Урок на тему "Лермонтов "Поле Бородина"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок внеклассного чтения в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedarom_pomnit_vsya_rossiya.docx | 50.63 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
НА ТЕМУ
« ЛЕРМОНТОВ «ПОЛЕ БОРОДИНА»
АВТОР
СМИРНОВА ЭЛЬВИРА АЛЬБЕРТОВНА
УЧИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ «КАРАМЫШЕВСКАЯ СОШ»
КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: урок внеклассного чтения с использованием ИКТ, содержит текстовый материал
ЦЕЛЬ: продолжить знакомство с поэтическим миром Лермонтова, с идейно- художественным своеобразием стихотворения «Поле Бородина»
ЗАДАЧИ: воспитание уважения к великому историческому прошлому России и чувства патриотизма, гордости за великих людей родины;
совершенствование умений и навыков чтения и анализа поэтического текста;
развитие интереса к личности и творчеству Лермонтова;
углубить знания детей об Отечественной войне 1812 года;
способствовать развитию образного мышления, творческих способностей и познавательной активности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Абелихин Б. Бородино, 1812. М.: Мысль,1987
2.Автор-составитель Николаева, Колосков, Володин. 1812 год. Бородинская панорама. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 1985
3.Орлик О. Гроза двенадцатого года… М.:Наука,1987
4.Лермонтов М. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1988
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ: www/wikipedia.ru
ХОД УРОКА
1.Вступительная беседа.
Ребята, сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения. А чье же произведение мы будем изучать? Кто из поэтов будет у нас в гостях? Вы должны отгадать это по отдельным фрагментам из его биографии. Итак, наш сегодняшний гость родился в 1814 году, детство провел в имении бабушки в Тарханах, учился в Благородном пансионе при Московском университете. Догадались, о ком идет речь?
Действительно, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова (Слайд 1. Портрет Лермонтова). Стихи Лермонтова – это всегда интересно, познавательно. Встреча с его произведениями нам доставляет удовольствие (Слайд 2. Томик стихов Лермонтова). Но прежде чем открыть томик стихов Лермонтова и ознакомиться с его новым для нас произведением, давайте вспомним уже изученные нами его творения.
2. Мини-викторина «Продолжи эту строчку…» (Слайд 3)
Для этого мы проведем мини-викторину. Я начну, а вы должны вспомнить название стихотворения и закончить строфу.
1)Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана; (Слайд 4)
(Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя) УТЕС
2)Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною (Слайд 5)
(Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.) ТУЧИ
3)Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!.. (Слайд 6)
(Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?) ПАРУС
4)На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна (Слайд 7)
(И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.) НА СЕВЕРЕ ДИКОМ СТОИТ…
5)Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы. (Слайд 8)
(Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля,
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!) БОРОДИНО
3.Продолжение беседы.
Ребята, давайте поговорим подробнее о последнем отрывке и вспомним, чему было посвящено это стихотворение? ( Бородинскому сражению, Отечественной войне 1812 года)
Что мы знаем об этом историческом событии? (Ответы детей)
Бородинское сражение – это кульминационный момент Отечественной войны 1812 года. Вы многое уже знаете об этом событии и из уроков истории, и из уроков литературы. Поскольку этот год знаменательный, вся страна отмечает 200-летие Отечественной войны, беседы на эту тему вы вели и на часах общения. Но сегодня еще раз перелистаем страницы этого события, страницы мужества и героизма русского народа.
Война никого не может оставить равнодушным. Многие писатели и поэты в своем творчестве обращались к военной тематике. (Обращаем внимание детей на выставку книг, перечисляем отдельных авторов, с чьим творчеством им еще предстоит познакомиться в старших классах).
Да, многие писали о войне 1812 года. Лермонтов тем более не мог обойти вниманием эту тему, поскольку его семья также была сопричастна к событиям тех лет. Мы знаем, что отец поэта был военным человеком – офицером и в 1812 году он находился в ополчении (Слайд 9. Отец Лермонтова). К тому же бабушка много рассказывала о своих родных братьях Дмитрии и Алексее Столыпиных, прославивших себя именно в Бородинском сражении. Да и от тархановских мужиков, среди которых также были участники этой легендарной битвы, Лермонтов узнал многое.
