Материалы к уроку М.Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный материал поможет вам организовать урок по произведению М.Лермонтова "Бородино", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borodino.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку по творчеству
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
6 класс
Цели: 1. Познакомиться с балладой Лермонтова «Бородино», сравнить художественное произведение и реальное историческое событие.
2. Выявить художественные условности баллады.
3. Развивать умение работать с художественным текстом.
1. Повторение.
- Что такое баллада как жанр?
- Баллада – это литературный и фольклорный жанр?
- Какой нравственный идеал воплощается в фольклорной балладе? (общенародный)
- Может ли быть общенародный идеал в литературной балладе? (да)
- Бывает ли пейзаж в балладе? (да)
- Кто выражает идею автора в балладе? (рассказчик)
- Какие родовые признаки имеет баллада?
- Каким главным художественным приемом отличается баллада? (диалогом)
2. Беседа по балладе «Бородино».
- К какому типу баллад она относится? (литературная)
- О чем оно?
- Это произведение вымысел или реальный факт? (вымысел)
- А как же вымысел, когда Бородинское сражение было на самом деле.
(Лермонтов дает свое представление об этом историческом явлении. Он сам как повествователь устраняется и рассказывает о битве устами старого воина.
- Значит есть рассказчик. Найдите подтверждение этому.
- А как же автор? Он как-нибудь чувствуется в балладе? (скрыто: в художественном описании, ярком языке, четкой композиции – простой солдат не смог бы так построить рассказ, тем более о давно прошедшем событии).
3. Слово учителя. Некоторый фактический материал.
Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, её могущества. Бородино расположено в 120-ти км от Москвы. Мы знаем, что 26 августа (7 сентября) 1812 г. Здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов. Как вы думаете, что значило проиграть этот бой? Это значило открыть дорогу на Москву – низвергнуть символ мощи и непобедимости государства. Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. Под Бородино сошлись 132 тысячи воинов и 624 орудия русских и 135 тысяч воинов и 587 орудий французов. Перевес явно был на стороне русских, но Кутузов решил сохранить армию, прекратить кровопролитие и отступить французы беспрепятственно дошли до Москвы, которая встретила их пустотой и пожаром. А тут еще французов прихватила русская зима – расчет Кутузова оправдался. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!» - таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: «Трудно представить себе ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском. Французы проиграли и стали сдаваться в плен, а их великий полководец Наполеон тайно выехал из Москвы, бросив свою армию.
- Теперь обратимся к балладе.
- Докажите, что перед нами баллада по основным ее признакам.
- Понравилась ли вам она?
- какие строки на вас произвели особое впечатление?
- С чего она начинается?
- Что собой представляет первая строфа
- Из каких предложений по цели высказывания она состоит? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
- А чем заканчивается?
- Это абсолютный повтор? В чем разница? Как вы понимаете эту разницу?
- Что собой представляет остальная часть баллады? (рассказ бывалого воина, участника сражений - волнующий, гордый, правдивый)
- Какие строки вы выделили бы как главные?
- Баллада – лироэпический жанр. Какие же чувства выражаются в балладе?
- Чьи чувства выражаются в балладе?
- Есть ли диалог в балладе? Какова его особенность?
- Как вы думаете, чувства старого солдата близки его «племяннику», как вы называете второго участника диалога?
- Какой вывод можно сделать об идее баллады – чем объясняется победа русских? Из текста ( Горячая любовь к Родине, готовность отдать за нее жизнь свойственны русским людям, составляют национальную черту характера)
- Кто конкретно из патриотов проходит перед читателями? (автор)
- А сам старый солдат, рассказчик?
5. Теперь понаблюдаем за художественными особенностями этой баллады.
- Эта баллада переводная или оригинальная?
- Запишем новый важный композиционный прием, которым пользуется Лермонтов, чтобы подчеркнуть народную память, важность событий, прошедших давно, вечность национального патриотического сознания – ретроспектива. (Взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.)
- Задание: найдите ретроспективу в этой балладе. (баллада начинается со слов молодого, который знает, что Москва была отдана французам, а потом старый рассказывает, почему это случилось – не по слабости, не по трусости русских, а по Божьей воле).
- Найдите выразительные средства языка.
- Есть ли в балладе пейзаж? Зачитайте. Чьими глазами он дается?
- Прочтите описание боя. Такой художественный прием называется звукопись – когда звуки языка передают характерное для описания предмета или явления звучание.
- Найдите характеристики французов – текстовые. Как старый солдат характеризует их – объективно или умаляет их качества?
- Как показаны в балладе русские? Кем представлены русские здесь?
Заданием на дом: выбрать и письменно сделать текстовую характеристику русских, сделать свой вывод. (Лермонтов показывает русских и обобщенно, и индивидуально. Делает это сознательно: показать, что патриотизм – национальная черта, а не качество отдельных граждан.)
Для учителя:
«Могучее, лихое племя…», « Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою», русский солдат умеет хранить спокойствие «Но тих был наш бивак открытый…», он умеет быть благодарным за науку своим командирам: « Полковник наш рожден был хватом…», он верен клятве, верен Родине, он умрет, но не изменит: « И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой…»
Контроль знаний: тестирование, наизусть всей баллады или ее части.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Бородино".
Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....
Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
Разработка урока по литературе в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....
М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения
Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
К вопросу изучения военной лексики на уроках литературы. На материале стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»...
Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")
В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...
«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года
Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым, Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...