календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса (КРО)
календарно-тематическое планирование (литература, 5 класс) по теме
календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса (КРО), (Курдюмова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_kurdyumova_5_kro.docx | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий тематический план разработан на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. На изучение литературы в 5-ом классе (КРО) отводится 140 часов в год. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цель - приобщение учащихся к искусству слова, богатству устного народного творчества и русской классической литературы, чтение и изучение художественных произведении, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова.
Задачи:
- обучать оценивать и анализировать художественные произведения, давать характеристику поступкам героев, выделять главную мысль произведений;
- развивать навыки выразительного чтения, развитие речи, развивать умение работать самостоятельно и по группам, развитие интереса к этнической культуре, понимание ее основ и воспитывающей мудрости, признание национальной самобытности и жанрового многообразия, через источники;
- продолжать знакомство с русской классической литературой расширять представление учащихся о жанровом многообразии литературы, знакомство с современной литературой; новые имена, жанровые особенности, широта показа развития мира
- обучать прослеживать преемственность литературы, познание законов языка через литературные источники и авторские находки;
- воспитание нравственности, толерантности и патриотизма, чувство причастности к судьбам родины, воспитывать познание жизни через литературу.
Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений. Вопросы, предлагаемые после изученного радела, сформулированы четко и доступно для понимания учащимся с ЗПР.
В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направленные на развитие ВПФ и развитие речи.
На уроках литературы решаются следующие коррекционные задачи:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция – развитие памяти;
- коррекция – развитие внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- развитие умения выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
- умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
- формирование умения преодолевать трудности;
- воспитание самостоятельности принятия решения;
- формирование адекватности чувств;
- формирование устойчивой и адекватной самооценки;
- формирование умения анализировать свою деятельность;
- воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
- развитие фонематического восприятия;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- коррекция монологической речи;
- коррекция диалогической речи;
- развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Региональный компонент
За основу содержания регионального компонента по литературе взято учебное пособие для учащихся «Вокруг тебя – Мир» книга для ученика 5 класса. / авторы: К. Сухарев-Деревиз, В. Ю. Выборнова и др. – «Гендальор», 2001. Количество часов – 7.
Обучение соответствует минимальным требованиям Государственного стандарта Р. Ф. по литературе.
Обучение соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
Учебно-методический комплекс
Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран следующий учебно-методический комплекс:
- Программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» / авторы Т.Ф. Курдюмова. – Дрофа, 2005 год.
- Учебник: «Литература. 5 класс. В 2 ч. / (Т.Ф.Курдюмова) - Дрофа, 2006г.
Дополнительный методический, дидактический материал:
- Читаем, думаем, спорим…: дидакт. материал по литературе: 5 класс / авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова и др. – 6 изд. – М.: Дрофа, 2006г.
- Вокруг тебя – Мир…: Методические рекомендации к книге для ученика 5 класса / К. Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборного и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 1999.
- Вокруг тебя –Мир…: Книга для ученика. 5 класс / К.Сухарев-Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев и др. – М.: Наука / Интерпереодика, 2001.
