Жизненные искания Андрея Болконского.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Полыгалова Елена Викторовна

В рамках дистанционого обучения составила лекцию для учащихся 10-го класса по образу Андрея Болконского (использован материад из интернета). Отправляла данную лекцию через беседу в ВК, комментировала. её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Андрей Болконский (лекция)465.5 КБ

Предварительный просмотр:

Андрей Болконский

ПОРТРЕТ, МАНЕРЫ, ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

-  В какой сцене впервые предстает А. Болконский?

( Впервые князя Андрея мы видим в салоне А.П. Шерер: "В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский" )

- Как описывает его автор?

(Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни.

И тихая походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими — все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма. И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило ему. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него.)


- На всех ли распространяется такое отношение князя Андрея?

(Нет,  подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа — разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.)


- Каково отношение к жене?

Вероятно, сначала он был влюблён в Лизу, но сейчас, рассмотрев её интересы, он понял, что ошибся. Именно поэтому он сухо (а порой и грубо) обращается к ней.


ОТЕЦ и СЫН Болконские

В какой момент мы видим всю семью Болконских и встречаем старого князя?

(Отъезд кн.А. на войну)

- Что мы узнаем о князе Николае Андреевиче?

(Князь Николай Андреевич — человек незаурядный, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле)

 (Князь Николай Андреевич Болконский — старый князь, по сюжету — видный деятель екатерининской эпохи.  В его облике отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Н. С. Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконские — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы, которым и царская фамилия — не указ, они по праву гордятся своим более древним родом и заслугами перед Отечеством.)


  - Почему князь Андрей решил отправиться на войну?

(Андрей пошёл на войну, так как хотел славы. Тщеславие - отрицательная черта характера Андрея, за которую он и поплатится.

Отец доволен сыном, так как служба - долг любого мужчины.).

-Как понимает старший Болконский службу? Что в образе этого героя раскрывает понятие службы?

(Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.

“Скверная должность!” - не скрывает своих антипатий старый князь. Адъютант по его понятиям, это лакей, делающий карьеру, а служба- риск, опасность.

- Как должен служить сын по мнению отца?

(“Николая Андреевича Болконского сын из милости служить не будет”.)


- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали?

Наказ отца:

"Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет... -Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет... стыдно!"


Вывод: Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек, карьеристов, типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, по всей видимости, к новой знати, к фаворитам Екатерины. Титулы этих "новых людей" были, как и их богатство, не родовыми, а пожалованными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера.


-  Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним?

(Восхищение и понимание образованностью отца в политических делах, самообразование.

Перед отъездом Андрей просит отца забрать к себе сына в случае его смерти.

Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно.)


- При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что характеры и того и другого даны в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому питает неизменно уважение и которым восхищается.

Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонне образованные, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостным, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, что побуждает ее в первую очередь заботиться о крестьянах при отъезде из имения ввиду нашествия неприятеля.


СЕМЬЯ

- Что характерно для общения детей Болконских между собой?

(Взаимоотношения. Образок, подаренный Марьей. Разговор об отце и полное понимание его позиций. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем. Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)

- По какому порядку жила семья Болконских? Т.1. ч.1, гл.22.( четко сформулированные правила, семья потомственных военных, свои представления о чести, достоинстве и порядочности. Ст. князь обучает Марью геометрии, в домашнем быту- степенность и порядок).

- Что еще характерно для этой семьи?

Ощущение гармонии человека и природы. Естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя.

Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)        

Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян.

Вывод:

Нравственные основы семьи Болконских, по мнению автора, - главная составляющая. Никто из отцов в романе не говорит со своими детьми умнее и лаконичнее князя Николая Андреевича Болконского. Старший Болконский воспитывает своих детей. Болконские – семья, где воспитывают настоящих мужчин, знающих себе цену. Князь Андрей никогда не оказался бы в компании Долохова и не проиграл бы ему в карты просто, наверное, даже не взял бы их в руки.


Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Андрей Болконский, участвующий в обоих сражениях, во многом переосмысливает все происходящее, меняет свое отношение к войне. Роль двух сражений в романе заключается в том, чтобы заставить прозреть князя Андрея, уничтожить его мечты о славе. Князь Андрей отличается честолюбием. Он мечтает о подвиге, который принес бы ему славу, заставил людей почитать его как героя. До некоторой степени сражение под Шенграбеном уже позволило князю Андрею проявить мужество. Он не боится пуль неприятеля, смело объезжая позиции, он один отправляется на батарею Тушина и остается там до тех пор, пока орудия стреляют. Именно в Шенграбенской битве Болконский стал свидетелем мужества и героизма, проявленного артиллеристами капитана Тушина. Он и сам проявил здесь хладнокровие и бесстрашие, и один высказался на военном совете в защиту капитана. Однако под Шенграбеном Болконский не стал героем, его Тулон, о котором он так мечтал, был еще далек. Смерть, окружающая героя, сначала не останавливала его. Целью для него была слава. Однако в ходе сражения мечты Андрея Болконского развеиваются, а в конце – и вовсе разбиваются вдребезги.

По мнению князя Андрея славной победой завершится Аустерлицкое сражение. Именно здесь он сможет проявить себя. В самом деле, Болконский совершает подвиг. Он подхватил знамя павшего на поле боя подпрапорщика и с призывом: "Ребята, вперед!" - повел батальон за собой в атаку. Князь Андрей падает, получив ранение в голову, Кутузов отправляет его отцу письмо с известием, что сын "пал героем". Но и теперь Тулон был далек от Болконского, но он был ему уже не нужен. Русская армия потерпела поражение, вместе с которым исчезла и мечта князя Андрея о славе великого героя. Изображение пейзажа, огромного бездонного неба, которое видит Болконский, лежа на поле боя, символично. В душе героя происходит душевный перелом. Мы узнаем о том, что происходит в душе князя Андрея, из его внутреннего монолога: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Война, в которую вступили люди, жестокая и не щадящая никого, противопоставляется природе, миролюбивой, спокойной и вечной. Вместе с этим пониманием приходит разочарование в Наполеоне, которого он до этого почитал. Особенно остро Болконский чувствует неприязнь, когда проезжавший мимо французский император со своей свитой театрально восклицает: "Вот прекрасная смерть!" Князь Андрей приходит к пониманию того, что его честолюбивые стремления неоправданны. И это понимание - важный этап в духовных исканиях Андрея Болконского. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем его герое и кумире, лежит князь Андрей на Праценской горе. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком.


Жизнь Болконского после кампании 1805 года.

Андрей полностью погружён в «честный мир» семьи (том II, часть II, главы VIII—IX)?

Следующей «лучшей минутой» он назовет открытие для себя богатства мирной жизни — без честолюбивых планов, в семье, доме, среди любимых людей. Не это само по себе открытие, а момент, когда он почувствовал вину за прежний отказ от такого богатства. Вот почему в его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо жены». Ее после французского плена он не застал живой и мучился мыслями о пренебрежении, с которым он относился к «маленькой княгине». Пьеру он признался в «угрызениях совести», составивших теперь его действительное несчастье.

А счастье, хотя и неполное, в ощущениях обыденной жизни, приходит. Князь Андрей оказывается внимательным, мягким и трогательным в общении с отцом, сестрой, сыном Николушкой. Когда-то, в пору увлечения честолюбивыми мечтаниями, внутренний голос предостерегал его от нелюбви к людям. И этот голос, и раскаяние, и способность почувствовать пусть частичное, не очень глубокое удовлетворение от вхождения в простую жизнь, — все говорит о таящихся на дне его души естественных потребностях любви, добра. Не будь этого, не пошел бы князь Андрей путем Пьера и Наташи к постижению жизни во всех ее множественных, «неистощимых» проявлениях.

