Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Цели урока:
- знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;
- формирование навыков анализа прозаического текста;
- воспитание в каждом человеке сочувствия и сострадания к окружающим людям, особенно к детям.
Ребята, помните ли вы произведения, в которых героем рассказа является ребёнок?
Вводная часть.
Сейчас я прочту отрывок из одного уже известного вам рассказа. В нём есть герой-ребёнок.
«Милый дедушка, пишу тебе письмо. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. Вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста. А она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть как хочется, а скука такая, что сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил так, что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…
-Узнаёте ли вы этот рассказ?
-Кто его автор? (А. Чехов «Ванька»)
-Что заставило Ваньку написать письмо?
-Дойдёт ли оно? Почему? А если бы дошло?
-Почему Чехов так заканчивает рассказ?
Слово учителя.
Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него есть тоже рассказы о несчастной судьбе детей.
Сообщение о Л.Н. Андрееве. ( Впервые о Леониде Андрееве как писателе узнали читатели газеты «Курьер», в которой он опубликовал свои первые рассказы «Петька на даче» и «Ангелочек». Это было в 1899 году.
«Писатели Горький, Чехов, Толстой почувствовали в произведениях Леонида Андреева настоящую тоску и боль за человека. Эти тоска и боль с особой силой прозвучали в рассказах о детях, »- читаем мы в воспоминаниях о Л.Н.Андрееве Корнея Ивановича Чуковского.
Беседа по рассказу
- Что вы можете рассказать о Петьке?
- Как жилось Петьке в парикмахерской?
Леонид Андреев – мастер художественной детали. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее.
- Выделим детали, с помощью которых ярко представляем себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
- Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика? (портрет героя).
Десятилетний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Вот уже три года в дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и подмастерья.
Окна парикмахерской выходят на улицу, по которой ходят «равнодушные, злые или распущенные» люди, на скамейках сидят бездомные, дерутся пьяные. У Петьки не бывает праздников.
Портрет: он все больше худеет, на стриженой голове пошли нехорошие струпья, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.
- Найдём в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
(Грязная рука, внешность, поднос с водой, отрывистый и резкий крик «Мальчик, воды!», если работал Осип Абрамович, хозяин парикмахерской, а если кто-нибудь из подмастерьев - шёпот становился громким и принимал форму угрозы: «Вот, погоди!» Это значит, что мальчик недостаточно быстро подал воды и его ждёт наказание.
На него все кричали
Ни праздников, ни выходных не было. Парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся…
И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!», он всё подавал её, всё подавал.
Он часто разливал воду.
Одним из важных образных средств в рассказе о Петьке является приём контраста, противопоставления. Он пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать, лучше понимать и чувствовать происходящее.
Рассказ можно поделить на две противоположные части.
- Какие чувства испытал Петька, когда узнал о поездке на дачу?
(Нетерпение, удивление, радость, эгоистическое чувство)
- Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?
- Какие сравнения использует автор при описании местности, через которую он проезжает?
Лес, похожий на травку;
Небо, точно с крыши смотришь;
Беленькие радостные облачка, как ангелочки;
Река, похожая на зеркало.
- Почему описывает мельчайшие подробности?
- Как изменилась внешность Петьки на даче?
- Портрет: глаза давно перестали казаться сонными, морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Поправился, хотя ел совсем мало.
- Как чувствовал себя Петька на природе?
Сначала боялся леса, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Но через два дня он вступил в полное соглашение с природой.
- Как Петька встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался, а потом закричал?
(Петьке посчастливилось в отличие от Ваньки Жукова вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. И жить ему станет ещё печальнее после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживания мальчика подлинно трагичны. Детская мечта о свободном детстве рухнула).
- С чем сравнивает Петька Осипа Абрамовича? (с призраком), а потом стал фактом.
- Как господа отнеслись к горю мальчика? (равнодушно, выразили жалость).
- Как ведёт себя Петька в поезде, когда едет в город? (Был ко всему безразличен).
- Почему автор не описывает красоту природы, ведь Петька возвращается той же дорогой?
- Чем была для Петьки поездка на дачу? (мечта).
- Какие чувства вызвал у вас мальчик?
- Как автор относится к Петьке?
