Рабочая программа по литературе в 6 классе
рабочая программа (литература, 6 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 6 классе по программе В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr.po_lit-re_6_kl.docx | 102.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Лежневская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 11
СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
Руководитель РМО
учителей истории Директор школы:
и обществознания: Приказ № от «___» _____2011 г
Протокол №….. от «__» ___ 2011 г
Рабочая программа
по литературе
на ступени основного общего образования
6 класс
Программа составлена :
учителем русского языка и
литературы
Лежневской МСОШ № 11
Семеновой Ольгой Васильевной
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента
государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения : басни И.И. Дмитриева «Муха», И.А.Крылова «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», стихотворения Я.П.Полонского «по горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»,А.К. Толстого «Где гнуться над омутом лозы…», А.А.Блока « Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К.М.Симонова, Д.С.Самойлова, рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»,рассказ В.М.Шукшина «Критики».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: басни И.И. Дмитриева «Муха», И.А.Крылова «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», стихотворения Я.П.Полонского «по горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»,А.К. Толстого «Где гнуться над омутом лозы…», А.А.Блока « Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К.М.Симонова, Д.С.Самойлова, рассказ Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
В рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ(подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый ( за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих ц е л е й:
воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развития эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных
представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и
письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-
литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях
конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного
использования русского литературного языка при создании собственных устных и
письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество;
жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение;
летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры
литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке;
баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их
художественное своеобразие;
-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою,ситуации, жизни;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;
-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
Учебно-тематический план
Курс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю).
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество контроль- ных работ | Количество уроков внеклас- сного чтения | Развитие речи |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 1 | 1 | 1 | |
3 | Древнерусская литература | 1 | |||
4 | Русская литература 18 века | 1 | |||
5 | Русская литература 19 века | 26 | 2 | 3 | 4 |
6 | Русская литература 20 века | 13 | 2 | 3 | |
7 | Зарубежная литература | 3 | 6 | ||
Итого | 46 | 2 | 12 | 8 |
Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования ШЕСТОЙ КЛАСС (68ч)
Количество уроков развития речи - 7 , уроков внеклассного чтения – 14
ВВЕДЕНИЕ
В дорогу зовущие. Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор.
Русский фольклор
Календарно-обрядовые песни. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни,колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики.
Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Древнерусская литература. Русская летопись и
История её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством. Русская летопись.
«Сказание о белгородском киселе»
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка 18 века.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе - баснописце.
Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория.
Александр Сергеевич Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину»
Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник», «Туча». Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога». Пейзажная лирика поэта. Двусложные размеры стиха.
Поэты пушкинской поры. Е.А, Баратынский. Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град порой сольётся…». Родная природа в произведениях Е. Баратынского. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лирического героя.
Роман «Дубровский». История создания романа. Картины жизни русского барства.Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения. Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Бунт крестьян. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. Сюжет и композиция романа «Дубровский» Композиция и сюжет.
Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях.
«Повести Белкина». «Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». «Выстрел». Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника.
Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.
Особенности поэтических интонаций стихотворения.
Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты. Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация.
Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…». Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.
Личность поэта. Чувство одиночества и тоски. «Парус», «Утес».
Трехсложные размеры стиха.
Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Самобытная культура
Украины в повестях Гоголя. Реалистическое и фантастическое в повести. Поэтизация вольности, чистой и светлой любви. Фантастическое и реальное в повести. Юмор в повести.
Иван Сергеевич Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев - автор «Записок охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров.
Народные верования и предания. Авторское отношение к героям. Мастерство И.С.
Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль детали.Смысл названия рассказа.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф. И. Тютчев.
Стихотворения «С поляны коршун поднялся...», «Листья», «Неохотно и несмело...»
Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые
чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе-
нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун
поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
А. А. Фет. А.А.Фет - русский поэт 19 века.Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Вечер».
Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей Своеобразие композиции и языка стихотворения.
Н.А.Некрасова «Железная дорога» Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов.
Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Сказ о тульском косом
левше и о стальной блохе». Изображение русского характера. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» - «шедевр лесковского творчества» (Ю. Нагибин). Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека Народ и власть в сказе о Левше Проблема народа и власти в рассказе.
Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Особенности языка сказа Н. Лескова. Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура.
Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.
Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Юмор. Приёмы изображения комического. Особенности стиля А. П. Чехова.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Александр Грин. Феерия «Алые паруса». «Делать…чудеса своими руками». Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса».
А.П. Платонов. Слово о писателе. Сказка-быль «Неизвестный цветок». История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. Заочная экскурсия в
деревню Дунино на родину писателя. Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика. Тропа Насти. Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Тропа Митраши. Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою. Художественные средства, с помощью
которых автор рассказывает о своих героях. Особенности изображения
М.Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
А. Лиханов. Слово о писателе – земляке. Повесть А. Лиханова «Последние холода».Дети и война.