- www.school-collection.edu.ru
- http://zavuch.info/forums.html
- http://www.gramma.ru
- http://www.openclass.ru
- http://korped.rkc-74.ru
- http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
- http://skazka.ural.ru
- http://lit.lib.ru/k/kondratkowskaja_n_g/
- http://www.internet-school.ru/ShowInfo.ashx?ob_no=30029
Практическая часть и контроль усвоения материала по литературе
Чет верть | Практическая часть | Контроль усвоения материала | ||
Вид работы | Кол-во час. | Форма контроля | Кол-во | |
I | 1.Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельные песни. 2.Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой», «Добро и зло в народных сказках», «Почему я люблю читать народные сказки?». 3. Дать письменный ответ: «Понятие об аллегории и морали» | 1ч. 1ч. 10м | 1. Тестирование по изученным произведениям за I четверть. | 1ч. |
2,10ч. | 1ч. | |||
II |
| 1ч. 1ч. |
| 1ч. 1ч. |
Итого | 2ч. | 2ч. | ||
III. |
| 1ч. |
| 2ч. 1ч. |
Итого: | 1ч. | 3ч. | ||
IV |
| 1ч. 1ч. |
| 1ч. |
2ч. | 1ч. | |||
7,10ч | 7ч. |
Календарно-тематическое планирование по литературе
5 класс
№ пп | Тема урока | К-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки (базовый уровень) | Коррекция | Вид контроля | Дата | ||||||||
Происхождение и развитие литературы | ||||||||||||||||
1 | Происхождение литературы | 1 | онм | Знакомство с учебником, программой. | Знать когда и с помощью каких художественных средств существует литература | |||||||||||
2 | Особенности художественного слова. Тропы и фигуры речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др. | 1 | Онм рр | Понятие о тропах и фигурах. | Владеть понятиями: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос, уметь их находить в тексте. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти. | тест | |||||||||
Мифы народов мира | ||||||||||||||||
3 | Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. | 1 | Онм | Понятие о мифе. | Знать термин миф. | Коррекция памяти и зрительного внимания. | Ответы на вопросы. | |||||||||
4 | Мифы разных времен и народов. | 1 | Онм рр | Знать мифы разных народов мира. | Коррекция понятийной стороны речи, коррекция памяти | тест | ||||||||||
5 | Календарные праздники и календарные мифы. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. | 1 | Онм | Знакомство с мифологическим словарем | Знать особенности календарных мифов. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев. | Словарный диктант. | |||||||||
6 | Яркость поэтического изображения природы и Вселенной в мифах. Персонажи славянской мифологии. | 1 | рр | Знакомство с мифологическим словарем. | Уметь определять роль природы в мифах. Знать персонажей славянской мифологии. | Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики | тест | |||||||||
Устное народное творчество (фольклор) | ||||||||||||||||
7-8 | Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Русский народный эпос – былины. Циклы былин. Художественные особенности. Исполнители (сказители) былин. | 2 | Онм | Знакомство с произведениями фольклора. Былина. Гипербола. | Знать термин фольклор. Знать особенности былин. | Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики | тест | |||||||||
9-10 | «Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец как защитник родной земли. Нравственный выбор героя. Сила, смелость, решительность и отсутствие жестокости как характерные качества героя былин. | 2 | Урок-анализ. | Сюжет былины. Художественные особенности. | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | Письменные ответы на вопросы. | |||||||||
11 | Русские народные сказки. Сказка кА популярный жанр народного творчества. «Царевна-лягушка». | 1 | Онм | Художественные особенности сказки. Виды сказок. | Знать специфику жанра сказки, уметь объяснять основную мысль сказки, владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти. Коррекция эмоциональной сферы. | тест | |||||||||
12 | Способность положительных героев сказки справляться с собственными ошибками, преодолевать препятствия и добиваться победы. Столкновение добра со злом. | 1 | Урок-анализ. | |||||||||||||
13 | Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. | 1 | Онм | Путешествие как жанр. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания. | тест | |||||||||
14 | «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» - сказки об освоении незнакомого мира. | 1 | Урок-анализ. | |||||||||||||
15 | Малые жанры фольклора. Пословица, поговорка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. | 1 | Онм | Отличительные черты малых жанров фольклора. | Владеть понятиями малых жанров фольклора, уметь их интерпретировать. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. Коррекция монологической речи. | ||||||||||
