урок на тему "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя" в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
урок- семинар, цель которого подчеркнуть место творчества Н.В.Гоголя в русской литературе, восптитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu__zhizn_i_tvorchestvo_n._v._gogolya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Старо- Казеевская средняя общеобразовательная школа
Камско- Устьинского муниципального района РТ.
Урок на тему:
Булатова Г. Г.-учитель русского
языка и литературы I кв .
категории .
2009г
Тема урока: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя». Урок- семинар в 9 классе.
Цель урока: 1. Подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой
литературе;
2. Организовать деятельность учащихся для обобщения по творчеству
Гоголя;
3. Воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, мультимедиа, компьютер, слайды.
Методы: беседа, выступления.
Ход урока:
2-слайд. Портрет писателя, высказывание: «Мир Гоголя- это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его».
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по творчеству Н. В. Гоголя. На этом уроке мы ещё раз прикоснемся к творчеству великого писателя, ещё раз поговорим о его жизни, вспомним, чтобы уже никогда не забыть.
3- слайд. Дом в Сорочинцах.
4- слайд. Родители писателя.
«Нужно сильно потрясти детские чувства, тогда они надолго сохранят всё прекрасное. Я испытал это на себе».
Для каждого человека это место, в первую очередь, связано с именем Гоголя. Здесь он родился. Ребята, что вы можете рассказать про детские годы великого писателя.
Сообщения учащихся:
20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии в домике надворного советника Трохимовского родился Н. В. Гоголь.
Это был третий ребенок Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Два первые- мальчики- умерли, едва родившись. Родители беспокоились за судьбу младенца. Мария Ивановна ездила в соседнюю Диканьку молиться иконе Николая- чудотворца, которая исцеляла больных, даровала жизнь обреченным. Гоголи дали слово, что если опять родится мальчик и будет жить, то его в честь святого нарекут Николаем.
Так и случилось. Доктор Трохимовский искупал новорожденного и сказал: « Славный будет сын». Он, конечно, имел в виду его жизнь и здоровье, но получилось, что слова те обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.
5- слайд. Дом в Васильевке.
Шести недель Гоголь был перевезен из Сорочинец в Васильевку, как стал зваться хутор Купчинский по имени его отца Василия Афанасьевича.
Здесь- с папенькой и маменькой, с бабушками и нянюшками- прожил он девять лет.
Характер у писателя был смесь- смесь материнского и отцовского. От отца он принял меланхолию и веселость, от матери- дар предчувствовать. Отец любил писать стихи.
Гоголь научился говорить в три года. Свои чувства рано научился доверять бумаге. Мать называла его стихи каракулями.
Когда встал вопрос об обучении сыновей, Василий Афанасьевич призадумался. Нанять им хорошего учителя он не мог и решился отдать их в Полтаву.
- Какое образование получил Николай Васильевич Гоголь? Послушаем своих товарищей.
Сообщения учащихся:
6- слайд. Полтава.
В 1818 году Василий Афанасьевич Гоголь привез своих сыновей в Полтаву.
Полтавское поветовое училище почти не оставило добрых воспоминаний у Гоголя. Но «тарабарская грамота» катехизиса, о которой он пишет в письме к матери. Была познана именно здесь.
Ни с кем из школьных товарищей Гоголь не сошелся.
Братья поступили в училище 3 августа 1818 года. Но проучились в нем вместе всего лишь год. Иван тяжело заболел и умер. Василий Афанасьевич не решился оставлять Никошу одного в Полтаве. Тот вернулся в Васильевку.
7- слайд. Нежинская гимназия высших наук.
« Я почитаюсь загадкою для всех… Здесь меня называют смиренником, идеалом кротости и терпения. В одном месте я самый тихий, скромный, учтивый, в другом угрюмый, задумчивый, неотесанный… Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними.
Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем». Н. В. Гоголь
Нежин- город юности Гоголя. Здесь он прожил семь лет. В мае 1821 года его привез сюда отец для сдачи экзаменов в Нежинскую гимназию высших наук.
