Мир детства глазами Л.Н. Андреева в рассказе "Петька на Даче"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Построение варианта урока по рассказу Л. Андреева " Петька на даче".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_detstva.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы (внеклассное чтение) в 6 классе.
Тема: Мир детства глазами Л. Н. Андреева в рассказе «Петька на даче».
Цель:
1. Познакомить учащихся с особенностями личности и творчества Л. Н. Андреева
2. Проверить знания учащихся рассказа «Петька на даче»
3. Организовать работу класса по изучению композиции рассказа, определению идейно-тематического содержания.
4. Совершенствовать навыки учащихся в различных видах чтения и пересказа.
Тип урока: комбинированный
Оформление:
- Портрет Л. Андреева
- Выставка книг на тему «Мир детства глазами русских писателей конца 19-начала 20 века».
- Выставка детских рисунков по рассказу «Петька на даче».
-Плакат или стенд с высказываниями о детстве (или отрывками из сочинений «Детство»)
Эпиграф: «Расскажем детям искренне и просто…о наших страданиях и победах, ошибках и поражениях, о наших надеждах…»
(М. Горький «Сказка жизни» 1910)
Этап урока и его психолого-педагогическое обоснование | Ход урока | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||
1. Орг.момент Настраивает детей на работу, определяет её цели, активизирует память, внимание. | Приветствие, объявление темы, цели, задач. | Внимательно слушают. | ||||||||||||||||||
2. Слово учителя о писателе. Рассказ учителя вызывает интерес у детей к личности автора, настраивает на восприятие его произведения, которое несет отпечаток характера и жизни писателя. | Перед вами на доске портрет писателя Л.Н. Андреева. Заметьте, он был красивым человеком: черные глаза, черные вьющиеся волосы, тонкий нос – всё это черты благородного лица. Недаром в орловской классической гимназии его звали «Герцог». Л. Андреев родился 9 августа 1871 года в Орле в семье частного землемера. При жизни отца Андреевы жили в достатке: был свой большой дом и огромный сад. Скука провинциальной жизни очень рано приобщила мальчика к чтению экзотической приключенческой литературы (Майн Рид, Фенимор Купер, Жюль Верн). И не просто читал, уже тогда пробудился в нем театральный талант. В юности он решает стать писателем и записывает в своем дневнике: «…неприменно стану знаменитым писателем». После смерти отца многодетная семья Андреевых бедствовала. И Леониду как старшему брату приходилось подрабатывать и быть учителем для своих братьев и сестер. Но об этом факте его биографии мало кто знал. Напротив, в воспоминаниях современников Леонид Андреев предстаёт великолепным рассказчиком, живым общительным человеком, любителем всяких розыгрышей. Литературная деятельность началась в 90-х годах прошлого века. Закончив юридический факультет Московского университета, он начал работать репортёром, судебным хроником в московской газете «Курьер». В своих отчетах «Из зала суда» Андреев сосредотачивался на личности обвиняемого, стремился проникнуть в его внутренний мир, понять психологию человека, «переступившего закон»! Разделяя взгляды профессиональных юристов, Андреев искал истоки преступности не только в характере обвиняемого, но и в неблагоприятных условиях социальной жизни. В 1899 оду он пишет рассказ «Петька на даче». Это одно из самых проникновенных изображений души ребенка, у которого было украдено детство. Источником для рассказа послужило воспоминания о детстве однофамильца писателя- Ивана Андреева- владельца парикмахерской, находившейся неподалёку от редакции «Курьера». Об Иване Андрееве расскажет мой помощник. | Внимательно слушают. | ||||||||||||||||||
3. Выступление ассистента-помощника. Такое индивидуальное задание привлекает внимание класса и возвышает ученика в собственных глазах . | В книге В.А. Гиляровского «Москва и москвичи» один из рассказов повествует о человеке, который стал прототипом Петьки. Вот как там рассказывается: « И сейчас ещё работает в Москве 80-летний старик, часто выбритый и бодрый: - Я все видел: и горе, и славу, но я всегда работал, работаю и теперь, насколько хватает сил, - говорил он своим клиентам. - Я крепостной Калужской губернии. Когда в 1861 году нам дали волю, я ушёл в Москву- дома есть было нечего, попал к земляку дворнику, который определил меня к цирюльнику Артёмову. Спал я на полу, укрывался рваной шубёнкой, в головах – полено. Зимой в цирюльне было холодно. хозяева вставали в 7 часов пить чай, оба злые. Били, чем попало и за всё – всё не так. Пороли розгами, привязывали к скамье. Раз после розг в больнице 2 месяца лежал – загноилась спина. Раз выкинули зимой на улицу и дверь заперли – 3 месяца в больнице в горячке лежал. | Внимательно слушают. | ||||||||||||||||||
