страничка моего успеха
статья по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Эссе
Одна из страничек Истории моего успеха
Иду знакомой тропой, по которой хожу ежедневно в школу, из школы. День отбушевал, отзвенел своими звонкими голосами, раскрасив свою часть общего жизненного полотна яркими красками впечатлений. Да, впечатлений много. Чего только стоит: «Да этот сумасшедший – самый лучший герой!» Это Матвей. Как светло и радостно он говорил о рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок»! А как мы вместе искали путь к солнцу?! Всего и не вместить в один день. Поэтому, наверное, таких дней – уже более восемнадцати лет.
Электричка опаздывает. Впрочем, это даже неплохо: есть возможность проанализировать полученный результат.
- Ну вот, здравствуйте, Надежда Анатольевна. А я гляжу в окно – вы в вагон заходите...
Поднимаю глаза на входящую в тамбур рыжеволосую девушку. Какие чудесные голубые озера-глаза! Конечно же, это Анечка! Я в тайне тихонько горжусь тем, что к открытию ее таланта имею, хотя и косвенное, отношение.
Посыпалась россыпь рассказа о находках, о любимом деле, о поэзии, о чувствах. А я вспоминаю, как робко, боясь за каждое слово, она пыталась высказаться в сочинении – оригинально, личностно. Я учила ее не бояться, она учила меня искать «новую музыку» урока.
- Надежда Анатольевна, мне, к сожалению, пора. Очень рада нашей встрече. Всего вам доброго! Увидимся, созвонимся, - слышу голос Ани.
Попрощались. Благодаря таким теплым лучикам встреч начинаешь понимать, что не зря открываешь дверь в сокровенное пространство урока. Урока, в котором главные создатели его – это ученики. Ученики, которых после первого же знакомства назову своими.
В педагогическом институте меня научили анализировать, понимать учебный материал, работать с ним, а вот профессии меня научили, в первую очередь, мои ученики. Я «шла» в построении общения с ребятами на уроке и вне урока от них Я поняла, благодаря им, что должна создавать ситуацию присвоения ими учебного результата.
- Что для вас главное? – с этого вопроса и начинается процесс присвоения успешного результата для моих обучающихся. Ведь лишь после этого один из моих первых выпускников – Сергей – «подружился» с поэмой В. Маяковского «Облако в штанах». А как он читал на выпускном: «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг»! Сколько нежности, твердости, чувства было в этом тайном обращении к его будущей жене Светланке, с которой они дружили с первого класса и создали семью после окончания учебы в институте, счастливы уже 15 лет!
А как Игорь открывал мне свое понимание трагедии Григория Мелехова, аргументируя свои размышления целым циклом собственных иллюстраций к роману «Тихий Дон» М. Шолохова. Сегодня он с удовольствием занимается архитектурой. После его иллюстраций поняла, что для нечитающих ребят могу предложить пойти к тексту через рисунки.
А потом пришла внимательная, целеустремленная Светлана. И её вопросы, глубокие, неоднозначные, воплотились в серьезном исследовании «Проблемы зла в русской литературе ХХ века» с непростыми выводами по графике «Капричос» Гойи. Эта совместная наша с ней работа подсказала мне мысль о проблематике в уроке вот для таких «почемучек».
На процесс профессионального познания влияли и те замечательные люди, помогавшие мне постигать сокровенное пространство урока. Мои коллеги.
Сразу вспоминаю моего перового методиста – Тамару Матвеевну – талантливого профессионала, сильную женщину, замечательного человека! Помню, как она пришла ко мне на первый урок. «Нет урока. Зря ты время потеряла!» - жестко говорила она и после второго урока. «Я не буду учителем!» - плакала я в отчаянии, жалуясь маме. Но через два месяца Тамара Матвеевна пришла ко мне и тихо сказала: «Пойдем, буду показывать, как надо». И показывала мне свои уроки, водила к другим учителям. А через полгода мы вместе с ней проводили областной семинар и бинарный урок: литература и география. Сколько было у меня восторга, когда пришел один из самых опытных наших педагогов и сказал: «Я рад вам пожать руку, коллега!»
С тех пор прошло много лет, я сотрудничаю с другими педагогами, но всегда помню слова этого мудрого учителя: «У коллег всегда можно и нужно научиться. Ты всегда должна учиться, чтобы быть успешной самой, а значит сделать возможным успех твоих ребят».
Сегодня мои коллеги учат меня очень многому, мне интересен сам процесс профессионального общения.
