методическая разработка «Русь и Степь», конспект и презентация к уроку
методическая разработка по истории (6 класс)
Методическая разработка урока «Русь и Степь». Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов до периодов мирного сосуществования. Этот урок посвящен контактам жителей Древнерусского государства с народами Степи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.39 МБ |
методическая разработка урока | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К какой группе славян относятся русские, украинцы и белорусы? Какой город стал первой столицей Древней Руси? Кто стоял во главе государства? Как называлось войско князя? С какими государствами и народами граничило Древнерусское государство?
- По этой теме я знаю… - Я хочу узнать…. - Сегодня я узнал…
Задачи урока - как происходило взаимоотношения жителей Степи и Древнерусского государства; - какое влияние оказало столкновение с кочевыми народами на историю Руси; - в каких условиях жили степные народы; - сформулировать свое отношение к участникам событий X - XII вв.
План урока 1. Работая с текстом по группам и заполнение таблицы; 2. Презентация работы с таблицей каждой группы; 3. Подведение итогов
Задание 965 г. 968 г. 1036 г. - 1068 г. - 1223 г.
Работа в группах Группа 1 - текст №1 Группа 2 – текст №2 Группа 3 – текст №3 Текст 1 Текст 2 Текст 3 Факты Оценка «степняков» Оценка «русичей» Вывод
Правила работы в группах Некоторые правила работы в группах: 1. При обсуждении говорить тихо и не мешать другим участникам группы. 2. Участники группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее. 3. Время на работу ограничено. 4. Каждый участник группы должен принять посильное участие в работе. 5. Отвечать, соблюдая очередность.
Правила ведения дискуссии: 1. Определить, что вы хотите сказать. 2. Выслушать другого участника дискуссии. 3. Для доказательства свое точки зрения, использовать факты. 4. Помнить о логике и последовательности ответа. 5. Не перекрикивать собеседников. 6. Нельзя переходить на личности. 7. Стараться правильно воспроизводить аргументы других участников дискуссии.
Какую роль играли жители Степи в истории Древнерусского государства? - Что двигало русскими князьями в борьбе с кочевниками? Только идея защиты государства? - Какой текст из предложенных, с вашей точки зрения дает наиболее объективную оценку отношениям, которые складывались между Русью и Степью?
Выводы: В те жестокие времена жестокие и разорительные набеги совершали не только кочевники, но и русские князья. Набеги кочевников, зачастую были вызваны сокращением пастбищ, сокращением продовольствия. Мирного решение этих проблем в то время практически не было. Не смотря на взаимную жестокость, между Русью и Степь складывались культурные, дипломатические и торговые связи.
Домашнее задание Посмотреть или вспомнить содержание следующие мультфильмы и выполнить задания: «Князь Владимир» (2004 г.) «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.) «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 г.) Задание - Описать как показаны кочевники в этих мультфильмах. - Ответить на вопрос: отвечают ли эти описания кочевников стереотипам или объективным историческим данным?
Сегодня у меня получилось… Сложнее всего мне было… Интереснее всего было…
Предварительный просмотр:
Паспорт конкурсной работы
Название работы: методическая разработка урока «Русь и Степь».
Г. Санкт-Петербург, п. Металлострой
Янкова Ирина Владимировна, Государственное Бюджетное Образовательное учреждение «Лицей №273 им. Л. Ю. Гладышевой» (ГБОУ Лицей №273 им. Л. Ю. Гладышевой), учитель истории и обществознания.
196641, Санкт-Петербург, п. Металлострой, ул. Садовая, д. 20, кв. 43;
Цель урока: формирование осознанной гражданской идентичности на основе конкретного исторического материала; формирование у школьников наиболее объективного и свободного от стереотипов представления о контактах жителей Древнерусского государства и кочевников.
Задачи:
- формирование у учащихся навыка работы с различными информационными источника (текст, видеофильм), умения давать разностороннюю оценку полученной информации;
- выявление существующих этнокультурных и исторических стереотипов о периоде Древнерусского государства в сознании учащихся;
- активизация познавательной деятельности, направленной на преодоление стереотипности мышления с опорой на проверенные объективные данные; определение роли исторического знания в преодолении стереотипов;
- формирование критического восприятия на основе сравнительного анализа полученных знаний и стереотипов тиражируемых массовой культурой на примере мультфильмов;
- формирование навыка групповой дискуссии;
- формирование осознанной гражданской самоидентичности на основе исторического и культурного наследия.