Но пока активный, деятельный по натуре князь Андрей живет в замкнутом мире. Гордый характер его, память о прошлом не позволяют интересоваться тем, что находится за пределами дома. И он страдает. Встретивший князя в Богучарове, Пьер поражен его видом: «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».


Встреча Болконского и Пьера в Богучарове.

Разговор о смысле жизни.

Что изменилось в самочувствии Андрея (том II, часть II, главы XI—XII)?

Встреча с Пьером и разговор их на пароме преображают Андрея: «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер стремился заразить друга своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога. И ему это удалось. Андрей понимает, что в 31 год жизнь не окончена. Опыт жизни, простая вера княжны Марьи, оказывают на молодого Болконского благотворное влияние, в котором однажды он признался себе: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: "Господи, помилуй меня!"» Несмотря на то что Андрей оспаривал доводы Пьера, он уже подготовлен к принятию убеждений своего друга. И поэтому в споре с Пьером у князя Андрея «взгляд... оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения». Он опять увидел «высокое, вечное небо» — как символ красоты и бессмертия. «Надо жить, надо любить, надо верить….»


Князь Андрей в Отрадном.

Каковы впечатления, изменения во взглядах князя на жизнь людей?

Роль и значение пейзажных зарисовок в раскрытии внутреннего мира героя. Смысл образа-символа дуба (том II, часть III, главы II—III).

В сознании князя Андрея разговор на пароме и последующая поездка в Отрадное отложились в качестве «лучших минут жизни». Он навсегда связал в своем представлении «девочку, взволнованную красотой ночи» и «ночь и луну». Они окончательно вернули его к «живой жизни», радости общения с большим миром, людьми. Быть может, в самом деле (как замечено литературоведами) образ старого дуба, который встретился на пути в Отрадное и обратно и изумил его своей ожившей вдруг кроной, — излишне прямолинейная метафора. Но яркости и зримости в раскрытии душевных изменений в Болконском она прибавляет.

Встреча с дубом.

1. "С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца"«Весна, любовь и счастие!.. И как не надоест вам один и тот же глупый, бессмысленный обман!»

Рисунок5.jpg

2. "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь  в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их".

Рисунок6.jpg

Две встречи с дубом помогли понять, что его жизнь продолжается, что нужно идти вперёд!


Служба у Сперанского.

В чем сказалось увлечение деятельностью Сперанского и последующее разочарование в ней и в самом Сперанском (том II, часть III, глава VI)?

В новом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы крупной государственной деятельности. Сотрудничает со Сперанским, вынашивая амбициозные планы преобразований, лелея «гордость ума» своего и восхищаясь умом Сперанского. Но — вновь неожиданный, крутой поворот в судьбе и мировосприятии Болконского. Причина — появление в его жизни Наташи. Это она помогла ему понять, что в лице Сперанского он опять нашел кумира, притом не расстался с мечтой о славе людской: «...Я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это...» Правда, в требовании «надо» есть существенная поправка к тому, что привлекало Болконского раньше. Теперь он мечтает о людском сообществе: «чтоб все они жили со мною вместе». Однако Андрей вскоре понимает, что у Сперанского много говорят, но мало делают. Князь отходит от политика.

index_pic


Встреча с Наташей.

Как в эпизодах на балу и после него Толстой раскрывает ход мыслей и нарастающее чувство любви Андрея к Наташе (том II, часть III, главы XVI—XIX)?

Наташа, с ее отзывчивостью, способностью понимать людей, умением «жить вместе», могла бы, как позже осознает князь Андрей, помочь ему прямым словом участия разобраться в себе и в своем отчуждении от простых людей. Но она действует освежающей чужую душу внутренней силой естественности, очарования, прелести «живой жизни». Незримо для самого Андрея одним появлением в его жизни она уводит его от увлечения политикой, от Сперанского, который неожиданно начинает раздражать Болконского фальшью поведения, ненатуральным голосом, искусственным смехом.

Князь Андрей вспоминает о Наташе на балу: «Что-то в ней есть свежее, особенное, не петербургское». И вдруг замечает в себе пренебрежение к делу, которым раньше так интересовался: «Разве все это может сделать меня счастливее и лучше?»

Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встреҹе с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию.

war_and_peace.jpg

350px-Pervyi_Bal_Natashi.jpg

Толстой считает Наташу, князя Андрея и Пьера не только главными, но и любимыми своими героями. Именно в них он вкладывает сои мысли, рассуждения, именно их он проводит через панораму быта и войны. Вы заметили, что в доме Ростовых преобладает женское начало, воплощенное в Наташе, а у Болконских – мужское. И этим противоположным началам суждено воссоединиться.

Возможно, Наташа и князь А. смогли бы еще воссоединиться, но война 1812 года распорядилась по - другому.


Отечественная война 1812 года. Бородинская битва.

 Отношения Андрея с солдатами        

 Патриотизм. Отношение к войнам.

Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»).

 Князь А. получает ранение, ставшее для него смертельным. Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве выбита половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь ощущает нечто. Это нечто есть жизненный порыв. Желание жить. Ему кричат: "Ложитесь!" Поклониться смерти — противоречит внутреннему кодексу чести.

Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги.

Это касается тех полутора страниц книги, где "князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся". Несомненно, главное место. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского "от жизни".

По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.

Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала "моментом истины" его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно написаны эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: "Где он теперь?" Смерть, например, князя Андрея Болконского принадлежит к самым потрясающим страницам всемирной литературы, но в ней нет ничего разочаровывающего и принижающего.

Во время болезни он неотступно думал о жизни и смерти. Его духовный путь продолжался, он искал последнюю истину, которая бы примирила его со смертью. Толстой передал мысли, к которым пришел его герой незадолго до своей кончины. Это мысли о любви, о Боге, о вечности. Они очень важны, они утешительны для князя Андрея.

Новое и последнее знание князя Андрея особое знание и в слове не выражается. Но оно проявляется непосредственной реальностью, действиями, жизнью героя, тем, как он уходит из этого мира. Смерть князя Андрея убеждает присутствующих близких ему людей, что он узнал истину. Но не всех кто был рядом с ним, а только самых близких, чья любовь к нему позволила им проникнуть в суть происходящего: Наташу и княжну Марью.

«Он слишком хорош, он не может, не может жить»

«...он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной легкости бытия»

F:\Толстой\Работа\Рисунок3.jpg


ОТЕЦ и СЫН

 "Война и мир" завершается темой Отца и Сына, очень важной  для русской литературы ("Отцы и дети"). Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности).

 Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву  по повелению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).Тем самым Толстой отводит большую роль воспитательному мужскому началу.

Семья, по мнению Толстого, - это нравственная основа всего, что есть на земле. 2008 год объявлен президентом России Годом семьи. Ребята, это решение не является случайным. Вы все – будущие мамы и папы, вам придется не раз в жизни делать выбор. И, мне кажется,  русская литература – это лучший советчик и помощник в любой жизненной ситуации.

Холодный дом, и осень за окном.                                                                  

Все вроде бы вокруг осиротело.

Но вот беру я с книжной полки том

«Войну и мир» великого Толстого.

Наташа, Пьер, Андрей и старый князь..

Все это в детстве моем школьном было.

Вдруг от страниц повеяло теплом,

Я поняла - любовь всему мерило.

Любовь, семья и отчий дом..

Вот то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова"

Урок может быть использован на уроках литературы в 10 классе...

Презентация "Пути исканий Андрея Болконского".

Любимые герои Л.Н.Толстого, подобно другим,  совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти своё место в жизни, стремятся к нравственному совершенству....

Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Толстого "Война и мир".

Презентация к уроку литературы в 10 классе по роману толстого "Война и мир"....

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»

Материал к уроку: «Нравственные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского»...

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.

конспект занятия по литературе на тему : "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова."...

Презентация "Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе "Война и мир". 10 класс"

Презентация к уроку литературы в 10 классе  " Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе  "Война и мир"....