Урок литературы в 8 классе. Романтизм в жизни и искусстве.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Творческий практикум в форме открытой дискуссии. Итоговый урок по теме "Романтизм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл romantizm-urok.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Урок литературы.  Творческий практикум. «Романтизм в жизни и искусстве». Открытая дискуссия.

 

Цель: закрепить понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой», продолжить работу над умением вести себя в правилах открытой дискуссии; развивать умение обобщать, анализировать, высказывать собственную точку зрения; воспитывать нравственные качества, гуманность, положительное отношение к знаниям, умение слышать позицию других, позитивно к ней относиться.

Тип урока: открытая дискуссия

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

 Повторение правил ведения дискуссии. Условия и особенности открытой дискуссии.

Слово учителя. Все мы в большей или меньшей степени живем в мире фантазии. Каждому из нас хочется от житейской прозы уйти в мир мечты, тем самым становясь романтиком. Мы называем романтическими величественные и яркие картины природы, прекрасные и значительные события человеческой жизни, чистую, поэтическую любовь.

Романтика, по словам К. Г. Паустовского, «не дает нам успокоиться и показывает всегда новые, сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни».

Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и вспомним лексическое значение слов «романтизм», «романтик», «романтика», «романтический», «романтичный».

Работа со слайдом.

Романтизм. 1. Направление в искусстве конца 18 – первой четверти 19 в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности.

Романтик. 1. Последователь романтизма (в 1 и 2 знач.). 2. Человек, склонный к романтизму (в 3 знач.). 3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами.

Романтика. То, что содержит идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека; условия жизни, обстановка, содействующие эмоционально возвышенному мироощущению.

Романтический. 1. см. Романтизм и Романтика. 2. То же, что Романтичный.

Романтичный. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный.

        - Как вы думаете, какое из определений романтизма наиболее ярко представлено в изученных нами произведение? Почему?

Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периоды времени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одного из крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма.

Сообщение темы урока: «Романтизм в жизни и искусстве».

Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями, в противоположность ценностям материальным.

Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении.

Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы.

Излюбленные жанры романтической литературы - фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники.

Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они - изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников.

Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые - такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором.

        - Как вы считаете, всякий ли человек может быть романтиком и почему?

        - С большой силой романтические традиции находят отражение в ранних произведениях  Максима Горького. Вспомните Радду и Локо Зобара, Сокола, Данко…

Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор, – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

-  Как вы думаете, возможен ли романтизм в современной жизни или это все выдумки писателей?

Вспомним еще одно произведение, которое мы изучали (выразительное чтение отрывка из феерии А. Грина “Алые паруса” (“ … Ты будешь большой, Ассоль … поздравить тебя с приездом”).  

Вопрос классу. Нужны ли нашему времени мечтатели, каким был А. Грин?

Слово учителя. Герои Грина – люди смелые, простодушные, как дети, гордые, самоотверженные и добрые. Они окружены свежим, благоухающим воздухом гриновской природы – совершенно реальной, берущей за сердце своим очарованием.

Вывод: Сказка нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. В этом её ценность, и в этом ценность невыразимого подчас словами обаяния произведений А. Грина.

         - Как вы считаете, ребята, романтизм остался в прошлом, или в современном искусстве он тоже присутствует?

Часто ли можно встретить в современной литературе романтических героев? Почему? Где в современном искусстве романтизм сохранился? (фрагмент рок-оперы Н.Рыбникова «Юнона и Авось» - романс)

  Музыка, как тонкая нить, перенесла романтизм через столетия в наше время.

 

Итог урока. Итак, на сегодняшнем уроке мы пришли к такому выводу: пока живёт человечество, будет жить и мечта о счастливом будущем, о прекрасном – и пусть не всегда достижимом, но все-таки прекрасном. Поэтому-то в каждом из нас, в большей или меньшей степени, живёт и будет жить романтик.

    Домашнее задание:  сочинение-миниатюра по теме «Как, по-вашему, совместимы ли понятия любовь и свобода?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Презентация к уроку литературы, 9 кл "Романтизм"

Презентация к уроку литературы "Романтизм", 9 кл...

Презентация к уроку в 10 классе "Романтизм как направление в искусстве и литературе"

Эту презентацию можно использовать и в 8 классе при изучении поэмы "Мцыри" М.Ю. Лермонтова, и в 9 классе при изучении творчества поэтов-романтиков....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Конспект урока в 5 классе по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Связь времен в народном искусстве. Сказочная Гжель».

Цель:Формировать знания учащихся в знакомстве с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи.Расширить знания обучающихся о народном декоративно – прикладном искусст...