Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса
календарно-тематическое планирование (литература, 8 класс) по теме
Калндарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса по программе Р.Н.Бунеева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.docxlit_bun.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящий календарно-тематический план ориентирован на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. КТП разработан применительно к учебной программе по литературе для 8 класса общеобразовательных учреждений // сост. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литература. 8класс «Дом без стен»//.Образовательная система «Школа 2100».
Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Курс построен на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения, преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
-эмоциональная ценность произведения;
-опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывается один из следующих критериев:
-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
-способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
-психологические и интеллектуальные возможности учащихся.
Знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы- произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие, как может изучаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
В соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса, программа ориентирована на освоение следующих умений:
-читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;
-воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;
-выявлять авторское отношение к изображенному;
-определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
-давать интерпритацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
-определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
-выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном произведении;
-работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;
-понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой;
-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
-выполнять письменные работы разных жанров.
Формирование учебных компетенций.
Учебный предмет « Литература» имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
-сферы и ситуация речевого общения, компоненты речевой ситуации;
-эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств;
-совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;
-развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;
-использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
-культура учебно-научного и делового общения;
-информационная переработка текста;
-культура разговорной речи.
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.
Из расчета 2 часа в неделю (70 часов)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дидактическая модель обучения | Вид деятельности учащихся | Содержание темы | Домашнее задание | Дата | ||||||
1 | Введение. Входя в «Дом без стен». | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Переход от курса 7 класса к курсу 8 класса, знакомство со структурой учебника, определение задач обучения | Выразительное чтение стихотворений | |||||||
Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе». | 10+2р/р | ||||||||||||
2 | Все мы неповторимы (В.В.Маяковский «Надоело» ; А.А.Блок «Незнакомка») | 1 | комбинированный | коллективная | Общая установка на изучение литературы, отражение двух противоположных точек зрения на человека | Н.Гоголь. «Шинель», читать | |||||||
3 | Проблема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | 1 | Урок усвоения новых знаний | групповая | Знакомство с личностью писателя, анализ художественного текста | Стр. 25(1, 2, 3), ответить на вопросы | |||||||
4 | Акакий Акакиевич-человек толпы или человек в толпе? | 1 | Проблемно-диалоговый | коллективная | Определение проблемы «маленького человека» | Выраз. Чтение стихотворения Ю. Левитанского «Как показать зиму?» | |||||||
5 | Ю.левитанский «Как показать зиму?» | 1 | комбинированный | коллективная | Анализ стихотворного текста | Выучить стихотворение наизусть | |||||||
6 | М.А.Булгаков. Последствия одного опыта. | 1 | Усвоение новых знаний | коллективная | Булгаков-продолжатель традиций Н.В.Гоголя и А.П.Чехова | Читать «Собачье сердце» | |||||||
