Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба» «Чёрт возьми, степи, как вы хороши!» Степь как образ Родины в повести Гоголя.
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Урок развития речи по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Анализ текста, выразительное чтение отрывков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока
- Организационный момент.
- Опрос домашнего задания.
Вступительное слово учителя. Братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нём.
На доске: Бурса – духовное училище.
- Ребята, как вы представляете себе условия жизни в бурсе?
(Ответы учащихся)
- А вот как описывает писатель Николай Помяловский бурсу в книге «Очерки бурсы»:
«Огромная комната носит характер казёнщины, выражающей полное отсутствие домовитости и приюта. Стены с промёрзшими насквозь углами грязны – в чёрно-бурых полосах и пятнах, в плесени и ржавчине; потолок подпёрт деревянными столбами, потому что он давно погнулся и без подпорок грозил падением; пол в зимнее время посыпался песком или опилками; иначе на нём была бы постоянная грязь и слякоть от снегу, приносимого учениками на сапогах с улицы. От задней стены идут парты; у передней стены, между окнами, стол и стул для учителя; вправо от него - чёрная учебная доска; влево, в углу от дверей, ведро воды для жаждущих; в противоположном углу – печка; между печкой и дверями – вешалка, на спицах которой висит целый ряд тряпичный: шинели, шубы, халаты, накидки; на всём этом виднеются клочья ваты и дыры, и много в том месте злачнем паразитов, поедающих тело плохо кормленного бурсака. В пять окон с пузырчатыми стёклами пробивается мало свету. Вонь и копоть в классе; воздух мозглый, какой-то прогорклый, сырой и холодный».
Оказывается, бурса – совсем особый мир, мир, во многом страшный.
- Чем отличаются в этот период Остап и Андрий?
Вывод: Остап – надёжный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Андрий, как и Остап, мужественен, силён, ловок и полон отваги. Но в отличие от прямодушного Остапа, он человек неустойчивый. Настораживает его отъединение от товарищей. Видно, что его жизненный путь – не обычный путь казака.
- Основное содержание урока
- Восстановим хронологическую последовательность происходящих с юношами событий: детство, учение в бурсе, возвращение в отчий дом, дорога в Сечь. Сбывается самая большая мечта их жизни.
- Ребята, давайте поговорим о дороге в Сечь. Вот как пишет об этом Гоголь:
«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».
- Выразительное чтение описания степи днём, вечером и ночью.
- Выразите своими словами богатство чувств Гоголя, выявите гамму оттенков, передающих его отношение к степи.
Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг – вот какие сильные чувства переполняют душу автора.
Чтение описания степи днём подготовленным учеником.
- В чём же видит Гоголь чарующую душу красоту степи, чем он восхищается и как передаёт своё восхищение?
- Степь днём. Какой вид искусства напоминает этот пейзаж?
Вообразите себя художниками, которые на основании описания Гоголя рисуют большое полотно – степь днём. Что же должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью? (Образ моря, океана).
- О чём ещё говорит выражение «неизмеримые волны диких растений»? Помогли ли бы нам эти слова Гоголя при создании картины?
- Кроме необъятности, безбрежности, чем ещё поражает гоголевская степь? (Буйством красок).
- Как разместить на картине всё это богатство красок, растений, а также огромное количество птиц?
- А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть вообще не изображать?
- Итак, соберём всё воедино и создадим словесную картину.
- Как преображается степь вечером и ночью? В описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений. В этих описаниях всё сказочно, необыкновенно и таинственно.
- Найдите в тексте два особенно понравившихся вам словесных образа и объясните их. («…вся степь курилась благовонием», ветерок «обольстительный, как морские волны», крик лебедя «как серебро, отдавался в воздухе», «красные платки летели по тёмному небу»).
3. В описании украинской степи отчётливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром.
- Докажите это текстом. (Все три всадника ехали молча. Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой).
Но просторы степи близки и дороги сердцу Козаков. Степь – их родина-мать, она их утешает, вливает в них жизненную силу, энергию.
Степь и козаки – нечто глубоко созвучное, родное, близкое друг другу.
- Каких людей, какие характеры должна была породить степь? (богатырские характеры, героические натуры).
- Можно ли считать Тараса с сыновьями и других выведенных в повести запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу? Этим вопросом открывается новая тема следующего урока, тема подвига, тема служения Отечеству.
4. Итак, образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в «подлую собаку».
Домашнее задание: 1) Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2-й главе (по выбору - днём, вечером, ночью);
2) Ответить на 6 вопрос в хрестоматии.
3) Прочитать 3,4 главы. Подготовиться к беседе по теме «Нравы и обычаи запорожской Сечи».
Урок литературы в 7 классе
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»
«Чёрт возьми, степи, как вы хороши!»
Степь как образ Родины в повести Гоголя.
Цель:
- пробудить у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, понимание того, что природа – это тоже Родина, «дом наш», желание стать достойным Родины, «способным защитить её;
- показать, что время пребывания Остапа и Андрия в бурсе – это повзросление, когда формируется личность, определяются её нравственные критерии;
- продолжать отрабатывать навык устного словесного рисования, работать над развитием речи обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя
Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав
Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 7–8 глав ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 9 главы ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-519712-1415437498.jpg)
Урок по литературе Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав
Урок по литературеН.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Анализ 10, 11, 12 глав ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/29/picture-72188.jpg)
Технологическая карта урока литературы на тему:"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба". Запорожская Сечь: её нравы и обычаи"
Технологическая карта урока литературы. Тема;"Н.В.Гоголь повесть "Тарас Бульба. Запорожская Сечь; её нравы и обычаи"...
Презентация "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба". Историческая основа повести"
Данная презентация предназначена для изучения в 7 классе темы "Н.В.Гоголь.Повесть "Тарас Бульба".Историческая основа повести"...