"Гроза двенадцатого года настала..."
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Разработка урока истории в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon groza_dvenadcatogo_goda_nastala....doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:    Гроза двенадцатого года настала…

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения:
  • воссоздать объективную картину войны через исторические документы и художественные произведения;
  • выявить причины победы России.

2.        Формировать умения:

  • анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с предложенным текстом, работать с документом
  • развивать монологическую речь;
  • сопоставлять исторические факты с изображением их в литературе.

3.        Воспитывать интерес к истории войны через художественные произведения, чувство патриотизма и национальной гордости.

Оборудование: презентация к уроку, дидактический материал.

План урока

1. Причины войны. Вторжение Наполеона в Россию.

2. Бородинское сражение.

3. Совет в Филях и оставление Москвы.

4. Партизанское движение.

5. Отступление и гибель «Великой армии».

6. Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.

                                                                                   Когда не наши повара

Орла двуглавого щипали

У Бонапартова костра

 Гроза  двенадцатого года

                                                                            Настала – кто тут нам помог?

                                                                           Остервенение народа.

                                                                           Барклай, зима иль русский Бог?

                                                                                           А.С.Пушкин.                                         

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Слайд 1

Здравствуйте! Итак, ребята, мы с вами уже познакомились с темой «Внешняя политика России в начале XIX века». На прошлом уроке вы показали хорошие результаты и я надеюсь, что сегодня вы будете также работоспособны и прославите своё имя на уроке наступающем. В ходе работы я буду выдавать жетоны, которые в конце урока вы сможете обменять на оценки. Перед вами лежит путеводитель по сегодняшнему уроку, который станет вашим помощником. Начнём урок!

  1. Тема. Цель урока.

В истории России много блестящих страниц, которыми мы гордимся. Одна из них- победа нашего народа над Наполеоном. Из курса всеобщей истории мы уже знаем, что Россия прогонит «великую армию» и русские придут в Париж. Эти события оценили не только историки, но и писатели, поэты, художники, композиторы, режиссёры.

Сегодня мы рассмотрим Отечественную войну 1812 года в историческом и художественном аспектах, и попытаемся ответить на самый важный вопрос: в чём причины победы России в этой войне.

Слайд 2

Тема нашего урока: Гроза двенадцатого года настала…

Когда не наши повара

Орла двуглавого щипали

У Бонапартова костра

Гроза  двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

Остервенение народа.

Барклай, зима иль русский Бог?-

Спрашивал себя  А.С.Пушкин.   В конце урока мы попробуем ответить поэту.    Но прежде давайте вспомним:

Слайд 3

  1. Проверка домашнего задания.
  • К чему стремился Наполеон после восшествия на престол? (к мировому господству)
  • Почему война с Россией была неизбежна? (с конца 18 века Россия участвовала в антифранцузских коалициях. В 1807 году России был навязан Тильзитский мир, вынудивший ее присоединиться к Континентальной блокаде  Англии, невыгодной для России. Непокорность России воле Наполеона и ее успехи в войнах со Швецией и Турцией подтолкнули Францию к войне).

  1. Вторжение Наполеона в Россию.

Слайд 4

- Итак, война началась 12 июня 1812 года."Великая армия" (420 тысяч человек), переправившись через реку Неман, вторглась в пределы Российской империи. Это была поистине «армия двунадесяти языков».

  • Почему её так называли? (Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов, вторая половина- воины покорённых народов).

Русская армия была разделена на три части. Главная- 1-я армия под командованием военного министра Михаила Богдановича Барклая де Толли, 2-я- под командованием Петра Ивановича Багратиона, 3-я армия Александра Петровича Тормасова.

Гиперссылки (сообщения учащихся)

  • Каково соотношение сил? (Армия Наполеона в два раза больше).
  • Глядя на расположение русских армий, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон? (Разбить армии поодиночке).

Гиперссылка

(на слайде- работа с документом)

«Если я возьму Киев- я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург- я возьму Россию за голову; если я возьму Москву- я поражу её в самое сердце»  Н.Бонапарт

  • Каков был план Наполеона? (захватить Москву).
  • Почему Москву? (Москва- духовный центр страны).

Возврат в слайд 4

  • Какую тактику ведения войны могли предпринять русские? (Необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать).

Численное превосходство неприятеля ставило вопрос о срочном пополнении армии. АлександрI решился на необычный шаг – издал манифест с призывом создавать народное ополчение.

Работа со словарём- ополчение

Гиперссылка слайд 9

Отступление продолжалось. В конце июля у Смоленска русским армиям удалось соединиться. Смоленское сражение 4-5 августа не выявило победителя, но имело очень важное значение.

  • Как вы думаете, какое? (план Наполеона – не дать армиям соединиться- был сорван).