Краткое содержание:
Россия - страна многонациональная и мультикультурная, с очень богатым и разнообразным совместным историческим прошлым: от военных конфликтов до периодов мирного сосуществования. Этот урок посвящен контактам жителей Древнерусского государства с народами Степи. На этапе актуализации школьникам для анализа предлагается набор основных дат, связанных с военными конфликтами между русскими, с одной стороны, и кочевниками (хазарами, печенегами, половцами) с другой. На этапе введения в новый материал школьникам даны тексты, предлагающие школьникам более объективный взгляд на вклад кочевых народов в историю древнерусского государства. Также учащиеся с целью формирования критического мышления предложено к просмотру несколько мультфильмов, формирующие определенные стереотипы в восприятии кочевых народов. Подобное задание дается учащимся, но уже в качестве проектной деятельности. Школьникам предложено самостоятельно провести критический анализ, который даст возможность определить наличие или отсутствие стереотипов, но уже при помощи другого видеоконтента.
Предполагаемые конечные результаты:
- Основным результатом данного урока должно стать формирование навыков критического мышления у школьников при работе с новой и уже известной информацией;
- Школьники на основаниях материала урока смогут дать более объективную оценку военным конфликтам в период существования Древнерусского государства.
Данный подход, в долгосрочной перспективе:
Урок рассчитан на формирование у школьников осознанной гражданской позиции и этнонациональной толерантности основанной на конкретных знаниях, а не на бытовых стереотипах. Работа с данной методикой только начинается, но я рассчитываю, что при регулярном и систематическом применении она даст положительные результаты и станет одним из факторов достижения наших конченых целей: воспитания толерантности и осознанной гражданской позиции. Это представляется мне особенно важным в условиях нашего многонационального государства.
Порядок контроля и оценка результатов:
- на ряду с традиционным учительским контролем используется самоконтроль учащихся;
Этот урок дает следующие возможности:
- во время заполнения таблицы проконтролировать умение выделять главное и формулировать выводы;
- во время дискуссии оценить умение аргументировано доказывать свою точку зрения (приводить аргументы и контраргументы), умение вести дискуссию.
Урок «Русь и Степь»
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок – исследование.
Цель урока: формирование осознанной гражданской идентичности на основе конкретного исторического материала; сформировать у школьников наиболее объективное представление о контактах жителей Древнерусского государства и кочевников.
Задачи:
- повторение материал прошлых уроков по теме Древнерусское государство;
- формирование у учащихся навыка работы с различными информационными источника (текст, видеофильм), умения давать разностороннюю оценку полученной информации;
- выявление существующих этнокультурных и исторических стереотипов о периоде Древнерусского государства в сознании учащихся;
- активизация познавательной деятельности, направленной на преодоление стереотипности мышления с опорой на проверенные объективные данные; определение роли исторического знания в преодолении стереотипов;
- формирование критического восприятия на основе сравнительного анализа полученных знаний и стереотипов тиражируемых массовой культурой на примере мультфильмов;
- формирование навыков самостоятельной работы с текстом, его анализа;
- формирования навыка работы в коллективе: умение слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;
- формирования навыка групповой дискуссии;
-формирование осознанной гражданской самоидентичности на основе исторического и культурного наследия.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию; ------ умение самостоятельно организовать работу;
- умение анализировать и оценить свою работу и работу группы учащихся; ---- оценить собственный вклад в работу группы.
Метапредметные: -
- умения анализировать представленный объект;
- анализировать и выявлять закономерности в предложенном учебном материале;
- умения находить факты, представленные в неявном виде;
- умение понимать и принимать учебную задачу;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.
Предметные:
- формирование основ гражданской, этнонациональной самоидентификации личности обучающегося;
- поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук.
Формируемые УУД (универсальные учебные действия)
-регулятивные: целеполагание, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, определение последовательности действий с учетом конечного результата;
-познавательные: Проводить наблюдение под руководством учителя, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-коммуникативные: умение слушать и слышать, понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; взаимно контролировать действия друг друга, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Технологии: элементы технологии критического мышления, элементы технология обучения в сотрудничестве; элементы исследовательской деятельности; элементы проектной деятельности.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: групповая; коллективная (фронтальная); индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, проектор, раздаточный материал, тетради.