- Вопрос 6 (учебник).
Обращение к живописи
- Тема «трудного» детства в изобразительном искусстве.
Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. Посмотрите на картину Владимира Маковского «Свидание».
-Окаком свидании идёт речь?
-Почему герои не смотрят друг другу в глаза?
-Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?
- Какие краски использовал художник? Как вам кажется, почему?
- Описание картины «Свидание» (Андреев Саша).
Обобщение
- Затронула ли вас данная тема?
- Каким, по-вашему, должно быть детство?
-Какое оно было у детей бедняков?
- От кого зависит жизнь детей?
- Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребёнка как можно счастливее?
Д/з. Письменно «Почему рассказ называется «Петька на даче»?
Если вас затронула эта тема, советуем прочитать:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Петька на даче (часть 1) | 38 КБ |
Петька на даче (часть 2) | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Мир ребёнка
в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока:
- знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;
- формирование навыков анализа прозаического текста;
- воспитание в каждом человеке сочувствия и сострадания к окружающим людям, особенно к детям.
Ребята, помните ли вы произведения, в которых героем рассказа является ребёнок?
Вводная часть.
Сейчас я прочту отрывок из одного уже известного вам рассказа. В нём есть герой-ребёнок.
«Милый дедушка, пишу тебе письмо. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. Вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста. А она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть как хочется, а скука такая, что сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил так, что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…
-Узнаёте ли вы этот рассказ?
-Кто его автор? (А. Чехов «Ванька»)
-Что заставило Ваньку написать письмо?
-Дойдёт ли оно? Почему? А если бы дошло?
-Почему Чехов так заканчивает рассказ?
Слово учителя.
Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него есть тоже рассказы о несчастной судьбе детей.
Сообщение о Л.Н. Андрееве. ( Впервые о Леониде Андрееве как писателе узнали читатели газеты «Курьер», в которой он опубликовал свои первые рассказы «Петька на даче» и «Ангелочек». Это было в 1899 году.
«Писатели Горький, Чехов, Толстой почувствовали в произведениях Леонида Андреева настоящую тоску и боль за человека. Эти тоска и боль с особой силой прозвучали в рассказах о детях, »- читаем мы в воспоминаниях о Л.Н.Андрееве Корнея Ивановича Чуковского.
Беседа по рассказу
- Что вы можете рассказать о Петьке?
- Как жилось Петьке в парикмахерской?
Леонид Андреев – мастер художественной детали. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее.
- Выделим детали, с помощью которых ярко представляем себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
- Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика? (портрет героя).
Десятилетний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Вот уже три года в дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и подмастерья.
Окна парикмахерской выходят на улицу, по которой ходят «равнодушные, злые или распущенные» люди, на скамейках сидят бездомные, дерутся пьяные. У Петьки не бывает праздников.
Портрет: он все больше худеет, на стриженой голове пошли нехорошие струпья, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.
- Найдём в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
(Грязная рука, внешность, поднос с водой, отрывистый и резкий крик «Мальчик, воды!», если работал Осип Абрамович, хозяин парикмахерской, а если кто-нибудь из подмастерьев - шёпот становился громким и принимал форму угрозы: «Вот, погоди!» Это значит, что мальчик недостаточно быстро подал воды и его ждёт наказание.
На него все кричали
Ни праздников, ни выходных не было. Парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся…
И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!», он всё подавал её, всё подавал.
Он часто разливал воду.
Одним из важных образных средств в рассказе о Петьке является приём контраста, противопоставления. Он пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать, лучше понимать и чувствовать происходящее.
Рассказ можно поделить на две противоположные части.
- Какие чувства испытал Петька, когда узнал о поездке на дачу?
(Нетерпение, удивление, радость, эгоистическое чувство)
- Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?
- Какие сравнения использует автор при описании местности, через которую он проезжает?
Лес, похожий на травку;
Небо, точно с крыши смотришь;
Беленькие радостные облачка, как ангелочки;
Река, похожая на зеркало.
- Почему описывает мельчайшие подробности?
- Как изменилась внешность Петьки на даче?
- Портрет: глаза давно перестали казаться сонными, морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Поправился, хотя ел совсем мало.