Однако, Барклай дал приказ отступать, чем вызвал недовольство в армии. Поползли слухи об измене, говорили что главнокомандующий «ведёт гостя в Москву».

  • Как вы относитесь к действиям Барклая?(он спасал армию, по-прежнему малочисленную по сравнению с наполеоновской).

Но слухи сделали своё дело, и 8 августа 1812 года главнокомандующим русской армии был назначен М.И.Кутузов.

  • Что нам известно об этом человеке?

Слайд 10

  • Почему именно его назначили главнокомандующим?

Работа с источником

 «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой…, но как только она в опасности, нужен свой, родной человек».

Л.Н.Толстой. «Война и мир».

  1. Бородинское сражение.

Когда Кутузов прибыл в армию, он… продолжил отступление, но понимал, что решающей битвы не избежать.

Слайд 11

Давайте послушаем отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», рассказывающий нам о настроениях в армии (Полуэктов А.).

Мы долго молча отступали

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут!

  • Что такое редут? (работа со словарём)

Решающее сражение состоялось 26 августа 1812 года у селения Бородино, в 110 км от Москвы.

Слайд 12. Работа со схемой «Бородинская битва»

Слайд 13 Работа со словарём. Батарея, флеши, кавалерия, инфантерия, артиллерия.

  • Каков был итог Бородинской битвы? (потери: у французов- 35 тыс., у русских- 45 тыс.).
  • Кто выиграл битву? (сражение окончено вничью, но моральная победа была на стороне русской армии).

Слайд 14

Давайте окунёмся в историческую эпоху и окажемся на Бородинском поле.

На фоне кадра из фильма «Война и мир» Любченко А. читает отрывок:

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась- как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Наполеон вспоминал о Бородино  как о самой тяжёлой битве: «Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

В честь Бородинской битвы 8 сентября в России отмечается День воинской славы.

  1. Совет в Филях и оставление Москвы.

  • Какие действия необходимо было предпринять в дальнейшем, чтобы отстоять Россию?

Это решение было принято 1 сентября на военном совете в деревне Фили.

Слайд 15

Работа с иллюстрацией.

  • Посмотрите на картину художника Алексея Даниловича Кившенко «Совет в Филях» и подумайте, что предложили Кутузову его военачальники и о чём думает он? (Кутузов принял решение оставить Москву. В случае неудачного исхода армия не сможет отступить по узким улочкам Москвы и произойдёт катастрофа. «Пока цела армия, есть надежда с честью окончить войну. С потерей армии не только Москва- вся Россия будет потеряна).

- Удалось ли художнику  передать этот эпизод?

- Легко ли Кутузов принимает решение об оставлении Москвы?

2 сентября русская армия покидала Москву вместе с населением. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. А что же Москва?

Слайд 16

Лобанова В.

Напрасно ждал Наполеон

Последним счастьем  упоённый

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому  герою.

Отселе, в думу погружён,

Глядел на грозный пламень он.

                                                                 (Пушкин: «Евгений Онегин»)

О причинах пожара историки до сих пор спорят. Но, неудивительно, что он принял такой размах в деревянном городе, где орудовали мародеры вражеской армии, да и сами москвичи, чтобы не оставлять врагу, поджигали то свое имущество, которое не могли увезти с собой. Москва горела шесть дней, и в результате погибло ¾ городских построек, все продовольствие, что привело к голоду наполеоновскую армию.

Известно, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире. Но все его письма остались без ответа. Наполеон спешил и нервничал.

  • Почему? (Приближалась осень, а за ней зима, к которой армия было не готова. Он видел, что его армия разлагается, грабежи, мародёрство и пьянство не прекращаются.

  1. Партизанское движение.

Слайд 17

Пока происходят все эти события, на захваченной территории развернулось мощное партизанское движение.

  • Кто такие партизаны?

Слайд 18

Рассказ о героях- партизанах. При нехватке времени- показ на слайдах.

Слайд 19

  • В чем созвучны  картины художников Сафонова и Верещагина?  (Картины  А.Сафонова «Нападение партизан на французский обоз» и В.В.Верещагина «Не замай! Дай подойти!»).
  • Какой смысл вложили художники в образы своих героев?

Слайд 20

Партизанское движение, как и ополчение, свидетельствовало о народном характере войны. Как метко отметил Л.Н.Толстой: «…Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменятся  презрением и жалостью».

  1. Отступление и гибель «Великой армии».

Слайд 21

В преддверии зимы, понимая свою обречённость, Наполеон решил покинуть Москву. А где же русская армия?

  • Отметьте на карте Тарутино, Малоярославец, найдите даты сражений.

Слайд 22

Отойдя к Тарутино, Кутузов значительно пополнил армию людьми и вооружением, а также прикрыл дорогу к Туле, где были оружейные заводы и нетронутые войной губернии. Сражение состоялось 6.10.1812 года.

