Проект на тему "Вдохновенный певец Урала"
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему
Проект учащейся 9 класса на тему “Вдохновенный певец Урала”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazhov.doc | 325.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Павел Петрович Бажов
… не люблю длинных вещей. Мне
кажется, они похожи на товарный
поезд. Первый десяток вагонов при
встрече пропускаешь с удовольствием,
с любопытством, дальше полоса
безразличия, а ещё дальше думаешь,
когда же это кончится… То ли дело
коротышка. Её одолеть легко, а отдача
тоже бывает, и не плохая…
П. П. Бажов. Из дневниковых записей,
писем.
Павел Петрович Бажов родился 16 (28) января 1879 года на Сысертском заводе, вблизи Екатеринбурга, в семье рабочего-пудлинговщика. Получив начальное образование, переехал в Пермь. Здесь он шесть лет учился в духовной семинарии и окончил её в 1899 году, после чего работал учителем русского языка и литературы. Ежегодно летом странствовал по родному краю, смотрел, «как люди живут», изучал труд уральских умельцев, собирал рабочий фольклор. В 1905 году участвовал в собраниях и митингах на родном заводе, где познакомился с Я. М. Свердловым и окончательно стал на революционный путь. Октябрьскую революцию Бажов встретил восторженно : добровольцем ушёл на фронт, участвовал в гражданской войне. По окончании войны он становится журналистом первого советского призыва, работает в «Крестьянской газете» в Свердловске, редактирует журнал «Уральский современник», ведёт активную общественную деятельность и как депутат Верховного Совета СССР, и как член президиума Всемирной конференции сторонников мира, одновременно являясь ответственным секретарём Свердловского отделения Союза советских писателей и главным редактором Свердловского областного госиздата. Умер П. П. Бажов
3 декабря 1950 года в Москве, похоронен в Свердловске.
Павел Петрович Бажов – оригинальный художник слова. Как он сам, так и его творчество, неразрывно связано с уральским трудовым людом, составляет его крепкую породу. Он всю сознательную жизнь провёл на Урале. И хотя родными городами его являются Сысерть и Свердловск, Бажов одинаково принадлежит Челябинску и Тагилу, Уфе и Перми, Златоусту и Кыштыму, Белорецку и Стерлитамаку, молодым городам – Магнитогорску и Туймазам.
Писатель как бы вобрал в себя духовное богатство рабочего класса старых промышленных центров и новых индустриальных городов Большого Урала, создал галерею ярких, неповторимых образов, своеобразную художественную летопись обширного уральского края, простирающегося от оренбургских степей, берегов полноводных Агидели и Камы до необъятных просторов полярной тундры, озарённой северным сиянием.
Творческий диапазон его обширен, как и край, певцом которого стал Бажов. Он разнообразен и ярок, как краски уральской природы, многозвучен и многоязычен, как и народы, населяющие эту обетованную землю, прозванную былинной и сказочной.
Заслуга Бажова как художника, творца чудесных сказов о рабочих в том, что он сумел в них, как в своей самой лучшей песне, восславить созидательные силы труженика в условиях каторжной жизни, нищеты и полного бесправия горнозаводского населения. Именно в среде рабочих, в их сердцах росла пламенная вера в светлое будущее народов России. Своими сказами автор звал к этому будущему, а главное – к свободе, показывал, что она сама не придёт, а её нужно завоевать в кровопролитной и жестокой борьбе. Талант свой писатель отдал прежде всего рабочему человеку и его бессмертной славе.
И в самом деле, герои произведений Бажова – простой рабочий люд. Язык автора прост, мудр и правдив, как сам трудовой человек. Таковы все сказы об умельцах-мастерах, для которых превыше всего была, есть и оставалась рабочая честь и гордость за
свой труд. Да, труд составлял основу всех художественных
произведений Бажова.
За работой. 1948
Писатель как бы вобрал в себя духовное богатство рабочего человека и, переработав его, создал яркие образы, стал подлинным творцом художественной летописи рабочего Урала.
Кувшинчик. С – Петербург. Эрмитаж. 1840-1850 гг.
Ваза. Петергоф. 1830
Бажов, повторяем, самобытнейшее явление не только в культурной жизни Урала, но и во всей советской литературе. Равного ему нет и не было, если говорить об особенностях его редкостного таланта.
Где и когда подслушаны чудесные песенно-фольклорные мотивы и сказовые мелодии бажовских творений?
Многое было услышано ещё в детстве и юности. Это и рассказы полевского рабочего В. А. Хмелинина, и меткие сатирические характеристики отца Петра Васильевича Бажова, талантливого мастерового, на заводских управителей, и более поздние впечатления.
В 1925 году Павел Петрович совершает поездку на Каслинский завод. Здесь он знакомится вплотную с жизнью умельцев художественного чугуна – с литейщиками, формовщиками, чеканщиками. Слушая, он запоминает их были и небылицы о житье-бытье, о живом чугуне и, восторгаясь ими, потом вдохновенно рассказывает об этом сначала в очерке, как бы настраиваясь на сказовый лад : «Каслинские литейщики в форму льют чугун, а он остывает серебром…» Работа их, как песня, сначала спелась в душе автора, а потом выплеснулась сказом «Чугунная бабушка», написанным и напечатанным много позднее.
М. Шагинян назвала Бажова глыбой, сплавом многих элементов – исторических, быта уральского, философских, мировоззренческих. Добавим, что такая порода образуется лишь в горных недрах. И в этом выкристаллизована оценка личности писателя, раскрыта вся суть не только его таланта, но и непреходящее значение его творчества, вечного, как твердь уральской земли.
