Урок-викторина "Памятники литературным героям"
план-конспект по литературе по теме
Урок-викторина состоит из небольших отрывков из художественных произведений, прослушав которые ученик должен угадать, кому из литературных героев поставлен памятник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_chteniya..doc | 57.5 КБ |
pamyatniki_literaturnym_geroyam.ppt | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-викторина
««Памятники литературным героям»
Цели урока:
- образовательная: расширить представление о памятниках литературным героям , углубить знания учащихся;
- развивающая: формировать умение быстро отвечать на поставленные вопросы и доказывать свой ответ, ориентироваться в необычных ситуациях;
- воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, прививать интерес к литературе
Оборудование: презентация, проектор, экран, ноутбук
Ход урока.
1.Орг. момент
2. Вступительное слово учителя.
- В мире существует много самых разных памятников: императорам, разным политическим деятелям, историческим событиям, художникам, писателям и т.д.
Но сегодня мы познакомимся с памятниками, посвященными литературным героям. Но прежде, чем увидеть их на экране, необходимо угадать, о каком литературном герое идет речь, прослушав фрагмент из художественного произведения и назвав его автора.
Отрывок 1.(слайд №3)
Царь морской давным-давно овдовел, и хозяйством у него заправляла старуха-мать, женщина умная, только больно уж гордившаяся своей родовитостью: на хвосте она носила целых двенадцать устриц, тогда как прочим вельможам полагалось только шесть.
В остальном же она заслуживала всяческой похвалы, особенно потому, что души не чаяла в своих маленьких внучках-принцессах. Их было шестеро, но милее всех самая младшая, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Только у неё, как и у остальных, ног не было, а вместо них был хвост, как у рыб.
(Г.Х Андерсен «Русалочка»)
Отрывок 2. (слайд №4)
Старушка спустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков; потом вздернула очки на лоб и глянула из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь, как мальчишка, потому что это были ее парадные очки , гордость ее сердца: она носила их только «для важности»; на самом же деле они были ей совсем не нужны; с таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки. В первую минуту она как будто растерялась и сказала не очень сердито, но все же довольно громко, чтобы мебель могла ее слышать:
-Ну, попадись только! Я тебя…
Не досказав своей мысли, старуха нагнулась и стала тыкать щеткой под кровать, всякий раз останавливаясь, так как у неё не хватало дыхания. Из- под кровати она не извлекла ничего, кроме кошки.
- В жизни своей не видела такого мальчишки!
(Марк Твен «Приключения Тома Сойера»)
Отрывок 3. (слайд №5)
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который , несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался не6множко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.
(И.С.Тургенев «Муму»)
Отрывок 4. (слайд №6)
Шли они, шли, и вот настала ночь. Осел и собака легли под большим дубом, кот сел на ветку, а петух взлетел на самую верхушку дерева и стал оттуда смотреть по сторонам.
Смотрел, смотрел и увидел - светится невдалеке огонек.
- Огонек светится! – кричит петух.
Осел говорит:
- Надо узнать, что это за огонек. Может быть, поблизости дом стоит.
Собака говорит:
- Может, в этом доме мясо есть. Я бы поела.
Кот говорит:
- Может, в этом доме молоко есть. Я бы попил.
А петух говорит:
- Может, в этом доме пшено есть. Я бы поклевал.
Встали они и пошли на огонек. (Братья Гримм «Бременские музыканты»)
Отрывок 5. (слайд №7)
Он не обиделся. Наоборот, наш разговор, казалось, развлекал его.
- Мой мозг, - сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, - бунтует против безделья. Дайте мне дело!, Дайте мне сложнейшую проблему, неразре6шимую задачу, запутаннейший случай – и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго …… нет на свете.
-Единственный на весь мир частный детектив?- спросил я, поднимая брови.
- Единственный частный детектив- консультант, ответил…….- Последняя и высшая инстанция. Когда Грегсон, Лейстред или Этелни Джонс в тупике, а это их нормальное состояние, они немедленно зовут меня. Я знакомлюсь с подробностями дела и высказываю свое мнение ,Ю мнение специалиста. Я не ищу славы. Когда мне удается распутать дело, мое имя не фигурирует в газетах. Я вижу высшую награду в самой работе, в возмлжности применить на практике мой новый метод.
(Конан Дойль . Шерлок Холмс «Знак четырех»)
Отрывок 6. (слайд №8)
Все хотят идти на подмогу. Лишь один Мальчиш-Плохиш захотел идти в буржуинство. Но такой был хитрый этот Плохиш, что никому ничего не сказал, а подтянул штаны и помчался вместе со всеми, как будто бы на подмогу.
Бьются мальчиши от темной ночи до светлой зари. Лишь один Плохиш не бьется, а все ходит да высматривает, как бы это буржуинам помочь. И видит Плохиш, что лежит за горкой громада ящиков, а спрятаны в тех ящиках черные бомбы, белые снаряды да желтые патроны. "Эге, -- подумал Плохиш, -- вот это мне и нужно".