Литература для учителя:
1. История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева и др.]; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Журавлева О.Н. История России: 10 класс: практикум: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / О.Н. Журавлева. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Литература и видеоматериалы для учащихся:
1. История России: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / [П.А. Баранов, Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедева и др.]; под общ. Ред. Чл.-корр. РАН Р.Ш. Ганелина. – М.: Вентана-Граф, 2014.
2. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 1. История России и её ближайших соседей/ Сост. С. Т. Исмаилова. — М.: Аванта+, 1996.
3. Мультфильмы: «Князь Владимир» (2004 г.), «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.), «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 г.)
Предварительное задание для обучающихся. Посмотреть следующие мультфильмы:
- Детство Ратибора
- Мальчик с уздечкой (1974 г.)
- Сказание про Игорев поход (1972 г.)
Ход урока
1.Организационный этап.
Цель: Организовать готовность учащихся к работе.
Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку выбраны слова В.И. Вернадского, который писал: «Русская цивилизация и культура постепенно пропитывалась началами, с одной стороны, византийской цивилизации и культуры, с другой – цивилизации и культуры степных кочевников, перенимая от них одежду и оружие, песнь и сказку, воинский строй и образ мыслей».
2. Актуализации опорных знаний
На протяжении нескольких уроков мы изучаем историю Древнерусского государства. Давайте вспомним некоторые события, людей, которые жили в то далекое время. Все, что мы вспомним, пригодится нам на сегодняшнем уроке.
- К какой группе славянских племен относятся русские, украинцы и белорусы?
- Какой город стал первой столицей Древней Руси?
- Кто стоял во главе государства?
- Как называлось войско князя?
- С какими государствами и народами граничило Древнерусское государство?
3. Мотивационно-целевой этап
Тщательно изучая письменные источники и археологические находки, историки смогли многое узнать о Древнерусском государстве, но осталось еще и много загадок. От этого полулегендарного времени до нас дошли имена князей, чьи дела остались в памяти народа и предания о русских богатырях, которые защищали родную землю. Особенно тревожно было на южный рубежах, где молодому государству угрожали кочевые племена, освоившие степные просторы.
Тема нашего урока – «Русь и Степь»
Как вы думаете какие задачи будут стоять перед нами на этом уроке?
Попробуйте дополнить предложения, которые вы видите на слайде.
- Об отношении Древней Руси и Степи я знаю, что…
- Я хочу узнать….
Учитель выслушивает ответы и определяет задачи урока:
- как происходило взаимоотношения жителей Степи и Древнерусского государства;
- какое влияние оказало столкновение с кочевыми народами на историю Руси;
- в каких условиях жили степные народы;
- сформулировать свое отношение к участникам событий X-XII вв.
Для успешной и эффективной работы мы с вами будем работать по следующему плану:
1. Работа с текстом по группам и заполнение таблицы.
2. Презентация работы с таблицей каждой группы
3. Подведение итогов урока
4. Введение в новый материал
У наших предков была трудная жизнь полная опасностей, русским князьям приходилась решать сложные вопросы и действовать в непростых условиях. Я предлагаю вам несколько дат, которые можно объединить одной проблемой
Как вы думаете, что объединяет эти даты?
- 965 г. (разгром Святославом Хазарского каганата и его столицы Итиль)
- 968 г. (осада Киева печенегами)
- 1036 г. (разгром под Киевом печенегов князем Ярославом Мудром)
- 1068 г. (поражение Ярославичей от половецких отрядов на реке Альте)
- 1223 г. (поражение русско-половецких отрядов монгольским войском на реке Калке)
Ученики высказывают свои предположения. Эти даты связаны с борьбой русских дружин с кочевниками.
Как видите угроза военного вторжения от разных народов: печенегов, половцев, монголов. В нашем сознании их имена давно и прочно связаны с разрушениями, войнами, гибелью людей, монголы так же, воспринимаются и как поработители (Монголо-татарское иго).
Насколько справедливо такое отношение? Были ли отношения были между народами за пределами ратного поля? И какими они были? Что было причинами набегов кочевников?
- Вам знакомо слово «стереотип»? Что это понятие означает? (ответы)
- Действительно, это устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо или о ком-либо. Попав в плен стереотипа очень легко стать жертвой ошибки или предвзятого отношения. Сегодня мы вернемся к этому понятию, но поговорим о нем уже на основе исторического материала.
