Театрализация как творческий метод и средство развития речи в младших и средних классах
методическая разработка по английскому языку на тему
Театрализация понятна и доступна детям, и ученики с большим удовольствием играют в театральных постановках, спектаклях, и им это нравится. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализация как творческий метод и средство развития речи в младших и средних классах
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело
Антон Павлович Чехов
Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу стать, когда вырасту, я всегда отвечата – актрисой или учителем. Почему именно актрисой – всем понятно. А вот почему учителем - для всех было удивительно. Учась в школе, я всегда представляла себя на месте учителя и думала, как же именно я смогла бы объяснить ученикам какую-либо тему. Моя мечта стать учителем сбылась. Сейчас я преподаю английский язык в МБОУ «СОШ №4». А что касается другой мечты, она так же присутствует в моей профессии.
В настоящее время английский язык становится средством жизнеобеспечения общества. Поэтому он стал обязательным компонентом обучения в школе. Часто возникают большие трудности при освоении языка, которые ведут к потере интереса к процессу его освоения уже до перехода на среднюю ступень. Я поставила перед собой цель: найти такие технологии, которые помогли бы мне сохранить интерес к изучению языка на протяжении не только начальной, но и средней ступени обучения. Решить данную проблему мне помогла технология театрализации, которую я освоила и успешно применяю на своих уроках.
Известно, что дети лучше запоминают то, что им интересно и наглядно. Театрализация понятна и доступна детям, и ученики с большим удовольствием играют в театральных постановках, спектаклях, и им это нравится. Освоение нового происходит в атмосфере творчества и дружеской партнерской обстановки. Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение людей. Авторами данной технологии является В.А. Ильева, Е.Н.Безгина.
Во время классных занятий дети изучают основы языка строго по программе ФГОС второго поколения, и сейчас значительное место отводится внеклассной деятельности. Именно эта часть учебного процесса отвечает за столь важные моменты как знакомство учащихся с английской культурой и ценностями, театральная деятельность, развитие навыков самовыражения и т.д. Всё это повышает мотивацию к изучению языка.
Эффективность внеклассной деятельности зависит от следующих условий:
- добровольность участия;
- сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- чёткая организация и тщательная подготовка всех мероприятий;
- эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержаний, форм и методов работы;
- наличие целевых установок.
Цель внеклассных мероприятий следующая:
- воспитание чувств доброты и любви у учащихся;
- развитие творческих навыков и умений;
- совершенствование технологии коллективных творческих дел.
В каждом классе есть такие ученики, которые проявляют активность в малой степени на занятиях. Причинами этого являются: низкий уровень знаний английского языка, излишняя застенчивость, агрессивность, социальная неуверенность или другие личные особенности ребенка и т.п. Для начала необходимо дать небольшую роль этому ученику и дать понять, что без него они не справятся. У этого ученика появится стимул, и он будет стараться, чтобы не подвести учителя и своих партнеров. В ролевой игре ученик не чувствует той напряженности, которую он может ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен.
Кроме того, театрализация позволяет организовывать работу и с одаренными детьми, которые могут проявить себя во внеурочной деятельности.
Итак, польза от внеклассной деятельности представляется очевидной. Лучшим поводом для театрализации является какой-либо праздник, который проводится в нашей школе, англоязычные праздники или просто небольшое выступление по пройденной теме. Например: Хеллоуин, Рождество, 8 Марта. Так же известно, что дети всегда стараются на публику, особенно если в качестве гостей являются их родственники.
На своих занятиях я применяю следующие действия:
- инсценированные песни;
- инсценированные стихотворения;
- театральные постановки сказок.
В процессе театральной деятельности совершенствуются:
- интонационные, грамматические и лексические навыки;
- использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях;
- углубление страноведческих знаний;
- умение аудирования;
- практическое использование знаний в коммуникативной сфере;
- умение слушать партнера.
Этапы театральной деятельности:
1. Знакомство детей с автором стихотворения, с произведением или сказкой.
2. Работа по снятию языковых трудностей. В основном это трудности лексического характера.
3. Первичное прослушивание. Учителю необходимо представить каждого героя через определённую интонационную выразительность роли, определить её темп.
4. Распределение ролей в соответствии с языковой трудностью произведения, артистическими данными детей и их языковой подготовкой.
5. Индивидуальная работа с каждым ребёнком по выразительному чтению его реплик, стихотворений.
6. Групповая работа – прочтение пьесы по ролям. Во время этого этапа учащиеся запоминают слова своей роли и реплики своих партнёров, после которых они вступают.
7. Репетиции на сцене. Самый долгий и важный этап, он длится, пока все участники не выучат свои роли, и не будут произносить их чётко, не научатся двигаться на сцене и слушать партнёра. Также изготовляются костюмы и необходимый реквизит. Самое последнее – генеральная репетиция.
8. Выступление учащихся на сцене.
9. Рефлексия.
В нашей школе во втором классе проводилось ABC Party, после изучения алфавита. Каждый ученик становился буквой английского алфавита, и его задачей было, как можно ярче представить свою букву с помощью стихотворений, картинок, иллюстраций или небольших рассказов. В третьем классе дети показывали инсценированную песню, посвященную Дню Матери. В четвертом классе ученики инсценировали стихотворения к Рождеству, в образе Снеговиков, Дед Мороза и Снегурочки, Снежинок и т.п. В пятом классе ученики выступали со сказками «Белоснежка и семь гномов», «Колобок», «Репка». В данных сказках были задействованы все ученики. Они старались тщательным образом продумать костюмы, чтобы в полной мере соответствовали выбранным персонажам или образам. Детям даётся возможность в полной мере проявить свои творческие способности, причем в различных областях. Зрителями данных выступлений являлись учителя, родители и ученики школы.
