урок литературы в 6 классе "Путешествие с Маленьким принцем"
презентация к уроку литературы (6 класс) по теме

урок -путешествие с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pputeshestvie_s_malenkim_princem..doc49 КБ
Office presentation icon malenkiy_princ.ppt923 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   литературы  в 6 классе.

Тема  : ,, Путешествие с Маленьким принцем ”

       П о д г о т о в и л а  :

учитель русского языка

и  литературы

Бурченкова  Надежда  Ивановна

                     

Цель: 1. Образовательная: осознать и осмыслить идейное содержание сказки; постигать философию произведения, его нравственную сторону; учить анализировать художественное произведение; познакомить с личностью писателя.

          2. Воспитательная: воспитывать культуру речи учащихся;  воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру; воспитывать доброту, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом.

          3. Развивающая: развивать устную и письменную речь; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление.

Словарная работа:

ценности, нравственные ценности,

 философская сказка, философия,

 тщеславие, честолюбец.

Оборудование: портрет писателя , иллюстрации к сказке, презентация, цитаты.

                              ХОД   УРОКА.

                                                             Люди забыли эту истину , но ты не забывай :  

                                                          ты навсегда в  ответе за всех , кого приручил.    

                                                                                Антуан  де Сент Экзюпери

                                                   

  1. Вступительное  слово  о писателе. (слайд 3)

Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие с Маленьким принцем , героем известной сказки  французского писателя Антуана де Сент Экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.

Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают с одной планеты на другую.

Мы все как боги рядом с небом,

Живём на лучшей из планет.

Она дождем кропит и снегом,
Порой нам заметает след,
Но облачное оперенье,
Вдруг сбрасывают небеса
И сквозь привычные явленья
Проглядывают чудеса.
И лунный свет на кровлях зданий,
И в стужу, будто на заказ,
Рулоны северных сияний
Развертываются для нас.
И памятью об общем чуде
Мерцают звезды в сонной мгле,
Чтобы не забывали люди,
Как жить прекрасно на Земле.

- О чём это стихотворение?

И мы отправляемся в путешествие , посетим разные планеты ,попробуем создать свою , одну единственную и неповторимую.

  1. Анализ  сказки.  (Работа в группах.)

     а) Маленький принц на своей планете (слайд4)

- Давайте мы с вами перенесемся на маленькую планету – астероид  Б -612. Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем? (слайды)

-  Трагедия с баобабами.

 -Правило  Маленького принца.(слайд 5)

 -Маленький  принц  и роза. (слайд 6)

1 группа . (карточка с вопросами):

1. Подготовьте рассказ о планете Маленького принца.

Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны?

2. “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц. Докажите правоту этих слов на тексте сказки.

3. Воплощением чего является Роза? Как описывает ее автор? (см. текст). Подготовьте выразительное чтение по ролям Маленького принца и Розы (глава VIII).

Почему Маленький принц покидает Розу?

б) Маленький принц посещает планеты  (слайды  7-12)

2 группа

“Нет, взрослые и правда поразительный народ”, – говорил себе Маленький принц, продолжая путь по планетам                                                                                                                                                                           Согласны ли вы с этой мыслью? Подтвердите ответ примерами из текста, прочитав о Короле, Честолюбце, Пьянице, Деловом человеке, Географе. ( Какие чувства вызывают они у вас? Что главное в их речи? Каковы их основные качества?)

Что ценно для обитателей планет:

Для короля- власть

Для честолюбца- тщеславие

Для пьяницы -  употребление спиртных напитков.

Для делового человека – богатство

Для фонарщика- верность своему слову, работа

Для географа – накопление знаний

- Можно ли считать эти ценности настоящими?

* Каждый из обитателей астероидов считает ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных ценностях, не могут восторгаться красотой, забыли о своей планете.

“Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие”. Подумайте, для чего нужен Фонарщик на планете, где помещается только он и фонарь?

в) Маленький принц на планете Земля ( слайд 13)

 Встреча с Лисом( слайд 14)

3 группа

1) “Земля – планета не простая!” Согласны ли вы с этим мнением? Докажите. Что ожидало Принца на этой планете?

2) Что дало Принцу пребывание на Земле?

3) Какую истину, забытую людьми, напоминает Лис Маленькому принцу? Что значит приручить?

Что оказывается по- настоящему ценным на Земле?

* «Главное -  то, чего не увидишь глазами». Сент – Экзюпери заставляет читателя как бы изменить угол зрения на привычные явления. Оказывается, по- настоящему ценным является желанный глоток воды, одна –единственная роза… Надо только научиться отвечать за жизнь на земле, любить и доверять своему сердцу. «Если любишь цветок – единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым».