Мы все живем в сложном мире, который полон противоречивой информации, поэтому важно уметь правильно понимать и оценивать информацию с разных сторон. Как можно это сделать? У нас есть тексты, таблица, которую необходимо заполнить. Нам надо разделиться на группы, а результат работы обсудим после выполнения задания.
Работа в группах.
1. Каждая группа получает текст, памятку для работы с заданиями, таблицу для заполнения. Результаты работы оформляются на листах в виде таблиц. Текст – это источник, который поможет нам оценить насколько объективны наши представления о кочевых народах. Работа выполняется в течение 10 минут. На выступление каждой группы – по 3 минуты.
Группа 1 - текст №1 (приложение 1)
Группа 2 – текст №2 (приложение 1)
Группа 3 – текст №3 (приложение 1)
2. Выступление представителей от каждой группы. Задача выступающих озвучить оценку, данную в тексте с которой работала группа.
3. Вашим домашним заданием был просмотр мультфильмов, в которых рассказывается о борьбе русского народа с кочевниками. С вашей точки зрения, какую точку зрения поддерживают авторы мультфильмов? Предлагаю обменятся своими мыслями по этому вопросу. При этом не забывайте аргументировать свой ответ. Памятки участника дискуссии есть у вас на партах.
5. Этап закрепления материала.
- Какую роль играли жители Степи в истории Древнерусского государства?
- Что двигало русскими князьями в борьбе с кочевниками? Только идея защиты государства?
- Какой текст из предложенных, с вашей точки зрения дает наиболее объективную оценку отношениям, которые складывались между Русью и Степью?
6. Подведение итогов урока.
Мы обсудили сегодня очень важные вопросы из истории нашего государства. Какие выводы можно сделать? (выслушиваются ответы учеников). При необходимости учитель корректирует ответы.
- В те жестокие времена жестокие и разорительные набеги совершали не только кочевники, но и русские князья.
- Набеги кочевников, зачастую были вызваны сокращением пастбищ, сокращением продовольствия. Мирного решение этих проблем в то время практически не было.
- Не смотря на взаимную жестокость, между Русью и Степь складывались культурные, дипломатические и торговые связи.
- Как вы думаете, почему плохо иметь какие-либо стереотипы в отношении других народов? Оказывают ли они влияние на нас и почему это важно сегодня? (Школьники отвечают).
Бороться с негативными стереотипами важно для нашей гражданской позиции. Вольно или невольно мы переносим наши стереотипы на сограждан, особенно других национальностей. Поэтому важно составить для себя объективную картину, как происходящего сегодня, в наши дни, так и в далеком прошлом.
6. Постановка домашнего задания.
Посмотреть или вспомнить содержание следующие мультфильмы и выполнить задания:
- «Князь Владимир» (2004 г.)
- «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 г.)
- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006 г.)
Задание
- Описать как показаны кочевники в этих мультфильмах.
- Ответить на вопрос: отвечают ли эти описания кочевников стереотипам или объективным историческим данным?
7. Рефлексия
Удовлетворены ли вы совей работай на уроке (да/нет).
Определив свои результаты, закончите предложения:
- Сегодня у меня получилось…
- Сложнее всего мне было…
- Интереснее всего было…
Приложение 1
Текст 1
Важной задачей Древнерусского государства была защита южных границ. Из причерноморских и приазовских степей на Русь постоянно нападали кочевники. На южные рубежи страны одна за другой накатывались волны приходивших из-за Волги завоевателей. Русь постоянно терзали набеги – сначала аваров, затем хазар, печенегов, позднее половцев. Степняки грабили села и города, сжигали посевы, убивали или уводили в рабство мирных жителей. Поэтому главной заботой киевских князей стала оборона от набегов из Степи: возводились укрепления, создавались сторожевые посты и «заставы богатырские», княжеские дружины были всегда готовы к отражению нападения врагов. В борьбе со степняками русские князья одержали множество славных побед: Святослав разгромил в 965 г. Хазарское царство, Владимир дал отпор печенегам, а его сын Ярослав мудрый под стенами Киева окончательно победил этих грозных кочевников. Прославился своими победоносными походами на половцев Владимир Мономах. О героической борьбе русского народа с кочевниками рассказывает выдающийся памятник древнерусской литературы конца XII в. «Слово о полку Игореве».
