Проект по направлению "Природа урала" на тему "Человек и природа"
проект по биологии (7 класс)

Бушевцева Елена Юрьевна

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?
Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.

Цель проекта: узнать, как человек влияет на природу и что он может сделать, чтобы ее сберечь.

Задачи:

  1. Изучить информационные источники по вопросу состояния и охраны окружающей среды.
  2. Узнать, что такое «Красная книга» и какие сведения она содержит.
  3. Сформулировать правила поведения человека в природе.

Гипотеза: если знать экологические проблемы  в природе и решать их по мере возможности, то мы сможем сохранить природу края для будущих потомков.

Объект исследования: охрана окружающей среды.

Предмет исследования: действия человека, наносящие вред природе и способы сохранения окружающей среды.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природа и человек364.9 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования городского округа Богданович»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа

Областной краеведческий Конкурс-форум «Уральский характер»

конкурс: «Природа Урала»

Тема работы: «Человек и природа»

Автор проекта:

Алимова Виктория Руслановна,

обучающаяся 7 класса

с. Ильинское

89000490119

Vika.alimova.2005@bk.ru

Руководитель проекта:

Бушевцева Елена Юрьевна,

учитель химии и биологии

МАОУ Ильинской СОШ

с. Ильинское, 2019

Содержание

Введение……………………………………………….……………………….…..3

Основная часть

а)  природа, которая нас окружает в опасности………………………………..4

б) красная книга – сигнал бедствия живого мира……………………………....7

в) Станем – ли мы «другом» - природе?…………………………………………12

Заключение………………………………………………..……………………….13

Список используемых источников………………………………………………15


Введение

 «В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках… работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять лет будет поздно – они исчезнут с лица Земли».

Джеральд Даррелл

 Наша природа создала много различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место, но многим из них сейчас угрожает большая опасность исчезновения с лица Земли, а некоторые из них уже исчезли.

С каждым годом  всё опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда. Люди не всегда заботятся о природе, не умеют, а порой не хотят её беречь и охранять.

Как убедить людей бережно относиться к природе и не наносить ей вред?
Этот вопрос меня заинтересовал. Я считаю, что актуальность проблемы защиты окружающей среды сегодня очевидна. Ведь человек - часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко, надо уметь дружить с природой.

Цель проекта: узнать, как человек влияет на природу и что он может сделать, чтобы ее сберечь.

Задачи:

  1. Изучить информационные источники по вопросу состояния и охраны окружающей среды.
  2. Узнать, что такое «Красная книга» и какие сведения она содержит.
  3. Сформулировать правила поведения человека в природе.

Гипотеза: если знать экологические проблемы  в природе и решать их по мере возможности, то мы сможем сохранить природу края для будущих потомков.

Объект исследования: охрана окружающей среды.

Предмет исследования: действия человека, наносящие вред природе и способы сохранения окружающей среды.


Основная часть

а) Природа, которая нас окружает в опасности

Нас окружает фантастической красоты природа, которую мы порой не замечаем, а если замечаем, то сами ее уничтожаем. А ведь если приглядеться - леса, поля, озёра, животные… вызывают восторг. Только с каждым годом этой красоты становится всё меньше и меньше. И кто же в этом виновен? Мы – люди.

Сегодня строятся все новые и новые заводы, а они выбрасывают вредные отходы в окружающую среду, загрязняют воздух, водоёмы и почву. Токсичные вещества образуют над большими промышленными городами ядовитые облака - смог, действие которого губительно, он повреждает памятники, здания, растения, а главное – отравляет человека.

Так, в 1952 г. за четыре дня в Лондоне от ядовитых туманов, образованных смогом, погибло около 4 тыс. чел.[1] Число погибших заставило людей переосмыслить отношение к окружающей среде и загрязнению воздуха, так как было показано, что данная проблема представляет собой непосредственную угрозу жизни людей.

Были приняты новые экологические стандарты, принят закон "О чистом воздухе", что позволило уменьшить загрязнение воздуха. 

В итоге этого закона на сегодняшний день из городов выводят вредные в этом отношении предприятия, на оставшихся строят очистные, пылеулавливающие сооружения.

