Мир детства глазами Л.Н. Андреева в рассказе "Петька на Даче"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Построение варианта урока  по рассказу Л. Андреева  " Петька на даче".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_detstva.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы (внеклассное чтение) в 6 классе.

Тема:  Мир детства глазами Л. Н. Андреева в рассказе «Петька на даче».

Цель:

1. Познакомить учащихся с особенностями личности и творчества Л. Н. Андреева

2. Проверить знания  учащихся рассказа «Петька на даче»

3. Организовать работу класса по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.

4. Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.

Тип урока:  комбинированный

Оформление:     

-  Портрет Л. Андреева

- Выставка книг на тему «Мир детства глазами русских писателей конца 19-начала 20 века».

- Выставка детских рисунков по рассказу «Петька на даче».

-Плакат или стенд с высказываниями  о детстве (или отрывками из сочинений «Детство»)

Эпиграф:   «Расскажем детям искренне и просто…о наших страданиях и победах, ошибках и поражениях, о наших надеждах…»

(М. Горький «Сказка жизни» 1910)

Этап урока и его психолого-педагогическое обоснование

Ход урока

Деятельность обучающихся

1. Орг.момент

Настраивает детей на работу, определяет её цели, активизирует память, внимание.

Приветствие, объявление темы, цели, задач.

Внимательно слушают.

2. Слово учителя о писателе.

Рассказ учителя вызывает интерес у детей к личности автора, настраивает на восприятие его произведения, которое несет отпечаток характера и жизни писателя.

Перед вами на доске портрет писателя Л.Н. Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Недаром в орловской классической гимназии его звали «Герцог».

Л. Андреев родился  9 августа 1871 года в Орле в семье частного землемера. При жизни отца Андреевы жили в достатке: был свой большой дом и огромный сад. Скука провинциальной жизни очень рано приобщила мальчика к чтению экзотической приключенческой литературы (Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн). И не просто читал, уже тогда пробудился в нем театральный талант.

В юности он решает стать писателем и записывает в своем дневнике: «…неприменно стану знаменитым писателем».

После смерти отца многодетная семья Андреевых бедствовала. И Леониду как старшему брату приходилось подрабатывать и быть учителем для своих  братьев и сестер. Но об этом факте его биографии мало кто знал. Напротив, в воспоминаниях современников Леонид Андреев предстаёт великолепным рассказчиком, живым общительным человеком, любителем всяких розыгрышей.

Литературная деятельность  началась в 90-х годах прошлого века. Закончив юридический факультет Московского университета, он начал работать репортёром, судебным хроником в московской газете «Курьер». В своих отчетах «Из зала суда» Андреев сосредотачивался на личности обвиняемого, стремился проникнуть в его внутренний мир, понять психологию человека, «переступившего закон»!

Разделяя взгляды профессиональных юристов, Андреев искал истоки преступности не только в характере обвиняемого, но и в неблагоприятных условиях социальной жизни.

В 1899 оду он пишет рассказ «Петька на даче». Это одно из самых проникновенных изображений души ребенка, у которого было украдено детство. Источником для рассказа послужило воспоминания о детстве однофамильца писателя- Ивана Андреева-   владельца парикмахерской, находившейся неподалёку от редакции «Курьера».

Об Иване Андрееве расскажет мой помощник.                                  

Внимательно слушают.

3. Выступление ассистента-помощника. Такое индивидуальное задание  привлекает внимание класса и возвышает ученика в собственных глазах .

В книге В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» один из рассказов повествует о человеке, который стал прототипом  Петьки. Вот как там рассказывается:  « И сейчас ещё работает в Москве 80-летний старик, часто выбритый и бодрый:

- Я все видел: и горе, и славу, но я всегда работал, работаю и теперь, насколько хватает сил, - говорил он своим клиентам.

- Я крепостной Калужской губернии. Когда в 1861 году нам дали волю, я ушёл в Москву- дома есть было нечего, попал к земляку дворнику, который определил меня к цирюльнику Артёмову. Спал я на полу, укрывался рваной шубёнкой, в головах – полено. Зимой в цирюльне было холодно.

