Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС ОО»
Учитель - Архипова Любовь Викторовна
Урок литературы «За порогом детства»
Класс | 8 |
Предмет | литература |
Тема | «За порогом детства» (Повесть Т.Крюковой «Ведьма») |
Тип урока | Урок внеклассного чтения. Урок – размышление. |
Планируемые общие результаты урока | Предметные: обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом, установления взаимосвязи названия и самого текста. Метапредметные: ∙коммуникативные УУД - обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в группе, внимательно слушать и слышать партнера, отстаивать свое мнение, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ∙познавательные УУД - обеспечить условия для развития навыков осуществления поиска информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать информацию. ∙регулятивные УУД - обеспечить условия для развития навыков соотнесения способа и условий деятельности, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий, контролировать выполнение результата. Личностные: обеспечить условия для осознания эмоционально-ценностного отношения к содержанию обучения, проявления сопереживания и уважения к другим людям, проявлять творчество при выполнении задания. |
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии | Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая. Деятельностные приёмы: кластер, синквейн, анализ текста, выразительное чтение. |
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся (кратко) |
| |
1. Мотивация к учебной деятельности | 1. Просмотр фрагмента из кинофильма «Чучело». |
2. Актуализация знаний учащихся | - Как называется фильм? На основе какого произведения он создан? - Какие чувства вы испытываете, когда видите такое? Встречались ли вы в жизни с такой ситуацией? - Почему я начала урок с этого фильма? - Какую важную проблему мы будем сегодня обсуждать? (Проблемы детства, взросления, проблему подростковой жестокости). В каких еще произведениях поднимается эта проблема? |
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы. | Урок - размышление по рассказу Тамары Крюковой «Ведьма». Почему размышление? (урок должен заставить задуматься о многом и предупредить необдуманные поступки) Эпиграф к сегодняшнему уроку - «Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Кому принадлежит данная фраза? - Все ли понятно было в тексте? (нет) -Что вызвало затруднения, непонимание? (название повести: кто из девочек «ведьма»? Почему Людке все верили, а Тоне нет, и никто её не защитил?) - Какую цель мы поставим перед собой? (проанализировать повесть, разобраться, почему Тоню никто не защитил). - А что вы ждёте от данного урока? Какую проблему мы будем решать? Почему повесть Т.Крюковой названа «Ведьма»? Кто из девочек «ведьма»? |
| |
Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений. | 1. Слово о писателе (сообщение) Если захотите прочитать другие произведения, пообщаться с автором, зайдите на данный сайт: www fant-asia.ru 2. Работа с текстом произведения. 1) Фронтальная беседа. - Вы прочитали рассказ «Ведьма». Какое впечатление на вас произвело данное произведение? - Какие проблемы поднимаются в этом рассказе? (Проблема отношения между подростками, роль взрослых в подростковых конфликтах, проблема любви) 2) Работа в группах. Обращаемся к тексту рассказа Т. Крюковой. Вспомнить содержание вам поможет видео-ролик об этом произведении. - На фоне великолепной южной природы разыгрывается трагедия. На этом же фоне появляется Людка. Как автор описывает Людку? 2) Работа по группам (выбор командира группы) 1 группа.
Составление кластера (ТОНЯ) 2 группа.
Составление кластера (ЛЮДКА) Проблемный вопрос. - Мы выяснили, что из себя представляет Людка. Почему же Людке все верят, а Тоне нет, и никто её не защищает? - Какие законы царят в молодёжной среде? - Кого чаще всего обижают, над кем издеваются? Почему? - Как противостоять всему этому? Исследовательская работа. - С какими произведениями, ранее вами прочитанными, можно сравнить данный рассказ? (В. Железников «Чучело») - У нас есть небольшая исследовательская работа на сопоставление этих 2-х произведений. (Выступление обучающегося) - Что ещё общего в этих произведениях? Анализ заключительного эпизода рассказа. Прокомментируйте концовку рассказа. -Как ведут себя ребята? Почему? - Почему Людка, зная о лунатизме Тони, совершает подлость – окликает её? - Что же произошло? |
| |
1. Первичное закрепление | Можно ли сказать, что в конце повести, после смерти Тони, произошло прозрение ребят? Что они поняли? Почему Тоню никто не защитил? |
2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Составление синквейна. - Произведение называется «Ведьма». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? 1группа – синквейн Ведьма - Людка 2группа – синквейн Ведьма – Тоня - У славянских народов существовало несколько способов распознавания ведьмы. Один из них испытание полётом: девушек, считавшихся ведьмами, приводили к скале и давали в руки метлу. Если девушка разбивалась, то её считали невинной. ОТВЕТ на проблемный вопрос. - Так кто же ведьма? Как объяснить название повести? Почему тема урока «За порогом детства»? |
3. Оценивание | Командиры оценивают членов своей группы |
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Рефлексия. - Продолжите фразу: «Эта книга заставила меня задуматься о…» |
5. Объяснение домашнего задания | На выбор:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выход из одиночества…Урок внеклассного чтения в 10 классе. (Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний»)
«Посторонний» – яркий пример экзистенциализма, основным критерием которого является п...
Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс
Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...
Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 9-11 классов «МЫ ВЛАСТНЫ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ? ПО ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧУКОВСКОЙ «СОФЬЯ ПЕТРОВНА»
О сталинских репрессиях на уроках литературы мы говорим в 11 классе в связи с обращением к биографическому материалу некоторых писателей и поэтов, а также при изучении произведения А...
Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"
Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...