Урок на тему "Лермонтов "Поле Бородина"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Смирнова Эльвира Альбертовна

Урок внеклассного чтения в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedarom_pomnit_vsya_rossiya.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                               НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ

                        УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

                                              НА ТЕМУ                       

                              « ЛЕРМОНТОВ «ПОЛЕ БОРОДИНА»

                                       

                                     

                                                         АВТОР

                              СМИРНОВА  ЭЛЬВИРА  АЛЬБЕРТОВНА

                                      УЧИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

                                                     МБОУ «КАРАМЫШЕВСКАЯ СОШ»

                                КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: урок внеклассного чтения с использованием ИКТ, содержит текстовый материал  

  ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с поэтическим миром Лермонтова, с идейно-              художественным своеобразием стихотворения «Поле Бородина»          

                 

  ЗАДАЧИ: воспитание уважения к великому историческому прошлому России и чувства патриотизма, гордости за великих людей родины;

совершенствование умений и навыков чтения и анализа поэтического текста;                      

 развитие интереса к личности и творчеству Лермонтова;

 углубить знания детей об Отечественной войне 1812 года;

способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности                    

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Абелихин Б. Бородино, 1812. М.: Мысль,1987

2.Автор-составитель Николаева, Колосков, Володин. 1812 год. Бородинская панорама. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1985

3.Орлик О. Гроза двенадцатого года… М.:Наука,1987

4.Лермонтов М. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1988

ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ: www/wikipedia.ru

                                            ХОД УРОКА

1.Вступительная беседа.

Ребята, сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения. А чье же произведение мы будем изучать? Кто из поэтов будет у нас в гостях? Вы должны отгадать это по отдельным фрагментам из его биографии. Итак, наш сегодняшний гость родился в 1814 году, детство провел в имении бабушки в Тарханах, учился в Благородном пансионе при Московском университете. Догадались, о ком идет речь?

Действительно, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова (Слайд 1. Портрет Лермонтова). Стихи Лермонтова – это всегда интересно, познавательно. Встреча с его произведениями нам доставляет удовольствие (Слайд 2. Томик стихов Лермонтова). Но прежде чем открыть томик стихов Лермонтова и ознакомиться с его новым для нас произведением, давайте вспомним уже изученные нами его творения.

2. Мини-викторина «Продолжи эту строчку…» (Слайд 3)

   Для этого мы проведем мини-викторину. Я начну, а вы должны вспомнить название стихотворения и закончить строфу.  

1)Ночевала тучка золотая

   На груди утеса-великана; (Слайд 4)

  (Утром в путь она умчалась рано,

   По лазури весело играя)   УТЕС

2)Тучки небесные, вечные странники!  

                                          Степью лазурною, цепью жемчужною (Слайд 5)

                                          (Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

                                           С милого севера в сторону южную.)   ТУЧИ

                                       3)Белеет парус одинокой

                                          В тумане моря голубом!.. (Слайд 6)

                                          (Что ищет он в стране далекой?

                                           Что кинул он в краю родном?)  ПАРУС

                                        4)На севере диком стоит одиноко

                                           На голой вершине сосна (Слайд 7)

                                           (И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                                            Одета, как ризой, она.)  НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ…

                                       5)Да, были люди в наше время,                                                              

                                                      Могучее, лихое племя:

                                                 Богатыри – не вы.  (Слайд 8)

                                                (Плохая им досталась доля:

                                                 Немногие вернулись с поля,

                                                 Когда б на то не божья воля,

                                                 Не отдали б Москвы!)         БОРОДИНО

3.Продолжение беседы.

Ребята, давайте поговорим подробнее о последнем отрывке и вспомним, чему было посвящено это стихотворение?  ( Бородинскому сражению, Отечественной войне 1812 года)

Что мы знаем об этом историческом событии? (Ответы детей)

Бородинское сражение – это кульминационный момент Отечественной войны 1812 года. Вы многое  уже знаете об этом событии и из уроков истории, и из уроков литературы. Поскольку этот год знаменательный, вся страна отмечает 200-летие Отечественной войны, беседы на эту тему вы вели и на часах общения. Но сегодня еще раз перелистаем страницы этого события, страницы мужества и героизма русского народа.

Война никого не может оставить равнодушным. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к военной тематике. (Обращаем внимание детей на выставку книг, перечисляем отдельных авторов, с чьим творчеством им еще предстоит познакомиться в старших классах).