Слайд 23

Небольшой город, сгоревший дотла, 7 раз переходил из рук в руки. Исход битвы 12 октября решал вопрос о дальнейшем пути следования врага. Наполеон вынужден был повернуть на смоленскую дорогу.

  • Что ожидало армию французов на смоленской дороге? (разорение, сожженные селения, партизаны).

Началось отступление французской армии. За армией тянулось около 30 тыс. безоружных воинов.

Слайд 24

Вот они, завоеватели. (Картина Прянишникова «Пленные воины французской армии в 1812 году»)

Их вид далеко не бравый: одеты в женские салопы, шали, жалкие и дрожащие, в окружении мужиков и баб с вилами и дубинами.

Слайд 25

  • Отметьте на карте р.Березину.

Здесь произошло последнее сражение.

  • Назовите его дату (14-17ноября).

Слайд 26

Работа с документом. Из воспоминаний адмирала П.В.Чичагова о переправе через р.Березину.

«Ужасное зрелище представилось нам…земля была покрыта трупами убитых и замёрзших людей…около мостов валялись целые эскадроны…среди этих трупов…видны были стоявшие как статуи, окоченелые кавалеристы…» (звучит увертюра П.И.Чайковского «1812 год»).

А Наполеон в это время, бросив жалкие остатки своей армии, бежал в Париж. Кутузов 25 декабря докладывал царю: «Война окончилась за полным истреблением неприятеля».

IX.   Итоги и значение Отечественной войны 1812 г. Причины победы.

  • Каковы же итоги войны? (полная победа русских, огромные потери- сплочение народа, гибель бесценных реликвий в московском пожаре, жертвенная роль Москвы- возвышение древней столицы, а Петербург остался в тени.

Слайд 27

 А теперь давайте вернёмся к эпиграфу и попробуем ответить А.С.Пушкину на его поэтические вопросы. (Возврат к эпиграфу)

Война двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог?

  • Для начала давайте переведём на исторический язык слова из стихотворения.

(каковы причины победы)

Пушкин размышляет:

Остервенение народа.

 Барклай, зима иль русский Бог?

(патриотизм людей, талант военачальников и мужество воинов, силы природы или вера в Бога, в высшее предназначение, данное России).

  • Как же мы ответим на главный вопрос урока:  каковы причины победы русского народа в Отечественной войне1812 года?

 (Учащиеся отмечают единый дух народа в его патриотическом порыве, всеобщую борьбу с врагом - поднялось все Отечество, героизм и мужество русских людей, полководческий дар М.И.Кутузова, его единство с народом, верный на тот момент стиль поведения Александра I как главы государства)

Работа с документом. Мнение историка Е.В.Тарле

«Коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите родины… никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это Наполеон узнал слишком поздно».

Слайды 28-41

  • Чтобы узнать, каков характер войны 1812 года для русского народа, давайте решим исторический кроссворд.

Слайд 42

В честь  победы в Отечественной войне 1812 года на народные деньги в Москве был построен храм Христа Спасителя. В 30 годы XX в. храм был взорван по приказу Сталина, сегодня он снова восстановлен и сияет своими главами как символ возрождающейся России.

Щелчок

В конце урока я хочу, чтобы вы прослушали стихотворение Дмитрия Кедрина, которое прочтёт нам Лычманов Миша и задумались- каждый о своём.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас пировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое, веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля!

Слайд 43

Домашнее задание:

Слайд 44

Рефлексия. Сегодня я узнал:

Три самых важных события…

Три самых важных имени…

Три самых важных качества личности…

Оценки: по жетонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Предлагаемый   урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...

Урок по теме "Война двенадцатого года"

Урок истории посвящен Отечественной войне 1812 года. Желательно провести двухчасовой урок....

«И вечной памятью двенадцатого года»

Генералам 1812 года посвящается...Презентация по литературе при изучении соответствующих тем ( М. Цветаева "Генералам 1812 года" и др.), также можно использовать на уроках истории, во внеклассной рабо...

"Гроза двенадцатого года..." Разработка внеклассного мероприятия с мультимедийной игрой

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г. Представляет собой литературно-историческую композицию с презентацией и музыкальным клипом. Композиция позвол...

Презентация "Гроза двенадцатого года..."

Презентация для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Отечественной войне 1812 г. Может использоваться для проведения урока по данной теме. Текстовый материал к слайдам можно посмотреть в ...

Викторина "Гроза двенадцатого года"

Викторина, посвящена событиям Отечественной войны 1812 года. Некоторые вопросы заставляют участников "заглянуть" за страницы школьных учебников....

Интегрированный урок литературы в 10 классе "Гроза двенадцатого года"

проследить изображение Отечественной войны 1812 года в истории и литературе (на примере романа «Война и мир»);выявить идейно – художественные особенности изображения войны 1812 года...