Стихотворения о Великой Отечественной войне. К. Симонов. Д. Самойлов. Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Сюжет рассказа, его автобиографический характер. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения.
Изображение жизни и быта сибирской деревни в предвоенные годы.. Самобытность героев рассказа, яркость народной речи. Нравственные проблемы рассказа.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского».
Отражение в произведении трудностей послевоенного времени. Герой рассказа и его сверстники. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки.
Писатели улыбаются. «Чудики» Василия Макаровича Шукшина. Рассказы «Срезал»,
«Критики». Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина.
Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Слово о писателе.
Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера.Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия
Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А. Блок и С. Есенин. Слово о поэтах. Поэтизация родной природы и средства создания поэтических образов в стихотворениях А. Блока «О, как безумно за окном…», и «Летний вечер».Чувство любви к родной природе и Родине и способы выражения чувств в стихотворениях
С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша».
А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты.
Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина» лирика.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. «Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке
Геродот. «Легенда об Арионе». Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея»(фрагменты). Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Жизнь мифа в литературе. Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев. Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски-прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека
Мигель Сервантес. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» (фрагменты). «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы.
И.Ф.Шиллер. -великий немецкий поэт и драматург. «Перчатка». Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера
Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
М. Твен. Слово о писателе, памятнике его героям. Роман «Приключения Гекльберри Финна». Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена.
Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе.
Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ века. Сатира и юмор, постановка острых проблем современности в литературных произведениях.
Антуан де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения.
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор ская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено кос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна»
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
(6 класс)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. –
М.: Просвещение, 2008.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал
по литературе: 6класс. – М.: Просвещение, 2008
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.
для учителя– М. Просвещение, 2008.
2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.
5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.
3. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6класс. –
М.: Просвещение, 2006.
4. Турьянская Б.И, Холодкова Л.А.и др. Литература в 6 классе: Урок за Уром.
– М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2000.
5. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 6 класса.
Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса
№ | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | дата | Виды деятельности и формы контроля | Формы работы на уроке | Уровень усвоения | Оборудование | |||||||
1 | Введение. «В дорогу зовущие». Писатели – созидатели, хранители и любители книги. | Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор | 1 | Беседа, слово учителя, работа с книгой демонстра-ция, тестирование | Коллективная. Индивидуальная: подгото-вить сообщение об обрядах разных народов | Знать: литература как особая форма познания действительности; автор и герой в литературном произведении Продуктивный уровень: коммуникативная и рефлексивная компетенции. | ___ | ||||||||
2 | В.ч. Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни,колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора. | 1 | Слово учителя, коммента-рий беседа, самостоя-тельная работа. | Коллективная. Индивидуальная: самостоятельная работа.. | Знать: понятие обрядового фольклора; основные его жанры. Уметь: анали-зировать содер-жание, тематику и поэтику обрядо-вых песен. Продуктивный уровень: комму-никативная ком-петенция. | В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов. Русское народ-ное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983. Фонохрестоматия | ||||||||
3 | Пословицы и поговорки. Загадки. | Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики. Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора: обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров. | 1 | Слово учителя, беседа, работа в тетрадях. | Коллективная. Индивидуальная: придумать загадку, а отгадку нарисовать | Знать: понятие пословицы, пого-ворки, загадки Уметь: отличать пословицу от поговорки, их отличит. признаки Продуктивный уровень: комму-никативная ком-петенция. | Плакаты. | ||||||||
4 | Р.р. Урок – «посиделки». Русский фольклор. | «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | Беседа. Слово учителя | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: методику действия при напи-сании творч. работы Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом. Творческий уровень: коммуникативная и рефлексив. ком-петенции, личност. саморазв | Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся. | ||||||||