Да, многие писали о войне 1812 года. Лермонтов тем более не мог обойти вниманием эту тему, поскольку его семья также была сопричастна к событиям тех лет. Мы знаем, что отец поэта был военным человеком – офицером и в 1812 году он находился в ополчении (Слайд 9. Отец Лермонтова). К тому же бабушка много рассказывала о своих родных братьях Дмитрии и Алексее Столыпиных, прославивших себя именно в Бородинском сражении. Да и от тархановских мужиков, среди которых также были участники этой легендарной битвы, Лермонтов узнал многое.

О чем же могли поведать мальчику Мише участники и свидетели этой войны? Давайте послушаем, а каждый из вас пусть попробует представить себя в роли Миши.

4.Сценка «Рассказы-воспоминания очевидцев Отечественной войны 1812 года». (Четверо рассказчиков сидят перед классом полукругом и ведут неторопливую беседу).

1-ый: Все началось, завертелось в ночь на 12 июня 1812 года. Войска французов численностью 420 тысяч человек вторглись на территорию  России. А русская армия в то время насчитывала около 210 тысяч солдат и офицеров. Подумай  сам, Миша, как быть, если французы в 2 раза превосходили нас численностью армии!

2-ой: Да, к тому же в наших войсках на момент начала военных действий не было единства. Она состояла из 3-х армий. 1-ая армия  представляла главную силу, она размещалась вдоль реки Неман. Ею командовал Барклай-де-Толли (Слайд 10. Портрет Барклая-де-Толли). 2-ой армией руководил Багратион (Слайд 11. Портрет). Она располагалась южнее, в Белоруссии. Была еще и 3-я, которую возглавлял Томасов (Слайд 12. Портрет Томасова).

3-ий: Все это было известно Наполеону и замысел его был прост: двинуться основными силами на Москву и взять ее.

4-ый: Два месяца идут сражения, туго приходится вначале русским: отступаем. Наступил август. Командующим армией был назначен  М. И. Кутузов,  который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 километрах от Москвы, неподалеку от села Бородино.

1-ый: 26 августа 1812 года крупнейшее сражение войны началось. Самые ожесточенные бой развернулись на Багратионовых флешах (Слайд 15. Панорама Бородинского сражения).

2-ой: Да и в батарее Раевского было жарко. Бои длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Вечером Наполеон отвел свою армию на исходные позиции. Кутузов отдал приказ отступать к Москве.

3-ий: Ох, велики были потери. Русская армия недосчиталась 44 тысяч своих верных сынов. Но еще больший урон был нанесен врагу, французы и их союзники потеряли около 60-ти тысяч человек.

4-ый:  (Слайд 13. Портрет Наполеона)  Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».

1-ый: (Слайд 14.  Портрет Кутузова) Наш полководец также высказался по этому поводу: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата».

2-ой: Очень верно подметил Кутузов. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа.

3-ий: Бородино – начало заката и гибели «великой армии» Наполеона.

4-ый: Сей день пребудет вечным памятником мужества, стойкости и отличной храбрости русских воинов.

Конечно же, мальчик, воспитывавшийся в атмосфере таких «священных преданий», не мог не откликнуться на годовщину Отечественной войны 1812 года. К теме Бородинского сражения Лермонтов обращается не раз. Впервые  к этой теме он обратился в 1830 году. Поэт написал стихотворение «Поле Бородина».  

5.Работа над стихотворением «Поле Бородина» (Слайд 15. Открытая книга)

Вот теперь настало время познакомиться с новым произведением нашего сегодняшнего гостя, время получить удовольствие и насладиться творчеством великого поэта. Мы открыли томик его стихов, так  давайте послушаем стихотворение «Поле Бородина» и подумаем, какие ассоциации возникают у каждого из нас при слове «ВОЙНА 1812 ГОДА».

     1)  Чтение произведения заранее подготовленным учеником (либо звучит аудиозапись).

     2) Проверка первичного восприятия (выступления учеников о своих ощущениях, впечатлениях, ассоциациях).

Так и есть, вы верно подметили, это стихотворение перекликается с уже известным нам произведением «Бородино». Знаменитое лермонтовское «Бородино», написанное уже в более зрелом возрасте в 1837 году, выросло именно из юношеского «Поле Бородина».    

    3)   Словарная работа.

Прежде чем вы сами приступите к чтению данного стихотворения, обратите внимание на   значение слов, которые могут быть вам непонятны.