Особых успехов в учебе у него не было. Все это сильно ущемляло Гоголя в глазах товарищей и в его собственных глазах- первые годы в гимназии. Пока не раскрылись его таланты, он чурался общества, жил одиноко и все просил у папеньки о возвращении.
Но минул год- он обжился. На первых порах в пансионе Гоголь- мишень для насмешек, изгой. Его не принимают в игры, в умственные собеседования.
В 1824 году в гимназии разрешили театр. Гоголя приняли в труппу и предложили роль. Это у него хорошо получалось. Особенно ему удавалась роль Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль».
Здесь, в гимназии он начинает писать. Сначала это были стихи, потом комедии, трагедии.
Здесь же написано его первое напечатанное произведение- поэма «Ганц Кюхельгартен», которая вышла потом под псевдонимом «В. Алов».
В 1825 году умирает отец Гоголя- Василий Афанасьевич. Этот год в судьбе Гоголя оказался переломным и принес ему много горя, сразу отделив его от детства и перенеся в холодное мужество.
В июне 1828 года Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Он стремился в Петербург.
Прожив вторую половину дома, 13 декабря 1828 года писатель выехал в Петербург.
8- слайд. Петербург. « Ещё с самых времен прошлых, с самых лет почти непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу». Н. В. Гоголь.
Ребята, какими сведениями вы обладаете о жизни Гоголя в Петербурге?
Сообщения учащихся:
Петербург неласково встретил юного Гоголя. В короткое время развеялись радужные надежды, связанные с государственной службой. Голенищев- Кутузов, к которому обратился Гоголь за помощью, отделался от него одним обещанием. Будущий писатель познал всю горечь лишений, нужду, голод и холод. Об отъезде в Васильевку, несмотря на житейские невзгоды, Гоголь и не помышлял. Он упорно, но безуспешно пытался устроиться на службу.
Гоголь обращается в редакции столичных журналов, где ему за ничтожную плату удается кое- что напечатать. В журнале «Сын Отечества» было опубликовано стихотворение «Италия». Но основную надежду он возлагал на поэму «Ганц Кюхельгартен». Напечатал он эту поэму под псевдонимом « В. Алов». Но поэма была зло высмеяна критиками.
Неудача, постигшая Гоголя с изданием первой книги, явилась одной из причин его неожиданного отъезда за границу в конце июля 1829 года. Пробыв в Германии около полутора месяцев, Гоголь через Гамбург вернулся в Петербург. К этому времени относится попытка Гоголя поступить актером в русскую труппу Александринского театра, но она окончилась неудачей.
Только через год Гоголю удалось устроиться на службу в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий.
Суровая школа жизни открыла Гоголю глаза на многое. Действительность отрезвила Гоголя. В холодном Петербурге он мечтает об иной «счастливой жизни», и в его воображении возникают яркие картины жизни народной, навеянные преданиями далекой Украины. В сознании Гоголя зарождается замысел веселой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Постепенно у Гоголя завязываются связи в писательском мире.
Он знакомится с Жуковским, П. А. Плетневым. Он, в свою очередь, знакомит его с А. С. Пушкиным. Так 19 мая 1831 года произошла знаменательная встреча Пушкина с Гоголем.
Гоголь часто встречался с Пушкиным в Царском Селе.
Дружба с Пушкиным оказала огромное влияние на формирование мировоззрения Гоголя. « Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю литературную известность и всеобщее признание. Исполнилась заветная мечта Гоголя- он нашел свое истинное призвание в жизни.
9- слайд. Рим. « В сердце моем Русь…». Н.В. Гоголь
- Ребята, мы знаем, что больше десяти лет жизни Гоголь провел в Риме, столице Италии. Что мы знаем об этом периоде жизни Гоголя?
Сообщение уч- ся:
1836 год делит жизнь Гоголя на две половины. У него началась эра странствования. Впереди ждала дорога, дорога.
