календарно-тематическое планирование для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Основа: федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, Примерная программа по литературе (5 – 9 классы):Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007
Литература. 7 класс: в 2ч.: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений /авт.-составитель Т.Ф.Курдюмова. М.: Дрофа,2008
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_lit.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
а
Тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 часов)
№ | Тема урока | Виды контроля измерители | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Теоретические понятия/ Использование ЦОРов и ЭОР | ||
1. | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление литературного развития учащихся | Знать: образную природу словесного искусства. Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть | Прочитать былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Проблема в художественном произведении | |||
Русский фольклор | |||||||
2. | Былины как героические песни эпического характера. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах | Знать: своеобразие былин как героических песен эпического характера; Киевский цикл былин Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах Уметь: воспринимать и ана- | Ответить на вопросы, прочитать эпос «Калевала» | Былина Эпос Презентация «Русские былины. Киевский цикл» | |||
3. | Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей | Текущий/ понятийный диктант | |||||
Героический эпос в мировой культуре | |||||||
4. | Карело-финский эпос «Калевала» | Знать Карело-финский эпос «Калевала», руны | Прочитать фрагмент «Одиссей у Циклопов» из поэмы Гомера «Одиссея» | Эпос Национальные традиции | |||
5. | Гомер. «Одиссея». Фрагмент «Одиссей у циклопов» | Иметь представление о гомеровском эросе, знать содержание фрагмента, уметь определять литературные признаки поэмы, определяя ее особенности | Ответить на вопросы, прочитать фрагменты из романа М. Сервантеса | ||||
Литература европейского Возрождения | |||||||
6. | Мигель де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» | Иметь представление о личности писателя, знать содержание изучаемых фрагментов, понимать проблему произведения, уметь определять особенности понятия «вечный» образ | Ответить на вопросы, подготовить свое мнение по указанным темам | Иллюзия «Вечный» образ» Презентация «М. Сервантес и его роман о «вечном» Дон Кихоте» | |||
7. | Анализ эпизода «Бой с ветряными мельницами» | Текущий/ анализ эпизода | Уметь анализировать эпизод, соотнося с общей проблемой произведения | Завершить работу | |||
Литература XIX века | |||||||
8. | Романтизм и реализм русской литературы XIX века. Особенности классической литературы | Иметь представление об особенностях литературных направлений русской литературы XIX века, знать признаки романтизма и реализма как литературных направлений | Конспект, ответить на вопросы, прочитать балладу В.А. Жуковского «Светлана» | Романтизм Реализм Презентация «Русская литература XIX века» | |||
9. | В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Светлана» | Иметь представление о жизни и творчестве поэта, знать жанровые особенности баллады, уметь находить их в тексте | Выучить понятие баллады, выучить фрагмент баллады | Баллада Образная система Фольклорная основа Презентация «В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» | |||
10 | В.А. Жуковский, баллада «Светлана» | Текущий/ анализ текста | Знать содержание баллады, уметь анализировать, находя жанровые особенности, уметь определять функции выразительные средства | Завершить работу, прочитать указанные стихотворения А.С. Пушкина | Баллада Художественные средства выразительности | ||
11 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина. Стихотворение «Песнь о вещем Олеге» | Иметь представление о жизни и творчестве великого русского поэта, знать особенности его творчества, знать содержание стихотворения, уметь сопоставлять текст одного исторического источника Знать: историческую основу стихотворения. Уметь: воспринимать и анализировать поэтический самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические | Составить конспект, ответить на вопрос, выучить фрагмент | Летопись Поэтическая интерпретация Тема судьбы и пророчества Презентация «А.С. Пушкин. Темы творчества» | |||
12 | Стихотворения: «Туча», «19 октября». Тема природы в лирике Пушкина | Текущий/ анализ лирического текста | Знать содержание произведений, знать приемы выразительности, уметь находить их в произведении, уметь определять тему лирического произведения | Завершить работу по анализу произведения | Презентация «Природа в лирике А.С.Пушкина» | ||
13 | Повесть «Станционный смотритель». Образ повествователя | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. | Выбрать текстовый материал по образу Самсона Вырина | ||||
