Зачет по литературе 10 кл. "Литература первой половины XIX века"
тест по литературе (10 класс) на тему
Зачет содержит вопросы теории, список авторов и произведений, дифферинцированные вопросы и задания, тематический тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl.__literat.__zachyot_1___liter._i_pol._19_v._shat.doc | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 10 класс
Зачёт №1
Зачёт № 1
Русская литература первой половины ХIХ века.
А.С.Пушкин Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану (IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «…Вновь я посетил…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Медный всадник».
Наизусть: 3 – 4 стихотворения.
М.Ю.Лермонтов «Молитва», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «Отчего», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также три стихотворения по выбору.
Наизусть: 2 – 3 стихотворения.
Н.В.Гоголь «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Портрет» и др.) – одна по выбору.
- Контрольная работа: Тест Литература I половины ХIХ века.
- Творческий практикум Сочинение – миниатюра
Анализ поэтического текста: стихотворение
А.С.Пушкина или М.Ю.Лермонтова
(восприятие, истолкование, оценка).
Рекомендуемая литература
- Русская литература XIX века.10 кл. Учебн. для общеобразоват. учрежден. В 2 ч. Ч.1/ В.И.Коровин и др. /под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2006
- Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум. – М.: Просвещение,2006
- Архангельская А.Н. Стихотворная повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». – М., 1990
- Беленький Б.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990
- Лотман Ю.В. В школе поэтического слова. – М., 1988
- Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. – М., 1979
Литература 10 класс
Зачёт №1
Дифференцированные вопросы и задания *
к зачёту № 1
I
- Россия в начале XIX века (исторические события, общественная мысль, культура). Роль литературы в духовной жизни русского общества. Понятие об историко-литературном процессе.
- Романтизм в русской литературе начала XIX века (возникновение и развитие). Особенности романтизма как литературного направления.
- Зарождение реализма и профессиональной русской критической мысли.
- «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия). Поиски и достижения.
- Пушкинский и гоголевский периоды в развитии русской литературы (сравнительная характеристика).
II
- Какие литературные направления оказали влияние на творчество А.С.Пушкина? В каких произведениях это нашло отражение?
- Основные этапы творчества Пушкина, тематическое и жанровое многообразие его лирики.
- Тема Петра I и его эпохи в творчестве А.С.Пушкина. Своеобразие раскрытия этой темы в поэме «Медный всадник».
- Основные этапы творчества Лермонтова. Можно ли говорить об эволюции творчества поэта? Каково её направление?
- Темы и ведущие мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Какие черты русской жизни 30 –40-х годов отразились в его лирических стихотворениях?
- Образ Петербурга в творчестве Н.В.Гоголя.
- Дайте определение типу «маленький человек». Кто из героев «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя является олицетворением этого типа?
III
- Что является для А.С.Пушкина гражданским, нравственным и философским идеалом (на примере 2 –3 стихотворений)?
- Какова оценка личности и деятельности Петра I в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» ( на примерах из текста поэмы)?
- Лейтмотив лирики Лермонтова. В чём выразилось влияние романтизма на творчество поэта (на примере 2 –3 стихотворений)?
- Обусловлен ли характер лирики Лермонтова особенностями времени (на примере 2 –3 стихотворений)?
- Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в «Петербургских повестях» Гоголя (на примере одной повести)?
* Вопросы предназначены для собеседования: по 1-2 вопроса из каждого раздела – по выбору.
Литература 10 класс
Зачёт №1
Контрольная работа к зачёту № 1
Литература первой половины ХIХ века
Вариант 1
Задание № | Часть 1 | Эталон |
А 1 | Укажите, эпоху, которой принадлежит творчество А.С.Пушкина. 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века | |
А 2 | Какой этап творческого пути А.С.Пушкина соотнесён с периодом 1820 –1824 гг.?