А в это время спрашивает Главный Буржуин у своих буржуинов:
-- Ну что, буржуины, добились вы победы?
-- Нет, Главный Буржуин, -- отвечают буржуины, -- мы отцов и братьев разбили, и совсем была наша победа, да примчался к ним на подмогу Мальчиш-Кибальчиш, и никак мы с ним все еще не справимся.
Отрывок 7. (слайд №9)
Коллежский асессор Ковалев проснулся довольно рано и сделал губами: «брр…»-что всегда он делал, когда просыпался, хотя сам не мог растолковать, по какой при чине. Ковалев потянулся, приказал себе подать небольшое стоявшее на столе зеркало. Он хотел взглянуть на прыщик, который вчерашнего вечера вскочил у него на носу; но, к величайшему изумлению, увидел, что у него вместо носа совершенно гладкое место!, Испугавшись, Ковалев велел подать воды и протер полотенцем глаза: точно нет носа! Он начал щупать рукою, чтобы узнать: не спит ли он? Коллежский асессор Ковалев вскочил с кровати, встряхнулся: нет носа!.. Он велел тотчас подать себе одеться и полетел прямо к обер-полицмейстеру. (Н.В.Гоголь «Нос»)
Отрывок 8. (слайд №10)
Приезжий, с интересом наблюдавший инцидент, постоял с минуту на опустевшей площади и убежденным тоном сказал:
-Нет, это не Рио – де - Жанейро.
Через минуту он уже стучался в дверь кабинета предисполкома.
-Вам кого?- спросил его секретарь, сидевший за столом рядом с дверью. - Зачем вам к председателю? По какому делу?
Как видно, посетитель тонко знал систему обращения с секретарями правительственных, хозяйственных и общественных организаций. Он не стал уверять, что прибыл по срочному казенному делу.
-По личному, - сухо сказал он, не оглядываясь на секретаря и засовывая голову в дверную щель. - К вам можно?
И, не дожидаясь ответа, приблизился к письменному столу:
-Здравствуйте, вы меня не узнаете?
Председатель, черноглазый большеголовый человек в синем пиджаке и в таких же брюках, заправленных в сапоги на высоких скороходовских каблучках, посмотрел на посетителя довольно рассеянно и заявил, что не узнает.
-Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.
-Я тоже похож на своего отца,- нетерпеливо сказал председатель. - Чего вам , товарищ?
-Тут все дело в том, какой отец, грустно заметил посетитель. - Я сын лейтенанта Шмидта.
Отрывок 9. (слайд №11)
- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
Буду ль жив еще? — Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
Дело самое простое —
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
Я в другой колхоз и в третий —
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я "Казбек".
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.
И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.
— Как, мол, что? — Бывало всяко.
— Трудно все же? — Как когда.
— Много раз ходил в атаку?
— Да, случалось иногда.
И девчонки на вечерке
Позабыли б всех ребят,
Только слушали б девчонки,
Как ремни на мне скрипят.
И шутил бы я со всеми,
И была б меж них одна...
И медаль на это время
Мне, друзья, вот так нужна!
Ждет девчонка, хоть не мучай,
Слова, взгляда твоего...
— Но, позволь, на этот случай
Орден тоже ничего?
Вот сидишь ты на вечерке,
И девчонка — самый цвет.
— Нет, -сказал Василий Теркин
И вздохнул. И снова: — Нет.
Нет, ребята. Что там орден.
Не загадывая вдаль,
Я ж сказал, что я не гордый,
Я согласен на медаль.
(А.Т.Твардовский «Василий Теркин»)
Отрывок 10. (слайд №12)
«Горько подумать, что все могло быть совсем иначе. Я знаю, он будет оправдываться; пожалуй, сумеет убедить тебя, что я один во всем виноват. Молю тебя об одном: не верь этому человеку!, Можно смело сказать, что всеми нашими неудачами мы обязаны только ему. Достаточно, что из шестидесяти собак, которых он продал нам в Архангельске, большую часть ещё на Новой Земле пришлось пристрелить. Вот так дорого обошлась нам эта услуга! Не только я один – вся экспедиция шлёт ему проклятия Мы шли на риск, мы знали , что идём на риск, но мы не ждали такого удара. Остается делать все, что в наших силах. Как много я мог бы рассказать тебе о нашем путешествии! Для Катюшки хватило бы историй на целую зиму. Но какой ценой приходится расплачиваться, боже мой! Я не хочу, чтобы ты подумала, что наше положение безнадежно. Но вы все-таки не особенно ждите…» (В.Каверин «Два капитана»)
Отрывок 11 (слайд № 13)
Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды. Из-под туч тянул ветер. Над Доном на дыбах ходил туман и, пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры серой безголовой гадюкой. Левобережное Обдонье, пески, ендовы [ендова - котловина, опушенная лесом], камышистая непролазь, лес в росе - полыхали исступленным холодным заревом. За чертой, не всходя, томилось солнце.