О чем же могли поведать мальчику Мише участники и свидетели этой войны? Давайте послушаем, а каждый из вас пусть попробует представить себя в роли Миши.
4.Сценка «Рассказы-воспоминания очевидцев Отечественной войны 1812 года». (Четверо рассказчиков сидят перед классом полукругом и ведут неторопливую беседу).
1-ый: Все началось, завертелось в ночь на 12 июня 1812 года. Войска французов численностью 420 тысяч человек вторглись на территорию России. А русская армия в то время насчитывала около 210 тысяч солдат и офицеров. Подумай сам, Миша, как быть, если французы в 2 раза превосходили нас численностью армии!
2-ой: Да, к тому же в наших войсках на момент начала военных действий не было единства. Она состояла из 3-х армий. 1-ая армия представляла главную силу, она размещалась вдоль реки Неман. Ею командовал Барклай-де-Толли (Слайд 10. Портрет Барклая-де-Толли). 2-ой армией руководил Багратион (Слайд 11. Портрет). Она располагалась южнее, в Белоруссии. Была еще и 3-я, которую возглавлял Томасов (Слайд 12. Портрет Томасова).
3-ий: Все это было известно Наполеону и замысел его был прост: двинуться основными силами на Москву и взять ее.
4-ый: Два месяца идут сражения, туго приходится вначале русским: отступаем. Наступил август. Командующим армией был назначен М. И. Кутузов, который принял решение дать генеральное сражение Наполеону в 110 километрах от Москвы, неподалеку от села Бородино.
1-ый: 26 августа 1812 года крупнейшее сражение войны началось. Самые ожесточенные бой развернулись на Багратионовых флешах (Слайд 15. Панорама Бородинского сражения).
2-ой: Да и в батарее Раевского было жарко. Бои длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Вечером Наполеон отвел свою армию на исходные позиции. Кутузов отдал приказ отступать к Москве.
3-ий: Ох, велики были потери. Русская армия недосчиталась 44 тысяч своих верных сынов. Но еще больший урон был нанесен врагу, французы и их союзники потеряли около 60-ти тысяч человек.
4-ый: (Слайд 13. Портрет Наполеона) Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».
1-ый: (Слайд 14. Портрет Кутузова) Наш полководец также высказался по этому поводу: «Французская армия не превозмогла твердость духа российского солдата».
2-ой: Очень верно подметил Кутузов. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа.
3-ий: Бородино – начало заката и гибели «великой армии» Наполеона.
4-ый: Сей день пребудет вечным памятником мужества, стойкости и отличной храбрости русских воинов.
Конечно же, мальчик, воспитывавшийся в атмосфере таких «священных преданий», не мог не откликнуться на годовщину Отечественной войны 1812 года. К теме Бородинского сражения Лермонтов обращается не раз. Впервые к этой теме он обратился в 1830 году. Поэт написал стихотворение «Поле Бородина».
5.Работа над стихотворением «Поле Бородина» (Слайд 15. Открытая книга)
Вот теперь настало время познакомиться с новым произведением нашего сегодняшнего гостя, время получить удовольствие и насладиться творчеством великого поэта. Мы открыли томик его стихов, так давайте послушаем стихотворение «Поле Бородина» и подумаем, какие ассоциации возникают у каждого из нас при слове «ВОЙНА 1812 ГОДА».
1) Чтение произведения заранее подготовленным учеником (либо звучит аудиозапись).
2) Проверка первичного восприятия (выступления учеников о своих ощущениях, впечатлениях, ассоциациях).
Так и есть, вы верно подметили, это стихотворение перекликается с уже известным нам произведением «Бородино». Знаменитое лермонтовское «Бородино», написанное уже в более зрелом возрасте в 1837 году, выросло именно из юношеского «Поле Бородина».
3) Словарная работа.
Прежде чем вы сами приступите к чтению данного стихотворения, обратите внимание на значение слов, которые могут быть вам непонятны.
ЛАФЕТ (Слайд 16. Изображение) – боевой станок пушки.
В произведении вам встретятся и имена собственные – географические названия. Что это за названия? Давайте послушаем наших ребят из группы историков.