5 | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». | Русская летопись и История её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством. Русская летопись. | 1 | Слово учите-ля, работа с учебником и репродукциями, коммен-тиро-ванное чте-ние, беседа | Коллективная. Индивидуальная: подготовить устный комментарий к репродукциям картин художников изображающих Др. Русь; составить словарик трудных слов | Знать: жанры древнегреческой литературы; лето-пись; сказание как летописный жанр, содержание сказа-ния о Белгород-ском киселе» Уметь: характе-ризовать содер-жание и пробле-матику «Повести временных лет», выполнять художественный пересказ текста Продуктивный уровень: культуроведч., коммуникатив. компетенции. | Фонохрестоматия репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор – летописец». | ||||||||
6 | Из русской лите-ратуры XVIII в. Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха». | Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века. | 1 | Слово учите-ля, беседа, выставка книг, иллюс-трции | Коллективная. Групповая: инсценирование басни, создание иллюстрации к басням с цитатами. | Знать: истоки басенного жанра, характерные чер-ты и композицию. Уметь: выделять композиционные элементы. Продуктивный уровень: куль-туроведч., ком-муникат.комп | ФонохрестоматияПортрет писателя М.И. Дмитриева, тексты басен, иллюстрации к ним. | ||||||||
7 | Из русской ли-тературы XIX в. И.А. Крылов. «Листы и корни». «Ларчик». | Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Коллективная. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть. | Знать: специфику жанра басни, понимать аллегорию Уметь: определять мораль. Продуктивный уровень: куль-туроведч., ком-муникат.комп. | Фонохрестоматияпортрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням. | ||||||||
8 | И. А. Крылов «Осел и соловей». | Басня «Осел и Соловей» -комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория. | 1 | Беседа Обучение чтению. | Коллективная. Индивидуальная: составление плана дом. сочинения. | Знать: художественные приемы, исполь-зуемые в баснях. Уметь: составлять план к сочинению и пи-сать работу в соответствии с планом. Творческий уро-вень: комму-никативная и рефлексив. ком-петенции, личност. саморазв | Фонохрестоматияпортрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням. | ||||||||
9 | А.С. Пушкин. Страницы жизни и творчества. Стихотворение «И.И. Пущину | Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания. | 1 | Слово учителя, сообщения учащихся, слайд-материалы; портреты, выставка книг, репродукция И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; фотографии царского села | Коллективная. Индивидуальная: подготовить выразительное чтение наизусть; сочинение миниатюра «Дружба в моей жизни». | Знать: период жизни Пушкина в Царскосельском лицее; жанр послания. Уметь: выступать с подготовленным сообщением на определенную тему. Продуктивный уровень: комму-никативная и культ. компетенции. | Портрет А.С. Пушкина (О.А. Кипренского), репродукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», пор-треты друзей: И.И Пущина, В.К. Кюхельбекера, А.А. Дельвига, фото Царского села и Лицея. Фонохрестоматия | ||||||||
10 | Лирика А.С. Пушкина. Сти-хотворения «Узник» и «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха. | Пейзажная лирика поэта. Двусложные размеры стиха. | 1 | Слово учителя, комментированное чтение, обучение выразительному чтению. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: вольнолюбивый характер стихо-творения. Уметь: выразительно читать стихо-творения. Продуктивный уровень: комму-никативная ком-петенция. | Фонохрестоматия | ||||||||
11 | Р.р. Анализ лирического произведения | Анти-теза, прием контраста; понятие темы и поэтической идеи сти-хотворения; роль композиции в понимании смысла стихотворения. | 1 | Практикум | Групповая. Индивидуальная: творческое сочинение-миниатюра о любимом уголке родной природы. | Знать: двусложные размеры (ямб, хо-рей); понятие об антитезе. Уметь: определять их самостоятельно Продуктивный уровень. | Фонохрестоматия | ||||||||
12 | А.С. Пушкин Цикл «Повести Белкина» («Метель», «Станционный смотритель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка»…) | «Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. | 1 | Слово учителя, беседа по прочитанному дискуссия на тему | Коллективная. Индивидуальная: проиллюстрировать понравившиеся эпизоды повестей. | Знать: содержание текстов, историю создания Уметь: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов Продуктивный уровень: куль-туроведческая компетенция. |
| ||||||||
__ | В.ч. А.С. Пушкин «Повести Белкина» | 1 | Литератур-ная игра | Групповая: викторина Индивидуальная: работа с карточками. | Знать: содер-жание текстов. Уметь: обосновывать свой ответ. Творческий уро-вень: комму-никативная и рефлексив. компетенции | ___ | |||||||||
13 | А.С. Пушкин. Роман «Дуб-ровский» | История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения. | 1 | Слово учителя. Обучение чтению, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов. | Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы. Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция | Иллюстрации к роману «Дуб-ровский», видео-запись отдельных эпизодов из фильма «Дубров-ский», фонохрес-томатия. | ||||||||
