Методическая разработка урока "Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Урок может быть использован на уроках литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_iskaniya_andreya_bolkonskogo_i_pera_bezuhova..docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
Цели урока:
1)Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
2)Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения, развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов.
3)Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
Тип урока: повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.
Оборудование урока:
на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, портрет Л.Н. Толстого, эпиграфы к уроку);
на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.
Основные приемы и методы:
урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Ход урока . На доске слайд с портретом писателя и названием изучаемого произведения. (Смотри слайд Приложение №1).
1. Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы.
- Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы говорили о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском, - обсуждали трудный путь их духовных, нравственных исканий. Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?
( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее - обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).
- Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?
Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?
(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)
- А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).
- Эти вопросы - главные на нашем уроке сегодня. Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?
На доске слайд с тмой урока: Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
( Слайд .Приложение №2).
Ребята высказывают свои предположения.
- Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Попробуйте придумать название нашего урока.
На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”. На слайде эпиграфы к уроку. (Смотри слайд Приложение)
- Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Соотнесите эпиграфы с частями названия урока. Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?
На слайде представлен проблемный вопрос урока.( Слайд . Приложения№4).
Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?
2. Стадия осмысления.
2.. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?
Предлагается работа с таблицей, которая составлена учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика.
Первая встреча читателя с героем. Салон Анны Шерер.
Надменный, сдержанный, равнодушный к свету, радуется только тогда, когда увидел Пьера. Веселый, наивный, защищает Наполеона как гаранта идей равенства и братства.
Отношение героев к войне 1805-1807 годов. Идет на войну, т.к. бежит от света, скрывает истинную цель. Против войны.
Какой первый эпизод в романе говорит о переоценке ценностей в жизни? Аустерлицкое сражение: слава – ничто; покой, мир, жизнь. Оставляет военную службу. Государственная служба. Женитьба на Элен, разочарование в семейной жизни, вступление в масонский орден, хозяйственные начинания.
Наташа Ростова в судьбе героев романа. Любовь к Наташе, сватовство, роман Наташи с Курагиным. Разочарование в масонстве, поддержка Наташи после разрыва с Болконским в период ее выздоровления.
Война 1812 года в судьбе героев романа Возвращение в армию, участие в Бородинском сражении, смертельное ранение. Остается в Москве, чтобы убить Наполеона; плен, сближение с народом
Итог нравственных исканий героев романа …
Работа с таблицей предполагает беседу с учащимися по вопросам таблицы. Беседа систематизирует знания учащихся об образах главных героев романа. Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов.
Итоги нравственных исканий подводятся после работы учащихся с цитатами из романа.
- Эпилог, часть 1, глава 14. Со слов: “Пьер улыбнулся, Наташа засмеялась, но Николай еще более сдвинул брови…” до слов: “…Разговор снова возобновился и уже не в том неприятно враждебном тоне, в котором сказаны были последние слова Николая”.
- Том 3, часть 2, глава 37. Со слов: “В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только что отняли ногу, он увидел Анатоля Курагина” до слов: “Но теперь уже поздно. Я знаю это!”.
- Том 4, часть 1, глава 15. Со слов: “Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца…” до слов: “ …И он замолчал”.
- Том 4, часть1, глава 16. Со слов: “Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь” до слов: “Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор оставляла его”.
2.Итог нравственных исканий героев романа Л.Н. Толстого.
Вопросы классу:
- Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа? (Понимание братства, всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека). Пьер Безухов. В чем смысл его жизни в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).
2.3. Возвращаемся к теме урока, к проблемному вопросу.
- Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм (предполагается словарная работа: объяснить значение слова “плюрализм”) мнений о путях развития России.
Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы знаете об этих течениях?
В помощь учащимся предлагается таблица.
Славянофилы
Западники
нравственное совершенствование личности;
христианская вера;
патриархальность. противостояние правительству;
широкая социальная деятельность;
ориентир на западный путь развития.
Стадия рефлексии
3. Вопросы классу:
Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову?
Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока.
Два пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении).
. - Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем.
3.2. Учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: “Каким я вижу будущее России и что могу сделать для ее процветания?”.
Сочинения зачитываются и обсуждаются.
3.3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека.
(Классическая литература заставляет задуматься над многими современными проблемами, помогает ответить на вопросы, волнующие сегодня).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Открытый урок в 10 классе по литературе на тему "Поиски духовных и нравственных идеалов Андреем Болконским и Пьером Безуховым" по роману Л.Н. Толс...
Презентация "Пути исканий Андрея Болконского".
Любимые герои Л.Н.Толстого, подобно другим, совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти своё место в жизни, стремятся к нравственному совершенству....
Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".
Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....
Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
конспект занятия по литературе на тему : "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова."...
Жизненные искания Андрея Болконского.
В рамках дистанционого обучения составила лекцию для учащихся 10-го класса по образу Андрея Болконского (использован материад из интернета). Отправляла данную лекцию через беседу в ВК, комментировала....
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого.
конспект занятия...
Презентация "Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир". 10 класс"
Презентация к уроку литературы в 10 классе " Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир"....