Гроза 12 года
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Каримова Рамзия Зайнетдиновна

Разработка внеклассного мероприятия посвящена Отечественной войне 1812 года. Предложены интересные конкурсы, связанные с именами, событиями войны 1812 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon groza_12_goda.doc786 КБ

Предварительный просмотр:

Каримова Рамзия Зайнетдиновна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБ, заместитель директора по УВР, Почетный работник общего образования РФ, победитель конкурса ПНПО «Лучшие учителя России-2008», Заслуженный учитель РБ.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ.

КАРИМОВА РАМЗИЯ ЗАЙНЕТДИНОВНА

МЕСТО РАБОТЫ: МБОУ СОШ с.Рощинский

ДОЛЖНОСТЬ: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ:80 03 994005, выданный Стерлитамакским РОВД Республики Башкортостан 21.01 2003

ИНН 02 42 031948 10

ПФР  016-354-048-24

ДАТА И МЕСТО  РОЖДЕНИЯ: 26 07 1957, дер. Узунларово Архангельского района Башкирской АССР

ДОМАШНИЙ АДРЕС:  453137   Республика Башкортостан

                                           Стерлитамакский район, с.Рощинский

                                            Ул.Мира д.3, кв.4

ТЕЛЕФОН: 8(3473)272569

«Гроза двенадцатого года»

гра – путешествие в исторический город для старшеклассников)

Мероприятие посвящено 200-летию Отечественной войны 1812 года, её бессмертным, бесстрашным героям, прославившим силу русского оружия и патриотизм народа. Все  конкурсные задания  призваны пробудить интерес к тем далёким  грозным событиям и воспитать глубокий патриотизм, гордость за историю своего Отечества. Эти задания можно использовать дробно, в маленьких турнирах знатоков истории.

Цели и задачи игры

-расширение исторических знаний учащихся о событиях Отечественной войны 1812 года;

-широкое использование краеведческого материала по данной тематике на уроках истории и во внеурочной деятельности;

-формирование у обучающихся представления о многогранности исторических явлений, развитие умений сопоставлять различные источники, обобщать материал и делать выводы, находить различные варианты решения поставленных проблем, правильно распределять время работы над заданием, оценивать свою работу и работу группы;

-повышение роли военно-патриотического воспитания в системе школьного образования; воспитание чувства сопричастности к судьбе страны, гражданственности и патриотизма.

Разминка. Пазлы

«. У городских ворот».

Предлагаем вам  собрать «порцию» фраз, рассыпанных на  морфемы. Победившая команда начинает игру.

1.

геро

ю

жизнь

богат

ев

и

истори

а

о

л

ев

подвиг

геро

крас

истори

у

а

я

и

и

л

а

ев

,

.

(23 морфемы, 2 знака препинания, высказывание Ж.Лабрюйера о героях)

 ( «Жизнь героев обогатила историю, а история украсила подвиги героев»).

2.

это

между

жив

я

истори

умер

ещё

ш

и

союз

ими

род

ыми

не

и

ся

ими

вш

.

,

-

( 18 морфем, 3 знака препинания - высказывание Эдмунда Берка об истории). ( «История- это союз между умершими, живыми и ещё не родившимися»).

Первый раунд

«Проспект Отечественная война 1812 года»

1.Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. А какого числа и месяца началась Отечественная война 1812года?(24 июня/12 июля 1812года)

2. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? Сколько войск участвовало в этом сражении? Назовите потери с обеих сторон ( Бородинское сражение. Русских было 126тысяч человек и 640 орудий, а у Наполеона -135 тысяч человек и 587 орудий. Французы потреряли около 60тысяч человек, русская армия – около 40 тысяч).

3. Кому посвятил эти строки  поэт М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино»:

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

(М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино» посвятил эти строки  начальнику штаба 6-го корпуса, командиру Московского полка полковнику  Фёдору Фёдоровичу Монахтину. Фёдор Михайлович получил две раны штыком и успел ещё раз крикнуть солдатам перед третьим натиском французов, указывая на батарею: «Ребята, представьте себе, что это Россия, и отстаивайте её грудью!». В этот момент пуля попала ему в живот, и Монахтина унесли с поля битвы. Полковник, тяжело раненый, прожил несколько дней. Узнав, что Москва оставлена неприятелю, Монахтин сорвал со своих ран все повязки и вскоре скончался. Это ему посвящены строки М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

4. Кому принадлежат слова: "Стоять и умирать!" и при каких обстоятельствах они были сказаны. Какое значение имели эти события?