7 | «Собачье сердце». Анализ художественного текста | 1 | комбинированный | коллективная | Отработка навыков анализа художественного текста | Сообщение о Н.В.Гоголе | |||||||
8 | Н.В.Гоголь « Ревизор». « Зачем к нам едет ревизор?» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Изучение характеров чиновников по 1 и 2 действиям пьесы | Читать 1, 2 действие комедии «Ревизор» | |||||||
9 | «Маленький человек» или «творческая личность»? Образ Хлестакова | 1 | поисковая | групповая | Анализ образа Хлестакова | Читать 3, 4 действия | |||||||
10 | «Нам нужно бы кое-что предпринять».Анализ 4 действия | 1 | комбинированный | коллективная | Анализ сцен, связанных с изображением чиновников, дающих взятку должностному лицу | Читать 5 действие | |||||||
11 | «В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа». Анализ 5 действия | 1 | диалоговый | коллективная | Анализ 5 действия | Ответить на вопросы | |||||||
12 | В/ч.Остановись и подумай! Маленький человек в литературе | 1 | Совершенствование полученных знаний | групповая | Обобщение изученного материала, знакомство с темами сочинения | Подготовиться к сочинению | |||||||
13-14 | р/р Сочинение по прологу «Человек толпы. Человек в толпе» | 2 | Составление плана, редактирование черновиков, написание сочинения | Чехов А.П. читать «Крыжовник» | |||||||||
«Человек размышляющий» | 11+2 р/р | ||||||||||||
15 | «Я люблю сомневаться во всем»(А.П.Чехов «Крыжовник») | 1 | комбинированный | коллективная | Анализ рассказа «Крыжовник»; образ Ивана Ивановича-человека сомневающегося; определение авторской позиции | Читать рассказ «О любви» | |||||||
16 | В сомнениях, человек, воздержись!? (А.П,Чехов «Олюбви») | 1 | диалоговый | групповая | Работа над проблемой: что приносят сомнения человеку, какую роль могут они сыграть в человеческой жизни? | Читать фрагменты из трагедии Шекспира «Гамлет» | |||||||
17 | Горечь осмысления.(В.Шекспир «Гамлет») | 1 | поисковый | коллективная | Процесс осмысления принцем датским скоротечности и бренности человеческой жизни | Выучить стихотворение Тарковского «Жизнь, жизнь» | |||||||
18 | А.А.Тарковский «Жизнь, жизнь» | 1 | поисковый | групповая | Сопоставление настроения лирического героя А.А. Тарковского и Гамлета | ||||||||
19 | Холодные воды реки Оккервиль(Т.Н.Толстая «Река Оккервиль») | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Характеристика образа Симеонова, авторское отношение к мировоззрению героя | Выучит стихотворение Поля Верлена | |||||||
20 | Как научить осмыслению? | 1 | лекция | коллективная | Историческая основа классицизма; нравственное содержание идей и конфликтов, типичных для творчества писателей-классицистов; идейно-художественные особенности произведений классицизма | Сообщение о Мольере, читать комедию «Мещанин во дворянстве» | |||||||
21 | Путь исканий господина де Мольера | 1 | Объяснительно-иллюстративный | групповая | Жизненный и творческий путь Мольера | Читать комедию «Мещанин во дворянстве» | |||||||
22 | Разумный или неразумный (Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве») | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Показать жизненную позицию главного героя, осмысление им цели своего существования | Читать д.3, 4, 5, ответить на вопросы | |||||||
23 | «…И я вам скажу напрямик: я не дворянин» | 1 | поисковая | коллективная | Идейно-художественный анализ комедии, соблюдение автором основного принципа классицизма- принципа трех единств | Стр.180, вопр.№9 | |||||||
24 | В/ч. Размышляем, размышляем…(Ф.И. Тютчев. «Когда дряхлеющие силы..»; А.А,Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту») | 1 | диалоговая | коллективная | Анализ стихотворений, тема старости души человеческой, лирический герой и его место в толпе | Прочитать стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» | |||||||
25 | Остановись и подумай | 1 | комбинированный | групповая | Подведение итогов работы по разделу «Человек размышляющий» | Подготовится к сочинению | |||||||
26-27 | р/р Сочинение по разделу «Человек размышляющий» | 2 | Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения | Познакомиться с повестью Карамзина «Бедная Лиза» | |||||||||
«Человек чувствующий» | 12 | ||||||||||||
Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза» | 4 | ||||||||||||