14 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». | Текущий/ письменный ответ на проблемный вопрос | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические | Завершить работу, прочитать повесть «Барышня-крестьянка» | «маленький человек» Проблема в художественном произведении Презентация «Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» | ||
15 | А.С. Пушкин, повесть «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. | Знать содержание произведения, уметь выделять сюжетные линии героев, определять характерные черты героев, авторское к ним отношение | Ответить на вопросы | Параллельные сюжеты Авантюрный сюжет | |||
16 17 | РР Р/р. Сочинение на свободную тему «Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям)». | Тематический/ творческая работа | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбирать жанр сочинения, составлять план, формулировать идею, подбирать цитатный материал, редактировать написанное. Уметь: писать сочинения в жанре проблемной аналитической статьи. | ||||
Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе | |||||||
18 | Э.-А. По. Слово о писателе Новелла «Падение дома Ашеров». | Иметь представление о личности писателя, знать содержание произведения, уметь определять жанровые особенности новеллы, уметь находить признаки романтического пейзажа в тексте, уметь отличать элементы фантастического и уметь давать им реальное объяснение | Ответить на вопросы, прочитать указанные стихотворения М.Ю. Лермонтова, составить конспект по учебной статье о жизни и творчестве поэта | Новелла Романтический пейзаж Фантастическое Реальное | |||
19 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения: «Тучи», «Листок» | Текущий/ анализ лирического текста | Иметь представление о жизни и творчестве поэта, знать тематику лирических произведений, уметь определять тему лирического произведения | Прочитать поэму «Песня про купца Калашникова..» ответить на вопросы | Традиция Преемственность Пейзажная лирика Презентация «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» | ||
20 | М. Ю. Лермонтов. | Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, Знать: особенности сюжета поэмы, его Уметь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственную тему | Выбрать текстовый материал по образу главного героя, ответить на вопросы | Историческая основа поэмы Поэма Связь произведения с устным народным творчеством Презентация «Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | |||
21 | Особенности сюжета, конфликт поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Текущий/ анализ произведения | Знать: особенности сюжета поэмы, его | Ответить на вопросы | |||
22 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть | Иметь представление о личности писателя, знать отличительные особенности творчества писателя | Прочитать повесть «Тарас Бульба», выбрать текстовый материал о главных героях | Презентация «Н.В. Гоголь. Слово о писателе» | |||
23 24 | Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Н. В. Гоголь. Повесть | Текущий/ анализ эпизодов | Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: анализировать образ героя, определяя позицию автора, аргументируя свое мнение, самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы. | Подготовить пересказ основных эпизодов Составить характеристику о герое (по выбору) | Историческая основа Фольклорная основа Пафос произведения Принцип контраста | ||
25 | Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. | Ответить на вопросы | Конфликт Противопоставление Презентация «Герои повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | ||||
26 27 | Р/р. Сочинение на одну из тем: «Прославление товарищества, осуждение предательства в повести», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия», «Изображение природы в повести» | Тематический/ творческая работа | Знать: содержание прочитанного произведения. Уметь: выбрать жанр сочинения, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать Уметь: писать сочинения | Прочитать комедию Н.В. Гоголя «Ревизор» | |||
28 | Н.В. Гоголь, Комедия «Ревизор» | Знать содержание произведения, знать отличительные особенности жанра комедии, уметь определять жанровые особенности, уметь анализировать образ героя по реплике | Ответить на вопросы | Комедия Сатира Презентация «Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» и ее герои» | |||
29 30 | Проблематика комедии, нравы уездного города Смех комедии, или вопрос о главном герое | Текущий/ анализ эпизодов | Уметь анализировать драматическое произведение, определять авторскую позицию | Выбрать текстовый материал по вопросу «Кто и зачем приходит к Хлестакову?» | ЭОР «Гости Хлестакова, или обитатели лжи» | ||
31 | РР Письменный ответ на проблемный вопрос: «Актуален ли личность Хлестакова в сегодняшнем «уездном» городе?» | Тематический / творческая работа | Знать содержание комедии, уметь анализировать произведение, Уметь: писать сочинения | Завершить работу | Актуальность образа литературного героя | ||