14 | Роман «Дубровский» (главы V-VII) | Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Бунт крестьян | 1 | Беседа, сло-во учителя, работа с ил-люстрацией «Пожар в Кистеневке» | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание глав Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция | Иллюстрации к роману. | ||||||||
15 | Роман «Дубровский» (главы VIII-XII) | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. | 1 | Слово учителя, беседа, обучение чтению. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание глав Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция | Иллюстрации к роману. | ||||||||
16 | Роман «Дубровский» (главы XIII-XIX) | Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. Сюжет и композиция романа «Дубровский» Композиция и сюжет. Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. | 1 | Слово учителя, обучение чтению, беседа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание глав Уметь: составлять сложный план характеристики героев худ. произвед. Создавать устное или письменное сочинение-рассуж-дение о героях изу-чаемого произве-дения. | Иллюстрации к роману. | ||||||||
17 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | Слово учителя. | Индивидуальная. | Знать: методику действия при на-писании творч. работы Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом. Творческий уровень: коммуникативная и рефлексив. ком-петенции, личност. саморазв. | Сочинения по русскому языку для учащихся. | |||||||||
18 | Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Тестирова-ние. | Индивидуальная. | Знать: содержание текстов Уметь: отвечать на вопросы и выбирать варианты ответов. | Тесты. | |||||||||
19 | М.Ю. Лермонтов. Лирика. Стихотворение «Тучи». | Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника. Мотивы грусти, одиночества, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения. | 1 | Слово учи-теля, беседа, работа с учебником (статья), составление плана. | Коллективная. Индивидуальная: подго-товить выразительное чтение стихотворения на выбор. | Знать: биографические факты, содержание и тему стихотворения «Тучи»; прием сравнения в компо-зиции произведения. Уметь: выразительно читать стихотворный текст. Продуктивный уровень: комму-никативная и культуроведческая компетенции. | Портрет М.Ю. Лер-монтова, репродук-ции картин Лермон-това. З.Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963) Фонохрестоматия. | ||||||||
20 | Стихотвыоре-ния М.Ю. Лер-монтова «Три пальмы», «Листок», «Утес», «На севере диком», «Когда волнуется желтеющая нива…». | Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты. Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Аллитерация. Поэтическая интонация. Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…». Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества. | 1 | Слово учи-теля, ком-ментирован-ное чтение, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: подго-товить иллюстрации к текстам. | Знать: понятия «антитеза», «метафора»; мотивы лирики поэта.. Уметь: выразительно читать поэтический текст. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | Портрет М.Ю. Лермонтова, Фонохрестоматия. | ||||||||
21 | Анализ лирического произведения | Трехсложные размеры стиха. | 1 | Практикум | Групповая. Индивидуальная: творческое сочинение-миниатюра «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова» | Знать: двусложные разеры (ямб, хорей); понятие об антитезе. Уметь: определять их самостоятельно Продуктивный уровень. | Фонохрестоматия. | ||||||||
22 | Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Самобытная культура Украины в повестях Гоголя. | 1 | Слово учителя. Обучение чтению, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов. | Знать: содержание глав Уметь: составлять план событий | Портрет Н.В. Гоголя | ||||||||
23 | Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Поэтизация вольности, чистой и светлой любви. | 1 | Беседа, сло-во учителя, работа с ил-люстрациями | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание глав Уметь: составлять сложный план характеристики героев худ. произвед. Создавать устное или письменное сочинение-рассуж-дение о героях изу-чаемого произве-дения. | Иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством» | ||||||||
24 | Николай Васильевич Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | Фантастическое и реальное в повести. Юмор в повести. | 1 | Слово учителя, обучение чтению, беседа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание глав Уметь: Создавать устное или письменное сочинение-рассуж-дение о героях изу-чаемого произве-дения. | Видеофильм «Ночь перед Рождеством» | ||||||||
25 | В.ч. Н. В. Гоголь. «Страшная месть» или «Старосвет-ские помещики». | Познакомить учащихся с жизнью и творчест-вом Н.В. Гоголя; рассказать об истории создания произведений. | 1 | Слово учителя, беседа. | Групповая. Индивидуальная | Знать: содержание произведений Уметь: пересказывать содержание текстов. Продуктивный уровень. | ___ | ||||||||
26 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Иван Сергеевич Тургенев - автор «Записок охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг». Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа. | 1 | Рассказ учителя. Анализ произведе-ния. Обуче-ние чтению. | Групповая. Индивидуальная | Знать: некоторые факты из жизни пистеля. Уметь: выразительно читать худ. текст. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | Портрет писа-теля., фотографии с видами усадьбы Спасское-Луто-виново; фоно-хрестоматия. | ||||||||
27 | Рассказ «Бежин луг». Характеристика мальчиков. | Мир крестьянских детей. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям | 1 | Слово учителя, беседа, составление сложного плана. | Коллективная. Групповая: составить план характеристики каждого героя. | Знать: содержание текста. Уметь: составлять сложный план. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция | Иллюстрации к рассказу «Бежин луг». | ||||||||