П.И. Перезолов. Вид нижнетагильского Высокогорного железного рудника
Бажов отменно знал свой край, как его первопроходец и первооткрыватель духовных богатств людей, составивших «Малахитову шкатулку». Чтобы написать, к примеру, сказ «Чугунная бабушка», недостаточно было услышать предание, бытовавшее в Каслях о мастере художественного литья Василии Фёдоровиче Торокине, нужно было вникнуть и понять жизнь и быт многих безымянных умельцев, творцов «чуда-чугуна». И автор не раз бывал и не раз живал в Каслях, как мы можем судить об этом, читая очерк «Из поездки в Каслинский завод». Бывал Павел Петрович и в других городах горнозаводской зоны Южного Урала, а потом подкреплял свои непосредственные наблюдения, вынесенные из поездок перепиской с местными краеведами и газетчиками. Они, как старатели, выискивали устные изумруды и делились ими с писателем.
Нам дорого всё, что сказал и написал этот оригинальный и самобытный уральский писатель. Но кроме «Малахитовой шкатулки», полной удивительных сказов о родном крае и его людях, Бажов оставил нам свои дневники и письма. В них также виден и слышен творец сказов. Письма отличает глубина философской мысли и знание истории родного края, забота о процветании литературы, чуткое и бережливое отношение к фольклору, питавшему всё творчество писателя.
Бажовское мастерство, главное в котором – познание души рабочего человека через самоцветное слово, через творческий труд, оказалось настолько плодотворным, что дало свои прекрасные всходы : сказовый жанр не застыл, а продолжается в литературе, обогащается тематически, по языку, по содержанию.
Традиция мастера слова жива – она шагает и сегодня в русле творческих и читательских интересов. Образно-философское осмысление истоков народного творчества, положенное в основу жанра Бажовым, остаётся его главной сердцевиной и в произведениях нынешних литераторов, принявших на вооружение фольклорно-сказовую эстафету.
Давно нет в нашем строю этого мастера, а он всё шагает и шагает с нами в одной шеренге, как герой его сказа «Богатырёва рукавица» : «Далёконько ушёл, а его всё видно. Ни горы, ни леса заслонить не могут. Ровно, чем дальше уходит, тем больше кажется». Прекрасные слова, а самое главное – вещие! Они удивительно верно характеризуют роль и предназначение личности непревзойдённого мастера самоцветного слова.
Хозяйка Медной горы. Илл. Н.Кочергина
Уральский кудесник Павел Петрович Бажов был тонким знатоком рабочего фольклора, истинным ювелиром народного слова. Вот как он пишет об этом в своих дневниковых записях : «…Слово «красота», вероятно, встречается в разных оттенках. На формулировочном языке мне этого не объяснить, поэтому приведу примеры.
В «Хрупкой веточке» слово идёт в таком окружении : «Мите и самому любо. Ну, как – красота, тонкость». Переведя это в условно грамматические формы, можно получить : «Как не любоваться, когда вышла тонкая красивая вещь, в какой-то степени удовлетворяющая её творца». В сказке «Веселухин ложок» есть фраза : «Лежит парень на травке, в небо глядит, а сам думает : «Вот бы эту красоту в узор перевести!» здесь, как видишь, другое значение слова. Если в первом случае можно взять синонимом слово «удача, творческая удача», то здесь потребуются синонимы иного рода. Думаю, что если так разбирать, то везде найдётся какая-нибудь разница в оттенках.
Вообще же красота понимается, как совершенство, как то, к чему стремятся, и одно приближение к чему уже доставляет радость. Такие понятия, как полнота жизненной силы, гармония, изящество… входят сюда даже в порядке подчинения, как второй ряд одной категории. Ни в каком случае это не благолепие, не картинность, живописность и прочее…
В заключение ещё один совет. Сказка требует от автора очень большой работы над словом, поэтому спешить здесь нельзя».
Раздумье. 1950
Часы каминные. XIX в.
БИБЛИОГРАФИЯ
Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Сказы. Повести. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1989. – 416 с. Серия «Золотые родники».
Уроки литературы. № 7 – 2003 /Приложение к журналу «Литература в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-проект в 10 классе «Ф.И.Тютчев – певец природы родного края, поэт-философ, певец любви? »
Проектная деятельность на уроке литературы в 10 классе...
Конспект урока «Певец любви, певец своей печали»
Конспект урока. Тема: "Певец любви, певец своей печали" (любовная лирика А.С. Пушкина). 9 класс....
Проект по экологии реки Урал
Сейчас в наше время планета Земля находится в катастрофическом состоянии. Экологические проблемы это не только бедствия, катастрофы и катаклизмы, но и события морально не терпимые, поскольку именно он...
Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"
Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть ...
проект "Дикие животные Южного Урала"
Цель проекта: Синтезировать полученные знания детей о диких животных Южного Урала, развивать речевые навыки и творческие способности.Задачи: 1. Формировать познавател...
Презентация проекта "Известные люди Урала. Анатолий Марчевский". Проект выполнен слабослышащими учащимися первого дополнительного класса.
Презентация проекта на тему "Известные люди Урала. Анатолий Марчевский". Проект был выполнен учениками первого дополнительного класса школы для слабослышащих учащихся под руково...
Образец проекта "Туристические маршруты Южного Урала"
Образец выполнения проектной работы в 7 классе....