- Как чувствовал себя Петька на природе?
Сначала боялся леса, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Но через два дня он вступил в полное соглашение с природой.
- Как Петька встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался, а потом закричал?
(Петьке посчастливилось в отличие от Ваньки Жукова вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. И жить ему станет ещё печальнее после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживания мальчика подлинно трагичны. Детская мечта о свободном детстве рухнула).
- С чем сравнивает Петька Осипа Абрамовича? (с призраком), а потом стал фактом.
- Как господа отнеслись к горю мальчика? (равнодушно, выразили жалость).
- Как ведёт себя Петька в поезде, когда едет в город? (Был ко всему безразличен).
- Почему автор не описывает красоту природы, ведь Петька возвращается той же дорогой?
- Чем была для Петьки поездка на дачу? (мечта).
- Какие чувства вызвал у вас мальчик?
- Как автор относится к Петьке?
- Вопрос 6 (учебник).
Обращение к живописи
- Тема «трудного» детства в изобразительном искусстве.
Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. Посмотрите на картину Владимира Маковского «Свидание».
-Окаком свидании идёт речь?
-Почему герои не смотрят друг другу в глаза?
-Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?
- Какие краски использовал художник? Как вам кажется, почему?
- Описание картины «Свидание» (Андреев Саша).
Обобщение
- Затронула ли вас данная тема?
- Каким, по-вашему, должно быть детство?
-Какое оно было у детей бедняков?
- От кого зависит жизнь детей?
- Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребёнка как можно счастливее?
Д/з. Письменно «Почему рассказ называется «Петька на даче»?
Если вас затронула эта тема, советуем прочитать:
Предварительный просмотр:
Мир ребёнка
в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока:
- знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;
- формирование навыков анализа прозаического текста;
- воспитание в каждом человеке сочувствия и сострадания к окружающим людям, особенно к детям.
Ребята, помните ли вы произведения, в которых героем рассказа является ребёнок?
Вводная часть.
Сейчас я прочту отрывок из одного уже известного вам рассказа. В нём есть герой-ребёнок.
«Милый дедушка, пишу тебе письмо. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался. Вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья во двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятёнка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста. А она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру… Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят, и кушать страсть как хочется, а скука такая, что сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил так, что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…
-Узнаёте ли вы этот рассказ?
-Кто его автор? (А. Чехов «Ванька»)
-Что заставило Ваньку написать письмо?
-Дойдёт ли оно? Почему? А если бы дошло?
-Почему Чехов так заканчивает рассказ?
Слово учителя.
Одним из современников Чехова был писатель Леонид Андреев. У него есть тоже рассказы о несчастной судьбе детей.
Сообщение о Л.Н. Андрееве. ( Впервые о Леониде Андрееве как писателе узнали читатели газеты «Курьер», в которой он опубликовал свои первые рассказы «Петька на даче» и «Ангелочек». Это было в 1899 году.
«Писатели Горький, Чехов, Толстой почувствовали в произведениях Леонида Андреева настоящую тоску и боль за человека. Эти тоска и боль с особой силой прозвучали в рассказах о детях, »- читаем мы в воспоминаниях о Л.Н.Андрееве Корнея Ивановича Чуковского.
Беседа по рассказу
- Что вы можете рассказать о Петьке?
- Как жилось Петьке в парикмахерской?
Леонид Андреев – мастер художественной детали. Писатель строит фразу таким образом, чтобы мы быстро и точно вообразили себе происходящее.
- Выделим детали, с помощью которых ярко представляем себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
- Как эта жизнь отразилась на внешности мальчика? (портрет героя).
Десятилетний мальчик Петька отдан в учение к парикмахеру Осипу Абрамовичу. Вот уже три года в дешевой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат и ругаются хозяин и подмастерья.
Окна парикмахерской выходят на улицу, по которой ходят «равнодушные, злые или распущенные» люди, на скамейках сидят бездомные, дерутся пьяные. У Петьки не бывает праздников.
Портрет: он все больше худеет, на стриженой голове пошли нехорошие струпья, глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные – прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.
- Найдём в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской?