хозяева вставали  в 7 часов пить чай, оба злые. Били, чем попало и за всё – всё не так. Пороли розгами, привязывали к скамье. Раз после розг в больнице 2 месяца лежал – загноилась спина. Раз выкинули зимой на улицу и дверь заперли – 3 месяца в больнице в горячке лежал.

Внимательно слушают.

4. Работа с тетрадью. Формулировка тезисов.

 Работа позволяет систематизировать полученный в устной форме материал.

Мы закончили важную часть урока  и должны подвести её итоги, то есть записать основные тезисы.

- Л. Андреев – натура страстная, впечатлительная, эмоциональная.

- Л. Андреев не был баловнем судьбы, после смерти отца на себе испытал все трудности.

- Работал репортером судебной хроники, увлекался кино, фотографией и достиг неплохих результатов.

- Сюжет рассказа «Петька на даче» был подсказан жизнью.

- Прототип Петьки – владелец парикмахерской, сын крепостного крестьянина. Он рано узнал голод, побои, непосильный труд. Но его судьба сложилась более счастливо, чем судьба героя рассказа.

Работают в тетради.

5. Работа над текстом рассказа. Краткий пересказ сюжета помогает выстроить в сознании детей «картинку», бросить целостный взгляд на произведение.

Учитель по ходу работы направляет детей.

Учащиеся фрагментарно пересказы-вают текст.

6. Работа над композицией и планом пр-я.

Составление композицион-ного и психологического планов даёт возможность выявить зависимость, соотнесённость человека и окружающего мира, проследить развитие состояния героя-ребёнка.

 - Как вы думаете, ребята, сколько частей в этом рассказе? Как можно их озаглавить?

1. В парикмахерской.

2. По дороге на дачу.

3. На даче.

4. Возвращение в город.

- Правильно. Вы озаглавили части в соответствии с движением сюжета. А теперь проведем ту же работу, только в соответствии с состоянием героя.

1. Однообразие и усталость.

2. Всё было поразительно ново и странно. Удивление и радость.

3. Энергия и движение.

4. Апатия и сонливость.

Ребята продумывают план.

7. Анализ идейно-тематического содержания пр-я через фронтальную беседу с классом.

Аналитическая работа активизирует логическое мышление . Аргумент сформулирован в вопросе, задача ученика – найти в тексте подтверждения этому. Работа с текстом вводит в художественный мир автора и активизирует образное мышление учеников.

- Почему Петька испытывал усталость и сонливость, работая в парикмахерской?

-Почему мать Петьки решила, что сын у неё «дурачок»?

- Как изменился мальчик, когда услышал, что они с матерью едут на дачу?

-Как ощущал себя Петька в  первые дни пребывания на даче?

-Какие произошли изменения в мальчике, когда он жил на даче?

-Почему с Петькой произошла истерика?

-Каким он возвращался в город?

- Сравните 1-ое и последнее предложение рассказа. Почему Андреев  в начале и конце использует слово «крик»?

Какой художественный приём использует автор в своем рассказе? (Противопоставление -  антитезу)

Отвечают на вопросы, находя доказатель-ства в тексте.

8. Творческая работа: составление итоговой таблицы (самосоятельно). Такая рабоа мобилизует память, мышление, аналитические способности, учит отбирать материал из текста.

Образы

В городе, в цивилизации

На даче, на природе

1. Люди

2. Друзья Петьки

3. Природа (деревья, небо, облака, трава)

4. Состояние мальчика

5. Желания героя

Заполняют таблицу, затем сдают  тетради.

9. Подведение итогов работы по рассказу.

Дети участвуют в подведении итогов.

10. Домашнее задание.

Сравнить рассказ Л. Андреева «Петька на даче»  с другими на выбор:

«Дед Архип и Лёнька» М. Горького

«Белый пудель» Куприна

«Танька» И.А. Бунина

«Ванька» А.П. Чехова

Записывают домашнее задание.

11. Подведение итогов работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»

Цели урока:         - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;         - формирование навыков анализ...

Урок с использованием ТРКМ. По рассказу Л.Андреева "Петька на даче".

Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает на...

Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"

Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но  поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...

Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»

Цели урока:         - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;         - фор...

Конспект урока литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Петька на даче"

Планируемая система уроков:1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на дач...

Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе

Конспект  урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....

Урок по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"

Урок  на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"...