Если сравнивать начало учебного года с конецом первого полугодия, то результат виден довольно таки сильно. Повысилась активность детей не только во внеурочной деятельности, но и на уроках английского языка.
Со своими учениками мы неоднократно выступала на региональных фонетических конкурсах английской поэзии, где ученикам предлагалось инсценировать стихотворение или песню. Наши ученики являются победителями и призёрами данного конкурса. Также, они принимали участие в районном конкурсе «Welcome to Stupino» с песнями и сказками и являлись победителями. На общешкольном уровне ученики пятого класса показывали сказки «Белоснежка и семь гномов», «Колобок», «Репка», Золушка, где в качестве жюри были не только учителя, но и старшеклассники. Класс был поделен на 3 группы, и каждая группа показывала свою сказку.
Главная цель при обучении иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативных речевых навыков и умений.
Как было сказано ранее, элементы театральной деятельности широко используются в учебном процессе в виде инсценировок и театрализованных игр. Дети на занятиях должны не только говорить, но и уметь слушать. Слушание (или аудирование) - восприятие и понимание иностранной речи - один из самых сложных видов деятельности на уроке. Театральная деятельность на уроке заставляет внимательно слушать собеседника. Ведь прослушивание небольших простых сообщений одноклассников проходит намного веселее, если перед тобой говорит не ученик из класса, а гном из сказки «Белоснежка и семь гномов» или мышка из сказки «Репка».
Так же важна работа над произношением, различие на слух звуков и звукосочетаний английского языка, соблюдение норм произношения. Элементы театра помогают совершенствовать английское произношение, отрабатывать звуки, слова, интонацию, ученики не просто повторяют за учителем, а играют какого - либо персонажа, который непременно должен говорить с английским произношением и с определенной интонацией.
Одним из важных аспектов в изучении иностранного языка является активное пополнение лексики. Театральная деятельность – это не только диалоги, сценки и монологи. Это и стихи и песни, связанные с темой. Они также способствует развитию навыков разговорной речи, умению говорить и понимать иностранную речь.
Для лучшего усвоения лексики и воображения мы часто используем «Синквейн». Это один из самых интересных видов работ и способов развития творческого мышления. Цель данной технологии: добиться более глубокого осмысления темы.
1. Первая строка – одним словом обозначается тема (имя существительное).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (имена прилагательные).
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Ученикам было дано 5-7 минут, чтобы написать синквейн. Затем одни читали свои произведения, другие слушали и выделяли особо понравившиеся стихотворения. Например, темой синквейна были сказочные герои сказки. Вот пример того, что получалось у детей.
Лиса из сказки "Колобок»:
Fox
Cunning and smart
To praise, to listen, to eat
She is very clever
Liar
Белоснежка из сказки «Белоснежка и семь гномов»:
Snow White
Beautiful and kind
Cleaning the house, cooking, singing
She is friendly with the Dwarves
Hostess
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. И это является наиболее эффективный способ подготовить учащихся к театральным постановкам.
В заключении, хочу сказать, что театральная деятельность, действительно является важной частью в изучении иностранных языков. Сам же учитель должен быть артистичным, эмоциональным, терпеливым и добрым. Поэтому я гордо могу сказать: «Моя мечта сбылась!».
Список используемой литературы
- Генкин Д.М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. науч. трудов. Л.: ЛГИК 1982. -141с.
- Гербач Е.М. Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе. / Иностранные языки в школе, 2006 №4
- Дзюина Е.В. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 1-4 классы. М., «Вако». 2006
- Зайкова О.А. Увлекательный английский. 3-9 классы. Внеклассные мероприятия. Волгоград, «Учитель», 2011
- Опарина Н. Театрализованные формы внеурочной деятельности // Народное образование . – 2005. – № 8.
- Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., «Просвещение», 1991
- Сазонова С.Л. Неделя иностранных языков в средней школе. – ИЯШ, №2 2009, стр. 46-48
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело Антон Павлович Чехов
Театральная деятельность – самая точная модель общения, так как она подражает действительности, и в ней, как и в жизни, переплетаются речевое и неречевое поведение людей авторы технологии - В.А. Ильева , Е.Н.Безгина
Эффективность внеклассной деятельности зависит от следующих условий: добровольность участия; сочетание самодеятельности и инициативы детей с направляющей ролью учителя; чёткая организация и тщательная подготовка всех мероприятий; эстетическая выразительность, занимательность и новизна содержаний, форм и методов работы; - наличие целевых установок
В процессе театральной деятельности совершенствуются: интонационные, грамматические и лексические навыки; использование и отработка речевых фраз и клише в различных ситуациях; углубление страноведческих знаний; умение аудирования ; практическое использование знаний в коммуникативной сфере; умение слушать партнера.
Этапы театральной деятельности: 1. Знакомство детей с автором произведения; 2. Работа по снятию языковых трудностей; 3. Первичное прослушивание; 4. Распределение ролей; 5. Индивидуальная работа с каждым ребёнком; 6. Групповая работа – прочтение пьесы по ролям; 7. Репетиции на сцене; 8. Выступление учащихся на сцене; 9. Рефлексия.
Театральная деятельность на занятиях: - инсценированные песни; - инсценированные стихотворения; - театральные постановки сказок.
Региональные, районные и общешкольные конкурсы и мероприятия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"
В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....
Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...
Использование приёмов театрализации на уроках истории как средство развития творческих способностей учащихся
использование приёмов театрализации на уроках...
Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...
Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...
Мастер - класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»
Мастер - класс «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»...
Статья «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»
Статья «Театрализация, как метод социализации и развития речи детей с ОВЗ при изучении малых фольклорных форм»...