16 | Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. | 1 | Рр Урок-анализ | Уметь определять малые формы фольклора. | тест | |||||||||||
17 | Творческая мастерская. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. | 1 | рр | Выявить причины популярности МЖФ. | Знать, где употребляются малые жанры фольклора. | Коррекция памяти – совершенство прочности запоминания. | Письменные ответы на вопросы | |||||||||
18 | Русский народный театр в истории русской культуры. Творческая мастерская. «Озорник Петрушка». Стремительность развития действия и яркость диалогов. | 1 | Онм Урок-театр | Познакомить с новым родом литературы (драма). Особенности построения. | Знать содержание, уметь выразительно читать, пересказывать содержание, давать характеристики героев. | Коррекция монологической и диалогической речи | ||||||||||
Русская литература 19 века | ||||||||||||||||
19 | Русская классическая литература XIXвека. Славные имена русских писателей XIXвека. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. | 1 | Урок-лекция. | Знакомство с теорией: классики и классические произведения. | Уметь объяснить рассматриваемые понятия. | Коррекция воли и характера через оценку словесных характеристик. | ||||||||||
20 | Расцвет русской басни в начале XIXвека. Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение невежества в баснях Крылова. | 1 | ОНМ | Басня. Сюжет, мораль, аллегория и олицетворение | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Собственное мнение. | Тест | |||||||||
21 | Творческая мастерская. Басня и ее читатели. | 1 | Рр Урок-концерт | Уметь определять и объяснять мораль басни. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | Чтение наизусть. | ||||||||||
22 | А.С. Пушкин. Детство и юность поэта. Начало творческого пути. | 1 | Урок-лекция. | Стопа. Ямб. | Знать о детских и лицейских годах поэта. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение. | ||||||||||
23 | А.С. Пушкин. «Няне». «Зимнее утро». «Зимний вечер». «Зимняя дорога». «Бесы». | 1 | Урок-анализ | Знать поэтические средства художественной выразительности. | Ответы на вопросы | |||||||||||
24 | Поэзия А.С.Пушкина и ее читатели. | 1 | Урок-концерт | Уметь выразительно прочитать стихотворение наизусть. | Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств. | Чтение наизусть. | ||||||||||
25 | Родная природа в лирике поэта. | 1 | Урок-анализ | Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения. | Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств. | Иллюстрация. | ||||||||||
26 | Чтение и анализ стихотворений А.С.Пушкина | 1 | Урок-концерт | Коррекция личности и воспитание нравственных норм, уважение чужих чувств | Чтение наизусть. | |||||||||||
27 | Сказки А.С.Пушкина (повторение изученного в начальной школе). | 1 | Урок-анализ | Поэма. Сюжет поэмы. | Знать содержание изучаемых произведений, владеть навыками пересказа. | Коррекция личности и нравственных норм. Саморегуляция, оценка поступков. Коррекция памяти | ||||||||||
28 | «Руслан и Людмила». Связь пролога с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. | 1 | ОНМ | Знать определение жанра поэмы, композицию произведения. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | |||||||||||
29-30 | Руслан, его друзья, помощники, соперники, враги. Людмила – героиня поэмы. Черномор и его злодейства. Борьба Руслана за спасение Людмилы и поражение злых сил в этом поединке. | 2 | Урок-анализ | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героев, владеть элементами анализа лиро-эпического произведения. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Оценка поступка и собственное мнение | тест | ||||||||||
31 | Творческая мастерская. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы. | 1 | рр | Уметь находить художественные особенности природы, владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Итоговый контроль. | ||||||||||
32 | М.Ю.Лермонтов. Детство поэта. Родовое гнездо – Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком…»). | 1 | ОНМ | Знать о детских годах поэта. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | |||||||||||
33 | Начало творчества. Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гете»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру. | 1 | Урок-анализ | Рифма. | Уметь находить в стихотворениях художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения. | Коррекция личностных качеств. Коррекция памяти. | ||||||||||
34 | Выразительное чтение и анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова. | 1 | Урок-концерт | Владеть навыком выразительного чтения с элементами анализа лирического произведения. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | Чтение наизусть. | ||||||||||
35 | Детство и юность Н.В.Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. | 1 | Поверье, быличка. | Знать о детских годах писателя. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | |||||||||||
