Конспект урока литературы по рассказу Л.Н. Андреева "Петька на даче"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Рубцова Наталья Николаевна

Планируемая система уроков:

1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.

3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Тема урока: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- понимание литературы как явления: национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- осознание понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным, предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 

Метапредметные:

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литератyроведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- совершенствование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание;

-  формирование способности ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- развитие творческих способностей и читательской наблюдательности у учащихся, монологической и диалогической речи;

Оборудование: текст произведения, интерактивная доска, иллюстрация к рассказу Л. Андреева «Петька на даче», картина В. Перова «Тройка», изображения городской и сельской жизни, тетради.Планируемая система уроков:

1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.

3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Тема урока: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- понимание литературы как явления: национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- осознание понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным, предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

 

Метапредметные:

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литератyроведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- совершенствование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание;

-  формирование способности ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- развитие творческих способностей и читательской наблюдательности у учащихся, монологической и диалогической речи;

Оборудование: текст произведения, интерактивная доска, иллюстрация к рассказу Л. Андреева «Петька на даче», картина В. Перова «Тройка», изображения городской и сельской жизни, тетради.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literature_v_5_klasse_po_rasskazu_petka_na_dache.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 5 классе по рассказу Л. Н. Андреева «Петька на даче» по программе Г.С. Меркина.

Планируемая система уроков:

1-й урок: Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

2-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче» Мир города в произведении.

3-й урок: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Тема урока: Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление мира города и мира дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- понимание литературы как явления: национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-  осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

- осознание понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным, предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Метапредметные:

-  достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития; т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литератyроведческих понятий;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- совершенствование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание;

-  формирование способности ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

- развитие творческих способностей и читательской наблюдательности у учащихся, монологической и диалогической речи;

Оборудование: текст произведения, интерактивная доска, иллюстрация к рассказу Л. Андреева «Петька на даче», картина В. Перова «Тройка», изображения городской и сельской жизни, тетради.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовка к уроку, приветствие.

2. Мотивация творческой деятельности учащихся.

На первом этапе урока задачей учителя – мотивация учащихся к познавательной деятельности на уроке. Основная задача урока – сопоставление двух миров: города и дачи на примере текста произведения.

Этот этап урока проходит в форме игровой технологии. Важно не только мотивировать познавательную деятельность учащихся, но и активизировать их воображение и творческую деятельность, а также развивать ассоциативное мышление.

- Ребята, я думаю, каждый из вас когда-либо отдыхал на даче или в деревне. Давайте сейчас попробуем с вами вспомнить это и сопоставить с нашей обычной городской жизнью. Я буду показывать вам изображения. Ваша задача: высказать, с чем ассоциируется у вас данное изображение, с деревенской спокойной жизнью или с городской суетой, и придумать небольшую ситуацию, связанную со своим восприятием.

1-е изображение: Речка, через которую перекинут небольшой мостик. По берегам растут деревья. (Ответ ученика: Это деревня. Каждое лето во время весенних каникул дети уезжают за город к родственникам. В жаркие летние деньки они собираются все вместе на мостике у речки, чтобы искупаться. На дереве, которое находится рядом с речкой висят качели. Очень весело прыгать с них в воду, плескаться и веселиться вместе с друзьями).

2-е изображение: По тротуару люди спешат по своим делам. Рядом по шоссе едут автомобили. (Ответ ученика: Это город. Каждый день мы с мамой ходим в школу. Этой дорогой ходим не только мы. Всем с утра нужно идти по своим делам: кому на работу, кому в школу, и, даже, маленькие дети спешат в детский садик).

3-е изображение: Лесная тропинка. Выглядывающая из-под пенька шляпка гриба. (Ответ ученика: Это дача. Когда лето выдается не только теплым, но и в меру дождливым, в лесах, начинают появляться шляпки грибов. Очень весело ходить вместе с родителями по грибы, радоваться тому, что ты нашел. Только очень важно, не срывать гриб с корнем, чтобы потом на его месте смог вырасти другой).