4. Работа с тетрадью. Формулировка тезисов. Работа позволяет систематизировать полученный в устной форме материал. | Мы закончили важную часть урока и должны подвести её итоги, то есть записать основные тезисы. - Л. Андреев – натура страстная, впечатлительная, эмоциональная. - Л. Андреев не был баловнем судьбы, после смерти отца на себе испытал все трудности. - Работал репортером судебной хроники, увлекался кино, фотографией и достиг неплохих результатов. - Сюжет рассказа «Петька на даче» был подсказан жизнью. - Прототип Петьки – владелец парикмахерской, сын крепостного крестьянина. Он рано узнал голод, побои, непосильный труд. Но его судьба сложилась более счастливо, чем судьба героя рассказа. | Работают в тетради. | ||||||||||||||||||
5. Работа над текстом рассказа. Краткий пересказ сюжета помогает выстроить в сознании детей «картинку», бросить целостный взгляд на произведение. | Учитель по ходу работы направляет детей. | Учащиеся фрагментарно пересказы-вают текст. | ||||||||||||||||||
6. Работа над композицией и планом пр-я. Составление композицион-ного и психологического планов даёт возможность выявить зависимость, соотнесённость человека и окружающего мира, проследить развитие состояния героя-ребёнка. | - Как вы думаете, ребята, сколько частей в этом рассказе? Как можно их озаглавить? 1. В парикмахерской. 2. По дороге на дачу. 3. На даче. 4. Возвращение в город. - Правильно. Вы озаглавили части в соответствии с движением сюжета. А теперь проведем ту же работу, только в соответствии с состоянием героя. 1. Однообразие и усталость. 2. Всё было поразительно ново и странно. Удивление и радость. 3. Энергия и движение. 4. Апатия и сонливость. | Ребята продумывают план. | ||||||||||||||||||
7. Анализ идейно-тематического содержания пр-я через фронтальную беседу с классом. Аналитическая работа активизирует логическое мышление . Аргумент сформулирован в вопросе, задача ученика – найти в тексте подтверждения этому. Работа с текстом вводит в художественный мир автора и активизирует образное мышление учеников. | - Почему Петька испытывал усталость и сонливость, работая в парикмахерской? -Почему мать Петьки решила, что сын у неё «дурачок»? - Как изменился мальчик, когда услышал, что они с матерью едут на дачу? -Как ощущал себя Петька в первые дни пребывания на даче? -Какие произошли изменения в мальчике, когда он жил на даче? -Почему с Петькой произошла истерика? -Каким он возвращался в город? - Сравните 1-ое и последнее предложение рассказа. Почему Андреев в начале и конце использует слово «крик»? Какой художественный приём использует автор в своем рассказе? (Противопоставление - антитезу) | Отвечают на вопросы, находя доказатель-ства в тексте. | ||||||||||||||||||
8. Творческая работа: составление итоговой таблицы (самосоятельно). Такая рабоа мобилизует память, мышление, аналитические способности, учит отбирать материал из текста. |
| Заполняют таблицу, затем сдают тетради. | ||||||||||||||||||
9. Подведение итогов работы по рассказу. | Дети участвуют в подведении итогов. | |||||||||||||||||||
10. Домашнее задание. | Сравнить рассказ Л. Андреева «Петька на даче» с другими на выбор: «Дед Архип и Лёнька» М. Горького «Белый пудель» Куприна «Танька» И.А. Бунина «Ванька» А.П. Чехова | Записывают домашнее задание. | ||||||||||||||||||
11. Подведение итогов работы на уроке. | ||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока: - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»; - формирование навыков анализ...
Урок с использованием ТРКМ. По рассказу Л.Андреева "Петька на даче".
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает на...
Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...
Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока: - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»; - фор...
Конспект урока литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Петька на даче"
Планируемая система уроков:1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на дач...
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....
Урок по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"
Урок на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"...