Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
«Лишь слову жизнь дана»
Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
Скажите, из какого стихотворения И.А.Бунина эти слова?
Прочитайте это стихотворение (читает ученик)
Скажите, о чём это стихотворение? Какую основную мысль хотел донести до нас автор?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bunin_urok_k_seminaru.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе
Тема: «Односоставные предложения. По произведениям И.А.Бунина»
Цель урока: Развивать у учащихся умение выполнять лингвистический анализ текста
Задачи урока:
. показать мастерство И.А.Бунина; учить анализировать особенности языка и стиля
произведения.
. закрепить знания об односоставных предложениях
. развивать творческие способности учащихся, память, мышление.
. прививать культуру межличностного общения (работа в паре, в группе)
Оборудование: художественные тексты И.А.Бунина (раздаточный материал), толковый словарь,
Оценочный лист, мультимедийная установка(презентация)
Ход урока.
«Лишь слову жизнь дана»
Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.
Скажите, из какого стихотворения И.А.Бунина эти слова?
Прочитайте это стихотворение (читает ученик)
Скажите, о чём это стихотворение? Какую основную мысль хотел донести до нас автор?
И.А.Бунин считал поэзию очень трудным ремеслом и всегда волновался, удалось или не удалось
Передать словами краски природы, свет, звук. Внешне слова, состоящие из букв, бледнее
Живописных и музыкальных средств выражения. Но, как вы заметили, они могут сказать
Намного больше. Запишите эпиграф нашего урока к себе в оценочный лист, который сегодня у
нас будет выполнять роль тетради.
А.Т.Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель» в
начальной своей поре должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству
великой ценности родной речи, умению отбирать нужные и незаменимые слова,
привычке обходиться малым их числом для достижения большой выразительности.
Действительно, Бунин очень часто в своих произведениях использовал коротенькие предложения.
некоторые из них состояли всего из одного слова, но какими ёмкими и выразительными они
являются, какое глубокое содержание усматриваем мы в них.
И сегодня на уроке мы закрепить тему «односоставные предложении» на примере произведений
И.А.Бунина.
Бунина ценят и любят. Им восхищаются, ему подражают. Давайте прочитаем высказывания других
Русских писателей о И.А.Бунине (слайд№ )
Чтение со слайда.
. Мир Бунина – это мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний.
А.Блок
. Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни.
К.Паустовский
. Из необъятного числа слов он (Бунин) безошибочно выбирал для каждого рассказа
слова наиболее живописные, наиболее сильные.
К.Паустовский
Запишите одно предложение и выполните его синтаксический разбор. Каждый ряд выписывает
Своё. Но прежде, чем вы начнёте работу, давайте выберем на каждом ряду человека, который
сегодня будет выполнять роль учителя. Кто хочет побывать в роли учителя? Ваша задача –
составить всевозможные вопросы по данному предложению и задать их ребятам своей группы.
У вас 3 минуты, чтобы разобрать предложение и быть готовыми отвечать на вопросы своего
учителя.
Вопросы ученикам каждой группы задаёт выбранный учитель.
Высшей степенью проявления любви к Бунину можно считать то, что в его честь слагают стихи.
Давайте прочитаем один из сонетов Игоря Северянина, который он посвятил Бунину.
(чтение сонета учеником)
. О чём этот сонет?
. С чем сравнивает И.Северянин стихи Бунина?
. Запишите отрывок из сонета к себе в лист.
(Слайд № )
Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружьё. Собака. Серая Ока.
. Проанализируйте эти предложения с точки зрения их структуры.
. Что о них можно сказать? Что в них общего?
. Вспомните, какие предложения называются односоставными?
. Какие вам известны группы односоставных предложений?
Анализ текстов.
В вашем раздаточном материале есть отрывок из рассказа Бунина «Последняя весна».
Прочитаем его.
. О каком времени года идёт речь?
. Как вы понимаете слова «сладкий вздох свежестью»?
. Почему вздох, а не вздохнул? На что обращает внимание автор?
( неважно действие, важен предмет)
. Определите лексическое значение слова свежесть по словарю. ( слайд № )
. Какое средство художественной выразительности использует Бунин в этом предложении?
(метафора)
. Как вы понимаете слово чудится? Подберите к нему синонимы.(кажется, мерещится)
. Как понимаете значение слова оцепенение? Синонимы к этому слову.
. Какие ещё средства художественной выразительности использует автор в этом отрывке?
. Петухи поют как неживые – сравнение. Почему они так поют, как выдумаете?
. Новый снег – эпитет.
. Выпишите из этого отрывка только односоставные предложения, определите их вид.
5 минут.
( слайд № )
. Читаем выписанные предложения и определяем их вид.
. Поверьте себя. Сравните с правильным ответом, запишите те предложения, которые вы
пропустили.
Исследовательская работа.
Перед вами стихотворения и отрывки из разных произведений Бунина. Ваша задача – найти в
них только односоставные предложения и подчеркнуть. Чья группа найдёт больше предложений.
5 минут. (проверка)
Очень часто умело и точно подобранное слово может заменить по смыслу целое предложение.
В этом мы сегодня ещё раз убедились на примере творчества Бунина, который умел достичь
наибольшей выразительности благодаря умению подбирать нужные слова.
Сочинение миниатюра.
И в заключение нашего урока я предлагаю вам написать небольшое сочинение миниатюру,
включая в свой текст односоставные предложения, как это дела Бунин.
Тема вашего сочинения перед вами на слайде.
5 мину.
Зачитаем ваши работы.
Итог.
Каждый из вас будет оценен мною по итогам вашей письменной работы, а вам я
предлагаю самим оценить свою работу на этом уроке первой оценкой, второй оценкой
вы оцените пользу и значимость этого урока для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы "Письмо с фронта" 7 класс
Данный урок проведен в дни, посвященные 70-летию освобождения г.Калинина (Твери) от немецко-фашистских захватчиков. Направлен на углубление и расширение представлений уч-ся об эпистлярном жанре. Спосо...
« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...
Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.
Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...
Интегрированный урок ( русский язык и литература, 9 класс)
Интегрированный урок на тему: "Использование сложносочиненных предложений в творчестве М. Ю. Лермонтова"....
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе (урок с использованием здоровьесберегающих технологий)
Тема урока:...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы
1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...