Урок по Виктору Астафьеву по повести "Царь-рыба"
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему
Урок с презентацией , буклетом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
astafev_car-ryba.pptx | 2.23 МБ |
buklet_k_uroku_car-ryba.zip | 64.14 КБ |
priroda_i_chelovek_v_povesti_v_astafeva_car_-ryba.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Петрович Астафьев(1924-2002) Виктор Астафьев родился 1мая 1924 года в селе Овсянка (ныне Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина , упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных . О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Тема природы и экологии Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ « Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой». Но важнейшее произведение, связанное с темой природы- «Царь-рыба»
Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Краткое содержание Игнатьич — главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом. В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьем, опытом предков и собственным, обретенным за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознает незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой . Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и « вьюнцах », он с удивлением называет его «загадкой природы».С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу , что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем». Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почел азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! — подумал главный герой новеллы. — Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову». Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу …». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке», — пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осетр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждет смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» — молит Игнатьич . Жажда жизни толкает героя и да то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: « Бра-ате-ельни-и-и-ик !..» Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осетр жмется к нему потому, что их обоих ждет смерть. В этот момент человек начинает вспоминать свое детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжелым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты , за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой , попадется коды — отпушшайте сразу». Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич ? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой — наказание за его дурные поступки. Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: « Прос-сти-итееее … её-еээээ … Гла-а-аша-а-а , прости-и-и ». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу — оттого что рыба не висела на нем мертвым грузом, душе — оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.
Словарная работа Каково значение слов «ЧЕЛОВЕК» «ПРИРОДА» «ДУША» ДУХОВНЫЙ» ДУХОВНОСТЬ» Что общего между ними? Что говорит В. Астафьев о браконьерах?
Вывод: Человек-часть природы Человек и природа- единое целое
Нестандартная книга Публикация глав « Царь-рыбы » в периодике шла с такими потерями в тексте, что автор от огорчений слег в больницу и с тех пор больше никогда не возвращался к повести, не восстанавливал и не делал новых редакций. Лишь много лет спустя, обнаружив в своем архиве пожелтевшие от времени страницы снятой цензурой главы « Норильцы », опубликовал ее в 1990 году под названием «Не хватает сердца». Полностью «Царь-рыба» была опубликована только в 1993 году.
Что говорит В. Астафьев о браконьерах? Почему так много внимания уделял им?
В чем смысл показа судьбы этого героя?
Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?
Что вы заметили в отношении автора к своим героям?
Что можно сказать об идее произведения? Вмешиваясь в жизнь природы, нарушая экологию, человек совершает нравственное преступление Гармония отношений может быть сохранена только благодаря опыту предшествующих поколений
Сообщение учащегося Особенности пейзажа в « Царь-рыбе » Говорят есть места на свете, Где природа с тобой говорит, Где становимся мы словно дети, Разум спит и душа не болит. Я хочу посетить это место, Посидеть в абсолютной тиши, Разобраться в себе. Если честно, От реальности в сказку уйти... В этой сказке нет зла, нет насилья, Нет обмана, не ходит там смерть, Там не надо кричать от бессилья, На страданья и муки смотреть. Я хочу, чтоб у каждого в жизни Был такой потайной уголок! Чтоб он смог "причесать" свои мысли, Чтоб хранил его и берег.
Человек Несмотря на то, что короток твой век, Ты делаешь его короче, человек, Губишь и не думаешь о том, Что тебе и детям жить придется в нем. Задумайтесь, пожалуйста, о том, На что похож стал мир, В котором мы живем. «Мир большой», — ответишь ты.«Что будет, коль не станет красоты?» «Не поубавится людей на свете» А ты уверен ли в своем ответе?
Предварительный просмотр:
Проект «Человек и природа в рассказе
В. Астафьева « Царь – рыба»».
Левшина Инна Александровна
учитель русского языка и литературы
МОУ « ЛИЦЕЙ № 1 пос. Львовский»
Подольского муниципального района М О
84967606194
Цель проекта: разработка урока по творчеству В. П. Астафьева.
Предмет: Литература
Программа: В Коровина, Просвещение , 2008г.
Класс: 11класс
Учебник: «Литература», В.П. Журавлёв, М. ,Просвещение, 2010г.
Тема: «Человек и природа в повести В. Астафьева «Царь-рыба»».
Тип урока: комбинированный, урок- размышление.
Цель:
способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений; формировать навыки сравнения анализа; обобщения.
Задачи
Образовательные: проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы.
Воспитательные: развитие нравственных качеств, обеспечение ситуации эмоционального переживания.
Развивающие: продолжить формирование развития речи учащихся путём самостоятельного формирования выводов и обобщений; продолжить формирование дискуссионных навыков.
Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, компьютер.
Эпиграф: « Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них».
И. В.Гёте.
Ход урока
Этап урока | Вре- мя | Метод обучения | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Средства обучения | Примечания |
Организационный | 1 мин. | Проверка готовности класса к уроку | Доклад дежурного об отсутствующих | |||
Актуализация знаний учащихся | 3 мин. | Рассказ | Вступительное слово | Восприятие рассказа | Иллюст- рация Портрет В.П. Астафьева, слайды1-4 | |
Работа над новым материалом | 4 мин. | Беседа | Постановка цели | Осмысление содержания рассказа «Царь-рыба» | Демонстрация иллюстраций к книге «Царь-рыба», слайд5 | Использование материалов презентации |
Самостоятельная работа | 5 мин. | Метод самостоятельной работы со словарём | Задание учащимся | Выяснение значения слов по теме урока с записью в тетради | Словарь В. Даля, слайды 6-7 | |
Проверка домашнего задания | 5 мин. | Метод проверки знаний | Постановка вопроса, направленного на выяснение сформированности уровня читательского суждения | Обмен читательскими впечатлениями | Слайд 8 | |
Работа с текстом | 15 мин. | Беседа | Постановка вопросов на знание содержания текста рассказа | Анализ рассказа | Слайды 9-11 | |
Закрепление знаний | 5 мин. | Диспут | Постановка вопроса, направленного на выявления позиции автора | Обсуждение идейного содержания | Слайды 12-13 | |
Творческая работа | 5 мин. | Рассказ | Проверка творческого задания | Сообщение по теме домашнего задания | Презентация Слайды 14-17 | |
Рефлексия | 2 мин. | Заключительное слово | Подведение итога урока, обобщение | Слайд 18 |
План – конспект урока
по литературе в 11 «С-Г» классе.
Тема урока: Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Царь рыба»
Цель: способствовать воспитанию негативной позиции к хищническому, потребительскому отношению к природе; формировать навыки сравнения, анализ, общения. Умения связывать экологические проблемы с нравственными; развивать самостоятельность суждений.
Задачи:
Образовательные:
Проверка уровня знаний по материалу рассказа, умения анализировать текст и делать выводы
Воспитательные:
Развитие нравственных качеств:
Обеспечить ситуацию эмоционального переживания.
Развивающие:
Продолжить формирование развития речи учащихся путем самостоятельного формирования выводов и обобщений.
Продолжить формирование дискуссионных навыков.
Тип урока: Урок – размышление
Оборудование: портрет В.П.Астафьева, иллюстрации к рассказу, презентация.
Эпиграф:
Люди повинуются законам природы, даже когда действуют против них
И.В.Гете.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя
Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и
сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.
В «повествовании в цикле рассказов «Царь-рыба» (1976) автор говорит о необходимости безотлагательности «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
II. Работа по содержанию рассказа.
Вспомните краткое содержание рассказа «Царь-рыба»
- Браконьер Игнатьич поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.
III. Словарная работа.
Задание: значения слов «человек», «природа», «душа «, «духовный», «духовность»
Результат: запись в тетради:
«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»
IV. Обмен читательскими впечатлениями.
Книга «Царь-рыба» оказалась возмутителем литературного спокойствия, вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет.
«Царь-рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа»
Что же вас взволновало, когда вы читали книгу?
V.Анализ рассказа «Царь-рыба»
- Что говорит В.Астафьев о браконьерах?
- Почему так много внимания уделял им?
( Браконьерство - страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок ) .
- В чем смысл показа судьбы этого героя?
(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).
- В чем состоит самая главная вина Игнатьича? ( Это – надругательство над любившей его девушкой. Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно ).
- Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?
(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).
- Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры?
( Это бездуховность. Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я» ).
VI. Обсуждение идейного содержания.
- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?
( Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .
- Что можно сказать об идее произведения?
( Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом» )
Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.
VII. Сообщение учащегося «Особенности пейзажа в рассказе «Царь-рыба»
VIII.Итог урока. Слово учителя.
Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект урока "Виктор Гюго, его жизнь и творчество"
На уроке учащиеся вспоминают биографию В.Гюго, выполняют тест на знание биографии писателя, знакомятся со стихами и романами В.Гюго, подробнее останавливаясь на романе "Notre - Dame de Paris", д...
Разработка урока литературы в 11 классе по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» «Война глазами Юрия Керженцева».
Цели урока: познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;совершенствовать умение анализировать художественный текст;способствовать воспитанию искренности во вза...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Конспект урока Васнецов Виктор Михайлович
Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823—1870), принадлежав...
Видео-урок «Королева Виктория: великая королева великой страны»
Урок с использованием видео фильма "Молодая Виктория" на английском языке....