Мастер -класс по творчеству Б. Пастернака Слушать душой
материал по литературе (11 класс) по теме
Поиск гармонии между собой и окружающим миром через свое своеобразное понимание христианской религии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master-klass.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль у рока литературы в духовно-нравственном воспитании школьников
Одним из принципов государственных стандартов образования является "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью". В современных условиях на литературу как на учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания и эмоциональной тонкостью юного сердца.(1с)
Идея выбора моей исследовательской темы “ Воспитание духовности на уроках литературы” связана с глубоким убеждением важности данного исследования, т.к. она тесно связана с глобальной миссией нашего центра образования – Миссией развития Личности.
Первостепенное значение в формировании нравственных ценностей оказывают уроки литературы.
Актуальная задача моих уроков – превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра. (2с)
Ближе всего мне, по сравнению с другими технологиями, технология Е.Н. Ильина:
- «Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства».
- “Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым”
- Метод духовного контакта.“Духовная ладошка Ильина”: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку.
- “Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому”, - говорит он. Надо, чтобы сам человек светился. Т.е. методика и технология Ильина целенаправленно подчиняет обучению нравственных и духовных ценностей человека. (3с)
Выводы и результаты моей работы над исследовательской темой:
1.Считаю, что духовным развитием должна быть пронизана вся программа и весь образ жизни школы.
2.Живительный источник для русского человека – православие, т.к течение 1000 лет шло формирование русского христианства.
4.Дух и нравственные ценности всегда были основой для классической русской литературы
5.Я работаю по программе по литературе под редакцией Корвиной В.Я.
6.Мною проведен курс уроков литературы в рамках гуманитарного профиля(первый раз в нашей школе) по разработанной мною программе.
7.Все мои выпускники написали проектные работы, по творчеству поэтов серебряного века. Обязательным условием по созданию проекта было обращение к духовному творчеству любимого поэта.
Надо постоянно помнить, что духовная литература – это особая литература.
Цели программы:
- Показать учащимся место духовной литературы в русской культуре.
- Познакомить учащихся с произведениями духовной литературы и искусства.
Если я сегодня помогу учащимся лучше узнать духовную литературу, то для них будет яснее понять в будущем произведения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.
В работе с учащимися я выделяю для себя следующие элементы в духовном развитии:
- Самосознание (умение сознавать свою сущность)
- Смирение (сознавать собственную незначимость в историческом пространстве)
- Пытливость (поиск смысла жизни, склонность размышлять над вечными вопросами бытия)
- Способности к нравственной оценке (умение различать жизненные ценности)
- Созидательность (потребность выразить свои чувства, сокровенные мысли).
Именно в поиске духовного счастья, основанного на духовных категориях добра, красоты, истины и любви, человечество всегда искало знание о внутренней духовной действительности людей.
Что в результате получила я?
- Возросла роль семьи в духовном развитии.
- Большое значение имеет помощь и поддержка семьи.
- Стало легче давать темы по духовной литературе.
- Дети развиваются, становятся более пытливыми, больше знают.
- Родительский день. Чтят ушедших.Уход за местом захоронения.
- Находят интересный материал в ходе исследовательской работы над проектами.
Говоря со своими учениками о духовной литературе, я конечно обращаюсь к Библейским мотивам в творчестве поэтов и писателей.
Урок “Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака ” вызвала очень большой интерес у учащихся.
Ход занятия
Уважаемые коллеги, перед вами лежат карточки ,в которых находится материал, к которому мы будем обращаться в ходе занятия в мастер-классе.
Известно, что Марина Цветаева однажды воскликнула в пылу полемики: «Где человек, до конца понявший Пастернака?». И сама же пояснила: Пастернак — это «тайнопись», «иносказание», «шифр». (с5)
Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как бывает, когда смотришь на чрезмерно острые стекла. Разве это не предупредительный сигнал для тех, кто отправляется странствовать по морю, название которому «Духовная лирика Бориса Пастернака»?!
Целью нашего занятия в мастер- классе будет постижение духовой лирики Пастернака (с6)
Христианство – тема, захватывающая Пастернака на протяжении всей его жизни. Поэт был хорошо знаком с богослужебными текстами, хотя не посещал службы в храме. Христианство Пастернака ориентировано прежде всего на православие. Таким образом, в своем христианстве Пастернак соединил народные (мифологические), ветхо- и новозаветные представления, которые тесно сплелись и составили его оригинальную философско-религиозную концепцию отношения к миру.(с7)
Обратимся к стихотворениям Бориса Пастернака, объединённых библейской темой. Библейские мотивы звучат уже в названии романа всей его жизни «Доктор Живаго» и в названиях стихотворений главного героя Юрия Живаго: «Рождественская звезда», «На страстной», «Магдалина», «Чудо», «Гефсиманский сад». Эти стихотворения представляют собой своеобразные стихотворные рассказы эпизодов Нового завета.
