Мой Пушкин
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Внеклассное занятие по литературе для учащихся 6-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pushkin.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рязанцева Ирина Валериевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
МКОУ СОШ № 4 г.Куйбышев НСО
Мой Пушкин
Внеклассное занятие для 5-6 классов
- Кому принадлежат эти предметы?
( На столе разложены различные предметы, которые упоминает Пушкин в своих сказках. Задача учащихся - определить в какой сказке о данном предмете идёт речь, кому из героев принадлежит. По возможности, процитировать строки, доказывающие наличие предмета в сказке.)
- Яблоко – спящая царевна из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
«Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
- Зеркальце – царица (мачеха) из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
- Хлеб – чернавка из «Сказки о мёртвой царевне»
«На ж, лови!» – и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала,
«Благодарствую, - сказала…
- Пряжа – старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»
…Старуха пряла свою пряжу.
- Орешки – белка из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт…
- Солома - Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе…
- Яичко – Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»
…Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и облупит..
- Верёвка – Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде»
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить…
- Мешок – Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде
…Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайцев, да в мешок…
- Палка – Балда из «Сказки о попе и работнике его Балде
Видишь ты палку эту?
Выбери себе любую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит…
- Стакан - Владимир-солнце из поэмы «Руслан и Людмила»
…Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И лёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал…
- Апельсин – Людмила из поэмы «Руслан и Людмила»
… Пред нею зыблются, шумят
Великолепные дубравы,
Аллеи пальм, и лес лавровый,
И благовонный миртов ряд,
И кедров гордые вершины,
И золотые апельсины…
- Найди пару .
(Ребята получают карточки с именами пушкинских героев так, чтобы никто не видел. Задача - составить пару.)
Татьяна - Евгений
Поп – Балда
Руслан – Людмила
Старик – Старуха
Гвидон – Лебедь
Салтан – Третья сестрица
Елисей – мёртвая царевна
Дадон – шамаханская царица
Старец – Наина
Маша – Гринёв
- Собери знакомые строки.
(Каждая команда получает пакет с четверостишием из стихотворения А.С. Пушкина. Но вот проблема – все слова «рассыпались, перепутались». Нужно собрать все слова и получить знакомые строки.
- Сижу / за решёткой / в темнице/ сырой./
Вскормлённый / в неволе/ орёл / молодой,/
Мой / грустный/ товарищ,/ махая крылом,/
Кровавую / пищу / клюёт/ под окном./
- Мороз и солнце;/ день /чудесный!/
Ещё/ ты / дремлешь,/ друг прелестный!/
Пора,/ красавица,/ проснись:/
Открой/ сомкнуты негой/ взоры…/
- Зима!/ крестьянин,/ торжествуя,/
На дровнях/ обновляет/ путь;/
Его лошадка,/ снег почуя,/
Плетётся / рысью,/ как- нибудь;/
- Опрятней / модного/ паркета/
Блистает/ речка,/ льдом одета./
Мальчишек/ радостный народ/
Коньками/ звучно/ режет/ лёд./
- Мой/ первый друг,/ мой друг/ бесценный!/
И я /судьбу благословил,/
Когда/ мой друг/ уединённый,/
Печальным/ снегом/ занесённый,/
Твой/ колокольчик/ огласил./
- Театр-экспромт.
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Текст – отрывок из сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для «голоса за кадром». Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди детей, они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актёры появляются из-за кулис и исполняют всё, о чём сообщает «голос за кадром». Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления. Требуется по 3 человека от команды, всего – 15. Старик, старуха, море, золотая рыбка, 2 боярина, 2 дворянина, 2 стражника, 5 человек – народ.
Старик отправился к морю,
(почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! Будет старуха царицей!»
Старичок к старухе возвратился.
Что ж? Перед ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг её стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, - испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил : «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна?»
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и двояре,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука;
Не садися не в свои сани!»
- Буреме.
Каждой команде даётся 2 строчки из известных стихов Пушкина, их задача состоит в том, чтобы досочинить ещё 2.
- Над лесистыми брегами,
В час вечерней тишины,
…………………………
…………………………
(Шум и песни под шатрами,
И огни разложены.)- у Пушкина
- Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
…………………………..
…………………………..
(В день уныния смирись,
День веселья, верь, настанет.)
- Была пора: наш праздник молодой
Сиял, шумел и розами венчался,
…………………………………..
…………………………………….
(И с песнями бокалов звон мешался,
И тесною сидели мы толпой.)
- Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
………………………………
………………………………
(За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.)
- Над озером, в глухих дубравах,
Спасался некогда монах….
………………………………….
………………………………….
(Всегда в занятиях суровых,
В посте, молитве и трудах.)
Ребята декламируют получившиеся четверостишия, сравнивая с авторским.
- Друзья! Прекрасен наш союз!
Участвуют все играющие. Задаю вопросы по порядку, за правильный ответ – буква.
- По словарю Даля имя этого героя означает «толстое корневище, палица, дубина». Это вполне характеризует героя сказки. Он могуч и дороден. Рот до ушей, под горшок стрижен.
Балда (ш - 19)
- Это идеальная женщина сказки, невеста героя. Контрастно оттеняя в мужчине силу, а в женщине – слабость, Пушкин не скупится на изображение «красоты её нежной», «стройный стан», «две ножки, чудо из чудес», «кудри золотые», «бледное чело». «Она чувствительна, скромна, любви супружеской верна.»
Людмила (О -21)
- Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу? (Ю -22)
- Что кричал петушок, сидя на спице? (А -13)
- Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризною. (А -18)
- Какими словами обращался старик к золотой рыбке? (Д -1)
- Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке» (Е -10)
- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане….» (Е -15)
- Что пообещал царь Дадон мудрецу? (К -11)
- Какие чудеса были у князя Гвидона на острове? (Р -2)
- Сколько раз ходил к морю старик? (Р -9)
- Какое задание дал поп Балде, чтобы от него избавиться? (Р -12)
- Из какой сказки выражение:
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок. (У -3)
- В кого превращался царь Гвидон, когда летал к царю Салтану? (З -4)
- К кому обращался королевич Елисей с просьбой ему найти невесту? (З -23)
- Чьи это слова:
Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить. (С -14)
17. Сколько было сестёр в «Сказке о царе Салтане..»? (С -20)
- Кого родила царица в «Сказке о царе Салтане..» по словам её сестёр? ( (Ь -5)
- Как назвал Пушкин лоб попа? (Я -6)
- Транспорт передвижения маленького царя Гвидона и его матери? (П - 8)
- Исполнитель песни «Во саду ли в огороде»? (Н -16)
- Необычное местонахождение звезды у одного из пушкинских героев? (Н -17)
- В какой сказке Пушкин пишет об ихтиандрах? (! -7)
- Соперники Руслана? (! -24)
На обратной стороне карточек с буквами находятся цифры. Каждый, кто правильно ответил и получил карточку, выходит на сцену. Задача ребят, вышедших на сцену, встать так, чтобы буквы, находящиеся у них на карточках, расположились по порядку. Получилось :
ДРУЗЬЯ! ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!
Этими прекрасными пушкинскими словами мы заканчиваем наш праздник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"
Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)
Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....
Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова
Цель Научно-исследовательского проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...
Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.
Задачи урока:изучение творчества поэта в историческом движении , создание целостного представления об историко – литерату...
Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)
Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов. Для его проведения ...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...