(Графу Остерману. Он командовал корпусом в  Бородинском сражении. Он командовал  под  Витебском  и велел  удерживать  один  важный пункт.  Долго крепились наши,  наконец, к  нему прислан адъютант,  со словами: "Неприятель одолевает;  что  прикажете  делать?"  Понимая  всю  важность  удерживаемого пункта, он отвечает не обинуясь: "Стоять и умирать!")

5. 12 июня 1812 года, узнав о переходе Наполеоном русской границы, находившийся неподалеку в польском городе Вильно Александр 1 отправил к французскому императору своего министра полиции Александра Дмитриевича Балашова. Выехав немедленно, Балашов в ту же ночь достиг аванпостов французов. Однако аудиенция с наполеоном состоялась лишь на пятые сутки пребывания Балашова в расположении французской армии.  Цель миссии министра заключалась в том, чтобы попытаться убедить Наполеона в его ошибке (нападение на Россию) и этим остановить войну. Интересно, что в ходе одной из бесед самоуверенный французский император спросил русского генерала: "Каков самый подходящий путь на Москву?". На что Балашов ответил: "Есть много дорог на Москву, одна из них, например, ведет...". Предположите, какой знаменитый город Российской империи назвал Балашов, пытаясь тем самым предостеречь наполеона в его стремлении поставить Россию на колени? ( Одна из них ведет через Полтаву", - недвусмысленно сказал Балашов, напоминая Бонапарту печальную судьбу еще одного "завоевателя" России - шведского короля Карла XII).

6. Почти сразу после того, как 12 июня 1812 года армия Наполеона перешла Неман, русский посол в Англии граф С.Р. Воронцов в своем дневнике сделал следующую запись: "Если Наполеон будет нас преследовать, он погиб... он кончит тем, что будет истреблен... нашей верной союзницей". Подумайте, какую именно союзницу России имел в виду граф Воронцов, пророчество которого вполне оправдалось? ( Воронцов имел в виду русскую зиму, постоянную и верную союзницу России).

7. В ходе Отечественной войны 1812 года русские солдаты, воюя с французами, иногда, как правило, ночью, по ошибке убивали своих же офицеров - выходцев из дворянских семей. Предположите, по какой причине происходили подобные трагические ошибки?

( Подобные трагические случайности происходили оттого, что русские офицеры-дворяне общались между собой только по-французски)

8. Известно, что перед битвой на Бородинском поле русские войска были выстроены в пять оборонительных линий, отстоящих одна от другой в глубину на 1,5 км. Длина первых двух линий составляла около 8 км. Однако по ходу сражения наиболее кровопролитные бои развернулись вокруг небольшой высоты, которую сами французы впоследствии назвали "редутом смерти", "могилой французской кавалерии", "вулканом в центре русской армии" и т.п. Вспомните, как, согласно разработанной Кутузовым диспозиции, называли этот опорный пункт обороны сами русские?

(Красивые и звучные французские эпитеты обозначали одно и то же место в русской обороне, а именно - батарею Раевского)

9. Солдаты, покидавшие Москву, шли угрюмо, не разговаривая, глядя в землю, некоторые даже плакали. Неожиданно в двух батальонах московского гарнизона, которые едва ли не последними покидали город, заиграла музыка. "Какая каналья велела вам, чтобы играла музыка?" - закричал командующий авангардом русской армии генерал от инфантерии Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825) командиру гарнизона генерал-лейтенанту Брозину. Брозин ответил, что, по уставу Петра Великого, когда гарнизон оставляет крепость, то играет музыка. Как вы думаете, что нашёлся ответить на этот"железный" аргумент Милорадович (также упоминая устав Петра Великого), приказавший всё всё же музыку прекратить? (Милорадович привёл ещё более веский аргумент: "А где написано в уставе Петра Великого о сдаче Москвы?)