4-е изображение: Стройка. За ограждением высится несколько этажей здания. (Ответ ученика: Это городская жизнь. Для каждого города очень важно, чтобы уровень жизни в нем улучшался. Поэтому, власти города часто распоряжаются о том, чтобы построить какое-либо жилое здание или развлекательный центр. И пусть, порой, для жителей стройка не очень удобна, после ее окончания будет место, где смогут жить или отдыхать люди).

5-е изображение: Мальчики с удочками сидят на берегу реки. (Ответ ученика: Это деревня. Мы с папой часто ходим летом на рыбалку. У меня еще не очень хорошо получается ловить рыбу, но папа – большой мастер этого дела. Вечером, когда мы с папой, уставшие, вернемся с уловом домой, мама сварит нам вкусный рыбный суп).

6-е изображение: Детская площадка, на ней коробка, в которой играют в футбол дети. (Ответ ученика: Это город. После школы в теплые дни, мы с друзьями не идем домой, а идем играть в футбол. У нас есть своя команда, которая считается самой сильной во дворе. А зимой в этой коробке мы катаемся на коньках).

7-е изображение: Огород, с растущими на нем овощами, бегающие по двору куры. (Ответ ученика: Это деревня. Овощи, которые ты вырастил сам – самые вкусные! Таких ни в одном магазине не купить. И очень интересно наблюдать, как из маленьких росточков вырастают потом кустики, приносящие вкусные помидоры или другие овощи. Еще в деревне часто держат кур или коз, чтобы всегда было свежее молоко и вкусные яйца).

8-е изображение: Кинотеатр. (Ответ ученика: Это город. Самые веселые выходные у нас были тогда, когда мы всей семьей пошли в кино смотреть мультфильм. Мультфильм был очень интересный, мы сидели и кушали попкорн. Весь зал смеялся над героями, у всех было хорошее настроение).

3. Актуализация опорных знаний.

На этом этапе урока важно соотнести образы, возникшие у учащихся с образами, данными автором в произведении, чтобы структурировать систему знаний.

- Ребята, сейчас мы с вами представили образы города и деревни. У каждого он свой. И теперь наша с вами задача: сопоставить наше представление об этих понятиях с представлением автора. Найдите в тексте рассказа описание города и дачи. Сопоставьте их.

(Ответ ученика: В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный: швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие, часто аляповато-красивые, но подозрительные молодцы, с румяными щеками, тоненькими усиками и наглыми маслянистыми глазками. Невдалеке находился квартал, заполненный домами дешевого разврата. Они господствовали над этою местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного.)

(Ответ ученика: В первые два дня Петькина пребывания на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху, и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыни в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой же страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда. Тут он, утомленный, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве и утопал в ней; только его маленький веснушчатый носик поднимался над зеленой поверхностью).

(Ответ ученика: У Л. Андреева мир города – тусклый и грустный, который сковывает человека, не дает ему спокойно вздохнуть. Противопоставляется ему мир дачи (деревни), в котором все дышит свежестью, все яркое и чистое. И Петька всей душой тянется к нему, ему необходим этот отдых, как глоток воздуха).

4. Задание на знание текста. Выборочный пересказ. Выполняется по группам. Учитель делит класс на две команды (здесь необходимо использовать дифференцированный подход) Также данный тип задания является творческим, так как текст необходимо проанализировать, и только потом выполнить поставленное задание.

- Теперь, давайте вспомним, как же чувствовал себе наш главный герой, Петька, в городе и на даче. Сейчас мы с вами разделимся на две команды. Первая должна будет рассказать эпизод из жизни главного героя в городе, вторая – на даче.

- Итак, мы выяснили, каково было мальчику жить и в городе, и на даче. Как вы думаете, где ему было лучше?

(Первая команда пересказывает эпизоды жизни в городе, вторая –

Эпизоды на даче. По окончании задания, учащиеся делают выводы).

