План урока по литературе в 9 классе "Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе"
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме
Этот урок разработан для достижения следующих целей:
1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;
2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;
2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность авторов, воплощённые в образах и судьбах их литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок.
Тема: Первая половина XIX века – «золотой век» в русской литературе
Тип урока: повторительно-обобщающий;
Цель: 1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова; определить роль каждого писателя в судьбе Родины; показать отражение литературных тем, образов в музыкальных произведениях; создать в сознании целостный образ каждого автора и всей эпохи;
2)развивать монологическую речь, выразительность чтения художественных произведений, восприятие литературных и музыкальных произведений, навык презентации темы;
2)проследить воплощение авторами идеи свободы личности от общественных законов, патриотизм, нравственность авторов, воплощённые в образах и судьбах их литературных героев, воспитывая на этих примерах положительные качества характера: патриотизм, любовь к Родине, чувство дружбы, уважения и любви к ближнему
Оборудование: 1) мультимедийная аппаратура, интерактивная доска; ЦОР;
Ход урока:
- Введение. Слово учителя:
- Объявление цели урока
- О русской литературе 19 века
«Начало XIX века часто называют «золотым веком» нашей поэзии, но нередко так характеризуют и всю литературу этого столетия. Поток литературы несёт свои плоды в потоке истории, этот век богат поисками новых литературных направлений, многие произведения этого периода нашли своё отражение в музыкальных произведениях композиторов-современников и музыкантов последующих поколений.
Сегодня мы обобщим творчество В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, проследим, что общего в творчестве, как связаны они между собой литературной деятельность и эпохой.
II.В.А. Жуковский (1783-1852) – не только талантливый поэт, но и друг, и помощник молодых литераторов.
1) Сообщение одного из учащихся по плану:
- Семья поэта
- Творческая обстановка в доме
- Первые шаги в литературе
- Друг и помощник молодых поэтов
- Расцвет творчества
- Воспитатель будущего царя, образованнейший человек не отрекается от старых друзей
- Романтизм – уход от неудовлетворявшей действительности
2) Беседа с учащимися:
- Назовите признаки романтизма как литературного направления.
- Какие романтические герои особенно запомнились вам из произведений В.А. Жуковского?
3)Рассказ учителя музыки о произведении по мотивам баллады «Светлана».
.
III.А.С. Грибоедов – блестящий дипломат и талантливый человек.
- Презентация одно из учащихся по творчеству А.С.Грибоедова по плану:
Жизнь А.С.Грибоедова до дипломатической службы
- А.С.Грибоедов – талантливый литератор и блестящий дипломат
- На пути к величайшему творению
- События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
- События перед трагедией: вчера – в крепости, сегодня – полномочный министр
- Бессмертный автор бессмертной комедии
- Рассказ учителя музыки о вальсах Грибоедова:
- Слушание фонограммы вальса;
- Слово учителя литературы:
- Чтение отрывка из книги А.С.Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Два вола, впряжённые в арбу, подымались по крутой дороге. Несколько грузин сопровождали арбу. «Откуда вы?» - спросил я их. «Из Тегерана» «Что везёте?» «Грибоедова»
Это было тело убитого Грибоедова, которое сопровождали в Тифлис.
- На памятнике Грибоедову начертаны слова его жены: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего не пережила тебя моя любовь!»
IV А.С.Пушкин – не только автор гениальных произведений, но и просто человек удивительной жизненной энергии.
.
- Презентация учащегося о творчестве А.С. Пушкина по плану:
- Детство
- Поступление в лицей
- Возвращение в Москву
- Южная ссылка
- Северная ссылка
- Кавказ
- Сватовство
- Женитьба и переезд
- Смерть Пушкина
2) Рассказ учителя музыки: Многообразие музыкальных жанров композиторов разных поколений по мотивам произведений Пушкина
- Романс
- Оперы
- Балет
3) Звучит фонограмма: ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
3)Вывод учителя: Пушкин – связующее звено между Жуковским, Грибоедовым и Гоголем.
V. М. Ю Лермонов. Повторение трагической судьбы своего поэтического кумира.
1) Презентация учащегося по плану:
Детские годы
- Учёба
- Творчество. Начало.
- Творчество. Расцвет.
- Вершина творчества
- Значение творчества
- Беседа с учащимися:
- Какая тема в творчестве М.Ю.Лермонтова была основной? ( Тема одиночества)
- Какие одинокие образы запомнились вам из его стихотворений? (листочек дубовый, сосна, пальма, парус)
3)звучит фонограмма романса «Белеет парус одинокий»
4) Слово учителя музыки о романсе.
VI. Заключение к уроку. Значение творчества В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова для современников.
- Слово учителя: «В произведениях великих писателей каждый из современников может найти для себя понятное, трогательное. У каждого из нас свой Пушкин, Лермонтов… И пока в мире существует любовь, дружба, предательство, несправедливость и такие проблемы общества как взяточничество, бюрократизм и прочее, произведения эти останутся актуальными, понятными, читаемыми. Разве можно счесть несовременным вот эти строки:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок по литературе 19 века в 5 классе "Золотой 19"
Игра "Золотой 19" - итоговый урок по литературе 19 века в форме "Своя игра"...
тест по литературе 2-й половины 19 века для 9 класса
Тест из 10 вопросов открытого и закрытого типа по творчеству А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова...
Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...
План-конспект и презентация к уроку "Русь в IX - первой половине XII века " (6 класс)
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний по теме "Русь в IX - первой половине XII века" в 6 классе проведен в форме деловой игры: создание нового телеканала "Древняя Русь"....
Технологическая карта интегрированного урока истории , литературы и русского языка «Русь и Золотая орда. Политическая, экономическая зависимость и культурное влияние Золотой Орды на Русь» в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Данный интегрированный урок был разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО и проведен в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла в 6 классе МБОУ “Самофаловская СШ&ra...
Поиски русскими писателями 2-ой половины 19 века «мировой гармонии». Уроки русской классической литературы. 10 класс
Презентация обзорного урока в конце года. Выстроена в свете требований ФГОС....
Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".
Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...