10. Назовите 4 басни И. А. Крылова, посвященных Отечественной войне 1812 года, о каких событиях в них повествуется?

( Басни Ивана Андреевича Крылова, посвященные Отечественной войне 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Обоз», «Щука и Кот»).

 

11. Прокоментировать (с какими событиями и действия лиц 1812 году можно связать эти отрывки)

 А) И.А. Крылов «Волк на псарне»

 Ты сер, а я, приятель, сед,

 И волчью вашу я давно натуру знаю;

 А потому обычай мой:

 С волками иначе не делать мировой,

 Как снявши шкуру с них долой».

 И тут же выпустил на Волка гончих стаю

Ответ:

Этот отрывок связан с битвой Кутузова и Наполеона на Бородино.

Б) И.А. Крылов «Ворона и курица»

 Так часто человек в расчетах слеп и глуп.

 За счастьем, кажется, ты по пятам несешься:

 А как на деле с ним сочтешься —

 Попался, как ворона в суп!

Ответ:

Наполеон взял, как и хотел, Москву, а что толку? Дикий мороз, никакого провианта, (да еще и ужасные пожары – пол города сгорело) солдаты помирали от голода и холода и пришлось отступать теми же путями что и шли, но теперь то все было разорено.

 Вроде бы и взял Москву, но из- за этого только больше пострадал.

12. Уже в ходе отступления французской армии из Москвы, после битвы у Малоярославца, 25 октября Наполеон чуть было не попал в плен к казакам. В самый последний момент на выручку к императору едва подоспели два французских эскадрона, и казаки, значительно меньшие числом, были вынуждены отступить. Вечером этого же дня Наполеон призвал к себе своего личного доктора Ювана. Объясните, что потребовал у Ювана чудом спасшийся "покоритель Европы", избежавший, кстати, в стычке с казаками даже лёгкого ранения? (Напуганный император Франции приказал Ювану изготовить для себя флакон с ядом, чтобы в будущем в подобной ситуации не попасть в плен живым).

13. В военной галерее, посвященной прославленным полководцам, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, 13 пустых рамок. Портреты этих генералов были убраны из-за их участия в выступлении против существующего строя? ( Нет, в Военной галерее 1812 года в Зимнем дворце привлекают внимание отдельные рамы с подписанными фамилиями, но без портретов. В описаниях галереи указывается, что к ее открытию, которое состоялось 25 декабря 1826 г., из портретов военачальников 1812 г., заказанных Главным штабом в художественной мастерской Дж. Доу, 13 портретов не были исполнены, рамы для них затянули репсом и расположили на стенах. Вскоре Доу умер, мастерская его была закрыта, «и эта группа никогда не была написана, — рамки с 13 фамилиями так и остались пустыми». Позже неоднократно составлялись описания деятельности участников Отечественной войны 1812 года. Однако, для 11 генералов, вошедших в Военную галерею, это сделано не было, и портреты их неизвестны. Только в 1974 г. впервые были приведены краткие сведения о них).

14.Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову;…».А чем в его представлении  была Москва? («.. заняв Москву, я поражу её в самое сердце»).

Второй раунд

 Литературный бульвар

«Скажи-ка, дядя…»

1.Конкурс чтецов. Кто лучше расскажет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Третий раунд

Площадь ребусов

Ребусы  по теме

«Отечественная война 1812 года»

1.

Название  деревни, под которой произошла знаменитая битва (Бородино)

2.   ,       ,,,,

Первая часть сложных  слов, обозначающих близость к особе монарха (Лейб).

3. ,,,         о=а

Броня, латы в виде двух металлических пластинок, закрепленных ремнями.

(Кираса)

4. ,     ,,    ж

Украшение из перьев в головном уборе, указывающее на род войск.

(Плюмаж)

5. ,,      ж=ш    ь

Открытое полевое укрепление(Флешь).

6. ,,    о  

Картина с круговым обзором, на которой плоский живописный фон совмещается с объемным предметным первым планом (Панорама).

7. ,,,,   ,,,

Художник-баталист, написавший Бородинскую битву (Рубо).

8. ,,,,   ,,

Укрепление сомкнутого вида в русской армии, как правило (но не обязательно) земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны (Редут).