(Грязная рука, внешность, поднос с водой, отрывистый и резкий крик «Мальчик, воды!», если работал Осип Абрамович, хозяин парикмахерской, а если кто-нибудь из подмастерьев - шёпот становился громким и принимал форму угрозы: «Вот, погоди!» Это значит, что мальчик недостаточно быстро подал воды и его ждёт наказание.
На него все кричали
Ни праздников, ни выходных не было. Парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся…
И утром, и вечером, и весь Божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды!», он всё подавал её, всё подавал.
Он часто разливал воду.
Одним из важных образных средств в рассказе о Петьке является приём контраста, противопоставления. Он пробуждает в читателе желание рассуждать, сопереживать, лучше понимать и чувствовать происходящее.
Рассказ можно поделить на две противоположные части.
- Какие чувства испытал Петька, когда узнал о поездке на дачу?
(Нетерпение, удивление, радость, эгоистическое чувство)
- Какие картины природы проходят перед Петькой, когда он едет в поезде?
- Какие сравнения использует автор при описании местности, через которую он проезжает?
Лес, похожий на травку;
Небо, точно с крыши смотришь;
Беленькие радостные облачка, как ангелочки;
Река, похожая на зеркало.
- Почему описывает мельчайшие подробности?
- Как изменилась внешность Петьки на даче?
- Портрет: глаза давно перестали казаться сонными, морщинки пропали, как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Поправился, хотя ел совсем мало.
- Как чувствовал себя Петька на природе?
Сначала боялся леса, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Но через два дня он вступил в полное соглашение с природой.
- Как Петька встретил известие об отъезде? Почему сначала улыбался, а потом закричал?
(Петьке посчастливилось в отличие от Ваньки Жукова вырваться на волю, узнать беспечные радости детства. И жить ему станет ещё печальнее после того, как лишат его этих радостей. В изображении Андреева переживания мальчика подлинно трагичны. Детская мечта о свободном детстве рухнула).
- С чем сравнивает Петька Осипа Абрамовича? (с призраком), а потом стал фактом.
- Как господа отнеслись к горю мальчика? (равнодушно, выразили жалость).
- Как ведёт себя Петька в поезде, когда едет в город? (Был ко всему безразличен).
- Почему автор не описывает красоту природы, ведь Петька возвращается той же дорогой?
- Чем была для Петьки поездка на дачу? (мечта).
- Какие чувства вызвал у вас мальчик?
- Как автор относится к Петьке?
- Вопрос 6 (учебник).
Обращение к живописи
- Тема «трудного» детства в изобразительном искусстве.
Не только писатели, но и художники сочувствовали детям бедняков. Посмотрите на картину Владимира Маковского «Свидание».
-Окаком свидании идёт речь?
-Почему герои не смотрят друг другу в глаза?
-Какие чувства испытывает мать? Почему вы так решили?
- Какие краски использовал художник? Как вам кажется, почему?
- Описание картины «Свидание» (Андреев Саша).
Обобщение
- Затронула ли вас данная тема?
- Каким, по-вашему, должно быть детство?
-Какое оно было у детей бедняков?
- От кого зависит жизнь детей?
- Что должны помнить взрослые, чтобы сделать жизнь ребёнка как можно счастливее?
Д/з. Письменно «Почему рассказ называется «Петька на даче»?
Если вас затронула эта тема, советуем прочитать:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»
Цели урока: - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»; - формирование навыков анализ...
Урок с использованием ТРКМ. По рассказу Л.Андреева "Петька на даче".
Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. Эта позиция значительно повышает на...
Методическая разработка урока " Основная тематика и нравственная проблематика рассказа Л.Андреева "Петька на даче"
Урок позволяет не только познакомить учащихся с жизнью Леонида Андреева( заочная экскурсия), но поработать над запоминанием изобразительно-выразительных средств( работа в группах)...
Конспект урока литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Петька на даче"
Планируемая система уроков:1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на дач...
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». в 5 классе
Конспект урока литературы «Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе Л. Андреева «Петька на даче»». 5 класс....
Урок по рассказу Л.Андреева "Петька на даче"
Урок на тему "Двоемирие в рассказе Л.Андреева "Петька на даче"...
Конспект урока по литературе "Нравственная проблематика рассказа Леонида Андреева "Петька на даче"
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления...