Рабочая программа по литературе в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе В.Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit-re_5_kl..docx | 85.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Лежневская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 11
СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
Руководитель РМО
учителей истории Директор школы:
и обществознания: Приказ № от «___» _____2011 г
Протокол №….. от «__» ___ 2011 г
Рабочая программа
по литературе
на ступени основного общего образования
5 класс
Программа составлена :
учителем русского языка и
литературы
Лежневской МСОШ № 11
Семеновой Ольгой Васильевной
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.:Просвещение, 2009, С.11-19).
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту(его федеральному компоненту), кроме этого, в нее включены для изучения дополнительные произведения : В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый», « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», А.Погорельский « Черная курица, или Подземные жители»,П.П.Бажов «Медной горы хозяйка», С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения : В.А. Жуковский «Спящая царевна», А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», С.Я.Маршак « Двенадцать месяцев».
В рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ(подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый ( за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование
гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развития эмоционального восприятия художественного текста,
образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской
культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и
содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений
с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация;
фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма,строфа);
-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление,например, при обращении к иллюстрации, конкретному произведению;
-выявлять основную нравственную проблематику произведения;
-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
-воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах проявление авторского отношения к изображаемому;
-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
-пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);
-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
-подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
-словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
-аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
-видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;
-написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
-сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;
-создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению
Учебно-тематический план
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
№ п/п | Название раздела | Коли- чество часов | Количество контроль- ных работ | Количество уроков внеклас- сного чтения | Развитие речи |
1 | Введение | 1 | |||
2 | Устное народное творчество | 5 | 1 | 1 | |
3 | Древнерусская литература | 1 | |||
4 | Русская литература 18 века | 1 | |||
5 | Русская литература 19 века | 21 | 2 | 4 | 3 |
6 | Русская литература 20 века | 14 | 1 | 1 | 4 |
7 | Зарубежная литература | 7 | 1 | ||
Итого | 50 | 5 | 6 | 7 |
Содержание каждой темы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования
ПЯТЫЙ КЛАСС (68 ч)
Количество аудиторных сочинений - 3, домашних сочинений –1,
внеклассных чтений – 12
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.)
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)
Русский фольклор. Малые жанры. Коллективность творческого процесса в фольклоре.
Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле.
Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора.
Сказка как особый жанр фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок:
волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители.Собиратели сказок. Народная мудрость сказок
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. Художественный мир сказки
«Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой
«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора –народа.
Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости в сказках в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Бытовая сказка «Солдатская шинель» Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч.)
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Возникновение
древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (1 ч.)
М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» -научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30ч.)
Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские
баснописцы 18 века). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка
Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк и Ягненок». Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягненок». Образы животных и их роль в басне.
Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Аллегория как основа художественного мира басни. Способы выражения морали. Басни «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях Крылова. Басня «Волк на псарне». Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке
Василий Андреевич Жуковский. В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая
царевна». История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в
произведении В. А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как
авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. «Кубок». Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно- психологические проблемы баллады.
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скашиваемые любовью няни. Ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты
пушкинского произведения. Русская литературная сказка. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Стихотворная и прозаическая речь. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-
условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет.
В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости М. Ю. Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. МастерствоЛермонтова в создании батальных сцен.
Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет повести «Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной жизни в повести Н. В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы.
Понятие о фантастике
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет. «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История созданиия рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа.
Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение.
Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.
Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к герою. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении
«Весенний дождь». Воплощение красоты жизни
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа.
Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием
контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Пейзаж глазами героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе.
Фёдор Иванович Тютчев. Ф. И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте.
Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды»,
«Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха.
Лирика Е.А. Баратынского, Н.М Языкова, А. В. Кольцова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое
воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе.
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».
События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе».
Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»: Вася и его отец. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. Две семьи. Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень- символический образ мира, беспощадного к людям. Особенности портрета и пейзажа в повести. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Образ серого сонного города и его роль в создании настроения повести. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Понятие о композиции литературного
произведения
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». Образ родного дома в стихах Есенина. Своеобразие языка есенинской лирики.
П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Реальность и фантастика в сказе. Понятие о сказе. Своеобразие языка, интонации сказа.
Константин Георгиевич Паустовский. Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».
Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы».
Самуил Яковлевич Маршак. Слово о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Своеобразие пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».
Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Юмор в сказке.
Андрей Платонович Платонов. Слово о писателе. Тема рассказа «Никита». Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика.