36 | Сюжет и герой повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. | 1 | ОНМ | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Пересказ. | ||||||||||
37 | Нечистая сила в повести. | 1 | Урок-анализ | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств. | Тест | |||||||||||
38 | Словари, которые создал Гоголь для своих читателей. Язык повести. | 1 | рр | Знать значения украинских слов. | Коррекция долговременной памяти | |||||||||||
39 | И.С. Тургенев. Детство в Спассом-Лутовинове. История создания рассказа. | 1 | Урок-лекция. | Портрет. Связь внешнего облика и поступков. | Знать о детских годах писателя. Знать подлинную историю создания рассказа. | С.р. | ||||||||||
40-41 | Сюжет и герои рассказа «Муму». Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворня. Причины самовольного возвращения Герасима в родную деревню. | 2 | Урок-анализ | Знать содержание изучаемого произведения, уметь давать характеристики героям. Владеть элементами эпического анализа произведения. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | тест | ||||||||||
42 | Творческая мастерская. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню). | 1 | рр | Двусложные размеры: ямб и хорей. | Уметь находить художественные особенности природы, владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | ||||||||||
43 | Поэтический образ Родины. И.С. Никитин «Русь»; М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…»; А.В. Кольцов «Косарь»; А.К.Толстой «Край ты мой…»; Н.А.Некрасов «Соловьи». | 1 | Урок-обзор | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства. | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств | С.р. | ||||||||||
44-45 | Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья»; А.А.Фет «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. | 2 | Урок-анализ | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств | ||||||||||||
46 | Поэтический образ Родины в стихотворениях поэтов XIXвека | 1 | Урок-концерт | Формирование личностных позиции при оценке поступков. Коррекция личностных качеств | Чтение наизусть. | |||||||||||
47 | Героическое прошлое России. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812 г. | 1 | ОНМ | Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, уметь составлять план, составлять и задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | Письменные ответы на вопросы | |||||||||
48-49 | «Бородино»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата, Рассказ монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. | 2 | Урок-анализ | Роман-эпопея. Эпизод (фрагмент). | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | ||||||||||
Литература 20 века | ||||||||||||||||
50-51 | Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (фрагмент романа-эпопеи «Война и мир»). Партизанская война на страницах романа и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде | 2 | ОНМ | Инсценировка прозаического произведения. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция памяти. Коррекция личностных норм. Коррекция эмоционально-волевой сферы | Викторина. | |||||||||
52-53 | М.А. Булгаков. «Петя Ростов» (фрагмент из инсценировки романа Л.Н.Толстого «Война и мир»). Точное сохранение в инсценировке эпизодов партизанской войны из романа-эпопеи. | 2 | ОНМ | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев | ||||||||||||
54 | Век XIX и век XX. Связь веков. Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX столетия. Неразрывная связь русской литературы XIX и XIX веков. | 1 | Урок-обзор | Темы лирики. | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемого произведения, уметь находить в стихотворениях художественные средства. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | ||||||||||
55 | Память об А.С.Пушкине в литературе XX века: И.А. Бунин «26 мая», А.А.Ахматова «В Царском Селе», В.А.Рождественский «Памятник юноше Пушкину», К.Д.Бальмонт «Пушкин». | 1 | ОНМ | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Письменные ответы на вопросы | |||||||||||
56 | Литературные сказки XIX и XX веков. Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. К.Т. Паустовский «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. | 1 | ОНМ | Пути рождения сказки. | Знать содержание изучаемого произведения, владеть навыками пересказа, умением составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений. | Письменные ответы на вопросы | |||||||||
57-58 | Х.К. Андерсен «снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль снежной королевы в развитии событий сказки. Герои сказки – Кай и Герда. | 2 | Урок-анализ | Композиция и сюжет произведения. | Знать содержание. Уметь выразительно читать. Уметь давать характеристики героя. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев. | Письменные ответы на вопросы | |||||||||
