урок на тему "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Булатова Гульзида Галиевна

урок- семинар, цель которого подчеркнуть место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе, восптитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu__zhizn_i_tvorchestvo_n._v._gogolya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа

                          Камско- Устьинского муниципального района РТ.

Урок на тему:

                                                                    Булатова Г. Г.-учитель  русского

                                                                    языка и литературы I кв .

                                                                    категории .  

                                                       2009г

                                             

Тема урока:  «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». Урок- семинар в 9 классе.

Цель урока: 1. Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой        

                           литературе;

                       2. Организовать деятельность учащихся для обобщения по творчеству

                           Гоголя;

                       3. Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.

Оборудование:  портрет писателя, выставка книг, мультимедиа, компьютер, слайды.

Методы:     беседа, выступления.

                                            Ход урока:

2-слайд. Портрет писателя, высказывание: «Мир Гоголя- это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его».

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы ещё раз прикоснемся к творчеству великого писателя, ещё раз поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.

 

          3- слайд. Дом в Сорочинцах.

         4- слайд. Родители писателя.

«Нужно сильно потрясти детские чувства, тогда они надолго сохранят всё прекрасное. Я испытал это на себе».

Для каждого человека это место, в первую очередь, связано  с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, что вы можете рассказать про детские годы великого писателя.

     Сообщения учащихся:

     20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.

      Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые- мальчики- умерли, едва родившись. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая- чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.

      Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: « Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.

           

             5- слайд. Дом в Васильевке.

Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку, как стал зваться хутор Купчинский по имени его отца Василия Афанасьевича.

      Здесь- с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками- прожил он девять лет.

     Характер у писателя был смесь- смесь материнского и отцовского. От отца он принял меланхолию и веселость, от матери- дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.

      Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.

     Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.

     - Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь? Послушаем своих товарищей.

       Сообщения учащихся:

       6- слайд. Полтава.

       В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.

      Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.

      Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.

     Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились  в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся  в Васильевку.

     7- слайд. Нежинская гимназия высших наук.

      « Я почитаюсь загадкою для всех… Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный… Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними.

       Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем». Н. В. Гоголь

   Нежин- город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.

    Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя  в глазах товарищей и в его собственных глазах- первые годы в гимназии. Пока не раскрылись его таланты, он чурался общества, жил одиноко  и все просил у папеньки о возвращении.

    Но минул год- он обжился. На первых порах в  пансионе Гоголь- мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.

    В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».

    Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.

    Здесь же написано его первое напечатанное произведение- поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».

    В 1825 году умирает отец Гоголя- Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.

    В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.

    Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года  писатель выехал в Петербург.

         8- слайд. Петербург. « Ещё с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу».   Н. В. Гоголь.

      Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?

 Сообщения учащихся:

     

       Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев- Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.

      Гоголь обращается в редакции столичных журналов, где ему за ничтожную плату удается кое- что напечатать. В журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение «Италия». Но основную надежду он возлагал на поэму «Ганц Кюхельгартен». Напечатал он эту поэму под псевдонимом « В. Алов». Но поэма была зло высмеяна критиками.

    Неудача, постигшая Гоголя с изданием первой книги, явилась одной из причин его неожиданного отъезда за границу в конце июля 1829 года. Пробыв в Германии около полутора месяцев, Гоголь через Гамбург вернулся в Петербург. К этому времени относится попытка Гоголя поступить актером в русскую труппу Александринского театра, но она окончилась неудачей.

     Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.

     Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».

      Постепенно  у Гоголя завязываются связи в писательском мире.

      Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетневым. Он, в свою очередь, знакомит его с А. С. Пушкиным. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.

      Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.

   Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. « Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю литературную известность и всеобщее признание. Исполнилась заветная мечта Гоголя- он нашел свое истинное призвание в жизни.

        9- слайд. Рим. « В сердце моем Русь…». Н.В. Гоголь

     

- Ребята, мы знаем, что больше десяти лет жизни Гоголь провел в Риме, столице Италии. Что мы знаем об этом периоде жизни Гоголя?

      Сообщение уч- ся:

        1836 год делит жизнь Гоголя на две половины. У него началась эра странствования. Впереди ждала дорога, дорога.

        Он колесит по всей Европе. Но только в Риме он прожил с перерывами около десяти лет.

        Гоголь назвал Рим «родиной своей души».

       Годы жизни в Риме- это годы писания «Мертвых душ».

       Гоголь вел в Риме скромную, уединенную жизнь. В часы отдыха он совершал длительные прогулки по Риму. Желанным гостем Гоголь был на вилле княгини Волконской. По вечерам встречался со своими друзьями- художниками.

       В отличие от многих заезжих путешественников, Гоголя в Риме влекло иное. Он с увлечением знакомился с повседневной жизнью и бытом простых людей Италии, их обычаями, народным творчеством. Для этого он изучает итальянский язык.

         10- слайд. Последние годы жизни.

             «Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде, я должен до последней минуты своей работать…Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился». Н. В. Гоголь

       

     А сейчас давайте вспомним , как прошли последние годы жизни писателя.

   

      Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.

      26 января умерла после непродолжительной болезни Екатерина Михайловна Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой. Смерть эта так тяжело отозвалась в душе Гоголя. Что он не нашел в себе сил прийти на похороны. С этих пор мысль о смерти овладевает Гоголем. Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 4 марта 1852 года в 8 часов утра Гоголь умер.

              11 слайд. «Труды мои будут вдохновенны».

               « Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь

         «Труды мои будут вдохновенны» писал Гоголь с гордой надеждой.

        Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.

         Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», в которых он не побоялся вывести перед своих современников всю страшную, потрясающую «тину мелочей», обволакивающих душу человека в мире корысти и социальной неправды, Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.

        Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:

      «Задумываясь о Гоголе в связи с 200- летием со дня его  рождения, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика - это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим тут не отделаешься, ибо каждое каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути. Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем , что Гоголь «вечно наш». Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш - Гоголь!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

презентация к уроку "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"в 9 классе.

данный материал как наглядность к уроку с использованием ИКТ...

Урок о жизни и творчестве М.Цветаевой (11 класс).

Урок по биографии М.Цветаевой....

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова

урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...