5. Раскрытие образа главное героя.

При изучении произведения важную роль играет образ главного героя. Задача данного этапа – раскрыть этот образ. Для этого учитель использует интерактивную доску, на которой выведено изображение главного героя. Задача учащихся - описать, каким изображен герой на иллюстрации к рассказу, затем прочитать, каким он изображен в тексте и сопоставить. Данное задание затрагивает визуальное восприятие, помогает развитию воображения.

- Посмотрите на интерактивную доску? Как вы думаете, кто изображен на картинке? Каким вы видите Петьку? Каким представляет героя автор? Как вы думаете, как относится к Петьке автор? Как это проявляется? Соответствует ли изображение на картинке образу, данному нам в тексте?

(Ответ ученика: Худенький, не высокого роста, с уставшим выражением лица, замученный работой. У автора: «худая маленькая ручка», «маленькую, худую фигурку», «этого маленького карлика», «в глазах светилась тоска». Ему жалко Петьку. Он использует уменьшительно-ласкательные формы слов. Да, соответствует).

- Меняется ли Петька внешне во время его пребывания на даче? Попробуйте визуализировать свой образ. Нарисуйте в тетрадях Петьку, в тот момент, когда он счастлив.

6. Соотношение сопереживания героям литературного произведения и персонажам картины. Данный тип задания выполняется учащимися коллективно. На интерактивную доску выводится картина В. Перова «Тройка». Учащимся предлагается сопоставить чувства, возникающие у учащихся при обращении к картине и к тексту рассказа. Данное задание развивает творческие способности, а также способности к аналитическому мышлению.

- Ребята, посмотрите на картину «Тройка». Какие чувства вызывает она у вас? Какие краски присутствуют на холсте? Каким настроением обладает? Опишите все свои чувства, возникающие у вас при взгляде на эту картину. Как они соотносятся с чувствами, испытываемыми вами к главному герою рассказа «Петька на даче»?

(Ответ ученика: Картина очень грустная, использованы темные краски. Дети уставшие и измотанные, как и Петька, во время его пребывания в городе. Героев картины очень жалко, хочется помочь им. Так же и Петьку тоже жалко. Читателю хочется, чтобы он не возвращался домой с дачи, которая так ему полюбилась).

7. Раскрытие образов дачи и города в произведении.

На данном этапе важно систематизировать всю полученную информацию. Задание проходит в игровой форме по цепочке. Учащимся задаются вопросы, если кто-либо неправильно отвечает или затрудняется с ответом, «ход» переходит к следующему ученику.

Вопросы к учащимся:

- Где начинается действие рассказа и где оно заканчивается?

- Где развиваются события далее?

- Составьте пространственно-временную цепочку мест, в которых происходит действие.

- Как называется такая композиция?

- Почему автор, описывая жизнь Петьки в парикмахерской, включает в сюжет мотив сна?

- Какое слово, употребляемое по отношению к городу, наиболее часто употребляется при его описании?

- Каково лексическое значение слова «грязный»?

- Чем является поездка на дачу для Петьки?

- Что он делает на даче?

- Как представлена природа?

- Похожи ли деревенские жители на городских? Чем?

- Как называется такое противопоставление в литературе?

- С какой целью автор использует этот прием?

И т.д.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Все ли у вас получилось? Попробуйте ответить на этот вопрос письменно в своих тетрадях. Проанализируйте свою деятельность, все ваши удачи и неудачи и выразите это в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Конспект урока литературы по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк" 7класс

   Развёрнутый план-конспект урока с использованием приёмов технологии РКМЧП.  Презентация к уроку....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Конспект урока литературы по рассказу Чехова "Пари"

Какой палач человечнее? Тот, который убивает вас за несколько минут, или тот, который вытягивает из вас жизнь на протяжении многих лет? На эти и другие вопросы ответят учащиеся 10-11 классов на уроке ...

Конспект урока литературы по рассказу "Хвостик".

Урок внеклассного чтения по рассказу В.П. Астафьева "Хвостик"....