Виктор Петрович Астафьев - русский писатель, «сопричастный всему великому и живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Черты характера героя рассказа «Васюткино озеро» и его поведение в лесу. Становление характера героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. Образность и выразительность описания природы. Понятие об автобиографическом произведении.
Русские поэты 20 века о Родине и родной природе. Выражение поэтического
восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения.
Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы. А. Прокофьев. «Аленушка».
Д. Кедрин. «Аленушка». Н. Рубцов. «Родная деревня» Конкретные пейзажные
зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник»,
«Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…».
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя баллады
«Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие
представлений о жанре).
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о сказочнике, его сказочном мире. Сказка «Снежная королева». Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда.
Два мира сказки «Снежная королева». Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство.
Ж. Санд. Краткий рассказ о писателе. «О чем говорят цветы». Спор героев о
прекрасном. Речевая характеристика персонажей
Даниель Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Время и место
действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена.
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».
Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру жат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе (5 класс)
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В2ч. – М.:
Просвещение, 2009.
2. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим …: Дидактический материал по
литературе: 5 класс. – М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для
учителя. – М. Просвещение, 1996.
2. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. – М.: ВАКО, 2002.
3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9
классы. – М.: Дрофа, 2007.
4. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 кл.: Методическое
пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература. 5 кл.» / О.А.
Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.
5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по
литературе. 5 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.
6. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 5 класс. –М.:
Просвещение, 2006.
7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: 5 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др.
«Литература. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен»
8. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 5 класса.
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Содержание урока | Тип урока | Методические приёмы | Теория литературы, словарная работа | Планируемый результат и уровень освоения | Домашнее задание (примерное) | ||
Введение (1 час) | |||||||||||
1 | 1 | Роль книги в жизни человека. | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга художественная и учебная. Структурные элементы учебной книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор,наборщик и др.) | Комбинированный урок | Беседа, тестирование, чтение статьи | Искусство, литературоведение, жанры | Знать: образную природу словесно го искусства. | ||||
Устное народное творчество (7 часов). | |||||||||||
2 | 1 | Малые жанры фольклора. | Русский фольклор. Малые жанры. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представление о добре и зле. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора. | Комбинированный урок | Рассказ учителя, беседа, чтение статьи. | Фольклор, жанры фольклора | Знать: изученное теоретико- литературное понятие Уметь: приводить примеры, объяснять значение пословиц и поговорок | ||||
3-4 | 2 | Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет и художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | Сказка как особый жанр фольклора. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказки. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Сказители. Собиратели сказок. Народная мудрость сказок. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка», Иван царевич, его помощники и противники. Истинная красота Василисы Премудрой | Урок совершенствования ЗУН | Обучение чтению, беседа, составление плана, выборочный пересказ, работа с текстом, характеристика героев. | Сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гиперболы, сказочные формулы, сравнение. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: приводить примеры сказок разных видов; выделять смысловые части, давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства, участвовать в диалоге по прочитанному, пересказывать текст | ||||
5 | 1 | «Иван-царевич и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. | Волшебная сказка героического содержания Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора –народа. | Обучение чтению, беседа, работа с текстом, характеристика героев. | Гипербола, героическая сказка. | Уметь: выделять смысловые части, давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства, участвовать в диалоге по прочитанному | |||||
6 Вн | 1 | Сказки о животных и бытовые сказки. | Народные представления о справедливости в сказках в сказках о животных. Иносказательный смысл сказки «Журавль и цапля». Животные как герои сказок. Бытовая сказка «Солдатская шинель» Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Отличие бытовой сказки от сказки о животных. | Комбинированный урок | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, пересказ, работа с текстом. | Знать: содержание произведения Уметь: выделять смысловые части, давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства, участвовать в диалоге по прочитанному. | |||||
7 Вн Р | 1 | Моя любимая русская народная сказка. | Русские народные сказки | Урок развития речи | Выразительное чтение, пересказ, викторина по сказкам, презентация иллюстраций, кроссвордов | Знать: содержание самостоятельно прочитанных произведений Уметь: строить устное высказывание по прочитанному | |||||