9                           ,,,  

     Оружие крестьян-партизан (Рогатина)

Четвертый раунд

Проспект личностей

1.Даны портреты, и по описаниям нужно как можно быстрее угадать историческую личность.

1.Великий полководец и дипломат;

- в период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в битвах. В бою под Алуштой /1774 г./ был тяжело ранен в висок и правый глаз;

- участвовал во взятии Измаила. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой»;

- Одна из главных черт полководца – осторожность. «Лучше быть острожным, чем обманутым»,- считал он. Другой чертой была хитрость. «Старый лис Севера», - называл его Наполеон;

-спаситель России от французского нашествия. (М.И.Кутузов).

2. Русский полководец, герой Отечественной войны 1812 года, генерал от кавалерии;

- За тридцать лет безупречной службы участвовал во многих крупнейших сражениях эпохи;

- с 15 тысячами воинов против 180тысяч французов отстоял Смоленск;

- Борьба за его батарею явилась одним из ключевых эпизодов Бородинского сражения; Участник «Битвы народов» и взятия Парижа;

- Дружбой с ним гордился А. С. Пушкин (Николай Николаевич Раевский).

3. Первой игрушкой  этого человека стал пистолет, потом полюбилась  сабля.  В детстве  любил стрелять из лука, лазить вместе с мальчишками по деревьям, ездить на лошади и, размахивая саблей, выкрикивать различные армейские команды; «Седло, — говорит он,— было моею первою колыбелью; лошадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами». В такой обстановке ребенок рос до 5 лет и усвоил себе привычки и наклонности резвого мальчика.

- из-за семейных неприятностей решил осуществить свою давнишнюю мечту — поступить на военную службу;

- участвовал в битвах при Гутшадте, Гейльсберге, Фридланде, всюду обнаруживал храбрость. За спасение раненого офицера в разгар сражения был награжден солдатским Георгиевским крестом и произведен в офицеры с переводом в Мариупольский гусарский полк.

- позднее был произведен в чин поручика, служил ординарцем у Кутузова;

- в 1816, уступив просьбам отца, он выше в отставку с чином штаб-ротмистра и стал писателем;

- Об этом удивительном и странном  человеке создан фильм «Гусарская баллада» (Надежда Андреевна  Дурова).

4. Знаменитый партизан, поэт, военный историк и теоретик;

- Родился в старой дворянской семье, в Москве, получив домашнее воспитание, поступил в кавалергардский полк;

- переведен в Белорусский гусарский полк (1804), оттуда перешел в лейб-гвардии гусарский (1806) и участвовал в кампаниях против Наполеона (1807), шведской (1808), турецкой (1809);

- Широкой популярности он достиг в 1812 г. как начальник партизанского отряда, организованного по его собственной инициативе. Своим опытом воспользовался для замечательной книги "Опыт теории партизанского действия". В 1814 г. был произведен в генералы; был начальником штаба 7 и 8 армейских корпусов (1818 - 1819); в 1823 г. вышел в отставку; В 1832 г. окончательно оставил службу в чине генерал-лейтенанта и поселился в своем симбирском имении, где умер 22 апреля 1839;

- Пушкин ценил его прозаический стиль еще выше стихотворного

(Денис Васильевич  Давыдов).

5. Из четырех братьев, участвовавших в Отечественной войне, был младшим,  в 22 года был произведен в полковники, не побывав ни в одном сражении.

-Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году под Голымином, проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом Ревельского полка. В 1807 году воевал под начальством Багратиона. Участвовал в битве под Фридландом. В 1808 году воевал в Финляндии. Отличившись в боях, был произведен в 31 год в генерал-майоры.

-Он погиб на Бородинском поле 26 августа, по старому стилю 7 сентября.

На Бородинском поле молодой генерал, вдохновляя дрогнувший под ураганным неприятельским огнем Ревельский полк, с полковым знаменем в руках бросился вперед - и был смертельно ранен в грудь картечной пулей. Похоронить его было невозможно – по словам очевидцев, пушечное ядро разорвало его на части.

-Жена не поверила в смерть мужа и, приехав на поле боя, несколько дней ходила среди погибших, выискивая тело. Она нашла только правую руку мужа, опознав ее по рубиновому перстню.