33 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество (обзор). Пьеса «Снегурочка» Мотив любви и «сердечной остуды» в «весенней сказке». | Иметь представление о личности писателя, знать содержание пьесы, уметь определять тему драматического произведения | Ответить на вопросы | Пьеса Гуманизм Презентация «Весенняя сказка «Снегурочка» | |||
34 35 | Власть природы и порывы человеческого сердца. Берендеи и Снегурочка | Текущий / анализ эпизода | Знать героев произведения, уметь характеризовать их по репликам, определяя авторскую позицию и свое мнение | Завершить работу Ответить на вопросы, прочитать рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» | |||
36 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бирюк» | Иметь представление о личности писателя, знать содержание произведения, уметь пересказывать эпизод с элементами анализа | Завершить работу, прочитать рассказ «Бежин луг» | Рассказ как жанр Презентация «И.С.Тургенев. Слово о писателе» | |||
37 | И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Знать: содержание понятия | Завершить работу по тексту | Пейзаж Психологическая деталь Презентация «Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» | |||
38 | РР Пейзаж в рассказе «Бежин луг» | Текущий/ творческая работа | Уметь: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую | Завершить творческую работу | |||
39 40 | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Тройка» Н. А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. | Иметь представление о личности поэта, знать об образной яркости Уметь: выявлять авторские размышления | Конспект, прочитать стихотворение «Размышление у парадного подъезда» | Народный характер Авторская позиция Презентация «Н.А. Некрасов – певец народной доли» | |||
Ответить на вопросы, выучить наизусть стихотворение | |||||||
41 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сатирические сказки | Иметь представление о писателе, знать понятие сатиры, уметь отличать сатирическую сказку и ее особенности | Конспект, прочитать указанные сказки | Сатира Сатирические сказки Презентация «Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина» | |||
42 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. | Текущий / анализ сказки | Знать содержание произведений, знать жанровые особенности сатирической сказки, уметь находить и определять их в тексте, уметь выделять художественные средства и приемы выразительности, аллегория, уметь определять элементы фантастического Знать: определение понятий «аллегория», «фантастика Уметь: выявлять парадоксы | Ответить на вопросы, выписать средства и приемы выразительности | Средства и приемы выразительности Аллегория Фантастическое | ||
43 | РР Средства выразительности и приемы в сатирической сказке | Тематический / творческая работа | Завершить работу | ||||
44 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» | Иметь представление о личности писателе, знать содержание произведения, понимать назначение внутреннего монолога, определять его в тексте Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | Ответить на вопросы, подготовить пересказ эпизода | Автобиографическая повесть Внутренний монолог Презентация «Тема личности ребенка в повести Л.Н. Толстого «Детство» | |||
45 | Тема детской открытости в повести Л.Н. Толстого «Детство» | Завершить анализ эпизодов по теме | |||||
46 | РР Актуальность темы сложности чувств и переживаний ребенка в современных условиях | Тематический/ ответ на проблемный вопрос | Уметь: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | Составить вопросы по осмыслению проблемы произведения. Прочитать рассказ «Красный цветок» В.М. Гаршина | |||
47 | В.М. Гаршин. Слово о писателе. Рассказ «Красный цветок» | Иметь представление о личности писателя, знать жанровые особенности рассказа, уметь находить их в тексте произведения, знать содержание рассказа, уметь анализировать произведение | Ответить на вопросы, прочитать рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» | Рассказ как жанр Символический образ | |||
48 | А. П. Чехов. Слово о писателе | Иметь представление об особенностях творчества писателя, знать приемы сатирического, уметь определять их в тексте произведения, понимать пафос произведения Знать: сюжет Уметь: давать оценку действиям героев | Завершить анализ рассказа Составить три вопроса по особенностям рассказа | Сатира Пафос Образная система | |||
Литература ХХ века | |||||||
49 | Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века | Иметь представление об особенностях русской литературы ХХ века, знать представителей литературы данного периода; Знать: особенности мировосприятия поэтов и писателей. Уметь: выявлять авторские размышления | Завершить конспект, прочитать рассказы И.А. Бунина «Лапти», «Танька» | Мировосприятие | |||
50 | И.А. Бунин. Слово о поэте. Рассказ «Лапти». | Иметь представление о личности писателя, Знать: содержание понятия «деталь произведения». Уметь: выделять смысловые части художественного текста. | Составить вопросы по содержанию (не менее пяти), прочитать рассказ «Танька» | Художественная деталь Презентация «И.А. Бунин и его рассказы «Лапти», «Танька» | |||
