из опыта работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"
статья по литературе по теме

В данном материале представлен обобщенный опыт работы по теме "Уроки литературы в малокомплектной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Турдейская СОШ»

Из опыта работы по теме:

Уроки литературы в малокомплектной школе.

                                                Учитель: Подколзина О.В.

Турдей  - 2010

Уроки литературы в малокомплектной школе.

  Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Тем более что это хорошо доступно в классах с малой наполняемостью. Работая над темой, ставлю перед собой задачи:

 • Как сделать урок радостным и интересным?                                                                        • Как активизировать деятельность учащихся на уроке?                                                                • Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

       Всякое обучение есть создание условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающимся, личностно-ориентированным. Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий. Свою работу выстраиваю следующим образом:

1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;

2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей. Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос, этому, в наибольшей степени, способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке. Провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и общим предикатом (игровым сюжетом урока). Например: урок-путешествие на незнакомую планету, урок-расследование. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности. Кроме того, проблемные ситуации, на которых неизменно строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнутых самостоятельно.

Планируя уроки литературы, строю их на основе яркой конструктивной детали, творческого приема втягивания при помощи вопроса в урок весь класс.

        Формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков, связано с целым рядом факторов, в частности, с учетом специфики их памяти. Имея представление об особенностях памяти учащихся, я выбираю способы передачи материала. Использую методику «непроизвольного запоминания». Не зазубривая правил с учащимися, сразу приступаю к выполнению упражнений, не отрывая теорию от практики, а объединяя их в единый образовательный процесс. В результате многократного проигрывания правила без заранее условленной цели заучивания происходит их непроизвольное запоминание.

Особое место на уроках занимает лингвистический анализ текста, высказывание на лингвистическую тему, использование текстов художественной литературы. Это развивает способность школьников выражаться на языке предмета, прививает любовь к художественному слову, обеспечивает связь уроков литературы и языка.

Используя эти методы в обучении, реализую личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы. Учебный материал обеспечивает и позволяет выявить содержание субъектного опыта ученика,

включая опыт его предшествующего обучения. Активное стимулирование ученика обеспечивает возможность его самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения занятиями. Учебный материал организовывается мной таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий.

Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов. Обучение литературе в малокомплектной школе носит индивидуальный характер, так как количество обучающихся сводится к группам по 4-10 человек.

Поэтому в своей работе я широко использую различный дидактический материал, творческий подход. Например, при изучении рассказа Л.Н.Толстого «После бала»  я использую приемы рисования.

 Тема: «Особенности композиции рассказа».

В начале урока - подготовленное выразительное чтение фрагмента текста (мальчик за Ивана В. , девочка за Вареньку). А затем учащимся было предложено передать в цвете или в рисунке свои впечатления от прочитанного эпизода. Работа проводится индивидуально, так как количество учащихся это позволяет (их всего четверо). В итоге на магнитной доске появляются следующие рисунки: вальсирующая пара, цветы, фейерверк  и солнышко. Рисунок обязательно сопровождался комментарием с использованием текста рассказа. Ребята объяснили, что таким образом они пытались передать счастье героя и его восторженные чувства к Вареньке.

Следующим этапом урока было выразительное чтение учителем  сцены экзекуции, и учащимся также было предложено передать свои ощущения в цвете. Все учащиеся передали свои ощущения черным и серым цветом. Отсутствие рисунков дети объяснили тем, что им трудно было найти какой-либо образ, соответствующий тому кошмару, который предстал перед глазами героя.

Расположение на доске таких контрастных изображений позволило ученикам самостоятельно сделать вывод об особенностях композиции рассказа. Следующий этап работы был направлен на выявление противопоставления уже внутри самих эпизодов и предполагал самостоятельный анализ фрагментов текста. Ученики заполняли таблицу с

следующими показателями: цвет, звуки и психологическое состояние героя.

Признаки, по которым сопоставляются сцены   из рассказа

Слова и выражения, употребляемые в сцене бала

Слова и выражения, употребляемые в сцене  описания наказания солдата

ЦВЕТ

«Белыми плечами и грудью», «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, …, и в белых атласных башмачках»…

«что-то большое, черное», «много черных людей», «Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное…»

ЗВУКИ

«…и кадрили, и вальсы, и польки», «…мотив мазурки»

«…звуки флейты и барабана», «Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка», «…ту же неприятную, визгливую мелодию»…

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ  ГЕРОЯ

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью… Я любил… испытывал …восторженно-нежное чувство… был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло…»

«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил лаза и поторопился уйти домой»

        После проделанной работы ученикам было предложено самостоятельно конкретизировать тему урока: «Противопоставление (антитеза) – основа композиции рассказа».

        Такая работа активизирует познавательную деятельность учащихся, помогает  изучить программный материал намного проще и интереснее.

        По данной теме самообразования был проведен открытый урок  на тему:  «Образ Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка». Её душевная стойкость, нравственная красота. Смысл названия повести».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по воспитанию у детей коррекционной школы познавательного интереса и любви к своей малой Родине.

Воспи­тание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ученик должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, на­рода; что у каждого человека есть своя Род...

"Из опыта работы по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе"

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся средствами литературы и искусства (из опыта работы внеурочной деятельности «Литература и театр» на английском языке

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению«Литература и театр» адресована учащимся 4-6 классов. Программа составлена в соответствии с требования...

«Работа по ФГОС в сельской малокомплектной школе: проблемы, пути решения».

В настоящее время в России малая сельская школа становится важным социальным фактором и обладает рядом преимуществ перед обычной школой....

Программа работы с одаренными детьми в малокомплектной школе

Программа работы с одаренными детьми «Наше будущее» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждени...