Не жертвуйте лицом ради положения (по творчеству Б.Пастернака)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Историческое познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков, современного поколения и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Совершенствуя учебно-методический комплекс учителя средних и старших классов, разработаны уроки по литературе, направленные на воспитание духовной и гражданской позиции обучюащихся: "Не жертвуйте лицом ради положения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_b.pasternaka.zip | 103.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Не жертвуйте лицом ради положения»
(Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Б. Пастернака.)
На доске - портрет Б.Л.Пастернака.
Звучит музыка из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь». Зажигаются свечи. На фоне музыки читается стихотворение А.Галича «Памяти Пастернака».
Разобрали венки на веники,
На полчасика погрустнели,
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели !
И терзали Шопена лабухи,
И торжественно шло прощанье...
Он не мылил петли в Елабуге,
И с ума не сходил в Сучане !
Даже киевские "письмэнники"
На поминки его поспели !..
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели !
И не то чтобы с чем-то за-сорок,
Ровно семьдесят -- возраст смертный,
И не просто какой-то пасынок,
Член Литфонда -- усопший сметный !
Ах, осыпались лапы елочьи,
Отзвенели его метели...
До чего ж мы гордимся,сволочи,
Что он умер в своей постели !
"Мело, мело, по всей земле, во все пределы
Свеча горела на столе, свеча горела..."
Нет, никакая не свеча,
Горела люстра !
Очки на морде палача
Сверкали шустро !
А зал зевал, а зал скучал --
Мели, Емеля !
Ведь не в тюрьму, и не в Сучан,
Не к "высшей мере" !
И не к терновому венцу
Колесованьем,
А как поленом по лицу,
Голосованьем !
И кто-то,спьяну, вопрошал :
"За что? Кого там ?"
И кто-то жрал, и кто-то ржал
Над анекдотом...
Мы не забудем этот смех,
И эту скуку !
Мы поименно вспомним всех,
Кто поднял руку !
"Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку..."
Вот и смолкли клевета и споры,
Словно взят у вечности отгул...
А над гробом встали мародеры,
И несут почетный караул... Ка-ра-ул!
(на фоне музыки)
Он награжден каким-то вечным детством.
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
(музыка замолкает)
Великий художник только так и приходит в мир - наследником всего мира, его природы, его истории...
« Это испытано каждым. Всем нам является традиция, всем обещала лицо, всем по-разному обещание сдержала. Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить... Любить самоотверженно и беззаветно - дело наших сердец, пока мы дети».
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес...
Он родился в семье художника Леонида Пастернака, человека, близкого Толстому, Рахманинову, Менделееву. В ранней молодости Борис выбирал между музыкой и поэзией. Выбрал, к счастью, второе, несмотря на то, что его кумир. Его идол - композитор Скрябин, прослушав его музыкальное сочинение « поддержал, окрылил, благословил». Вы знаете, как рождается художник?
На пути от музыки к поэзии Леонид испытывает еще одно увлечение - философией. Для совершенствования в учебе Пастернак в 1912 г. едет в Германию, в старинный городок Марбург:
Тут жил Мартин Лютер
Там - братья Гримм,
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все - живо. И все это тоже - подобья.
Профессор Герман Коген - глава марбургской неокантианской школы -предложил Пастернаку остаться в Марбурге для получения докторской степени, что было немалой честью для начинающего философа, но он от этого наотрез отказался. Вы знаете, как рождается художник?
О, в день тот, как демон, глядела земля,
Грозу пожирая из трав и кустарника,
И небо, как кровь, затворялось, спалясь,
Об взгляд тот, тяжелый и желтый, как арника...
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму шекспирову,
Носил я с собой и знал на зубок.
Шатался по городу и репетировал...
« Конец! Конец философии...Ей придется считаться с тем, что всякая любовь есть переход в новую веру». Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое становится делом его жизни.
Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах". 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма (тогда он входил в группу "Центрифуга"). Высоко ценил Блока, видя в его поэтической системе "ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства".
Примерно тогда же - летом 1917 г. была написана, но издана пятью годами позже книга « Сестра моя - жизнь». Эта книга выдвинула автора в число заметных русских поэтов послереволюционной поры. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака - нераздельная слитность с миром природы, с жизнью в целом
Б.Л. Пастернак. Фото 1924 г
Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе
Расшиблась весенним дождем обо всех,
Но люди в брелоках высоко брезгливы
И весело жалят, как змеи в овсе.
Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака: причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты: «врывается весна нахрапом», « сад тормошится», « рушится степь». Любимые пастернаковские образы - мелкие, дробные части природы: ветки, почки, льдинки, градинки, снежные хлопья, стручки гороха - все, что сыплется, брызжет, катится, шевелится, трепещет, воплощая неусыпное кипение жизни.
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает первое место в русской поэзии: « Март», «Июль», « Август», « Январь 1919 г.» и др. Одно из самых ранних стихотворений поэта- « Февраль» (1912 г.)
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез крик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Пред ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд
Вторая половина 20-х и первая половина 30-х годов - зенит литературной славы молодого Бориса Пастернака. В 1930- 31г. Пастернак создает книгу «Второе рождение», в которой пытается взглянуть без пелены « на жизнь страны, прочесть ее завтрашний день».
В то же время - это поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну...
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадки жизни равносилен.
Это - о ней, вдохновительнице, друге, жене. Жизнь Зинаиды Николаевны сложилась так, что красавица, пианистка, она, защищая интересы Пастернака, вынуждена была заниматься
« прозой жизни», домом, семьей. Спустя много лет, в 1958 г., в своем письме к Ренате Швейнер, немецкой писательнице и поэтессе, Пастернак писал:
« Я взял ее с бою. Она была замужем за другим. Две семьи были разрушены. Мне было нелегко: я не наделен даром жестокосердия и бесчувствия... Жена достойна любви, благодарности, восхищения».
А в письме к Зинаиде Николаевне 25 декабря 1930 г. Пастернак признавался: « Какая может быть безысходность, когда жизнь никогда не была для меня таким большим, таким прекрасным, таким облагораживающим выходом, как Вы».
(Песня из к/ф « Ирония судьбы или с легким паром» - « Никого не будет в доме...)
У его стихов не могло быть иного лица. У его лица не могло быть иных стихов. Упрямство, боль, детская незащищенность, неизбывная тоска, печать осененности - по его лицу можно было читать, как по книге.
« Борис Пастернак для меня святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, что будет, доверяю вам свою любовь к Борису Пастернаку, как свою душу, не отдавайте зря...»- так писала Марина Цветаева в 1923 г.
И дальше: « Пастернак, ведь ноги миллиарды верст пройдут, пока мы встретимся».
И ноги миллиарды верст пройдут, а встречи, той встречи, так и не произойдет. Потом он напишет ей после ее самоубийства в Елабуге:
Что сделать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть.
В молчанье твоего ухода
Упрек невысказанный есть.
Лицом повернутая к Богу
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на ней не подвели.
У его стихов не могло быть иного лица, у его лица не могло быть иных стихов.
Нарастающая волна репрессий вызвала в Пастернаке чувство «исторической порчи», которое привело его к почти полному разрыву с официальной средой. В 1934 г. на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей он провозгласил свой жизненный принцип:
« Не жертвуйте лицом ради положения». С осени 1936 г. против поэта стали выдвигаться недвусмысленно угрожающие политические обвинения. Борису Пастернаку давали понять, какая участь его ожидает.
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем!
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.
Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их.
Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильною урною
Покоящей их страх
Их муки совокупные
Тебе склонили ниц
Ты пахнешь пылью трупной
Мертвецких и гробниц.
Душа моя, скудельница,
Все виданное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратилась в смесь.
И дальше перемалывай
Все бывшее со мной,
Как сорок лет без малого
В погостный перегной.
Говорят, когда Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен «лучший друг пи-сателей» вдруг продекламировал: «Цвет небесный, синий Цвет...», а потом изрек: «Оставьте его, он – небожитель».
Во время Великой Отечественной войны Пастернак ездил на участки фронт с другими писателями. Выступал.
В результате этой поездки были написаны очерки в прозе, большой цикл стихотворений: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», в дальнейшем –«Смерть сапера», «Победитель» и другие. После эва-куации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.
В 50е годы Пастернак пережил глубокий кризис. В 1956 г. создает стихотворение, в котором себе внушает:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
После войны Пастернак решает вернуться к давно задуманному роману в прозе. Большое произведение под предварительным названием "Мальчики и девочки" было начато им зимой 1945-46г и завершено в 1956г.
В окончательном варианте роман был озаглавлен «Доктор Живаго» .Само это произведение - духовная автобиография Пастернака, написанная с предельной откровенностью. В центре романа - образ интеллигента, стоящего на трагическом распутье между личным миром и общественным бытием.