28 | Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья» | Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, беседа., анализ стихотворения. | Коллективная. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору) | Знать: содержание текста. Уметь: выразительно читать поэтический текст. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | Портрет поэта, репродукция кар-тин-пейзажей русских худож-ников. | |||||||
29 | А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» | Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ учителя, обучение чтению. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание текста. Уметь: выразительно читать поэтический текст. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | Фонохрестоматия, портрет поэта, картины русских пейзажистов. | |||||||
30 | Р.р. Пейзажная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Дом. соч. | 1 | Урок развития речи. | Слово учителя, беседа | Групповая. Индивидуальная: самостоятельно проанализировать одно стихотворение по выбору.. | Знать: поэтов Уметь: анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | Сочинения по русскому языку для учащихся. Лингвистичес-кий анализ текс-та. Музыкаль-ные фрагменты из «Времен года» П.И. Чайков-ского. Портреты потов, выставка их книг. | ||||||||
31 | Н.А. Некрасов – поэт и граж-данин. Стихо-творение «Же-лезная дорога» | Краткий рассказ о поэте. Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, комментиро-ванное чтение, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: выписать в тетрадь «трудные слова», дать им толкование. | Знать: факты жизни и творчества Некра-сова; содержание стихотворения; обли-чительный пафос стихотворения. Уметь: определять тематику призве-дения; особенности языка и стиля. Продуктивный уровень: комму-никативная и куль-туроведческая компетенции. | Портрет Некрасова, фото. дома-музея в Карабихе, фоно-хрестоматия. | |||||||
32 | Н.А. Некрасов. Работа над сти-хотворением «Железная дорога». | Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Комментиро-ванное чтение, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: найти ИВС | Знать: художественные особенности стихотворения. Уметь: характеризовать стилистические средства. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | фонохрестоматия | |||||||
33 | Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Трехсложные размеры стиха | Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова | 1 | Урок внеклассного чтение. | Слово уителя, беседа, анализ поэмы. | Коллективная. Индивидуальная | Знать: художественные особенности стихотворения. Уметь: составлять план Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | ___ | |||||||
34 | Контрольная работа по твор-честву Н.В.ГоголяМ.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.Ф.Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Контроль-ная работа, тестирова-ние. | Индивидуальная. | Знать: сведения об авторах и содер-жание их текстов. Уметь: отвечать на вопросы и выби-рать варианты ответов. | Проверить остаточные знания по творчеству писателей и поэтов. | ||||||||
35 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша» | Изображение русского характера. Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека. Народ и власть в сказе о Левше Проблема народа и власти в рассказе. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая. | Слово учителя, комментированное чтение. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: сказ, осо-бенности сказа, идейный смысл произведения. Уметь: характери-зовать идейное со-держание произве-дения; выполнять худ. пересказ эпизодов. Продуктивный уро-вень: коммуника-тивная, культуро-ведческая, рефлексив-ная компетенции. | Фонохрестоматия. Портрет, иллюстрации. | |||||||
36 | Н.С. Лесков. Сказ «Левша» | Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Особенности языка сказа Н. Лескова. Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая. | Слово учителя, комментированное чтение. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: текст произведения. Уметь: анализировать произведение, находить языковые средства выразительности. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | ||||||||
37 | Р.р. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Дом.соч. «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная доро-га» и сказе Н.С. Лескова «Левша» | Повесть Н.С. Лескова «Левша» и стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». | 1 | Урок развития речи. | Слово учителя, беседа | Индивидуальная | Знать: тексты произведений. Уметь: анализировать произведение, находить языковые средства выразительности. Продуктивный уровень: комму-никативная компетенция. | Сочинения по русскому языку для учащихся. Лингвистич. анализ текста. | |||||||
38 | Вн. Чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | История создания рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Отношение автора к герою. Жанр анекдота. Понятие о парадоксе. | 1 | Слово учителя, беседа | Коллективная. | Знать: текст произведения. Уметь: анализировать произведение, | |||||||||
39 | Писатели улыбаются. А.П. Чехов. Анализ рассказа «Толтый и тонкий». | Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». Юмор. Приёмы изображения комического. Особенности стиля А. П. Чехова. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Практикум. Слово учи-теля, ком-ментирован-ное чтение, анализ текс-та. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористичес-кого рассказа. Уметь: анализиро-вать содержание. Продуктивный уровень: комму-никативная и культуроведческая компетенция. | Портрет писателя. Фонохрестоматия. Иллюстрации. | |||||||