28 | Сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина | 1 | Урок усвоения новых знаний | коллективная | Знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина; сентиментализм как литературное направление | Стр.268-269, выучить стихотворение Тютчева « О, как убийственно мы любим!» | |||||||
29 | Ах, матушка! Ах, Эраст! | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Роль рассказчика в повести | Стр.196, №5 | |||||||
30 | Ах, бедная, бедная Лиза! | 1 | комбинированный | коллективная | Развитее образа Лизы-главной героини повести | Стр.196, №7, 11 | |||||||
31 | Ах, вечно прекрасная природа! | 1 | поисковый | групповая | Роль природы в повести | Чтение повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть!» | |||||||
32-33 | «Прощай же, грусть!»(Ф.Саган «Здравствуй, грусть» | 2 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Знакомство с главами из повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть» | Выучить стихотворение М. Лермонтова «Пророк» | |||||||
34 | Горькие разочарования пророков (М.Ю.Лермонтов « Пророк») | 1 | поисковый | коллективная | Сопоставление стихотворения М.Ю.Лермонтова с одноименным стихотворением А.С.Пушкина | Читать главы повести Довлатова «Наши», Евтушенко «Итальянские слезы» | |||||||
35 | Разочарованные странники (С.Д.Довлатов «Наши»; А.Е.Евтушенко «Итальянские слезы» | 1 | комбинированный | коллективная | Обзорное рассмотрение глав из повести С.Д.Довлатова , определение общего мотива со стихотворением А.Е.Евтушенко | Выучить стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять» | |||||||
36 | Что такое любовь к родине?(А.Е.Евтушенко « Идут белые снеги», А.А.Блок «Русь моя, жизнь моя…» | 1 | Поисковый | групповая | Сопоставительный анализ стихотворений | Выучить стихотворение Тургенева «Русский язык» | |||||||
37 | В/ч. «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…» (С.А.Есенин « Шаганэ ты моя, Шаганэ..»; О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слез….»;А.А.Ахматова «Мне голос был…» | 1 | поисковый | групповая | Определение внутренней связи стихотворений, объединенных темой родины | Читать отрывок из повести Ю Бондарева «Выбор» | |||||||
38 | «Когда я вернусь» (А.А.Галич «Когда я вернусь», Ю Бондарев «Выбор») | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Анализ стихотворения, выявление отношения лирического героя и героев повести Ю. Бондарева к покинутой родине | Ответить на вопросы стр.264 | |||||||
39 | Остановись и подумай | 1 | Совершенствование новых знаний | коллективная | Подведение итогов по разделу «Человек чувствующий» | Домашнее сочинение | |||||||
«Человек действующий» | 21+2 р/р | ||||||||||||
40 | Храните гордое терпенье…»(А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд…» | 1 | комбинированный | коллективная | Знакомство со свободолюбивой лирикой А.С.Пушкина | Читать поэму Лермонтова «Мцыри» | |||||||
41-42 | Романтизм и романтическая поэма(М.Ю.Лермонтов «Мцыри» | 2 | комбинированный | Коллективная, групповая | Знакомство с романтизмом как направлением в искусстве, текстуальное изучение поэмы | Читать «Песню про царя Ивана Васильевича…» | |||||||
43 | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | комбинированный | Коллективная, групповая | Текстуальное изучение поэмы с опорой на знания учащихся истории родины | Выучит описание Ивана Грозного | |||||||
44 | Борьба опричника Кирибеевича | 1 | поисковый | групповая | Выявление мотивов поступков Кирибеевича | Письменный ответ на вопрос.№5 | |||||||
45 | Борьба купца Калашникова | 1 | поисковый | групповая | Выучить фрагмент из 2 части | ||||||||
46 | Э.Хемингуэй. Жизненный и творческий путь. | 1 | Объяснительно-иллюстративный | Коллективная, групповая | Знакомство с жизнью и творчеством писателя, | Прочитать повесть «Старик и море» | |||||||
47 | «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э.Хемингуэй «Старик и море») | 1 | комбинированный | коллективная | В процессе анализа повести раскрыть философию и миропонимание автора | Выучить стихотворение Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути» | |||||||
48 | Противоречивый путь самосоздания (Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Анализ стихотворения, образ лирического героя | Читать фрагмент из повести Б.Васильева «Завтра была война» | |||||||
49 | «…Если потуже затянуться ремнем» (Б.Л.Васильев «Завтра была война») | 1 | комбинированный | коллективная | Облик эпохи, изображенной писателем, смысл названия повести, цель автора | Стр.80, вопр.№7, прочитать фрагмент из трагедии В.Шекспира»Отелло» | |||||||