| |
А 3 | В каком варианте ответа указаны стихотворения, принадлежащие А.С. Пушкину? А) «Анчар» В) « Вновь я посетил…» Б) «Мадонна» Г) «Выхожу один я на дорогу…» 1) А, Б 2) Б, В 3) А, Б, В 4) А, В, Г
| |
А 4 | В каком стихотворении Пушкина символически выражена мысль об особой судьбе поэта? 1) «Арион» 3) «Элегия» 2) «Вольность» 4) «Погасло дневное светило» | |
А 5 | Укажите название поэмы Пушкина, в которой дана оценка личности и деятельности Петра I 1) «Пророк» 2) «Медный всадник» 3) «Свободы сеятель пустынный» 4) «Бахчисарайский фонтан» | |
А 6 | Какой творческий метод позволил Пушкину изображать жизненные явления посредством типизации фактов действительности? 1) классицизм 2) сентиментализм 3) романтизм 4) реализм | |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 - В6; С1. | ||
1 Безумных лет угасшее веселье 2 Мне тяжело, как смутное похмелье. 3 Но, как вино – печаль минувших дней 4 В моей душе чем старе, тем сильней. 5 Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе 6 Грядущего волнуемое море. 7 Но не хочу, о други, умирать; 8 Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; 9 И ведаю, мне будут наслажденья 10 Меж горестей, забот и треволненья: 11 Порой опять гармонией упьюсь, 12 Над вымыслом слезами обольюсь, 13 И может быть – на мой закат печальный 14 Блеснёт любовь улыбкою прощальной. А.С.Пушкин | ||
В 1 | Какой художественный приём, основанный на сопоставлении, использован в 1 – 4 строках стихотворения? | |
В 2 | Как называются художественные образные определения «угасшее» (веселье), «печальный» (закат), «прощальной» (улыбкою) и др., несущие экспрессивно-эмоциональную нагрузку в стихотворении А.С.Пушкина? | |
В 3 | Какие строки раскрывают содержание, которое вкладывает поэт в понятие «наслажденья». Запишите номера этих строк. | |
В 4 | Укажите термин, которым в литературоведении называют художественный приём противопоставления, в данном стихотворении выявляющего конфликт в душе лирического героя («веселье» – «печаль», «умирать» – «жить»). | |
В 5 | Какое чувство, упоминаемое в конце стихотворения, озаряло жизнь Пушкина, было той путеводной звездой, которая вела поэта на протяжении всего творческого пути? | |
В 6 | Выпишите из данного стихотворения строку, которая как нельзя лучше выражает суть всего пушкинского творчества. | |
С 1 | Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5-8 предложений, опираясь на конкретный литературный материал.
2. Назовите сходные темы и мотивы в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | |
Часть 2 | ||
А 7 | Укажите место рождения и годы жизни Н.В.Гоголя. 1) Москва . 1809 – 1841 2) Миргородский уезд Полтавской губернии. 1809 – 1852 3) Киев. 1815 – 1860 4) Петербург. 1820 – 1862 | |
А 8 | Н.В.Гоголь вошёл в русскую литературу как писатель - 1) романтик 2) реалист 3) классицист 4) модернист | |
А 9 | Укажите название литературного направления, связанного с критическим отношением к изображаемой действительности, основоположниками которого считаются Н.В.Гоголь и В.Г.Белинский. 1) «новая школа» 2) «школа сатиры» 3) «натуральная школа» 4) «реалистическая школа» | |
А 10 | Герой какой повести Н.В.Гоголя пополнил галерею «маленьких людей» в русской литературе? 1) «Шинель» 2) « Миргород» 3) «Тарас Бульба» 4) «Ночь перед Рождеством» | |
А 11 | Главная мысль, которую хочет донести до читателя Гоголь: «маленький человек» 1) достоин уважения 2) достоин презрения 3) сам виноват в своей «малости» 4) является продуктом бесчеловечного государства | |
А 12 | В каком варианте ответа указаны произведения, в которых предмет художественного изображения – Петербург? А) «Портрет» Б) «Страшная месть» В) «Нос» Г) «Записки сумасшедшего» 1) А, Б, В 2) А, В, Г 3) Б, В, Г 4) А, Б ,Г | |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2. | ||
О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой… Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект… Н.В.Гоголь
| ||
В 7 | Как называется повесть, из которой взят отрывок? | |
В 8 | Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.
| |
В 9 | Сколько произведений входит в названный цикл? | |
В 10 | Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)? | |
В 11 | Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?
| |
В 12 | Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста? | |
С 2 | Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на один из предложенных вопросов.
|
Литература 10 класс Зачёт № 1
Контрольная работа к зачёту №1
Литература первой половины ХIХ века
Вариант 2
Задание № | Часть 1 | Эталон |
А 1 | Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3) вторая половина ХIХ века 4) конец ХIХ – начало ХХ века | |
А 2 | Какое литературное направление оказало влияние на поэтическое творчество М.Ю. Лермонтова? 1) романтизм 2) реализм 3) сентиментализм 4) модернизм | |
А 3 | В каком из названных стихотворений Лермонтова звучит тема изгнанничества? 1) «Дума» 2) «Тучи» 3) «Пророк» 4) «И скучно и грустно…» | |
А 4 | Укажите адресата любовной лирики М.Ю.Лермонтова. 1) А. Керн 3) Е.Сушкова 2) Е.Денисьева 4) А.Панаева | |
А 5 | Определите лейтмотив лирики Лермонтова 1) поэт и поэзия 2) пейзажная лирика 3) тема любви 4) мотив разочарования, одиночества | |
А 6 | Укажите вид книжной лирики, стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. 1) дума 2) ода 3) элегия 4) идиллия | |
Прочитайте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В1 – В5; С1. | ||
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Тёмный дуб склонялся и шумел. М.Ю. Лермонтов
| ||
В 1 | Какой приём использует М.Ю.Лермонтов, размышляя об одиночестве человека и гармонии мира и природы? | |
В 2 | Выпишите слово-образ, которое повторяется дважды в 1 строфе и выражает жизненные искания лирического героя. | |
В 3 | Назовите стилистический приём, которым воспользовался автор в последней строфе стихотворения («всю ночь, весь день, вечно»)? | |
В 4 | Какое синтаксическое средство выразительности неоднократно использовано во второй строфе стихотворения для отражения внутреннего конфликта лирического героя? | |
В 5 | Назовите литературное направление, с которым в литературу пришло понятие «лирический герой». | |
С 1* | Дайте развёрнутый ответ (в объёме 5-10 предложений) на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.