40 | В.ч. Рассказы А.П. Чехова («Хи-рургия», «Ка-нитель», «На-лим», «Злоу-мышленник», «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | Юмор. Приёмы изображения комического. Особенности стиля А. П. Чехова. | 1 | Внеклассное чтение | Слово учителя, беседа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: тексты рассказов. Уметь: анализиро-вать их содержание. Продуктивный уровень: комму-никативная и культуроведческая компетенция. | Портрет писателя. Фонохрестоматия. Иллюстрации. | |||||||
41 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX. Лирика Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого. | Родная природа в произведениях русских поэтов. Выражение в них чувств, мыслей, мироощущения и настроения лирического героя | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, комментиро-ванное чте-ние. | Коллективная. Индивидуальная: выразитель-ное чтение наизусть стиха. | Знать: поэтов 19-20 веков. Уметь: анализиро-вать лирическое произведение, нахо-дить языковые сред-ства выразитель-ности. Продуктивный уровень: культуроведческая компетенция. | Фонохрестоматия. | |||||||
42 | Из литературы ХХ века В.ч. А.С. Грин «Алые паруса» | Александр Грин. Феерия «Алые паруса». «Делать…чудеса своими руками». Душевная чистота главных героев книги А. С. Грина «Алые паруса». | 1 | Внеклассное чтение Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: вырази-тельное чтение эпизодов. | Знать: факты биографии Грина, определение феерии, содержание повести. Уметь: анализиро-вать эпическое произведение, нахо-дить языковые сред-ства выразитель-ности. Продуктивный уровень: культуроведческая компетенция | Фонохрестоматия, фрагменты видеофильма. | |||||||
43 | А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | Сказка-быль «Неизвестный цветок». История создания сказки-были «Неизвестный цветок». Авторское отношение к героям. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учите-ля, беседа, работа с ил-люстрацией. | Коллективная. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть стиха | Знать: факты биографии Платонова; содержание рассказа. Уметь: анализировать эпизоды. Продуктивный уровень: культуроведческая компетенция. | Портрет писателя. | |||||||
44 | М.М. Пришвин «Кладовая солнца» | Краткий рассказ о писателе.Философская притча «Кладовая солнца». Две загадки Антипыча: «что есть правда, какая она, где живет, как ее найти» и совет «ходить голенькими и разутыми». Образ мудрого правдоискателя-рассказчика. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ учителя, комментиро-ванное чте-ние.обуче-ние чтению. | Коллективная. Индивидуальная: создание иллюстрации. | Знать: биографии-ческие сведения о Пришвине; жанр «сказка-быль». Уметь: давать харак-теристику герою. Продуктивный уровень: комму-никативная компе-тенция. | Портрет писателя. Иллюстрации. М.Ф. Пахомова. М.М. Пришвин. | |||||||
45 | М.М. Пришвин «Кладовая солнца» | Тропа Насти.Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим.Тропа Митраши. Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, беседа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание произведения. Уметь: давать сравнительную харак-теристику героев. Продуктивный уровень: комму-никативная компе-тенция. | Портрет писателя. Иллюстрации. М.Ф. Пахомова. М.М. Пришвин. | |||||||
46 | Р.р. Анализ содержания сказки-были «Кладовая солнца» | Особенности изображения М.Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Беседа. Практикум. Беседа по прочитан-ному. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: основная мысль произве-дения; философский смысл названия. Уметь: проводить сопоставительный аннализ героев, эпи-зодов; выражать свое отношение к прочитанному. Продуктивный уровень: комму-никативная и реф-лексивная компе-тенция. | Портрет писателя. Иллюстрации. И. Мотяшов. Михаил Приш-вин. (Детская литература, 1966, №11). | |||||||
47 | Р.р. Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1 | Урок контроля | Слово учителя. | Индивидуальная. | Знать: содержание текста. Уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое отношение к прочитанному. Продуктивный уровень: комму-никативная и реф-лексивная компе-тенция. Личност-ное саморазвитие. | Сочинения по русскому языку и литературе для уч-ся 5-8 кл. | ||||||||
48 | Произведения о ВОВ. Великая Оте-чественная война в стихо-творениях русских поэтов. | Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, беседа по содержанию, чтение с комментариями учителя. | Коллективная. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть стихотворения на выбор. | Знать: факты биографии Симонова, Самойлова, Орлова. Уметь: выразительно читать стихотворные тексты; осмыслять те-матику, нравственные аспекты произведе-ний. | Аудиозаписи песен Высоцкого «Он не вернулся из боя» А.В. Александрова «Священная война». Фоно-хрестоматия. | |||||||
49 | В.ч. А.А. Лиханов «Последние холода» . | Дети и война. | 1 | Внеклассное чтение Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, беседа. | Коллективная. Индивидуальная: вырази-тельное чтение эпизодов. | Знать: факты биографии Лиха-нова, содержание повести. Уметь: анализиро-вать эпическое произведение, нахо-дить языковые сред-ства выразитель-ности. Продуктивный уровень: культуроведческая компетенция | Тексты. | |||||||