-Захоронив его останки на Бородинском поле,  жена Маргарита продала все свои драгоценности и имение и возвела там же первый памятник – сперва часовню, а потом и храм Спаса Нерукотворного.

 Впоследствии вдова героя приняла пострижение и стала инокиней Меланией, позже возведена в сан игуменьи. Рубиновый перстень мужа она носила всю свою жизнь.

-     Ему   посвящено стихотворение М. Цветаевой «Генералам Двенадцатого года». Это стихотворение Марина Цветаева написала в Феодосии в декабре 1913 года, во времена празднования 100-летней годовщины победы русского народа в Отечественной войне. Любимым героем юной и романтичной Цветаевой стал молодой  генерал, чей образ был даже запечатлен на лаковой карандашнице, которая всегда находилась на ее письменном столе. Эта карандашница стала своеобразным талисманом, ее Цветаева, куда бы ни ездила, всю жизнь перевозила с собой. Песня на стихи Марины Цветаевой и музыку Андрея Петрова звучит в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово…» (1980) (Александр Алексеевич Тучков).

                                                           

                   

2.  Определите по литературным текстам, о каких персонажах Отечественной войны 1812 г. идет речь.

1 … которого Россия,

В свои годины роковыя,

Радушно видит на коне,

В кровавом зареве пожаров,

В дыму и прахе боевом,

Отваге, пламенных гусаров

Живым примером и вождем.

Н.М. Языков о

_____________(Д.Давыдове)

2 Надменный! Кто тебя подвигнул?

Кто обуял твой дивный ум?

Как сердце русских не постигнул

Ты с высоты отважных дум?

 А.С. Пушкин о 

___________(Наполеоне)

3 О вождь несчастливый!..

Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес

 земле тебе чужой,

Непроницаемый для взгляда

 черни дикой,

В молчанье шел один ты

 с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.

А.С. Пушкин о

(Барклай де Толли)

4 Хвала тебе, наш бодрый вождь,

Герой под сединами!

Как юный ратник, вихрь, и дождь,

И труд он делит с нами.

О, сколь с израненным челом

 пред строем он прекрасен!

И сколь он хладен пред врагом,

И сколь врагу ужасен!

В.А. Жуковский о

                           (Кутузове)

Пятый раунд

Парк культуры

1.Угадайте иллюстрацию.

Французы в 1812 г., пленённые партизанами» И. М. Прянишников)

2.Решите задачи:

А) назови фамилию и угадай  башкирскую народную историческую песню, которая ему посвящена.

К У Л Ю Т У Б И З О З А В Р

(Кутузов, «Любизар»)

Б) убери мундир солдата, найди головной убор.

ДОКЛОИМАВНЕР

(Доломан, кивер)

В) отдели исполнительницу главной роли в кинофильме «Гусарская баллада» от героини.

АГОЗЛУАБКРИНОАВА

(Лариса Голубкина, героиня – Азарова, кавалер-девица)

3. Из предложенного вида военной формы  выбрать элементы обмундирования гусара 1812 г. и  назвать их.  (Правильный  ответ- 1 балл)

Назвать  недостающие элементы обмундирования. (Правильный  ответ – 1 балл.) Максимум – 16 баллов.

             1                                      2                                                      3

                                                                                                       

                                         

  1. 5                                6                                  

                 

7                                                   8                                           9                                                

                         

                       

Справка

Форму гусара составляли:

Доломан – короткая (до талии) суконная однобортная куртка со стоячим воротником.

Поверх доломана надевался ментик – короткая куртка, которая была обшита мехом.

Гусар надевал узкие рейтузы, которые назывались чикчиры и низкие сапоги с черной шерстяной кисточкой – ботики.

Вокруг пояса гусар завязывал кушак - сетку из шнуров с гомбами (перехватами).

Кивер - головной убор гусаров – был черного цвета и был украшен султаном, особыми шнурами с кистями (этишкетами), а также репейком.

В снаряжение гусара включалась ташка – плоская сумка, которая крепилась к портупее.

3.Какие сооружения Москвы мог видеть Наполеон в 1812 году? Выделите номера зданий.