59-61 | Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. Победа Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. | 2 | Урок-анализ рр | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | |||||||||||
62-65 | А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Герой сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака, змея. | 4 | Урок-анализ | Фольклорные и литературные сказки. | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа, уметь составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы | С.р. | |||||||||
66-67 | Творческая мастерская. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора. | 2 | рр | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | |||||||||||
68-69 | Дж. Родари. «Сказки по телефону» - отклик на стремление людей XX века к краткости и оперативности. Сказки, которые решают множество нравственных проблем: «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек». | 2 | Урок-анализ ОНМ | Лаконизм – свойство художественного текста. | Иметь представление о личности и творческой деятельности Дж. Родари. Словесное рисование портрета героев | Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы | ||||||||||
70-73 | Льюис Керролл. «Алиса в стране чудес». В.В. Набоков. «Аня в стране чудес». Сказка и ее перевод. Алиса(Аня) – героиня сказки. Любознательность героини и ее способность к необычным решениям и поступкам. | 3 | Урок-анализ | Парадокс. | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа, уметь составлять план, задавать вопросы по содержанию произведения. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Контрольная работа. | |||||||||
74-75 | Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и взрослых. | 2 | рр | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики. | Тест. | ||||||||||
76-77 | Дж. Р.Р. Толкин. «Хоббит, или туда и обратно». Герои повести: Бильбо, Гендальф и др. Нравственные принципы, утверждаемые автором. | 2 | ОНМ | Фентези как жанр. | Иметь представление о личности Дж. Р.Р. Толкина. Уметь характеризовать героев. | Коррекция долговременной памяти | ||||||||||
78-79 | Творческая мастерская. Связь произведения с фольклором. Загадки на страницах произведения. | 2 | рр | Знать понятие загадки и ее особенность. | ||||||||||||
Проза русских писателей 20 века | ||||||||||||||||
80-83 | И.С. Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа. | 3 | Урок-анализ | Название произведения. | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героев. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики. | ||||||||||
84-85 | А.И. Куприн «Мой полет». Автобиографический очерк и его герои. Отвага и решительность героев. | 2 | Урок-анализ | Очерк. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | |||||||||||
86-87 | Е.И. Замятин. «Огненное «А». Рассказ о мечте подростков начала XX века. Герой рассказа как читатель. Комическая развязка. | 2 | Урок-анализ | Рассказ. | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | |||||||||||
Поэтические образы Родины | ||||||||||||||||
88-89 | А.А. Блок «На лугу», «Ворона». И.А. Бунин «Сказка», «Канарейка». К.Д.Бальмонт «Снежинка», «Фейные сказки». С.А.Есенин «Пороша», «Ночь», «Черемуха». | 2 | Урок-обзор | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Письменные ответы на вопросы | ||||||||||
90-91 | М.М. Пришвин «Времена года», Н.А.Заболоцкий «Оттепель». Д.Б.Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето…». Н.М.Рубцов «В горнице». | 2 | Урок-обзор | |||||||||||||
92 | Отражение красоты природы в стихах и прозе. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Художественные приемы и музыка стиха. | 1 | Урок-концерт | Коррекция аналитического мышления | Чтение наизусть. | |||||||||||
93-94 | С.А. Есенин «Песнь о собаке». В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Произведения писателей и поэтов объединяют мир вокруг нас в единое целое. | 2 | рр | Лирическая проза. | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | ||||||||||
95 | Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к «братьям меньшим». | 1 | Урок-концерт | Коррекция развития внимания, развития восприятия, представлений, ощущений | Чтение наизусть. | |||||||||||
Героическое прошлое России | ||||||||||||||||
96-97 | Героическое прошлое России в творчестве российских поэтов. А.И. Фатьянов «Соловьи». А.Т. Твардовский «Я убит подо Ржевом…». А.А.Ахматова «Мужество». Р.Г. Гамзатов «Журавли» | 2 | Урок-обзор | Песня: единство слова и музыки. | Владеть навыками выразительного чтения, знать содержание изучаемых произведений, уметь находить средства художественной выразительности в произведении. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики. | ||||||||||