-Вернулся ли Маленький принц к своей розе?

3 .Обсуждение  заданий . Ответы на вопросы.

4. Домашнее задание

-Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог  бы обратиться к ней. Напишите об этом в сочинении   «Маленький принц возвращается к своей розе»

     

5.  Уроки  Маленького принца.  -Чему научил нас Маленький принц?

                                                                                          ( слайд 15)

*Необходимо трудиться каждый день, поддерживать порядок на своей планете, видеть красоту, учит терпению, учит преодолевать грусть и уныние, учит любви, учит судить не по словам, а по делам, мало быть красивым, надо быть не пустым, приносить людям пользу, делать добро, ценить дружбу. Это и есть нравственные (духовные)  ценности,  которые проповедует сам автор, Антуан де Сент – Экзюпери.

Не привыкайте к чудесам,-

Дивитесь им , дивитесь!

Не привыкайте к небесам,-

Глазами к ним стремитесь!

Присматривайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,-

Ничто не повторится!

- Произведение Экзюпери называют философской сказкой. Философия- это наука об общих законах развития человека и мира. Часто слово «философия» используют как синоним слову «мудрость». В сказке французского писателя звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности,  преданности, любви, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей.

 

6 . Творческая работа .

Мы побывали на разных планетах , а теперь создадим свою и придумаем ей название.

О ней сообщим в небольшом письме Маленькому принцу.( Привет с планеты Детство)

Ты – детство, золотое дно,

Тебе моя хвала.

Ты - как витражное окно

Из яркого стекла.

7 . Подведение итогов.

Люди забыли эту истину , но ты не забывай : ты навсегда в  ответе за  всех , кого  приручил…( А. Экзюпери)

Исполнение  песни ,, Маленький  принц’’ (слайд 16)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы в 6 классе

Слайд 2

Путешествие с Маленьким принцем

Слайд 3

Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил… Антуан де Сент Экзюпери

Слайд 4

Его родная планета вся-то величиной с дом!

Слайд 5

Правило Маленького принца : встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Слайд 6

Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Надо судить не по словам, а по делам.

Слайд 7

Себя судить куда трудней, чем других.

Слайд 8

Тщеславные люди глухи ко всему , кроме похвал.

Слайд 9

Взрослые очень–очень странный народ

Слайд 10

Я человек серьезный, я люблю точность. Мне мечтать некогда.

Слайд 11

Когда он зажигает свой фонарь-как будто рождается ещё одна звезда или цветок

Слайд 12

Географ– слишком важное лицо, ему некогда разгуливать

Слайд 13

… И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

Слайд 14

«…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь» «…ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Слайд 15

Простые уроки Маленького принца - Цените хорошее, старайтесь сделать его еще лучше. - Умейте отдавать людям добро и чувствовать себя в ответе за тех, кого любите. - Если ты приручишь чужое сердце и взамен отдашь свое, то вокруг тебя никогда не будет пустоты. - и тогда ты найдешь счастье, и не где-нибудь за тридевять земель, а у себя дома.

Слайд 16

Кто тебя выдумал, звёздная страна? Снится мне издавна, снится мне она. Выйду я из дому, выйду я из дому, Прямо за пристанью бьётся волна. Ветреным вечером смолкнут крики птиц. Звёздный замечу я свет из-под ресниц. Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне Выйдет доверчивый маленький принц. Самое главное – сказку не вспугнуть, Миру бескрайнему окна распахнуть. Мчится мой парусник, мчится мой парусник, Мчится мой парусник в сказочный путь. В детстве оставлены давние друзья. Жизнь – это плаванье в дальние края, Песни прощальные, гавани дальние. В жизни у каждого сказка своя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

Урок литературы в 7 классе "Десять уроков Маленького принца"

Урок разработатн и проведен учителем литературы МОКУ "СОШ с. Сальское" Терёхиной В. Н. в рамках школьного конкурса открытых уроков "Инновационные образовательные технологии в современном уроке"Урок ор...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе. Тема урока: С. Экзюпери. «Маленький принц» - философская сказка.

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Цели урока: Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: решать проблемную задачу.Образовательна...

Урок развития речи по тексту " Маленький принц"

I.Организационный момент. 1. Приветствие. 2. Создание благоприятной атмосферы заинтересованности и сотрудничества; II.Актуализация опорных знаний. 1.Слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Я р...

Сценарий урока литературы "Печали и радости "маленького человека" (урок-экскурсия по повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" )"

Сценарий может быть использован при изучении повксти А.С. Пушкина "Станционный смотритель"...