Учимся писать и говорить связно
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Гусейнова Наталья Сергеевна

Почему наши дети так плохо говорят? Почему не могыт сотавить элементарный текст по заданной теме? Да, мало читают, но и нет у них перед глазами тех формул, которые помогут составить собственный текст.

 

Представленная рабочая тетрадь по дисциплине «Литература» предназначена для студентов 1-х курсов техникумов, а также для учащихся старших классов.

В современной методике существует множество разнообразных заданий и упражнений, направленных на развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений обучающихся.

В данной тетради внимание уделяется развитию и совершенствованию психофизических механизмов, на базе которых формируются коммуникативно-речевые умения. Задача, которую ставила перед собой составитель этого пособия, - предложить возможные варианты заданий, направленных на совершенствование устной и письменной речи обучающихся.

В пособии предложены задания, направленные на увеличение словарного запаса обучающихся, побуждение их к поиску слов, адекватных замыслу высказывания. Задания связаны и с работой по тексту изучаемого произведения, и с фактами биографии писателя. Формированию способности осознать особенности текста в целом содействуют задания, основой которых является трансформация, дополнение, моделирование текста.

Тетрадь может быть использована при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Задания творческого характера направлены на повышение мотивации обучающихся в создании собственных текстов.

Рабочая тетрадь составлена с учетом тем, изучаемых по дисциплине «Литература», может использоваться как на уроке, так и в процессе выполнения самостоятельной работы.

Характер предложенных заданий может также учитываться преподавателями других дисциплин при работе с текстом учебника, лекции преподавателя, составлении связного ответа на вопрос по дисциплине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_po_literature.doc513.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 1.

 А.С. Пушкин

Задание1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны».

Сколько композиционных частей можно выделить в стихотворении. Напишите, о чём рассказывает каждая из частей стихотворения, пользуясь следующими  речевыми образцами:

1.Стихотворение можно разделить на …………. .

2. Первая часть стихотворения состоит из ….. строф.

3. В первой части стихотворения говорится о ………….

Задание 2.Объясните значение следующих слов:

Дольний______________________________________________________________________

целомудрие___________________________________________________________________

празднословие_________________________________________________________________

любоначалие__________________________________________________________________

Составьте с каждым из них предложение. При затруднениях пользуйтесь толковым словарем.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3. Составьте из предложений связный ответ на вопрос: почему А.С. Пушкин сделал переложение молитвы Ефрема Сирина?

Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всеблагого, убежденность в действенности молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению.

Каждый христианин вносит в молитвенное творчество свою, пусть никому не заметную лепту: покаянную ноту, добрый помысел, оттенок чувства.

Христианская молитва есть выражение живого богообщения.

Потребность «говорить к Богу», открываться Всевышнему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам.

Пушкин через интимно-духовные переживания приходит к нравственным ценностям православия.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.

А.Н.Островский

Задание 1. Объясните смысл слов:

невежество___________________________________________________________________

деспотизм____________________________________________________________________

обличать_____________________________________________________________________

самодур _____________________________________________________________________

ханжа _______________________________________________________________________

Задание 2. Объясните название пьесы «Гроза», пользуясь следующими синтаксическими конструкциями

Название пьесы «Гроза» имеет как прямой,________________________________________

Грозы боятся все герои пьесы, кроме_____________________________________________

Катерина боится грозы, так как_________________________________________________

Грозой кажутся Дикой и Кабаниха, которых______________________________________

Грозой стал поступок Катерины, потому что_______________________________________

Задание 3. Выпишите примеры речевой характеристики различных персонажей драмы «Гроза»

Дикой_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кабаниха________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катерина_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Напишите характеристику одного из представителей «темного царства» с использованием тематического словарика: подавлять стремление к воле; эксплуатировать; держать в страже; унижать, издеваться; требовать безоговорочного послушания; защищать старые «домостроевские» обычаи; суеверие; отсталость; лицемерие; ханжество; страх перед новым; деспотизм; самодурство, основанное на власти денег.

Задание 5. Выпишите цитаты из статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве», которые доказывают убеждение критика в том, что Катерина  - «решительный цельный русский характер».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.С помощью стать Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» раскройте основные черты самодуров  и объясните характер этого общественного явления.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 7. Расскажите о жизни Катерины в доме родителей от лица Катерины.