| |
Часть 2 | ||
А 7 | Кто из поэтов-романтиков оказал наибольшее влияние на творчество А.С.Пушкина? Выберите правильный вариант ответа. А) К.Н.Батюшков Б) В.А.Жуковский В) К.Ф.Рылеев Г) П.Шелли
| |
А 8 | А.С.Пушкин неоднократно обращался к образу царя-реформатора. Укажите название произведения (1829г.), в котором Пётр изображён как романтический герой, исключительная историческая личность? 1) «Пророк» 2) «Полтава» 3) «Вновь я посетил» 4) «Свободы сеятель пустынный» | |
А 9 | Определите жанр поэмы «Медный всадник»» А.С.Пушкина. 1) романтическая поэма 2) философская поэма 3) социально-бытовая поэма 4) историческая повесть в стихах | |
А 10 | Каким изображается Петербург в «Медном всаднике»? 1) Петербург – парадный город 2) Петербург – центр науки и культуры 3) Петербург – город «униженных и оскорблённых» 4) Петербург – фон разворачивающихся событий | |
А 11 | Какую оценку даёт автор Петру в поэме «Медный всадник»? 1) великая личность 2) деспот, тиран 3) любимец простого народа 4) двойственная оценка: Пётр – Наполеон и Робеспьер одновременно
| |
А 12 | Чем завершается поэма «Медный всадник» А.С.Пушкина?
| |
Прочитаёте приведённый ниже фрагмент поэтического текста и выполните задания В6 – В12; С2. | ||
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса. А.С.Пушкин | ||
В 6 | Какая часть поэмы А. С.Пушкина «Медный всадник» содержит приведённый отрывок? Ответ запишите цифрой. | |
В 7 | К какому литературному роду относится жанр поэмы? | |
В 8 | Как называется стилистический приём, использованный в словосочетании «Петра творенье»? | |
В 9 | Выпишите из предложенного текста 2-3 примера олицетворения. | |
В 10 | Какая стилистическая фигура речи использована в строках 1-2, 5-6 данного отрывка?
| |
В 11 | Как называется образное определение, используемое в словосочетаниях («прозрачный сумрак», «блеск безлунный, «золотые небеса»)? | |
В 12 | Как называется торжественный, возвышенный стиль, который используется поэтом в приведённом отрывке из поэмы? | |
С 2 | Дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений на один из предложенных вопросов, опираясь на конкретный литературный материал.
|
Литература 10 класс
Класс 10 ___ Зачёт № 1
Ф.И.О. _______________________
_______________________
Контрольная работа к зачёту № 1
Литература I половины ХIХ века
Вариант ___
А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | А 8 | А 9 | А 10 | А 11 | А 12 | |
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
В 1 | ||||||||||||
В 2 | ||||||||||||
В 3 | ||||||||||||
В 4 | ||||||||||||
В 5 | ||||||||||||
В 6 | ||||||||||||
В 7 | ||||||||||||
В 8 | ||||||||||||
В 9 | ||||||||||||
В 10 | ||||||||||||
В 11 | ||||||||||||
В 12 |
Дата сдачи работы «____»________________201__ г.
Баллов А ___ В ___ С ___ Итого ___
Оценка* ____ / ______________ /
Проверил _________________ Л.Г. Шатунова
* «3» – 11- 17 баллов
«4» – 18- 27
«5» – 28- 30
C1, C2 (выполняются на оборотной стороне бланка ответов) – от 0 – до 3-х баллов за каждое задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности русской литературы первой половины 19 века.
Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы: 1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...
План урока по литературе в 9 классе "Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе"
Этот урок разработан для достижения следующих целей:1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М...
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века»...
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПО на тему «Литература первой половины XIX века»
Контрольная работа по литературе для студентов 1 курса СПОна тему «Литература первой половины XIX века»...
Зачётная работа №1 по теме «Литература первой половины 19 века», 10 класс (Литература. 10 кл., 1 ч./ Ю.В.Лебедев. Стр. 8-284)
Зачётная работа "Литература первой половины 19 века" составлена на основе материала учебника Ю.В.Лебедева для 10 класса. Данная работа предназначена прежде всего для обучающихся вечерней школы, можно ...
Контрольная работа по литературе. «Творчество писателей первой половины 20 века». 5класс.
Задания с выбором ответа, с кратким ответом, направленные на выявление знаниия текстов произведений....