Он колесит по всей Европе. Но только в Риме он прожил с перерывами около десяти лет.
Гоголь назвал Рим «родиной своей души».
Годы жизни в Риме- это годы писания «Мертвых душ».
Гоголь вел в Риме скромную, уединенную жизнь. В часы отдыха он совершал длительные прогулки по Риму. Желанным гостем Гоголь был на вилле княгини Волконской. По вечерам встречался со своими друзьями- художниками.
В отличие от многих заезжих путешественников, Гоголя в Риме влекло иное. Он с увлечением знакомился с повседневной жизнью и бытом простых людей Италии, их обычаями, народным творчеством. Для этого он изучает итальянский язык.
10- слайд. Последние годы жизни.
«Мне нет дела до того, кончу ли я свою картину или смерть меня застигнет на самом труде, я должен до последней минуты своей работать…Если бы моя картина погибла или сгорела пред моими глазами, я должен быть так же покоен, как если бы она существовала, потому что я не зевал, я трудился». Н. В. Гоголь
А сейчас давайте вспомним , как прошли последние годы жизни писателя.
Предсмертная болезнь, сожжение рукописей и кончина Гоголя произошли быстро и содержали в себе много таинственного.
26 января умерла после непродолжительной болезни Екатерина Михайловна Хомякова, человек Гоголю близкий и дорогой. Смерть эта так тяжело отозвалась в душе Гоголя. Что он не нашел в себе сил прийти на похороны. С этих пор мысль о смерти овладевает Гоголем. Окончательно сломленный духовно и физически, Гоголь тяжело заболевает. Он отказывается от пищи, медицинской помощи. Однажды ночью, когда у обессилевшего от голода и болезни писателя потускнело сознание, он сжег почти все рукописи. В огне погиб и второй том «Мертвых душ». Опомнившись, Гоголь с ужасом понял весь трагизм свершившегося. Надорванный болезнью организм не выдержал последнего потрясения. 4 марта 1852 года в 8 часов утра Гоголь умер.
11 слайд. «Труды мои будут вдохновенны».
« Мои светлые минуты моей жизни были минуты, в которые я творил». Н. В. Гоголь
«Труды мои будут вдохновенны» писал Гоголь с гордой надеждой.
Его надежды оправдались. Он подарил миру свои бессмертные творения.
Создатель светлых и радостных «Вечеров на хуторе близ Диканьки», исполинского могучего лирического порыва, героико-патриотического «Тараса Бульбы», автор «Ревизора» и «Мертвых душ», в которых он не побоялся вывести перед своих современников всю страшную, потрясающую «тину мелочей», обволакивающих душу человека в мире корысти и социальной неправды, Гоголь по праву завоевал в двадцатом веке мировую славу. Его произведения переведены сегодня на все языки, их любят, читают во всех частях света, во всех уголках земного шара.
Подводя итог уроку, в заключение хочу сказать следующее:
«Задумываясь о Гоголе в связи с 200- летием со дня его рождения, снова и снова задумываешься о значении для нас классических традиций. Ныне проблема классики остра, как никогда, ибо классика - это проникновение в судьбы человечества и назначение человека. Общими словами о сооружении моста между временем классиков и нашим тут не отделаешься, ибо каждое каждое время обладает своим представлением о человеке и человечестве. Следовательно, у него своя мука и свое наслаждение в шествии по этому пути. Переиначивая несколько подпись Гоголя под письмом Пушкину, скажем , что Гоголь «вечно наш». Поскольку, думая о нем, ставим перед собой задачу воспринять и понять его как единственного, занятого собою так же, как занят он всеми нами. Он вечно наш - Гоголь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»
Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...
Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя (8 класс).
Игра "Счастливый случай"...
презентация к уроку "Жизнь и творчество Н.В.Гоголя"в 9 классе.
данный материал как наглядность к уроку с использованием ИКТ...
Урок о жизни и творчестве М.Цветаевой (11 класс).
Урок по биографии М.Цветаевой....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"
Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей" и логическим заключением...
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...