оценкой

вы оцените пользу и значимость этого урока для вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс

Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)

Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...