8 К | 1 | Контрольная работа по теме «Фольклор» | Проверка качества, уровня знаний, полученных при изучении заданной темы. | Урок контроля | Разноуровневые проблемные задачи, тест | Знать: содержание изученных текстов, новые понятия. | |||||
Древнерусская литература (1 час) | |||||||||||
9 | 1 | Понятие о древнерусской литературе. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи | Урок изучения нового материала | Беседа по прочитанному, выборочное чтение. | Летопись | Знать: изученное теоретико- литературное понятие, содержание произведения Уметь: давать характеристику героев, участвовать в диалоге по прочитанному | ||||
Русская литература 18 века (1 час) | |||||||||||
10 | 1 | М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случилось вместе два Астронома в пиру…» | М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…» -научные страницы в поэтической форме, стихотворение как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы | Комбинированный урок | Выразительное чтение, беседа. | Роды, жанры литературы, юмор. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному | ||||
Русская литература 19 века (30 часов) | |||||||||||
11 Вн | 1 | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. | Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). Русские басни. Аллегория, мораль в басне. Басня и сказка | Урок внеклассного чтения | Словарная работа, работа с учебником, выразительное чтение, беседа | Басня, аллегория, мораль басни. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия, содержание произведений Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства, выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
12 | 1 | Басенное творчество И.А.Крылова. Басня «Волк на псарне» | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как повествование о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке | Комбинированный урок | Беседа по прочитанному, выразительное чтение. | Басня, аллегория, мораль басни. | Уметь: высказывать свое отношение к прочитанному, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
13 | 1 | И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица». | Образы животных и их роль в басне. Обличение воинствующего невежества, жадности, хитрости в баснях | Комбинированный урок | Пересказ, беседа | Басня, аллегория, мораль басни. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия, содержание произведений Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства, выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
14 К | 1 | Итоговый урок по басням Крылова. Анализ и исполнение. | Жанр басни. Сравнительный анализа текста, анализ театральной постановки. | Урок развития речи, урок совершенствования ЗУН | Беседа, театральная постановка | Уметь: высказывать свое отношение к прочитанному, выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения, инсценировать басни. | |||||
15-16 | 2 | В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки в произведении В.А.Жуковского | В. А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». История создания сказки «Спящая царевна». Черты народной сказки в произведении В. А. Жуковского. Сюжет и герои сказки. Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и сказка фольклорная. | Комбинированный урок | Выборочное чтение, словарная работа, выступления учащихся, аналитическая беседа по содержанию сказки | Литературная сказка | Знать: жанровые особенности баллады Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
17 | 1 | Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Баллада «Кубок». | «Кубок». Понятие о балладе. История создания баллады «Кубок». Герои баллады. Нравственно- психологические проблемы баллады. | Комбинированный урок | Беседа по прочитанному, чтение и комментирование. | Баллада, особенности жанра | Знать: жанровые особенности баллады | ||||
18 | 1 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». | Александр Сергеевич Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа Арины Родионовны. Мотив одиночества и грусти, скашиваемые любовью няни. Ее сказками и песнями. | Комбинированный урок | Рассказ учителя, беседа, заучивание наизусть | Лирика как род литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, рифмовка | Знать: понятие ритма в стихотворной поэтической речи, основы организации стихотворного ритма, силлабо-тоническая система стихосложения | ||||
19 | 1 | Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - собирательная картина народных сказок. | «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения | Урок совершенствования ЗУН | Работа с учебником, выступление подготовленных учащихся, выразительное чтение, словарная работа, просмотр отрывков из фильма «Руслан и Людмила» | Поэма, пролог. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, находить изученные изобразительно-выразительные средства, выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
20 | 1 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Система образов. | Истоки рождения сюжета сказки. Система образов. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Понятие о стихотворной сказке. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». | Комбинированный урок | Слушание сказки в исполнении народных артистов, беседа | Литературная сказка. Сюжет. Литературный герой. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства, выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
21 Р | 1 | Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне…» А.С. Пушкина с народной и сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна» | Сопоставительный анализ текста. | Урок совершенствования ЗУН, урок развития речи | Разноуровневые проблемные задачи | Уметь: сопоставлять сказки, литературных героев, высказывать свою точку зрения, аргументировать | |||||
Р | Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм как структурная основа стиха. Рифма. Строфа. Способы рифмовки. | урок развития речи Урок изучения нового материала | Словарная работа, практическая работа, знакомство с новой терминологией | Рифма, ритм, стихотворная, прозаическая речь. | Знать: понятие ритма в стихотворной поэтической речи, основы организации стихотворного ритма, Уметь: различать стихотворную и прозаическую речи | |||||