В современных условиях информационные процессы настолько быстротечны, что, я думаю, учитель просто обязан быть в постоянной готовности обучаться, уметь находить новое, профессионально актуальное в опыте других. Очень важно для учителя вообще взаимодействие, сотворчество в рамках образовательного процесса.
Очень живо и значимо для меня воспоминание о том, как меня готовил весь коллектив школы для участия в районном конкурсе. Вот где чувствуется профессионализм: каждый предлагал уникальное, нестандартное решение задачи. Сколько ярких, необычных идей родилось в этом сотворчестве! Интересно проходил процесс оформления моей визитки! Мы безоговорочно превращались в детей-фантазеров и с радостью рисовали, фотографировали, сочиняли сказки! Да и во время конкурса наша дружная команда в полноте разделила все весьма не простые моменты конкурсного напряжения. Проводя конкурсный урок, я чувствовала незримое участие, сопереживание происходящему моих товарищей: форму проведения урока, задания для учащихся мы разрабатывали, апробировали, совершенствовали в своей школе. Даже отдельные детали моего «проживания» в конкурсе корректировались совместно. Интересен был факт участия родителей наших воспитанников. Учителя проводили неоднократно родительские собрания в формате круглого стола. Но конкурсное задание «Родительское собрание на заданную тему», я считаю, у нас получилось отлично! Отдельная благодарность нашему оператору! Его опыт помог нам оценить весь процесс со стороны.
Моим коллегам, а мне особенно, запомнился этап подготовки мастер-класса: обозначить педагогическую проблему и найти пути ее решения. Мастер-класс — задание достаточно сложное: чем можно удивить высокое жюри, других участников конкурса? Ведь все уже состоявшиеся профессионалы высоко класса. А решение подсказали наши ребята: как Маша училась в школе у Медведя? И мы анализировали... мультфильм, определяя в нем проблему и пути ее решения. Интересен сам опыт такой работы с учебным материалом, как с проблемной ситуацией.
Кто-то скептически укажет: «Но вы не заняли первое место!» Да, это так. Да, участвуя в конкурсе лично, я демонстрирую свой профессиональный опыт. Но без команды добиться успеха невозможно! У нас диплом призера — III место. И мне важен факт того, что коллектив моей школы оказался в пространстве Успеха, и я – в этом пространстве!
Ведь очень актуален в педагогическом коллективе дух команды. Я твердо убеждена в том, что этот фактор тоже имеет немаловажное значение и для наших учащихся — для еще очень юных людей, которые ежедневно оценивают наше поведение, внешний вид, наши отношения. И это, я думаю, влияет на их успешную социализацию в мире.
... На пути моем уже совсем стемнело. С чем завтра приду в 5 класс? Да уж, вот где «живой процесс деятельности»! Так вот же! Сам Миша спросил: «А чему учит дорога?» Вот на этот вопрос и предложу им самим найти ответ. Уверена: будет нам интересно! А потом расскажу об этом своим коллегам.
Вот еще очень важное испытание ожидает наш коллектив: представить район на областном конкурсе «Учитель года». И, как бы не складывался процесс самого будущего конкурса, я убеждена, что моя команда меня не подведет, и мы напишем еще одну главу в Истории Успеха!
А я тоже соавтор этой Истории! И очень всем за это благодарна!
Ну вот, уже дома. А завтра – снова по знакомой тропе вперед, навстречу Успеху!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "История моего успеха"
Мои философские размышления...
исследовательская работа на тему "Страна моей мечты"
Полезно для развития монологической речи учащихся в форме сочинения- рассуждения...
Устный журнал.Документ страны моей.
Данная разработка рекомендована для обучающихся 8 класса. Устный журнал состоит из четырех страниц.Первая из них посвящена истории российского паспорта, вторая - историческая викторина,третья - вручен...
секрет моего успеха"
Я Сидорова Ольга Николаевна учитель истории и обществознания школы МБОУ »Сош№7». Мой педагогический стаж 24 года .Древняя мудрость гласит: Учитель это тот, который способен спуститьс...
Эссе "Формула моего успеха" на конкурс Лидер 21 века
Эссе на тему : « Формула моего успеха» Так кто такой вожатый? Нужен он сегодня? Ответ единственный – да. Вожатская работа – это самовоспитание и жизненный опы...
Разработка занятия по психологии "Мое здоровье - путь к моему успеху"
Занятие для учащихся 6-7 классов, направленное на формирование установок на ЗОЖ...