50 | В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» | Сюжет рассказа, его автобиографический характер. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Коллективная. Индивидуальная: создание иллюстраций. | Знать: факты биографии писателя; признаки рассказа как жанра. Уметь: проводить анализ отдельных эпизодов. Продуктивный уровень: комму-никативная и куль-туроведческая ком-петенция. | ||||||||
51 | «Весело и ин-тересно прове-денный день» (нравственные проблемы рас-сказа Астафь-ева «Конь с ро-зовой гривой»). | Нравственные проблемы (честность, долг, доброта); ввести понятие «детали»; определить художественную роль пейзажа в рассказе. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Комментированное и выразительное чтение, беседа по прочитан-ному. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: понятие художественной детали Уметь: выражать свое отношение к прочитанному, по-стичь нравственные проблемы, затро-нутые в произведе-нии. Продуктивный уровень: комму-никативная, куль-туроведческая ком-петенция. Личност-ное саморазвитие. | ||||||||
52 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | Отражение в произведении трудностей послевоенного времени. Герой рассказа и его сверстники. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Беседа-раз-мышление по прочитан-ному. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: факты биогра-фии писателя; при-емы характеристики героя; понятия «по-священие», «преди-словие»; прием анти-тезы, композицию рассказа. Уметь: охарактери-зовать героя рассказа; составлять устный портрет литератур-ного героя. Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | Фонохрестоматия. | |||||||
53 | В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Беседа по прочитан-ному. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: смысл названия рассказа. Уметь: составлять устный портрет литературного героя. Продукт. уровень: коммуникат. компе-тенция. | Фонохрестоматия. | |||||||
54 | Р.р. Контрольное сочинение по творчеству В.П. Астафьева и В.Г. Распутина «Нравственный выбор моего ровесника» | 1 | Поисковая | Слово учителя | Индивидуальная. | Знать: содержание текстов; понятие нравственного выбора. Уметь: писать творческую работу по произведению, выражать свое от-ношение к прочи-танному. Продуктивный уровень: комму-никативная и реф-лексивная компе-тенция. Личност-ное саморазвитие. | Сочинения по русскому языку и литературе для уч-ся 5-8 кл. | ||||||||
55 | В.М. Шукшин. Рассказ «Срезал» | Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, беседа, обсуждение прочитанного рассказа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа. Уметь: анализировать рассказ, находить смешное и грустное а рассказе. Продукт. уровень: коммуникат. компе-тенция. | Портрет писателя, фонохрестоматия. | |||||||
56 | Ф.А. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». | Нравственные вопросы в рассказе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, беседа по содержанию. | Коллективная. Индивидуальная: подготовить викторину по рассказу. | Знать: факты биографии писателя, содержание рассказа. Уметь: постичь нрав-ственные проблемы, затронутые в произ-ведении. Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | ||||||||
57 | Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А. Блок. Стихотворе-ния. | Поэтизация родной природы и средства создания поэтических образов в стихотворениях А. Блока «О, как безумно за окном…», и «Летний вечер». | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр презентации и репродук-ций. | Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть. | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Блока; тему лирики поэта; понятие «аллитерации». Уметь: выразительно читать стихотворный текст (в том числе и наизусть). Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | Фонохрестоматия, презентация, репродукции картин; портрет поэта. | |||||||
58 | Лирика С.А. Есенина. Тема природы в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». | Чувство любви к родной природе и Родине и способы выражения чувств в стихотворениях С. Есенина «Мелколесье. Степь и дали…» и «Пороша». | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, чтение с комментариями учителя, просмотр презентации и репродук-ций. | Коллективная. Индивидуальная: подготовить сообщение о поэте; чтение наизусть. | Знать: сведения о жизни и творчестве С . Есенина; тему лирики поэта; понятие «аллитерации». Уметь: выразительно читать стихотворный текст (в том числе и наизусть). Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | Фонохрестоматия, презентация, репродукции картин; портрет поэта. | |||||||
59 | А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни та-кие…» Н.М. Рубцов «Звезда полей» | А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие...». Постижение красоты. Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина» лирика. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учи-теля, беседа, комментированное чтение стихотворения. | Коллективная. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения. | Знать: сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и Н. Рубцова; понятия «псевдоним» и «ассоциация». Уметь: видеть роль худ. детали в тексте произведения. Продукт. уровень: коммуникат. компе-тенция. | Портрет писателя, фонохрестоматия. | |||||||
60 | Из зарубежной литературы. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. | Мифы Древней Греции - древнейшие произведения народного творчества, колыбель европейской культуры и литературы. «Подвиги Геракла». «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Боги и герои древнегреческой мифологии. Отражение в древнегреческих мифах представлений об идеальном человеке | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учи-теля, беседа, комментированное чтение учителем. | Коллективная. Индивидуальная: разгадывание ребусов. | Знать: понятие «миф», «герой» в древнегреческой мифологии, содер-жания мифов. Уметь: анализировать текст. Продукт. уровень: коммуникат. компе-тенция. | Иллюстрации мифов, образы богов, рисунки со скульптурами героев. Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции (М.: Олимп, 1999) | |||||||