       

               1                                    2                                         3

     

  1. 5

1.Сухаревская башня.( Мог. Сухаревская башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).

Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М. И. Чоглокова.

Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные, с часами).

2. Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Мог.  Приход церкви Святых Петра и Павла — один из старейших в России — был образован в 1626 году. В XVII веке община неоднократно строила деревянные молитвенные здания, которые погибали при пожарах. по приказу Петра I было начато В 1694 году  строительство каменной церкви, названной при освящении в чести апостолов Петра и Павла. Однако и это здание неоднократно горело и потом вновь отстраивалось. Последний раз здание было разрушено во время Московского пожара 1812 года).

3.Храм Василия Блаженного. (Мог. Один из самых известных храмов Москвы, построен под названием Покровский собор в 1555-61гг. в честь победы над Казанским ханством в праздник Покрова Богородицы. Впоследствии пристроенная церковь Василия Блаженного дала название всему храму).

4. Триумфальные ворота у Тверской заставы. (Не мог. Потому что торжественная закладка арки состоялась 17 августа 1814 года. В основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 г. и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 г. нашествием галлов и с ними двунадесяти языков». Строительство растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей.

     Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей).

5. Храм Христа Спасителя. (Не мог, потому что кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (собор Рождества Христова) в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем (улица Волхонка, 15—17). Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.

Оригинал храма был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.

5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах).

ЛИТЕРАТУРА

1 Гарин Ф.А. Изгнание Наполеона. М., 1948. Керсновский А.А. История русской армии: В 4-х т. Т. 1. М., 1992.

2.Жилин П.А. Отечественная война 1812 г. М.: Наука, 1988

3.«Клятву верности сдержали»: 1812 год в русской литературе / сост., вступ. ст. С. Серкова. – М.,1987. - 477с.

4.. Недаром помнит вся Россия…: к 175-летию Отечественной войны 1812 года / [сост. В.Володин, В.Левченко]. – М.,1987. – 303с.,14л. ил. - (Б-ка юношества).

5. Орлик О.В. «Гроза двенадцатого года…» / О.В.Орлик. – М.,1987. - 192с, ил. – (Серия «Страницы истории нашей Родины»).

6. Осокин В.Н. Его стихов пленительная сладость…: В.А.Жуковский в Москве и Подмосковье / В.Осокин. - М.,1984. – 192с., ил.

7.Отечественная война 1812 г.: Материалы к урокам / Библиотечка "Первого сентября"/. - М.: Чистые пруды, 2005, № 5 История

8.Охлябинин С.Д. Из истории российского мундира. М., 1996. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.

9.М.Г.Рахимкулов Народной мудрости родник- Уфа, Башкирское книжное издательство, 1988.

10.Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию // Собр. соч. в 12-ти тт. Т. 8. М., 1959 (или любое другое издание).

11. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / сост. Н.Н.Акопова, В.В. Бережков; вступ. ст. О.Н.Михайлова – М.,1987. – 512с

 12.Ю.А.Узиков  Это с нами навсегда – Уфа, башкирское книжное издательство, 1983.

13.Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гроза двенадцатого года настала..."

Разработка урока истории в 8 классе...

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Гроза 1812 года

Конкурс чтецов "Гроза 1812 года" посвящен 200-летию Отечественной войны 1812 года. Участники конкурса - учащиеся 5 - 11 классов....

Игра-викторина "Гроза 1812 года"

Историческая игра для 8-9 классов, посвященная Отечественной войне 1812 года....

Гроза 12 года. Интегрированный урок ( история, литература)

На основе анализа исторических фактов и литературных текстов первой четверти 19 века учащиеся имеют возможность осознать связь между событиями Отечественной войны 1812 года и их отражением в литератур...

Конференция "Гроза 12-го года"

Методическая разработка конференции "Гроза 12-го года" посвящена 200-летию Отечественной войны 1812 года. Она предназначена для учащихся старшего звена с 8 по 11 класс. В рамках конференции учащиеся г...

"Гроза двенадцатого года..." Разработка внеклассного мероприятия с мультимедийной игрой

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г. Представляет собой литературно-историческую композицию с презентацией и музыкальным клипом. Композиция позвол...