О схемах на уроках литературы
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Снежинская Ксения Владимировна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_tablicah_i_shemah_na_urokah_literatury.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

О  схемах на уроках литературы.

   Я всегда скептически относилась к книгам с названиями «Вся русская литература в схемах и таблицах». На уроках русского без них не обойдешься, а вот литература не вязалась у меня со  схемами. Пока время не пришло…

   Мой нынешний  одиннадцатый класс не  очень готов к критическому мышлению. А нам предстоял разговор о пьесе Горького «На дне». Чтобы вывести их на понимание многоплановости произведения, я и решила попробовать схемы.

   Разговор  мы начали с того, что лежит на поверхности, стали разбирать героев и перипетии сюжета:

        Хозяева                                             Дно

Костылев                                               Дворянин Барон

Василиса                                                Актер

                                                                Сатин (ученый?!)

                                                                 Пролетарий Клещ

                                                                 Куртизанка Бубнова

                                                                 Вор Пепел

Выявляем еще один аспект – возраст героев. Получаем другой уровень:

 

      Отцы                                              Дети

Костылев                                             Пепел

Медведев                                             Настя

                                                              Наташа

Делаем вывод о социальном  и психологическом конфликтах в пьесе.

Далее разбираем  «любовный  треугольник»

Васька Пепел__________Костылев

Васька Пепел__________Василиса

                       Наташа.

Теперь у нас перед глазами и бытовой конфликт на любовной почве.

С именами  Луки и Сатина мы связываем драму иного рода:  философскую драму судьбы.

 Философия Сатина                            Философия Луки

                                                                  Анна

                                                                  Актер

                                                                  Васька Пепел.

Далее традиционно разбираем в чем суть философии каждого из антагонистов.

Естественно, что целостная картина у нас складывается по мере чтения текста пьесы.

  Этот же способ «разбора» текста помог на уроках, посвященных «Мастеру и Маргарите» Булгакова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....

Опорные схемы на уроках литературы в старших классах

Схемы различных типов для уроков литературы в старших классах (по программам Курдюмовой , Агеносова, Журавлевой)....

Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Одним  из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...

Схема комплексного анализа урока литературы

Тема урока. Точность и обоснованность формулировки. Осознание места темы урока в курсе данного класса, в программе в целом. Осуществление ретроспективных и перспективных связей. Основная цел...

К урокам литературы. Таблицы, алгоритмы, опорные схемы.

1. Памятка для  анализа стихотворного и(или)  прозаического произведения в среднем и старшем звене.  Сжатый план и небольшой словарик- помощник. 2. Стихотворные размеры. Таблица и алго...

Использование схемы на уроках литературы

Использование схемы на уроках литературы...

Буклет "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"

Буклет для консультации (для учителей русского языка и литературы) на тему "Опорные схемы на уроках русского языка и литературы"...