50 | В/ч. «Как будто в мире страшное затменье»(В.Шекспир « Отелло») | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Анализ фрагмента из трагедии «Отелло», который поможет понять, что такое затмение человеческого разума и каковы могут быть его последствия | Прочитать рассказ Б.Лавренева «Сорок первый» | |||||||
51 | «Грохот погибающей планеты»(Б.А.Лавренев « Сорок первый») | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Изображение эпохи Гражданской войны как эпохи всеобщего затмения | Письменно ответить на вопрос, прочитать рассказ В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева» | |||||||
52 | Блуждания среди света и тьмы(В.Т,Шаламов «Последний бой майора Пугачева») | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Показать, что бой майора Пугачева-это бой за свое человеческое «я»; трагизм финала и оптимизм автора | Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Анчар» | |||||||
53 | Горькая философия поэтов (А.С.Пушкин « Анчар», В.С.Высоцкий «Притча о правде и лжи») | 1 | поисковый | групповая | Нахождение общего в философии прочитанных стихотворений | Стр.143, вопр.№7 | |||||||
54 | «Противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (В.В.Маяковский « Мама и убитый немцами вечер», | 1 | Объяснительно-иллюстративный | коллективная | Метафоричность В.В.Маяковского в изображении Гражданской войны | Стр.143, вопр.№5, прочитать 1 часть поэмы Некрасова «Русские женщины» | |||||||
55 | «Пускай горька моя судьба-я буду ей верна!» (Н.А.Некрасов «Русские женщины») | 1 | комбинированный | коллективная, | Текстуальное изучение поэмы, понятие подвига, образ княгини Трубецкой | Прочитать 2 часть поэмы «Русские женщины» | |||||||
56 | «…И душу мою наполнило чувство святое» (Н.А.Некрасов «Русские женщины») | 1 | комбинированный | коллективная | Суть подвига княгини Волконской | Стр.!68, вопр.№6, письменный ответ | |||||||
57 | «Кто русский по сердцу, тот бодро и смело гибнет за правое дело» (К.Ф.Рылеев « Иван Сусанин») | 1 | комбинированный | коллективный | Отражение в литературе национального героического русского характера | Прочитать повесть Д.Олдриджа «Последний дюйм» | |||||||
58 | В/ч. «Все дело в последнем дюйме»(Д.Олдридж. «Последний дюйм» | 1 | Аналитическая беседа | коллективный | Символическое значение название, проявление героизма в повседневной, но опасной работе | Выучить стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» | |||||||
59 | Трагические строки о подвиге (К.М.Симонов « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» | 1 | комбинированный | коллективный | Анализ стихотворения. Что такое родина для лирического героя? | Повторить материал раздела «Человек действующий» | |||||||
60 | Остановись и подумай | 1 | Совершенствование новых знаний | групповая | Подведение итогов работы над разделом «Человек действующий» | Составить тезисы к плану сочинения | |||||||
61-62 | р/р Сочинение по разделу «Человек действующий» | 2 | Обсуждение рабочих материалов, написание сочинения | Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Поэту» | |||||||||
63 | «Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум»(А.С.Пушкин «Поэту») | 1 | поисковый | групповая | Что превращает «маленького» человека в «большого», требования, предъявляемые Пушкиным к поэтическому труду | Читать фрагменты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу» | |||||||
64 | А.и.Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» | 1 | Аналитическая беседа | коллективная | Выявление связи между идеями повести братьев Стругацких и размышлениями А.С.Пушкина | Читать «Сказки об Италии» М.Горького | |||||||
65-66 | «Маленький человек, когда он хочет работать, -непобедимая сила!» (М.Горький « Сказки об Италии») | 2 | поисковый | групповая | Общности идеи пушкинского стихотворения «Поэту» и «Сказок об Италии» | Выучить стихотворение Ю.Левитанско «Каждый выбирает для себя»; прочитать авторское «Письмо к читателям» | |||||||
67-68 | Оглянемся назад(заключение) | 2 | Закрепление, совершенствование полученных знаний | Групповая, индивидуальная | Подведение итогов работы за год, список литературы на лето | ||||||||
69-70 | Резервные уроки | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...