Материал из опыта работы по воспитанию у детей коррекционной школы познавательного интереса и любви к своей малой Родине.
материал (7 класс) по теме

Погодаева Марина Викторовна

Воспи­тание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ученик должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, на­рода; что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал из опыта работы

по воспитанию у детей коррекционной школы познавательного интереса

и любви к своей малой Родине.

Воспитатель ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа №8 VIII вида

г. Ейска МО Ейского района

Погодаева Марина Викторовна

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это-относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что некоторые думают, нужно ли детям, родившимся в XXI столетии возвращаться в «преданье старины глубокой», давно исчезнувшей из жизни взрослого человека?

К сожалению, большинство очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили казаки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало? А что тревожило? Какие соблюдали обычаи и традиции? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Поэтому я посчитала необходимым поставить перед собой задачу: воспитание познавательного интереса и любви к своей малой Родине. Ученик должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста - часть своего рода, народа; что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг.

Именно актуальность данной проблемы продиктовала мне необходимость разработки программы «Без прошлого нет будущего» и направить свои действия на достижение положительных результатов в работе с детьми, сотрудниками и родителями. Кроме того, начиная работать над этой темой я столкнулась с тем, что дети имеют маленький запас знаний: о культуре, творчестве, обрядах, обычаях, об особенностях языка кубанских казаков, быте населения кубанских станиц, предметах обихода (макитра, рубель, скрыня, саманная хата и т.д.).

Цель моей педагогической работы - зажечь искорки любви к родному краю, его истории и культуре.

В течение последних двух лет я провожу исследовательскую работу с детьми  нашей школы по воспитанию любви к родному краю.

Почему я остановилась именно на этой теме?

Во-первых, в последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит своего больного ребенка.

Во-вторых, из современного нравственного воспитания  детей фактически исключены понятия патриотизм, любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине.

В-третьих, любой край, где бы человек не жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Кубань имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. Я стремилась к тому, чтобы мои воспитанники увидели красоту родного края, гордились своей малой родиной.

В течении двух лет веду  поиск наиболее эффективных форм и методов работы, позволяющих познакомить детей с образом жизни, самобытной культурой, уникальной историей, традициями коренных жителей, природой и самой культурой.

В своей работе учитывала психологические особенности школьников , стремлюсь  затронуть их эмоционально-чувственную сферу, а не давать как можно больше информации, даже, на мой взгляд, нужной и занимательной,

Я отдаю предпочтение методам поисково-экспериментальным, проблемным, поэтому информационная часть программы усваивается детьми успешнее.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимания народных обычаев и традиций, я постаралась разработать доступную познавательным возможностям детей систему занятий, игр, упражнений, проектов, в структуру которых легко вписывается региональный компонент.

Следует подчеркнуть, что в процессе моей работы возникали трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими моментами и вызвано это тем, что детям свойственно наглядно-образное мышление.

Для этого я использую разные методы: занятия, посвященные истории города; экскурсии и прогулки по городу и краю; чтение литературных произведений; организация уголка, посвященного родному краю, рассматривание иллюстративного материала (альбомов, открыток и т.д.), фольклор (элементы национальных танцев, попевки, песенки, хороводы), ручной труд (роспись предметов, поделки из природного материала, изготовление элементов костюмов, атрибуты к играм), народные и спортивные игры.

Хочется отметить активную поисково-познавательную деятельность всех педагогов, данную проблему мы обсуждали на педчасах, консультациях: «Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани», «Творчество мастеров Кубани», «Основание портового города Ейска». Предложенные материалы и разработанные конспекты занятий используются воспитателями нашей школы в учебном процессе.

Также большое участие принимали родители в сборе информации о своем крае, в том числе репродукций и фотоматериалов. Организовывали экскурсии в музеи города, художественный салон, где были представлены работы наших земляков: кукольницы - Лукиной Татьяны из Ейска и Коломбет Лидия из ст. Староминской. Знакомились с творчеством Ейских художников - Игоря Николаевича Киргизина, Сергея Нагорного. Была организована в школу выездная выставка по лозопдетению, талант и изготовлению поделок из соломы, представленную учащимися ДШИ ст. Должанской.

Большой эмоциональный отклик у детей получили встречи с коренными жителями нашего города и с современными Кубанскими рукодельниками: Рогозин Эдуард - резчик по дереву, 37 лет; Линникова Д.С, 62 года - вышивка, вязание. В свою очередь, дети с воспитателями, классными руководителями, родителями и учителями трудового обучения организовали ярмарку-выставку народно-прикладного искусства.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, я много внимания уделяю предварительной работе. Помогают мне и родители. Однако многие мамы и папы не всегда могут правильно сформулировать вопрос, рассказы их сложны, перенасыщены специальными терминами, датами, подробностями. Тогда я попробовала дифференцировать задания: папам предлагала рассказать о военной технике; мамам — рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как город готовится к празднику». На выходные дни были задания: сходить в музей, на площадь Революции, узнать о подвигах героев-кубанцев.

Наши успехи и проблемы мы обсуждали на родительских собраниях, которые проводили в форме: интеллектуальной игры «Счастливый случай» и игры -конкурс «Знатоки родного края».

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей.

Результаты работы с детьми по данному направлению, в течении нескольких лет позволяют мне считать, что наши ученики научились более осознанно воспринимать события, факты. Знают, что в нашем крае живут люди разных национальностей, имеют свою речевую культуру, свои обычаи, традиции, искусство. Что наш край богат умельцами и талантливыми людьми.

•   Таким образом, ознакомление с родным краем с помощью разнообразных видов деятельности создает неповторимую среду, которая действует на воображение и формирует индивидуальность детей , определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свой край, город, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к ним.

Моя работа никогда не бывает завершенной... Я все ищу и нахожу новые подходы, новые мысли, идеи, нереализованные замыслы, ибо мир детства неисчерпаем и неиссякаем, как живительный родник любви к Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к своей малой Родине через введение регионального компонента в программу дополнительного образования детей.

Россия – родина для многих. Каждый регион, область имеют свои особенности, традиции, обычаи. Приобщить детей к культуре родного края, воспитывать любовь к своей малой Родине необходимо с детства, в эт...

Воспитание личности через познание своей малой Родины

Воспитание через познание своей малой Родины связывает воедино прошлое, настоящее, будущее. Это необходимо для формирования социокультурных ценностей подрастающего поколения. ...

Теоретический материал из опыта работы. Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционном классе.

Данный  материал  рассказывает об организации учебной деятельности, внеклассной работы, направленной на укреплениездоровья учащихся, имеющих отклонения в развитии....

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к своей малой Родине через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.

В статье рассматривается разработка технологии патриотического воспитания через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству. Представлен детский народный календарь, в котором обозначаются ...

Из опыта работы «Особенности преподавания математики в коррекционной школе VIII вида»

Особенности  усвоения  математических  знаний,  умений  и  навыков  учащимися коррекционной  школы  VIII  вида....

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"

Доклад "Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся через развитие любви к своей малой Родине"...

Буклеты по нравственно-патриотическому воспитанию для родителей Воспитание любви к своей малой Родине

Вопрос воспитания у детей любви к родному городу и краю в детском саду и семье всегда был и остается важным. Ведь только совместными усилиями семьи и детского сада можно достичь определённых результат...