Задание 8.Расскажите о жизни Катерины в семье Кабановых от лица Варвары.

Тема 3.И.С. Тургенев

Задание 1. Дополните план сочинения на тему «Базаров – демократ-разночинец».

1.Вступление. Общественно-политическая обстановка в России 60-х годов 19 века.

2. Базаров – демократ-разночинец:

     а.__________________________________________________________

     б.__________________________________________________________

     в.___________________________________________________________

     г.___________________________________________________________

3. Тургенев о Базарове.

Задание  2.Пользуясь предложенными материалами, напишите вступление к сочинению на тему «Базаров – демократ-разночинец».

1812 - Отечественная война русского народа с французскими захватчиками.

 1813 - 1815 гг. - заграничные походы русской армии, в результате которых в Россию вернулись люди, узнавшие, что такое свобода и свободный человек. Эти годы историками считаются време нем, породившим движение декабристов.

1825 г. - восстание декабри стов, завершившееся поражением.

1826 г. - казнь пяти декабристов. Пушкин пишет знаменитое «Послание в Сибирь», посвящённое со сланным.

1835 - Европа и Россия после событий 1830 года - революций во Франции и Бельгии, восстания в Польше, бунтов новгородских После 1835 г. - усиле ние политического гнёта: Герцен и Огарёв в новой ссылке, в 1836 г. Чаа даев объявлен сумасшедшим, в 1837 г. Лермонтов пишет «Смерть поэта».

1847 - Некрасов начинает издание «Современника».

1848 - революция во Франции. В России - начало «мрачного се милетия». Тургенев за границей. Запрещено имя Е.Белинского.

1855 - конец «мрачного семилетия». Герцен начинает издание «Полярной звезды», «Колокола». На арене общественной борьбы появля ются революционеры-демократы.

 Бунты новго родских военных поселений, восстания военного гарнизона в Севастополе, «холерных» бунтов в Москве и южных губерниях, гонений на прогрессивную интелли генцию (были сосланы А.Герцен и Н Огарёв, изгнан из Московского университета Лермонтов, в опале - А.Пушкин).

1855 – поражение России в войне с Турцией.

50-60гг. – в России начинают развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозит крепостной строй. По этому вопросу произошел раскол между либералами и демократами.

1859 - Назревание рево люционной ситуа ции в России. Раз межевание обще ственных сил в России. Происходит размежевание обществен ных сил. В N 5 журнала «Современник» появляется программная ста тья Н.Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой автор размышляет о месте человека в истории и общественной жизни страны.

Раскол в обществе. Политическая борьба. Уход с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» своё место. Ожида ние реформ.

Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Таких этапов и таких произведений в истории страны было немного. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвоз вратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было  суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой пере ломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит во круг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.

Итак, история авторского замысла, историческая обста новка в стране говорят о том, что роману было предопределено cыrpaтъ серьёзную роль в жизни общества. Он, конечно, не мог примирить обще ственных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Конкретные социальные ответы на конкретные социальные во просы. Правда, вопросы были одинаковые, а ответы разные.

Двойственный конфликт романа (социальный и философский) очевиден нам сегодня.

По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Этy версию поддерживает и объясняет Н. Чернышевский.

Тургенев опровергал эту точку зрения, приводя свою версию: «Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте,  дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову пер вая мысль «Отцов и детей» .... в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке вопло тилось - на мои глаза - то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3*. Используя речевую характеристику Базарова и предложенный текст, напишите отрывок из дневника Базарова, охватывающий лю бой период из его жизни: в Петербурге, в Марьино, в Никольском, перед смертью.

Образец. 7 ИЮНЯ. Губернский гopoд. Встретил на балу сегодня фигуру.

На остальных баб не похожа. У ней такие плечи, каких я не видывал дав но. Интересно, к какому разряду млекопитающих она относится? Завтра Аркадий везёт меня к ней в гостиницу.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

План рецензии на пятое задание.

  1. Соответствие речевой характеристике героя (тема, лексика, интонация);
  2. соответствие логике характера героя;
  3. соответствие авторскому стилю;
  4. общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожела ния, оценка).

Задание 4.В таблице указаны эпитеты, характеризующие (или могущие оха рактеризовать) героев романа. Выберите характеристики, подходящие каждому герою, укажите галочкой, какого или каких героев они характе ризуют. Положительные свойства отмечайте синим карандашом, отрица тельные - красным. Подсчитайте количество синих и красных отметок в каждой колонке и запишите эти цифры.