51 | И.А. Бунин. Рассказ «Танька» | Текущий/ анализ рассказа | Ответить на вопросы, прочитать рассказ А.И. Куприна «Гамбринус» | ||||
52 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Гамбринус» | Иметь представление о личности писателя, знать содержание рассказа, уметь определять его сюжетные особенности | Ответить на вопросы, прочитать повесть «Детство» М. Горького | Презентация «А.И. Куприн, рассказ «Гамбринус» | |||
53 54 55 | М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. М. Горький. «Песнь о Соколе». Романтизм раннего творчества. | Текущий/ анализ эпизода | Иметь представление о творчестве писателя, Знать: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Уметь: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции Знать отличительные особенности «Песни…», уметь определять черты романтизма в произведении, определять использование приема контраста. | Ответить на вопросы, выбрать текстовый материал по заданиям Прочитать стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» | Традиция и ее переосмысление Авторская позиция Презентация «М. Горький. «Свинцовые мерзости жизни» в повести Детство» Романтизм «Песня…» как жанр Прием контраста | ||
56 | А.А. Блок. Слово о поэте. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…» | Иметь представление о творчестве поэта, знать жанровые особенности лирических произведений, уметь определять их в тексте, уметь определять функции средств выразительности в лирическом произведении | Выучить наизусть стихотворение на выбор | Презентация «О доблестях, о подвигах, о славе…» - особенности лирики А. Блока» | |||
57 58 | В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» «О дряни». | Текущий/ анализ стихотворного текста | Иметь представление о личности поэта, знать особенности лирики поэта, Знать: содержание понятия Уметь: выделять смысловые части художественного текста | Ответить на вопросы | Сатира Особенности рифмы Реальное и фантастическое в произведении | ||
59 | А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». История создания поэмы | Иметь представление о творчестве поэта. Знать: особенности поэтического мира Твардовского, знать содержание поэмы (указанных глав: «Переправа», «Два бойца», «Поединок»). Уметь: видеть выразительность и чистоту языка поэта | Выучить фрагмент (на выбор) наизусть, ответить на вопросы | Поэма как жанр Особенности сюжета Образ главного героя Авторская позиция Трагическое и комическое в поэма Народность языка | |||
60 | Поэма «Василий Теркин». Анализ глав: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» | Текущий/ анализ поэтического текста | Уметь анализировать фрагменты поэмы, определяя общую тему, авторскую позицию, анализируя образ главного героя | Завершить работу | |||
61 | РР Тема человека на войне в поэме. | Тематически/ творческая работа | Знать: образные средства поэтической | Прочитать Стихотворения из сборника «Европа – Азия» | Презентация «Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» | ||
Литература народов России | |||||||
62 | М. Карим. Слово о писателе. Стихотворения из сборника «Европа – Азия» | Иметь представление о личности писателя, уметь анализировать лирический текст. | Выучить одно стихотворение на выбор | ||||
63 64 | М.М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказы: Интересная кража в кооперативе» «Леня и Минька» | Иметь представление творчестве писателя, уметь определять функции сатиры в рассказах | Ответить на вопросы | Сатира Юмор Образ повествователя | |||
Образ «странного» героя в литературе | |||||||
65 66 67 | А.де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Сказка «Маленький принц». Жанр философской сказки Духовное и материальное, красивое и полезное в иерархии жизненных ценностей. Галерея образов «взрослых» Тема любви и дружбы. Тема ответственности | Иметь представление о личности писателя, знать содержание сказки, уметь определять жанровые особенности философской сказки, уметь определять аллегорию и метафору в тексте, анализировать их функции в произведении | Ответить на вопросы, подготовить пересказ эпизода (на выбор) | Философская сказка Аллегория Метафора Презентация «Сказка Экзюпери «Маленький принц» | |||
68 69 | РР Стихотворения разных поэтов XX века о природе. Сочинение: «Земля родная – драгоценный образ» | Тематический/ творческая работа | Знать: содержание поэтических произведений, Уметь: сопоставлять произведения одной тематики разных авторов; проводить литературные аналогии, самостоятельно делать выводы; строить рассуждения на нравственно-этические темы | Выбрать стихотворения для сочинения, выучить наизусть (на выбор) | Пейзаж Средства выразительности художественной речи Презентация «Родная природа в русской лирике и живописи ХХ века» | ||
70 | Подведение итогов курса | Уметь анализировать уровень своих знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...