 В крупных городах нашей страны, например, в Санкт – Петербурге за состоянием окружающей среды следят специальные службы, которые по плану контролируют отдельные объекты, автомагистрали[2]. Ежегодно проводятся десятки тысяч анализов атмосферного воздуха, воды и почвы для чего оборудованы мобильные стационарные пункты во всех районах города. На основании этих исследований проводятся оздоровительные мероприятия: перевод автотранспорта на газовое и дизельное топливо, автобусные линии заменяются троллейбусными и т. п. Эти меры, безусловно, улучшают экологическое состояние городской среды. Однако для глобального решения проблемы охраны окружающей среды в нашей стране требуется концентрация усилий всего народа. На основе этого был утвержден закон «Об охране окружающей среды», благодаря которому и проводятся анализы, принимаются меры, решаются вопросы.[3]

Ведь вред природе приносит не только промышленность. Порой человек идет по улице и бросает бумажки, бутылки, и не понимает, к чему это может привести. Например, пластиковые бутылки  разлагаются в течение ста лет. Если мы отравили воздух, землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. А значит, будем болеть. Но самое главное ведь человек, даже не задумывается о том, что вред он наносит в-первую очередь самому себе.

Человечество вырубает леса, истребляет животных ради меха и кожи, а то и просто ради развлечения. Многие люди, отдыхая на природе, забывают тушить костры, некоторые необдуманно кидают  незагущенные сигареты, от которых в дальнейшем страдают гектары леса и сотни животных.

Изучая общую характеристику Свердловской области, площадь земель составляет 16031,1 тыс. га, или 82,5% территории Свердловской области[4].

Земли, на которых расположены леса, распределяются следующим образом, которые представлены в диаграмме.

Диаграмма 1 . Расположение леса на землях Свердловской области

Из них 36,5 тыс. кубометров составляют вырубленные леса в Свердловской области[5]. Из этого мы сделали следующий вывод, что вырубку лесов мы не можем прекратить, но можем помочь в озеленении Свердловской области. В помощь озеленении организовала Ушакова Яна Михайловна - культорганизатор ДК с. Ильинского . Ею была организована акция  «Посади свое сосну» в которой приняли участия мои одноклассника[6]. В этой акции посадили саженцы на пустыре, ведь ребята не только посадили, но и ухаживают за ними, я думаю, что таких акций должно быть больше. 

Таким образом, среди основных причин, по которым страдает природа, можно выделить следующие проблемы:

- незаконный отстрел животных

- вырубка леса

- незаконный отлов рыбы

- уничтожение растений

- загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы). (Приложение 2).

Мы своими руками уничтожаем свой дом – планету Земля!

Так как люди не заботятся о состоянии окружающей среды должным образом, не умеют наслаждаться её красотой и ценить те богатства, которые дарит нам природа. Мы не сможем защитить нашу планету, если человечество сегодня не задумается о том, к каким плачевным последствиям это может привести, то завтра мы можем потерять наше богатство.

б) Красная книга – сигнал бедствия живого мира!

В свое время, ученые мира создали «Международный союз охраны природы». Этот союз ученых начал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Они составили особенный список растений и животных, который назвали «Красная книга».

Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных.

Красная книга:

  • Информирует
  • Призывает изучать
  • Предупреждает
  • Советует

Почему она так называется? Дело в том, что во всем мире принято считать красный цвет сигналом тревоги, опасности. Если мы рассмотрим Красную книгу, то увидим, что у неё красная обложка. Внутри же страницы – разноцветные: черные, красные, желтые, зеленые, белые. Это сделано для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение.

  1. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в ближайшие годы и без специальных мер охраны и восстановления не спасти. Например, синий кит.
  2. На желтых страницах занесены животные, численность которых еще пока велика, но неуклонно сокращается. Сохраняющиеся виды (белые медведи, розовая чайка, красный волк).
  3. На белых страницах говорится о видах, вообще редких на Земле: пятнистый олень, утконос, снежный барс.
  4. На зеленых – о видах, которые удалось спасти человеку, и их численности пока ничего не угрожает.       
  5. На черных  - животные, которые уже вымерли (морская корова, странствующие голуби). За 29 лет люди полностью уничтожили доверчивых и беззащитных морских коров близ Камчатки, они  очень близко подплывали к берегам, не пугаясь, доверяли людям, а люди их уничтожали десятками, сотнями.

Я изучила Красную книгу Свердловской области и сделала следующие выводы, сравнив ее с Красной книгой России, в ней только изменена структура. Цвета заменены на категории их 6 от 0 до V. [7]В книге расписаны три царства это «Грибы», «Растения», «Животные». В таблице мы представили несколько примеров из Красной книги Свердловской области разных категорий.