Проследите, много ли общего между героями? Какие характеристики их совпадают? Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?

 

В.Базаров

Е.Базаров

Xaрaктepucтики

А.Кирсанов

Н.Кирсанов

П.Кирсанов

Безвольный

Романтичный

Глупый

Самолюбивый

Самовлюблённый

Ранимый

Тонко

чувствующий

Суть людей

Умеющийнайтинастоящеедело

Деятельный

Страдающий

Самоуверенный

Насмешливый

Избалованный

Смелый

Жёлчный

Недалекий

Примитивный

Дvxовно ограниченный

Умеющий глубоко

любить

Умеющий

глубоко

страдать

Отставной человек

Сильный духовно

Вызывающий

неприязнь

Невоспитанный

Циник

Нахал

Распушенный

Слашаво-поиторный

Любящий

красивую

фразу

Болеющий за

русский

народ

Понимающий

жизнь

народа

Остроумный

Суетливый

Тонко чувствующий

Природу, музыку

Несдержанный

Умный

образованный

Поверхностно

образованный  

Имеющий своё мнение

Не

имеющий

своего

мнения

Пошлый

Пустой

Ничтожный

Размазня

Волевой

Эгоистичный

Холодный

Способный

многое

сделать

Мужественный

Равнодушный

Сентиментальный

Принципиальный

Умеющий

подчинять

себя делv

«Лишний человек»

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5*. Проанализируйте диалог Е.Базарова и П.П.Кирсанова из 10 главы, выпишите авторские ремарки, сформулируйте правила ведения диалога.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Запишите ответ на вопрос, пользуясь предложенным материалом. 

Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе?

Полемический роман Тургенева был создан в переломное для стра ны время; вневременное, вечное звучание;   автор затрагивал очень актуальные проблемы современной жизни.

Борьба Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сде лать идеологический и человеческий выбор, встать на ту или иную сто рону; нет и не может быть верного ответа на во прос, кто прав. С болью осознаёт поколение уходящих свою слабость; напрасно так уверено в своих силах молодое поколение; в борьбе «отцов» и «де тей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.

Задание 7. Используя высказывания Тургенева, напишите заключение к сочинению на тему « Базаров – демократ-разночинец».

1. И.Тургенев - К.К. Случевскому. 14 апрели 1862 г.:

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса ...

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бес сердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит ... я виноват и не достиг своей цели ...

Графиня Сальяс неправа, говоря, что лица, подобные Николаю Петровичу и Павлу Петровичу, - наши деды: Николай Петро вич - это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович - Столы пин, Есаков, Россет, тоже наши современники. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.»

2. И.Тургенев - АЛ. Философовой. 18 августа 1874 г.:

 «Базаров - это моё любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моём распоряжении краски, Базаров - этот умница, этот герой - ка рикатура? !?»

3. И.Тургенев - А.Фету. 6 апрели 1862 г.:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»

4. Тургенев рассуждает в редакции «Современника»:

«... в новом поколении мы видим игнорирование авторитетов. Во обще сухость, односторонность, отсутствие всяких эстетиче ских увлечений, - все они точно мертворождённые. Меня стра шит, что они внесут в литературу ту же мертвечину, какая си дит в них самих. У них не было ни детства, ни юности, ни моло дости - это какие-то нравственные уроды ... Им завидно, что их вырастили на постном масле, и вот они с нахальством хотят стереть с лица земли поэзию, изящные искусства, все эстетиче ские наслаждения и водворить свои семинарские грубые принци пы. Это, господа, литературные Робеспьеры ...»

5. И.Тургенев - А.Герцену, 10 апрели 1862 г.:

«Шутка была бы неважная представить его - идеалом; а сделать его волком и всё-таки оправдать его - это было трудно».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Пользуясь материалами, составьте связный текст на тему «Речевая характеристика Евгения Базарова».

Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей.Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой созна тельно подчёркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Уже по том мы узнаем, что дед его с материнской стороны были секунд-майор, служил при Суворове и что мать его - столбовая дворянка. Отец же - простой штаб-лекарь. То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею. В эти моменты они используют профессио нальные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия бо лезней.