Стихотворение «Рождественская звезда»(муз.)(читает зритель) (с8)
Образ Христа в его творчестве Бориса Леонидовича — символ человека, готового на самопожертвование в борьбе со злом. Но, как каждому человеку, ему свойственны сомнения и страхи, которые надо преодолеть.
Ответьте, какой страх Вы бы хотели преодолеть в себе?
Сто лет назад Поэта мучили такие же страхи как и вас Эти мотивы слышны в «Гамлете»,открывающим цикл стихотворений Юрия Живаго .Тема жизни как искупительной жертвы. Истинный смысл жизни человека – быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире. Жизненный путь героя романа и его автора – путь жертвенный, во имя нравственных идеалов.
Стих «Гамлет» (муз.)(Читает зритель)(с9)
«Пронеси мимо сию чашу», воспроизведенное в стихотворении почти дословно, отражает сомнения Христа перед тем, как взойти на крест, сомнения в целесообразности такой жертвы во имя людей, которые его распинают, сомнения в возможности обретения этими людьми духовности.
КАК ВЫ РАСКРОЕТЕ СМЫСЛ СЛОВА ПОДВИГ ?(отвечают зрители)
Завершает сборник лирики Юрия Живаго стихотворение “Гефсиманский сад”.Моление о Чаше лишь упоминается в этом стихотворении. Зато подробно и близко к первоисточнику излагается сам евангельский сюжет Гефсимании и предательства Иуды.
Попытайтесь раскрыть суть предательства и прощения
Стихотворение «Гефсиманский сад» (Музыка) (Читает зритель)(с10)
Поэт подчеркивает человечность Христа. Именно поступок Христа человека, Сына Человеческого, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей, так как доказывает посильность подвига Христа для тех, кто намерен относится к жизни как к служению идеалам христианской нравственности.
Философски осмысливая любовь, Пастернак вновь прибегает к библейским символам и мотивам. Поэт верит, что настоящая любовь поднимает человека над суетой, может спасти его духовный мир, во тьме бытия стать источником света. Такая любовь дается человеку в награду и требует от него высокого самопожертвования
Пока звучит песня всем нам знакомая по популярному фильму, подумайте какие образы создает ваше воображение?
(Никого не будет в доме)(с11)
Ему пришлось пережить взлеты и падения, победы и поражения. Поэтому, вероятно, для Пастернака творчество стало спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его действительности. Он подчеркивал необходимость непрерывной напряженной работы сердца и ума для каждого художника.
Пастернак –бессмертен, потому что вошел в будущее своей поэзией, разрешающей споры между житейским бременем и душою.
Жить и сгорать у всех в обычае,
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к славе и величию
Своею жертвой путь прочертишь. (прочитать и прослушать Галича).(С12)
Поэт простил всех, и тех кто травил его, не давал идти к своему читателю, и тех ,кто лишал заслуженной награды(мы знаем, что Борис Леонидович под давлением властей вынужден был отказаться от Нобелевской премии),и тех ,кто предал, ведь именно в идее прощения лежит смысл духовности христианства, истинной веры. Эту мысль старался донести до нас своим творчеством великий русский поэт. Природа и творчество, любовь и смерть, красота и трагедия — все это осмысливается поэтом как вечные проявления человеческого бытия.
Победа над злом в любых его проявлениях, «преодоление смерти», осуществляемое «усильем воскресенья», — вот в чем, по мнению поэта, заключается главный, символически-вневременной смысл каждой человеческой жизни и всей истории человечества.
Прошу вас сделать выводы ,закончив предложение
Меня заинтересовала мысль о…
Мой душевный подвиг-это….
Стихотворения Бориса Пастернака меня заставили задуматься о…
Я понял, что…
(Свеча горела..)прослушать(с13)
Итак,ващи ответы.
Уважаемые коллеги, вывод очевиден.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у подрастающего поколения доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ « МЫ ВМЕСТЕ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ»
ЦЕЛЬ: В сотворчестве педагога с родителями формировать у детей основы музыкальной культуры, путём приобщения к слушанию музыки. ЗАДАЧИ: знакомить родителей с музыкой русских и зарубежных композ...
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...
Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака.
Мастер-класс по творчеству Б. Л. Пастернака....
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака.
Презентация к мастер-классу по творчеству Б. Л. Пастернака....
Мастер-класс на тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Одной из заключительных, обобщающих тем при прохождении повести А.С. Пушкина я беру тему: «Воспитание души по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На примере героев этого произведения я стар...
Мир природы и мир человеческой души в лирике Бориса Пастернака. Урок-практикум в 11 классе (2 часа)
Методическая разработка представляет собой подробное описание хода учебных занятий в 11 классе, на которых подробно анализируются следующие стихотворения Б. Пастернака: "Февраль. Достать чернил и...