ЛАФЕТ (Слайд 16. Изображение) – боевой станок пушки.

В произведении вам встретятся и имена собственные – географические названия. Что это за названия? Давайте послушаем наших ребят из группы историков.

1-ый:ЧЕСМА (Слайд 17. Чесменское сражение) – чесменское морское сражение 5-7 июля 1770 года возле и в Чесменской бухте между российским и турецкими флотами, произошедшее в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г.г.

2-ой:РЫМНИК (РИМНИК)  (Слайд 18.Река Рымник) – сражение у реки Рымник, одно из главных сражений русско-турецкой войны 1787-1791г.г., окончившееся разгромом турецкой армии.

3-ий:ПОЛТАВА (Слайд 19. Полтавская битва) – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра 1 и шведской армией Карла 12-го. Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России.

   4)  Самостоятельное чтение стихотворения учениками «про себя».

   5)  Беседа по прочитанному.

От чьего имени описываются события Бородинского боя в стихотворении? (Его участника – простого русского солдата)

Как начинается стихотворение? (Рассказ о ночи перед Бородинским сражением)

С каким призывом обращается вождь к солдатам? Как нужно читать эти строки? (Горячий призыв защищать Москву. Читать твердо, торжественно, неторопливо)

Как раскрыл поэт чувства участников боя?

Какие тропы подчеркивают картину ужаса от происходящего? ( Ответы учеников)

Какова главная идея произведения?

    6) Чтение стихотворения вслух «по цепочке» (После прочтения каждой строфы показ соответствующего слайда (№ 20-26)).

 После прочтения  ученики закрашивают в схеме прямоугольники под соответствующими цифрами в те цвета, с которыми у них ассоциируется та или иная строфа.

4

2

3

ПОЛЕ

БОРОДИНА

1

5

.  

6

После выполнения работы ученики аргументируют свой выбор того или иного цвета.

7)  Повторное чтение последней строфы произведения.

Сбылись ли слова лирического героя, высказанные в финале стихотворения? (Ответы учеников)

8)  Вывод по стихотворению.

Действительно, слова героя оказались пророческими. Прошло 200 лет, а слава о Бородинском сражении гремит все громче. Это яркая станица нашей истории никогда не изгладится, всегда будет в  памяти.

Подвиг и героизм солдат в Отечественной войне 1812 года – пример для нас. Это не просто красивые и высокие слова, а так и есть. Фраза «Ребята, не Москва ль за нами?/ Умремте ж под Москвой,/Как наши братья умирали» стала не просто крылатой, с этими словами на устах уже в Великую Отечественную войну 1941-45г.г. шли в атаку, на «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле» наши деды и прадеды. И я уверена, что вы, слушая, как когда-то Лермонтов, рассказы ваших родных и близких о Великой Отечественной войне, тоже вырастете настоящими патриотами, защитниками России, горячо любящими ее.

6. Рефлексия.

Составить синквейн к слову БОРОДИНО.

7. Итоги урока.

Итак, сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Лермонтова «Поле Бородина», говорили о событиях Отечественной войны 1812 года. Я предлагаю вам подумать, вспомнить, что мы говорили на уроке и, осмыслив все это, дома продолжить следующие фразы:

Бородинское сражение – это…

Отечественная война 1812 года – это…  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе "Бородино" М.Ю. Лермонтов

Первое знакомство и впечатление о стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"...

Конспект урока. Учебный проект. Бородино

Конспект урока литературы...

Материалы к уроку М.Лермонтова "Бородино"

Данный материал поможет вам организовать урок по произведению М.Лермонтова "Бородино", 5 класс...

Конспект урока "А.П. Бородин Опера Князь Игорь. Музыкальные портреты" 7 класс

Конспект урока "А.П. Бородин Опера Князь Игорь. Музыкальные портреты" 7 класс...

Урок по литературе "Бородино"

Урок позволяет объединить сведения по истории, литературе и истории Санкт-Петербурга....

План-конспект урока по литературе "Бородино" в 5 кл.

Бородинское сражение - величайшее сражение в Отечественной войне 1918 г. Цель урока - показать героизм, мужество и нравственную победу русского солдата....

Презентация к уроку "А.П. Бородин. Опера "Князь Игорь"

В презентации к уроку музыки содержаться биографические сведения о композиторе, разбор оперы "Князь Игорь"....