Таблица 1. Примеры обитателей Красной книги

Название животного

Отряд

Семейство

Cтатус

Численность

1

Прудовая ночница

Рукокрылые

Гладконосные, или обыкновенные летучие мыши

III категория. редкий вид. Внесен в Европейский

В целом по области вид хорошо распространен, но везде редок, за исключением Аракаевской и Смолинской пещер, где зимуют от нескольких сотен до нескольких тысяч особей

2

Европейская норка

Хищные

Куньи

Iкатегория. Вид, находящийся под угрозой исчезновения.

После проведения серии выпусков американской норки (1964-1971гг.)сведения о численности европейского вида отсутствуют.

3

Малая выпь

Аистообразные

Цаплевые

IV категория. Малоизученный вид. Внесен в Красные книги Курганской и Тюменской областей.

На большей части ареала вид редок. По предварительной оценке, на юге области может гнездиться до нескольких десятков пар.

4

Обыкновенный осоед

Соколообразные

Ястребиные

III категория. Редкий вид.

В предгорных и горных районах численность несколько выше, чем в равниной зауральской части. Ориентировачно численность осоеда в области можно оценить в несколько особей.

5

Хрустан

Ржанкообразные

Ржанковые

II категория.

В заповеднике «Денежкин Камень» в 1970-егг. был обычным видом, но к 2000-2001гг. хрустан здесь полностью исчез.

6

Обыкновенная медянка

Чешуйчатые

Ужеобразные

III категория. Редкий малоизученный вид.

Неизвестна. Редкий вид

7

Сибирский углозуб

Хвостатые

Углозубовые

IV категория. Малоизученный вид.

В Свердловской области плотность животных варьвирует от 5,45 до 80 экз/га.

8

Тугун

Лососеобразные

Сиговые

III категория. Редкий вид.

Низкая. После прекращения молевого сплава и сокращения дражных разработок численность тугуна начала увеличиваться.

9

Жужелица эстрейхера

Жесткокрылые

Жужелицы

III категория. Редкий, малоизученный вид.

Редкий вид, в области известен по единичным находкам, в среднем фиксировалось по 1 жуку на почвенную банку – ловушку за каждые 3 дня учетов.

10

Европейский Северный Олень

Парнокопытные

Оленьи

I категория. Подвид с исуклонно сокращающейся численностью.

Численность оленя в верхотурском уезде в начале XXв. , судя по добыче, была не ниже численности лося.

11

Козелец гладкий

Астровые

IIIкатегория. Редкий вид.

Охраняется в заповеднике «Денежкин Камень», на территории ландшафтных заказников «Ивледские склалы» и т.д.

Человечество знает о существовании «Красной книги», однако, продолжаем убивать животных и губить растения. Но ведь книга не сохраняет истинную красоту всей нашей планеты.

Я решили провести опрос подростков нашей школы: «Чем ты сможешь помочь природе?». На основе этого опроса мы составили диаграмму ответов.

Диаграмма 2. Результат опроса подростков

Исходя из результатов диаграммы ответов много и они различны, еще не все потеряно, и мы можем помочь нашей природе.  

Таким образом, красным книгам принадлежит особое место – ведь они содержат сведения о тех видах, которые стали редкими и которым грозит опасность исчезновения. Красный цвет  - сигнал тревоги, надвигающейся опасности. В зависимости от того, насколько стали редкими или уже исчезают животные, их относят к одной из пяти категорий, соответствующей его статусу по степени угрозы уничтожения.


в) Станем – ли мы «другом» - природе?

Что значит быть «другом»? В толковом словаре «Друг – это сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь». Значит, дружить - это защищать, беречь, помогать тому, с кем дружишь.

Исходя из тех причин, по которым природа страдает, я создала группу в вконтакте «Береги природу», так как большинство детей зарегистрированы в этой социальной сети[7]. Пригласила неравнодушных к проблеме ребят и взрослых.  Каждую неделю информация этой группы пополняется неравнодушными к проблемам экологии. В эту информацию  я уже разместила в группе информации о входит редкие обитатели нашего района, памятки правил в природе, которые разработала сама, статьи и выдержки которые нашла в разных источниках, фотографий. Создала посты, как реальными делами помочь окружающей природе.   В дальнейшем хочу создать баннер для наших жителей села. Через группу вк организовать волонтерские отряд с трудовыми десантами и акциями помощи природе.

Ведь начиная с себя, мы показываем пример другим. Всегда нужно начинать с себя

Соблюдать правила дружбы с природой очень просто и важно! Люди, которые живут на планете Земля, и  будут их придерживаться, и делать что-то полезное для окружающей среды, то мы сможем сделать наш мир лучше, красивее и спасем планету от гибели!