Первые слова, им сказанные, - ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногосло вен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Возможно, это связано с тем, что Дед со стороны отца - дьячок, по словам База рова, «землю пахал». Он вырван из привычной сре ды и хорошо понимает, что Кирсановы - баричи, ему не чета.

К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Нико лаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен. Заимствованные слова исполь зует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персо нажами он краток, говорит только о делах. С отцом и матерью - сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последую щее расхождение.

Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, скромного, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, та лантливого, уверенного в себе и своем высоком призвании - служить России.

Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одежонка. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фе нечкой - уважителен, с Одинцовой - разговорчив и очень вежлив, поч ти осторожен.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задние 9. Анализ последнего абзаца романа - описания сельского кладбища.

Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согла ситься с тем, что роман Тургенева - о любви?

Ответьте на следующие вопросы.

1.С чего начинается этот отрывок?

Открывается описание печальной _____________________________________________________________________________

2.Как удаётся автору передать эту картину?

Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как меняется интонация высказывания?

Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ автор постепенно возвышает голос __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие средства использует при этом автор?

Это создаётся и ______________ средствами ____________________________________________и лексическими _____________________________________________________________________________.

5.Почему Тургенев  завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами?

Скорбная картина описания страданий одиноких старичков подробна, эпична и завершается рито рическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от буд ничных, быстротечных, преходящих споров и ссор _________________________________________________________. Он как бы говорит нам: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

И в этом смысле роман Тургенева - о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.

6. Как связаны предложения в тексте? Какие средства связи использует автор, чтобы избежать повторов?

Автор использует __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4.

Ф.М. Достоевский

Задание1. Напишите, пользуясь словами и словосочетаниями, как повлияла на личность и творчество Ф.М. Достоевского казнь на Семеновском плацу.

Он был осужден на «смертную казнь расстрелянием»; холодный декабрьский день; Семеновский плац; «там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги … жить мне оставалось не более минуты…»;  в последнюю минуту сообщили об отмене казни; они вынесли те «ужасные, безмерно страшные минуты ожидания смерти»; «жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла бы быть  веком счастья…».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Выпишите из текста романа «Преступления и наказание» цитаты, характеризующие интерьеры, в которых живут герои, пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни.

Каморка Раскольникова __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комната Сони Мармеладовой__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комната Мармеладовых____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трактиры______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Катерина Ивановна с детьми на улице ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описание улиц Петербурга_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Панорама Петербурга с Николаевского моста_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сцены уличной жизни_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Петербург Достоевского. Продолжите ряд слов, которые ассоциативно возникают у вас в связи со словом «Петербург».

Строгость, торжественность, красивый, Нева, соборы, мерзкий, вонючий

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разделите лист на две части: в одну занесите все слова и ощущения, относящиеся к Петербургу, со знаком (+), в другую со знаком (-): позитивное и негативное. Пользуйтесь текстами Достоевского. При выполнении задания пользуйтесь толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выберите из этих рядов (+) и (-) два слова, добавьте к ним все слова, являющиеся близкими по смыслу

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проведите анализ звуковой стороны слов: найдите другие слова, добавляя или убавляя букву, слог и т.д.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используя все выбранные слова, составьте текст с опорой на ключевое (главное) слово.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Коротко (в 3-4 предложениях) перескажите содержание эпизода «Первый сон Раскольникова.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Напишите о встрече Раскольникова с Соней, когда он признается в убийстве от лица Раскольникова или Сони (по выбору).

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Подберите из текста романа отрывок, соответствующий данной схеме.

Каково состояние лица?

1.Когда это бывает?

2.Как это бывает? В чем это проявляется?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7*.Опираясь на факты биографии писателя и текст романа «Преступление и наказание», раскройте смысл высказывания Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Используйте предложенные материалы.

В молодости Достоевский был увлечен гуманистическими идеями Белинского.

Начиная с 1865 гола писатель неуклонно шел по пути к православию, и это нашло отражение в художественных произведениях. В первой записной книжке к «Преступлению и наказанию» об идее романа сказано так: «Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».

Соня уповает на Бога и ждет избавления. Соню спасет вера, глубокая, искренняя, способная творить чудеса.

Ребенок, образ Христов живет в душе героя, протестуя против жестокости.

В сердце героя происходит мучительная борьба между добром и злом, между светом и тьмою.

Через подробности этого преступления доказать существование Божие – таков смелый план Достоевского.

Идея, поработившая героя, есть орудие дьявола.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5.