Пастернак предложил свой роман журналу «Новый мир». Редакция возвратила рукопись. Вернула рукопись и «Литературная Москва». Передавая рукопись «Доктор Живаго» для опубликования в Италии, Пастернак сказал: «Вы пригласили меня на собственную казнь».
«Литературная газета» 1 ноября 1958г. пишет: «Написав антисоветский, клеветнический роман «Доктор Живаго», Борис Пастернак передал для опубликования за границу и совершил тем самым предательство по отношению к советской литературе, советской стране и всем советским людям».
Единодушно осудили его и многие писатели, как писала та же газета: «Действие члена Союза писателя С.С.С.Р.Б. Л. Пастернака не совместимы со званием советского писателя».
В романе есть фраза, определяющая, пожалуй, самую суть его: «.. отдельная человеческая жизнь стала Божьей повестью, наполнила своим содержанием пространство вселенной». «Стараться постичь Истину или покорно следовать за историей? Вот вопрос всегдашний. История может позволить себе все... У нее в запасе бесконечность, а у меня-то срок измеряй - лет 70. И за них мне единственный шанс - постичь истину и прожить по совести с бытием и счастливо. Ибо время может быть хуже или лучше. Но ты, человек, должен быть только лучше. И это всегда можно, даже в катастрофе гражданской войны и в концлагере». Об этом и роман.
В 1958 году за « Доктора Живаго» автору была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало резкую критику в советской печати. Власти вынудили поэта отказаться от премии.
Стокгольм. В Шведскую академию.
« В связи со значением, которое придает Вашей награде то общество, к которому я принадлежу, я должен отказаться от присужденного мне незаслуженного отличия. Прошу Вас не принять с обидой мой добровольный отказ...» Б. Пастернак.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу хода нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду,
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Из романа « Доктор Живаго» : « Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон. Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало. «Свеча горела на столе.
Свеча горела...»-шептал Юра про себя начало чего-то смутного...».
(песня « Свеча горела...» исп. А. Пугачева).
Сложные , запутанные взаимоотношения Лары и Юрия Живаго, когда революция и гражданская война то соединяла, то разъединяла их, в чем-то похожи на взаимоотношения Кати и Рощина в трилогии А.Толстого «Хождение по мукам». Но Толстой историю ставил выше любви. А ведь « ..история как таковая справедлива только тогда, когда она не разрушает истории любви».
Тогда, в 58-м пастернак был исключен из Союза писателей. За любовь исключен. А через два года его не стало. « Он лежал в цветах, закинув голову, очень похудевший, с резко выделившимися надбровными дугами, с гордым и умиротворенным выражением лица... показалось, что в левом уголке рта была чуть заметная улыбка...»
Любимая, жуть! Когда любит поэт
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет
Как во времена ископаемых.
Спустя шесть лет от той же болезни, как и у мужа (рака легких) умрет и Зинаида Николаевна. И как тут не вспомнить строчки поэта:
И я хотел, чтобы после смерти,
Как мы замкнемся м уйдем,
Тесней, чем сердце и предсердье,
Зарифмовали нас вдвоем.
Роман « Доктор Живаго» в России был издан в 1988 г. А в декабре 1989г. Шведская академия вручила Нобелевскую медаль сыну Пастернака. Борис Леонидович Пастернак прожил свою жизнь именно так, как ему хотелось: « ни единой долькой не отступаясь от лица».
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в случайном отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня поставлен сумрак ночи.
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль
Но сейчас другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий
И не отвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"
В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок пос...
План-конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака"Быть знаменитым некрасиво".
План- конспект урока по изучению творчества Б.Пастернака "Быть знаменитым некрасиво"....
Жизнь и творчество Бориса Пастернака
Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...
Мастер -класс по творчеству Б. Пастернака Слушать душой
Поиск гармонии между собой и окружающим миром через свое своеобразное понимание христианской религии...
Творчество Бориса Пастернака
Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака....
"Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака
Литературно-музыкальная композиция для 9-11 кл. "Свеча горела на столе, свеча горела..." По творчеству Б.Пастернака...
Проект "Жертвуя собой ради истины"
Типология проекта:Информационный;Межпредметный ;Индивидуальный;Длительный.Предметная область – химия, историяПроект рассчитан на учащихся 7-11 классов.Цель –изучить исследования ученых-хим...