Я считаю, что вырубая леса, загрязняя воздух, воду и почву, уничтожая животных и растения, человек наносит колоссальный ущерб нашей природе. Чтобы спасти планету от гибели человек должен научиться дружить со всем тем, что его окружает. Дружить – значит, помогать и защищать того, с кем дружишь.

        

Заключение

В данном проекте мы рассматривали проблемы о влиянии человека на природу; о значении природы в жизни человека; о правилах поведения в природе; о действиях каждого по охране окружающей среды.

Красотой природы, которая нас окружает, можно восхищаться бесконечно, однако, сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Нерациональное использование природных богатств, привело к тому, что природа беднеет, исчезают многие растения и животные, погибают птицы и насекомые. С каждым годом опаснее для здоровья человека становится сама окружающая среда, так как промышленные предприятия, автомобили загрязняют воздух, воду, почву.

Конечно, нельзя сказать, что человечество совсем не занимается вопросами охраны окружающей среды. Например, существует «Документ совести человека» - это Красная книга. Это книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Если мы не защитим растения и животных, они погибнут. Спасение их не возможно без запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

В крупных городах нашей страны, за состоянием окружающей среды следят специальные службы, которые по плану контролируют отдельные объекты, автомагистрали. Проводят десятки тысяч анализов атмосферного воздуха, воды, почвы, чтобы на основании этих анализов, провести необходимые оздоровительные мероприятия. Эти меры, безусловно, улучшают экологическое состояние окружающей среды. Однако для глобального решения проблемы охраны окружающей среды в нашей стране требуется концентрация усилий всего народа.

Исходя из информации, что мы изучили в ходе работы над проектом, мы создали группу, где присоединятся дети и добавляют свои статьи о природе. Таким образом, цель проекта достигнута, и мы теперь знаем, что каждый из нас может сделать полезного для природы и как ей не навредить.

В будущем я планирую, что моя группа будет активно работать. Мы сможем помочь природе, начиная со своей малой Родины.

Если бы каждый человек на нашей планете дружил со всем тем, что его окружает и соблюдал правила дружбы с природой, то наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле, которых мы, к сожалению, уже не можем увидеть.

Человек – самое разумное существо на планете Земля. Он строит корабли, осваивает Луну, готовится полететь на Марс, однако нельзя забывать о том, что только в содружестве с природой человек сохранит планету Земля для будущих потомков.

Список используемой литературы:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. Великий смог 1952 года [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Великий_смог_1952_года[1, стр4]
  2. Государственный сайт. Экологический совет . [Электронный режим ] https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/97763/[2 ,стр4]
  3. Об утверждении целевой программы. [Электронный режим] https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/news/97763/ [3,стр4]
  4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: - Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1376 с.
  5. Скалдина О. Красная книга. Птицы России. М.: - Эксмо, 2013. – 240с.
  6. Скалдина О., Слиж Е. Красная книга Земли. М.: - Эксмо, 2013. – 320 с.
  7. Общая характеристика. Статья. [Электронный режим ] https://cyberpedia.su/3xed34.html  [4, стр 5]
  8. Ущерб нанесенный области. Статья. [Электронный режим] https://tass.ru/ural-news/5931235 [5, стр 5]
  9. Красная книга Свердловской области [Электронный режим]https://e.mail.ru/attachment/15493725690000000468/0;1 [6, стр8]
  10. Группа Вконтакте «Берегите природу». [Электронный режим] https://vk.com/public177921103 [7, стр12]

Приложение

C:\Users\Андрей\Desktop\для акции\SDC11515.JPG

C:\Users\Андрей\Desktop\нужно\саженцы.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Не то,что мните вы, природа"

Рассматривается творчество Тургенева,Фета,Тютчева....

презентация к уроку-проекту "Не то,что мните вы, природа"

презентация подготовлена к уроку "Не то,что мните вы, природа". В данной презентации даны задания для мини-проектов учащихся, подобраны красочные иллюстрации....

Творческий проект. Тема: «Счастье - это быть с природой..»

Широко применяемый в мире метод проектов, эффективен для развития у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития так, как формирует активную, самостоятельную позицию учащихся в учении...

Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов  «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....

Проект Школьная экологическая тропа "Удивительный мир природы Детского парка г.Новомосковска".

Школьная экологическая тропа является современной перспективной формой экологического просвещения и образования. Такие учебные тропы имеют ряд преимуществ: они позволяют развивать у детей навыки иссле...

Проект ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ.

Для  реализации проекта заложены следующие цели: формирование экологического сознания обучающихся на основе нравственно-   эстетического развития личности;  создание условий для пр...