Л.Н. Толстой.

Задание 1. Опираясь на знание фактов жизни Л.Н.Толстого, прокомментируйте слова великого человека и писателя: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. И той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

 Используйте тематический словарик: суть предназначения человека; нравственная сила человека; стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу; служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения; никогда не прекращающаяся внутренняя работа.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Пользуясь толковым словарем, объясните значение следующих слов и словосочетаний.

Честолюбие__________________________________________________________________

Тщеславие___________________________________________________________________

Добродетель_________________________________________________________________

Непреходящие ценности_______________________________________________________

Составьте с ними предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.Расположите данные части текста в той последовательности, которая в наибольшей степени способствует раскрытию его темы и замысла. Определите тему, основной смысл текста, логические взаимосвязи.

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности.

По мере продвижении замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под загла вием «1805 год», В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, нако нец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румяниевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников , фамиль ные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечест венной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель призна вался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался мате риалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг»

У романа «Война и мир» сложная творческая история.

«Я затеял месяца 4 назад, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, воз вращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Из письма Толстого А.И. Герцену От 14 (26) марта 1861.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабри сты», от нее осталось всего три главы. С.А. Толстая замечает в своих дневни ках, что сначала Л.Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири де кабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия де кабристов, Александр II), накануне отмены крепостного права. В процессе ра боты писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отече ственная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг., Тол стой решил начать роман с этого времени.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полу вымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность мое го героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интере сом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчи вость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией , не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чув ства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12- м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущ ности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выра зиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года».

Л.Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867

Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

Задание 4. Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение, которое начинает раскрывать единую тему текста (зачин), затем расположите все остальные предложения, стремясь доказать основной тезис (средняя часть).

У данного высказывания нет заключительной части (концовки). Составьте ее, учитывая общее содержание и особенности построения.

Задание 5. Сжато перескажите эпизод «Семья Ростовых. Именины». Пользуйтесь планом:

1.Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

2.Приход молодежи, ее интересы, поведение.

3. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

4.Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

Сделайте вывод о характере взаимоотношений в семье Ростовых.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Постройте из данных предложений текст, повествующий о принципах изображения Толстым положительных героев. Сделайте вывод о том, почему Андрей Болконский и Пьер Безухов являются положительными героями эпопеи.

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь ,1 поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разоча рования переживает неоднократно князь Андрей.

И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные по иски смысла жизни и настоящего места в ней. Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а ха рактер определяется тем, что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером (устар. человек, готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства, Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. . Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)

Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого од ним из принципов создания Толстым положительных героев является изобра жение их во всей душевной сложности и «текучести», в непрерывных поисках

истины.

Это толстовское отношение к жизни и людям, но могут быть настоящие люди и без противоречий. Более цельные натуры, раньше и определенней на шедшие свое место в жизни!

В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» - подчеркнуто остро, темпераментно писал Л. Толстой в одном из писем.

Задание 7. Подберите в тексте романа «Война и мир» цитаты, доказывающие, что Наташа Ростова – героиня с истинно русской душой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Проанализируйте отрывок из романа. Вставьте пропущенные слова (прилагательные, глаголы), соответствующие характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям.

«Давно я ждала тебя»,— как будто сказала эта испу ганная и _______________ девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и незави симо от нее делали свое дело, а лицо ее __________ восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и ___________в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее от делаться от политических и умных разговоров, с кото рыми все обращались к нему, и желая поскорее разо рвать этот досадный ему круг смущения, образовавше гося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот _____________ подвижный, ____________ стан и она ________________ так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести уда рило ему в голову: он почувствовал себя _________ и _______________, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Учимся писать тезисы, конспекты и рефераты.9 класс.

На данном уроке подробно рассматриваются  структура и требования к оформлению реферата....

Пособие по развитию связной речи "Учимся писать и говорить правильно"

В пособии представлена система работы над развитием связной речи учащихся начальных классов, имеющих проблемы в речевом развитии.Пособие содержит развернутые конспекты уроков обучения написанию изложе...

Приложение к пособию "Учимся писать и говорить правильно"

Приложение содержит картинный материал, сюжетные картинки к  урокам....

Что значит писать и говорить на тему (сочинение)

Презентация, урок развития речи, тема широкая и узкая, ассоциации на тему "лето", план сочинения, яркие фотографии...

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...