Текст 2
Изменение климата и связанное с ним сокращение площадей степных пастбищ не могло не отразиться на жизни кочевых народов. Нехватку удобных для своего скота пастбищ и вызванный этим недостаток продовольствия они были вынуждены восполнять за счет своих соседей. У кочевников не было другого выхода – либо голодная смерть, либо поиск новых пастбищ и набеги на земледельческие страны, в том числе и на Русь. Русские князья отвечали не менее частыми походами в Степь. На это их толкала прежде всего жажда наживы, стремление к захвату пленников. Холопы (рабы) из числа народов причерноморских степей и Северного Кавказа постоянно упоминаются в русских летописях. А киевский князь Святополк II Изяславович в начале XII в. Превратил походы на половцев в прибыльный промысел. Дружины князя не вступая в боевые столкновения с половецкими воинами, захватывали становища, пленили безоружных женщин и детей, которых затем продавали на невольничьих рынках Востока.
Текст 3
Между земледельческой Русью и степными кочевниками отношения не всегда складывались гладко. Сказывалась разница в обычаях, верованиях, представлениях о морали… Но помимо взаимных набегов, когда обе стороны проявляли жестокость в равной степени, между Русью и Степью укреплялись торговые, дипломатические и культурные связи. Некоторые степные племена заключали союзы с русскими князьями и принимали на себя охрану южных рубежей Руси. Многие русские князья женились на половецких княжнах (например, Юрий Долгорукий, Владимир Игоревич), а половецкие князья принимали православие (например, ханов Кобяка и Кончака). В XII в. Половцы почти не нападали на русские земли по собственной инициативе: их «приглашали» сами русские князья в качестве военной силы против своих же, русских противников. Иногда половецкие набеги провоцировали походы русских князей (например, неудачный поход в Степь Игоря Святославовича в 1185 г.)
Приложение 2
План работы с текстом
- Прочитать текст.
- Выделить факты, которые приводятся в тексте задания.
- Определите отношение к фактам с предложенных позиций.
- Сделать вывод.
Приложение 3
Текст 1 | Текст 2 | Текст 3 | |
Факты | |||
Оценка «степняков» | |||
Оценка «русичей» | |||
Вывод |
Приложение 4
Некоторые правила работы в группах:
1. При обсуждении говорить тихо и не мешать другим участникам группы.
2. Участники группы поочередно высказываются о каждой предложенной идее.
3. Время на работу ограничено.
4. Каждый участник группы должен принять посильное участие в работе.
5. Отвечать, соблюдая очередность.
Приложение 5
Некоторые правила ведения дискуссии:
1. Определить, что вы хотите сказать.
2. Выслушать другого участника дискуссии.
3. Для доказательства свое точки зрения, использовать факты.
4. Помнить о логике и последовательности ответа.
5. Не перекрикивать собеседников.
6. Нельзя переходить на личности.
7. Стараться правильно воспроизводить аргументы других участников дискуссии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "План-конспект занятия в технике Изонить"
План- конспект зантятия в технике "Изонить"...
Конспект и презентация к уроку информатики и ИКТ в 11 классе по теме " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере."
Конспект и презентация к уроку информатики и ИКТ для закрепления и обобщения понимания у учащихся этапов моделирования на примере построения модели «Расчет геометрических параметров объекта» в с...
План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....
Методическая разработка Капнист Н.Н. Конспект занятия «Christmas Wonders – Рождественские чудеса» в объединении «Увлекательный английский» (для учащихся второго года обучения)
Занятие праздничной тематики для учащихся 8-9 лет....
Методическая разработка Капнист Н.Н. Конспект воспитательного дела «Интерактивная викторина» «Будь здоров»» в объединении «Увлекательный английский» (для учащихся второго года обучения)
Интерактивное воспитательное дело с элементами английского языка, посвященное формированию внутренней мотивации к здоровому образу жизни у учащихся 8-9 лет....
Методические разработки, доклады по самообразованию,конспекты уроков.
Методические разработки, доклады по самообразованию,конспекты уроков....
Методическая разработка на тему: План-конспект открытого урока по гимнастике в 3 классе
Методическая разработка на тему: План-конспект открытого урока по гимнастике в 3 классе...