1-ый:ЧЕСМА (Слайд 17. Чесменское сражение) – чесменское морское сражение 5-7 июля 1770 года возле и в Чесменской бухте между российским и турецкими флотами, произошедшее в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г.г.
2-ой:РЫМНИК (РИМНИК) (Слайд 18.Река Рымник) – сражение у реки Рымник, одно из главных сражений русско-турецкой войны 1787-1791г.г., окончившееся разгромом турецкой армии.
3-ий:ПОЛТАВА (Слайд 19. Полтавская битва) – крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра 1 и шведской армией Карла 12-го. Решительная победа русской армии привела к перелому в Северной войне в пользу России.
4) Самостоятельное чтение стихотворения учениками «про себя».
5) Беседа по прочитанному.
От чьего имени описываются события Бородинского боя в стихотворении? (Его участника – простого русского солдата)
Как начинается стихотворение? (Рассказ о ночи перед Бородинским сражением)
С каким призывом обращается вождь к солдатам? Как нужно читать эти строки? (Горячий призыв защищать Москву. Читать твердо, торжественно, неторопливо)
Как раскрыл поэт чувства участников боя?
Какие тропы подчеркивают картину ужаса от происходящего? ( Ответы учеников)
Какова главная идея произведения?
6) Чтение стихотворения вслух «по цепочке» (После прочтения каждой строфы показ соответствующего слайда (№ 20-26)).
После прочтения ученики закрашивают в схеме прямоугольники под соответствующими цифрами в те цвета, с которыми у них ассоциируется та или иная строфа.
4 2 3 |
ПОЛЕ
БОРОДИНА
1
5
.
6
После выполнения работы ученики аргументируют свой выбор того или иного цвета.
7) Повторное чтение последней строфы произведения.
Сбылись ли слова лирического героя, высказанные в финале стихотворения? (Ответы учеников)
8) Вывод по стихотворению.
Действительно, слова героя оказались пророческими. Прошло 200 лет, а слава о Бородинском сражении гремит все громче. Это яркая станица нашей истории никогда не изгладится, всегда будет в памяти.
Подвиг и героизм солдат в Отечественной войне 1812 года – пример для нас. Это не просто красивые и высокие слова, а так и есть. Фраза «Ребята, не Москва ль за нами?/ Умремте ж под Москвой,/Как наши братья умирали» стала не просто крылатой, с этими словами на устах уже в Великую Отечественную войну 1941-45г.г. шли в атаку, на «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле» наши деды и прадеды. И я уверена, что вы, слушая, как когда-то Лермонтов, рассказы ваших родных и близких о Великой Отечественной войне, тоже вырастете настоящими патриотами, защитниками России, горячо любящими ее.
6. Рефлексия.
Составить синквейн к слову БОРОДИНО.
7. Итоги урока.
Итак, сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением Лермонтова «Поле Бородина», говорили о событиях Отечественной войны 1812 года. Я предлагаю вам подумать, вспомнить, что мы говорили на уроке и, осмыслив все это, дома продолжить следующие фразы:
Бородинское сражение – это…
Отечественная война 1812 года – это…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературе "Бородино" М.Ю. Лермонтов
Первое знакомство и впечатление о стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино"...
Конспект урока. Учебный проект. Бородино
Конспект урока литературы...
Материалы к уроку М.Лермонтова "Бородино"
Данный материал поможет вам организовать урок по произведению М.Лермонтова "Бородино", 5 класс...
Конспект урока "А.П. Бородин Опера Князь Игорь. Музыкальные портреты" 7 класс
Конспект урока "А.П. Бородин Опера Князь Игорь. Музыкальные портреты" 7 класс...
Урок по литературе "Бородино"
Урок позволяет объединить сведения по истории, литературе и истории Санкт-Петербурга....
План-конспект урока по литературе "Бородино" в 5 кл.
Бородинское сражение - величайшее сражение в Отечественной войне 1918 г. Цель урока - показать героизм, мужество и нравственную победу русского солдата....
Презентация к уроку "А.П. Бородин. Опера "Князь Игорь"
В презентации к уроку музыки содержаться биографические сведения о композиторе, разбор оперы "Князь Игорь"....