98-101 | Песни о ВОВ. | 4 | Урок-концерт | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Чтение наизусть. | |||||||||||
Современная литература | ||||||||||||||||
102-104 | В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Васютка и его путешествие по осенней тайге. | 3 | ОНМ | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Коррекция воли и характера через оценку и словесные характеристики | Тест. | ||||||||||
105 | Творческая мастерская. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Подготовка к сочинению. | 1 | рр | Автобиографический рассказ. | Знать содержание изучаемого произведения, особенности композиции. Владеть навыками подробного пересказа. | Коррекция аналитического мышления. Коррекция внимания и памяти. | ||||||||||
106-107 | Сочинение «Как Васютка выжил в тайге». | 2 | рр | Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. | |||||||||||
108-110 | Т. Янссон «Последний в мире дракон». Мир нарисованных и описанных в книге сказочных героев. Мумми-тролли, хемули, снусмумрики и другие герои книги. | 3 | ОНМ | Иллюстрации. | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | |||||||||||
111-113 | Внеклассное чтение. Моя любимая книга. | 3 | рр | |||||||||||||
Путешествия и приключения на страницах книг | ||||||||||||||||
114-115 | Покорение пространства и времени. Д. Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниеля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. | 2 | ОНМ Урок-анализ | Робинзонада. | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. Уметь объяснять значение слов : «робинзон», робинзонада». | С.р. | ||||||||||
116-118 | Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена». Барон Мюнхаузен и придуманные им истории: «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота». Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты. | 3 | ОНМ Урок-анализ | Гротеск, гипербола, литота. | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Пересказ. | ||||||||||
119-121 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Автобиографическая повесть и ее герои. Приключения подростков, их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. | 3 | ОНМ Урок-анализ | Прототип. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция памяти. | |||||||||||
122-124 | А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Детективный сюжет повести. Находчивость, энергия, изобретательность главного героя. | 3 | ОНМ Урок-анализ | |||||||||||||
125 | Творческая мастерская. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. | 1 | рр | Знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды. | ||||||||||||
127-129 | Внеклассное чтение. Моя любимая книга. | 3 | рр | Коррекция памяти и зрительного внимания. | ||||||||||||
Новая жизнь старых героев | ||||||||||||||||
130-133 | Н.С. Гумилев «Орел Синдбада». Образы знакомых сказок в стихах поэтов XX века. Б.Лесьмян «Новые приключения Синдбада-морехода». Что привнес новый век в облик героя и события его жизни? | 4 | Урок-анализ | Иметь представление о личности и творчестве писателя. Уметь характеризовать поведение, характер, нравственные и душевные качества героя. | Коррекция эмоционально-волевой сферы через оценку поступков героев. | |||||||||||
133 | Итоговое занятие. | 1 | Урок-обобщение | Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики | Тест. | |||||||||||
134-135 | Сюжеты изученных произведений. Сюжет и герой. Чтение летом. М.И. Цветаева «Книги в красном переплете». | 2 | Урок-анализ | Уметь высказывать свои мысли на определенную тему, точно, логично, последовательно их излагая. | Коррекция воли и характер через оценку и словесные характеристики | |||||||||||
136140 | Резервные уроки. | 6 | ||||||||||||||
Сокращения, принятые при составлении календарно-тематического плана:
ОНМ – обзор нового материала
Рр – развитие речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование в 8 классе по программе В.Я.Коровиной ( 2часа в неделю, 70 ч.)...
Календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе "Программы по литературе для общеобразовательных учреждений" под ред. В.Я.Коровиной и учитывает требования «Обязательного ...
Календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс – 102 часа
Календарно - тематическое планирование составлено по литературе 11 класса по программе КоровеннойВ.Я. - 102 часа, 3 часа в неделю...
Календарно-тематическое планирование по литературе - 6 класс
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе Программы по литературе/ под ред. А.Г. Кутузова, Москва, «Дрофа», 2005 г.Настоящий календарно-тематический план ориентирован на ...
календарно-тематическое планирование по литературе 11 класс Журавлев
Планирование создано на основе материала учебника для 11 кл под ред. В.П. Журавлёва из расчета 102 часа в год....