61 | Геродот «Легенда об Арионе» | Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Рассказ учителя, чтение, беседа по прочитано-му, коммен-тарий учи-теля. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: сведения о жизни Геродота; понятие «легенда», различие и общее между легендой и миф. Уметь: различать миф от легенды. Продукт. уровень: коммуникат. компе-тенция. | Фонохрестоматия. | |||||||
62 | В.ч. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» | Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Жизнь мифа в литературе. Изображение героев и героических подвигов. Великие испытания, выпавшие на долю героев.Противоречивые образы Одиссея и Ахилла: высокое и низкое, возвышенно-поэтическое и житейски- прозаическое. Мысль Гомера о многообразии и богатстве дарований человека | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учи-теля, беседа, комментированное чте-ние стихо-творения. | Коллективная. Индивидуальная: составить план текста эпизода «Одиссей у циклопов»; подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы. | Знать: эпос как род литературы; содер-жание фрагмента произведения, поня-тия «гипербола», «постоянный эпи-тет». Уметь: давать характеристику герою, анализиро-вать его поступки. Продукт. уровень: коммуникат. и реф. компетенция. | ||||||||
63 | В.ч. М. де Серван-тес Сааведра. Роман «Дон Кихот» | «Дон Кихот» - пародия на рыцарский роман. Герой, живущий в воображаемом мире. Образ Санчо Пансы. | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учи-теля, беседа. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание романа. Уметь: владетьвидами пересказа (сжатого, подробного и др.) Продукт. уровень: коммуникат. компе-тенция. | Видеофильм. | |||||||
64 | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка» | И.Ф.Шиллер. -великий немецкий поэт и драматург. «Перчатка». Жанр баллады. Повествование о феодальных нравах. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий достоинство и честь. Проблема благородства, достоинства и чести в балладе Шиллера | 1 | Объясни-тельно-иллюстра-тивная | Слово учителя, комменти-рованное чтение, беседа по прочитано-му. | Коллективная. | Знать: содержание баллады, жанр баллады, владеть навыками анализа текста. Уметь: различать миф от легенды. Продукт. уровень: коммуникат. и реф. компетенция. | Фонохрестоматия. | |||||||
65 | В.ч. П. Мериме. Но-велла «Маттео Фальконе». Своеобразие главного героя. | Проспер Мериме -французский писатель-реалист, мастер новеллы и разносторонняя личность. «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. | 1 | Урок внеклассно-го чтения. | Слово учителя, комменти-рованное чтение, беседа по прочитано-му. | Групповая: подготовить рассказ о писателе. Коллективная. Индивидуальная: подготовить литературоведческую справку о жанре «новелла». | Знать: содержание произведения. Владеть навыками анализа текста. Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | ||||||||
66 67 | В.ч. Марк Твен «Приключения Гекельберри Финна» | Стремление к независимости -отличительное качество маленьких героев М.Твена. Приемы создания детских характеров. Юмористическое и комическое в романе. Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе ХХ века. Сатира и юмор, постановка острых проблем современности в литературных произведениях. | 2 | Урок внеклассно-го чтения. | Слово учителя, беседа по прочитано-му. | Коллективная. Индивидуальная: нарисовать иллюстрации любимых героев. | Знать: содержание произведения. Уметь: составлять словесный портрет героев (словесное рисование). Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | Фонохрестоматия. Фрагменты из фильма. | |||||||
68 | В.ч. А. де Сент-Экзюпери. Сказ-ка «Маленький принц» | Удивительная жизнь удивительного писателя. Сказка «Маленький принц» - философская сказка и мудрая притча. Основные темы и мотивы сказки. Большой мир маленького принца | 1 | Урок внеклассно-го чтения. | Слово учителя, комменти-рованное чтение, беседа по прочитано-му. | Коллективная. Индивидуальная. | Знать: содержание произведения. Владеть навыками анализа текста. Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | ||||||||
69 | Итоговое тестирование по литературе за курс 6 класса. Р.р. Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» | - Мои любимые литературные герои и их нравственные качества. - Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе. | 1 | Поисковая | Слово учителя, тестирова-ние | Индивидуальная. | Знать: содержание произведений, биографические сведения писателей и поэтов, опреде-ления понятий. Уметь: решать тесты. Продукт. уровень: коммуникат. и реф. компетенция. | Раздаточный материал. | |||||||
70 | Итоговый урок. Урок – праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» Рекомендация книг для летнего чтения. | 1 | Поисковая | Портреты писателей чье творчес-тво изуча-лось в этом учебном го-ду, беседа по прочитан-ным произ-ведениям, задания дифференцированного типа. | Коллективная. Групповая. Индивидуальная. | Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса. Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. Продукт. уровень: коммуникат. компетенция. | Олимпиадные задания по литературе. 6 кл. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...