В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич.
Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо.
Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину.
Дарья в исподнице пробежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след.
Пантелей Прокофьевич поглядел, как прямится примятая Дарьиными ногами трава, пошел в горницу.
На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.
- Гришка, рыбалить поедешь?
- Чего ты? - шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.
- Поедем, посидим зорю.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.
- А приваду маманя варила? - сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
- Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в рубашку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску.
Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Куда править?- К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели. (М.Шолохов «Тихий Дон»)
Отрывок 12 (слайд №14)
Господин де Тревиль был в самом дурном расположении духа. Тем не менее он учтиво принял молодого человека, поклонившегося ему чуть ли не до земли, и с улыбкой выслушал его приветствия. Беарнский акцент юноши напомнил ему молодость и родные края - воспоминания, способные в любом возрасте порадовать человека. Но тут же, подойдя к дверям приемной и подняв руку как бы в знак того, что он просит разрешения у д'Артаньяна сначала покончить с остальными, а затем уже приступить к беседе с ним, он трижды крикнул, с каждым разом повышая голос так, что в нем прозвучала вся гамма интонаций - от повелительной до гневной:
- Атос! Портос! Арамис!
Оба мушкетера, с которыми мы уже успели познакомиться и которым принадлежали два последних имени, сразу же отделились от товарищей и вошли в кабинет, дверь которого захлопнулась за ними, как только они перешагнули порог. Их манера держаться, хотя они и не были вполне спокойны, своей непринужденностью, исполненной одновременно и достоинства и покорности, вызвала восхищение д'Артаньяна, видевшего в этих людях неких полубогов, а в их начальнике - Юпитера-Громовержца, готового разразиться громом и молнией.
Когда оба мушкетера вошли и дверь за ними закрылась, когда гул разговоров в приемной, которым вызов мушкетеров послужил, вероятно, новой пищей, опять усилился, когда, наконец, г-н де Тревиль, хмуря брови, три или четыре раза прошелся молча по кабинету мимо Портоса и Арамиса, которые стояли безмолвно, вытянувшись, словно на смотру, он внезапно остановился против них и, окинув их с ног до головы гневным взором, произнес:
- Известно ли вам, господа, что мне сказал король, и не далее как вчера вечером? Известно ли вам это?
- Нет, - после короткого молчания ответствовали оба мушкетера. - Нет, сударь, нам ничего не известно.
- Но мы надеемся, что вы окажете нам честь сообщить об этом, - добавил Арамис в высшей степени учтиво и отвесил изящный поклон.
- Он сказал мне, что впредь будет подбирать себе мушкетеров из гвардейцев господина кардинала.
- Из гвардейцев господина кардинала? Как это так? - воскликнул Портос.
- Он пришел к заключению, что его кисленькое винцо требует подбавки доброго вина. (А.Дюма «Три мушкетера»)
Отрывок 13 (слайд №15) В некоем селе Ламанчском жил-был один идальго, чье имущество заключалось в фамильном копье, древнем щите, тощей кляче да борзой собаке. Фамилия его была не то Кехана, не то Кесада, точно неизвестно, да и неважно. Лет ему было около пятидесяти, телом он был сухопар, лицом худощав и дни напролет читал рыцарские романы, отчего ум его пришел в полное расстройство, и ему вздумалось сделаться странствующим рыцарем. Он начистил принадлежавшие его предкам доспехи, приделал к шишаку картонное забрало, дал своей старой кляче звучное имя Росинант. (Сервантес М. «Дон Кихот»)
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Узнать еще ,каким литературным героям поставлены памятники
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятник Русалочке установлен в Копенгагене
Памятник Тому Сойеру и Гекльберри Финну установлен в американском городе Ганнибал
Памятник Муму в Петербурге
Памятник бременским музыкантам в Риге
Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону в Москве
Гроза буржуинов Мальчиш Кибальчиш
Нос майора Ковалева в Петербурге
Сын лейтенанта Шмидта Остап Бендер
Памятник Василию Теркину
«Бороться и искать, найти и не сдаваться» - вот девиз Сани Григорьева из романа «Два капитана» В. Каверина
Памятник Григорию Мелехову из романа-эпопеи «Тихий Дон»
Памятник знаменитому д ’ Артаньяну
Дон Кихот и Санчо Пансо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)
Кто из вас хочет побыть генералом? А помещиком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...
ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"
Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...
Конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему: "Портрет литературного героя"
Учебное занятие с применением ИКТ....
Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям
Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...
Материал для газеты "Памятники литературным героям"
Данный материал поможет учителю подготовить газету для недели русского языка и литературы. В статьях содержится информация о местонахождении памятника, его авторе, дается краткое описание. Выбор матер...
Литературная игра " По следам литературных героев"
Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...
Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"
quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...