Урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе "За порогом детства" (По повести Т.Крюковой "Ведьма")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Архипова Любовь Викторовна

Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС по теме "За порогом детства" (Повесть Т.Крюковой "Ведьма")

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технологическая карта урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС ОО»

Учитель - Архипова Любовь Викторовна

Урок литературы «За порогом детства»

Класс

8

Предмет

литература

Тема

«За порогом детства»

(Повесть Т.Крюковой «Ведьма»)

Тип урока

Урок внеклассного чтения. Урок – размышление.

Планируемые общие результаты урока

Предметные: обеспечить условия для развития навыков работы с художественным текстом, установления взаимосвязи названия и самого текста.

Метапредметные:

∙коммуникативные УУД - обеспечить условия для развития навыков адекватно отвечать на поставленный вопрос, работать в группе, внимательно слушать и слышать партнера, отстаивать свое мнение, с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

∙познавательные УУД - обеспечить условия для развития навыков осуществления поиска информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию в соответствии с целью, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

∙регулятивные УУД - обеспечить условия для развития навыков  соотнесения способа и условий деятельности, вносить необходимые дополнения и корректировать план и способы действий, контролировать выполнение результата.

Личностные: обеспечить условия для осознания эмоционально-ценностного отношения к содержанию обучения, проявления сопереживания и уважения к другим людям, проявлять творчество при выполнении задания.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Деятельностные приёмы: кластер, синквейн, анализ текста, выразительное чтение.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

1. Просмотр фрагмента из кинофильма «Чучело».

2. Актуализация знаний учащихся

- Как называется фильм? На основе какого произведения он создан?

- Какие чувства вы испытываете, когда видите такое? Встречались ли вы в жизни с такой ситуацией?

- Почему я начала урок с этого фильма?

- Какую важную проблему мы будем сегодня обсуждать?

 (Проблемы детства, взросления, проблему подростковой жестокости).

В каких еще произведениях поднимается эта проблема?

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы.

Урок - размышление по рассказу Тамары Крюковой «Ведьма». Почему размышление?

(урок должен заставить задуматься о многом и предупредить необдуманные поступки)

Эпиграф к сегодняшнему уроку - «Я хочу, чтобы люди любили друг друга». Кому принадлежит данная фраза?

- Все ли понятно было в тексте? (нет)

-Что вызвало затруднения, непонимание? (название повести: кто из девочек «ведьма»? Почему Людке все верили, а Тоне нет, и никто её не защитил?)

- Какую цель мы поставим перед собой? (проанализировать повесть, разобраться, почему Тоню никто не защитил).

- А что вы ждёте от данного урока? Какую проблему мы будем решать?

Почему повесть Т.Крюковой  названа «Ведьма»? Кто из девочек «ведьма»?

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

1. Слово  о писателе (сообщение)

Если захотите прочитать другие произведения, пообщаться с автором, зайдите на данный сайт: www fant-asia.ru  

2. Работа с текстом произведения.

1) Фронтальная беседа.

- Вы прочитали рассказ «Ведьма». Какое впечатление на вас произвело данное произведение?

- Какие проблемы поднимаются в этом рассказе?

(Проблема отношения между подростками, роль взрослых в  подростковых конфликтах, проблема любви)

 2) Работа в группах.

Обращаемся к тексту рассказа Т. Крюковой.

Вспомнить содержание вам поможет видео-ролик об этом произведении.

- На фоне великолепной южной природы разыгрывается трагедия. На этом же фоне появляется  Людка. Как автор описывает Людку?

2) Работа по группам (выбор командира группы)

1 группа.

  1. - Какой мы увидели Тоню при знакомстве? Описание героини.
  2. - Прочитать наизусть ст. Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»
  3. - Как ведет себя героиня в лагере? Привести примеры (история с дневником, лунатизм). Почему с ней не хотят дружить?
  4. - Отношения Тони и Егора. Как героиня понимает любовь?
  5. - Почему Тоне не верят, и ее никто не защищает?
  6. Заключительный эпизод рассказа. Прочитать.  Как ведет себя Тоня? Почему?

Составление кластера (ТОНЯ)

          2  группа.

  1. - Какой мы увидели Людку при знакомстве? Опишите героиню
  2. - Почему автор называет  героиню Людкой? Какая она? Что можете сказать о её подругах?
  3. - Как ведет себя героиня в лагере? Привести примеры. - Почему с ней хотят дружить?
  4. - Отношения Людки и Егора. Как понимают любовь Людка?
  5. - Почему Людке все верят и все на ее стороне? Какие законы  царят среди молодёжи?
  6. Заключительный эпизод рассказа. Прочитать.  Как ведет себя Людка? Почему? Мог ли быть другой финал в повести?

Составление кластера (ЛЮДКА)

Проблемный вопрос.

- Мы выяснили, что из себя представляет Людка. Почему же Людке все верят, а Тоне нет, и никто её не защищает?

- Какие законы царят в молодёжной среде?

- Кого чаще всего обижают, над кем издеваются? Почему?

- Как противостоять всему этому?

Исследовательская работа.

- С какими произведениями, ранее вами прочитанными, можно сравнить данный рассказ?

(В. Железников «Чучело»)

- У нас есть небольшая исследовательская работа на сопоставление этих 2-х произведений. (Выступление обучающегося)

- Что ещё общего в этих  произведениях?

Анализ заключительного эпизода рассказа.

Прокомментируйте концовку рассказа.

-Как ведут себя ребята? Почему?

- Почему Людка, зная о лунатизме Тони, совершает подлость – окликает её?

- Что же произошло?

  1. Рефлексивно-оценочный этап

1. Первичное закрепление

Можно ли сказать, что в конце повести, после смерти Тони, произошло прозрение ребят? Что они поняли?

Почему Тоню никто не защитил?

2. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Составление синквейна.

- Произведение называется «Ведьма». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?

1группа – синквейн Ведьма -  Людка

2группа – синквейн Ведьма – Тоня 

- У славянских народов существовало несколько способов распознавания ведьмы. Один из них испытание полётом: девушек, считавшихся ведьмами, приводили к скале и давали в руки метлу. Если девушка разбивалась, то её считали невинной.

ОТВЕТ на проблемный вопрос.

- Так кто же ведьма? Как объяснить название повести?

Почему тема урока «За порогом детства»?

3. Оценивание

Командиры оценивают членов своей группы

4. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия.

- Продолжите фразу: «Эта книга заставила меня задуматься о…»

5. Объяснение домашнего задания

На выбор:

  1. Написать письмо герою произведения
  2. Нарисовать иллюстрации к произведению.
  3. Придумать другое окончание повести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выход из одиночества…Урок внеклассного чтения в 10 классе. (Экзистенциальное восприятие мира в повести А. Камю «Посторонний»)

«Посторонний» – яркий пример экзистенциализма, основным критерием которого является п...

Урок внеклассного чтения по теме: «Проблематика и идейно-художественное своеобразие повести В.Г.Распутина «Живи и помни» 10 класс

Проблему духовно-нравтсвенного становления современного молодого поколения невозможно изучать и решать в отрыве от православных канонов, на которых держится вся Россия. Валентин Григорьевич Распутин –...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»

Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета».  В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...

Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 9-11 классов «МЫ ВЛАСТНЫ НАД СВОЕЙ ДУШОЙ? ПО ПОВЕСТИ ЛИДИИ ЧУКОВСКОЙ «СОФЬЯ ПЕТРОВНА»

О сталинских репрессиях на уроках литературы мы говорим в 11 классе в связи   с обращением к биографическому материалу  некоторых писателей и поэтов, а также при изучении произведения А...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...