22 Вн | 1 | Мои любимые сказки А.С. Пушкина. | Интерес к творчеству А.С. Пушкина, к самостоятельному чтению | Урок внеклассного чтения | Создание творческой письменной работы | Отзыв | Уметь: высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать текст, писать отзыв | ||||
23 | 1 | Русская литературная сказка. А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». | Сказочно- условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. | Урок совершенствования ЗУН | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Литературная сказка (начальные представления) | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, | ||||
24 | 1 | В.М.Гаршин. «Attalea princeps». Героическое и обыденное в сказке. | В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Слово о писателе. Сказка «Attalea Prinseps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал жизнеутверждающий пафос произведения | Урок внеклассного чтения | Беседа, анализ текста, пересказ. | Литературная сказка | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному | ||||
25-26 | 2 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа. Мастерство поэта при описании батальных сцен. Образ старого солдата. Патриотический пафос произведения. Изобразительно-выразительные средства. | Слово о поэте. Стихотворение «Бородино». История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости М. Ю. Лермонтова. Историческая основа стихотворения. Сюжет, композиция, особенности повествования. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино. Особенность восприятия героического сражения молодым солдатом и современным читателем. Изобразительно-выразительные средства стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | Комбинированный урок | Рассказ учителя, обучение чтению, анализ стихотворения | Историзм литературы, патриотические мотивы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений). Звукопись. Метафора, аллитерация (начальные представления) | Знать: изученные теоретико- литературные понятия, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства; выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
27 | 1 | Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». | Комбинированный урок | Рассказ о писателе. Слушание, выразительное чтение. Беседа по прочитанному. | Повесть. Фантастика, юмор | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет) | ||||
Н.В. Гоголь «Заколдованное место». | Сюжет повести «Заколдованное место». Сюжет. Отражение народных обычаев. Поэтизация народной жизни в повести Н. В. Гоголя. Сочетание реального и фантастического, светлого и мрачного, комического и лирического в повести. Живописность языка гоголевской прозы. Понятие о фантастике | Комбинированный урок | Слушание, выразительное чтение. Беседа по прочитанному. | Реальное и фантастическое, трагическое и комическое | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет) | ||||||
28 Вн | 1 | Н.В. Гоголь «Пропавшая грамота». | Анализа текста, характеристики героев. Особенности описания и повествования в тексте. | Урок внеклассного чтения | Слушание, выразительное чтение. Беседа по прочитанному. | Анализ текста, характеристика, описание и повествование. | Уметь: определять тему и идею произведения; роль пейзажа, портрета, | ||||
29 | 1 | Н.А. Некрасов. Начало литературной деятельности. «На Волге», «Крестьянские дети», «Школьник». | Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу. Понятие эпитет. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослой жизни. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей | Комбинированный урок | Рассказ учителя, обучение чтению | Волжские пейзажи. Эпитет. Речевая характеристика детей | Знать: изученное теоретико- литературное понятие Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, находить изученные изобразительно-выразительные средства, выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
30 | 1 | Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок). | «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины | Комбинированный урок | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Отношение автора к героям, характеристика, Поэтический образ русской женщины | Знать: содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героини, выявлять отношение автора к своей героине | ||||
31 | 1 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. | Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История созданиия рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. Реальная основа рассказа «Муму». Герои рассказа. | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | Тема произведения. Центральные образы. Смысл названия. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев. | ||||
32 | 1 | Герасим в доме барыни. Герасим и Татьяна. | Герасим – «самое замечательное лицо» в рассказе. Герасим и его окружение. Сравнение в рассказе как способ авторской оценки героя. Понятие о литературном герое (начальное представление). | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | Эпитеты, глаголы действия, портрет, речевая характеристика | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства , пересказывать текст, строить письменное высказывание (сочинение) по прочитанному | ||||
33 | 1 | Герасим и Муму. Богатырский поступок. | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное преображение героя. Счастье привязанности как смысл истории Герасима и Муму. Авторская позиция и способы ее выражения в рассказе «Муму». Сострадание к герою. | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | Характеристика литературного героя | Знать: изученные теоретико- литературные понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, находить изученные изобразительно-выразительные средства , пересказывать текст, строить письменное высказывание (сочинение) по прочитанному | ||||
34 Р | 1 | Классное сочинение «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?» | Сочинение по плану. | Урок развития речи | Работа с текстом, составление плана для сочинения | Уметь: составлять план к сочинению, строить письменное высказывание (сочинение) по прочитанному | |||||
35 К | 1 | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. | Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. | Урок контроля | Письменные ответы на вопросы или тестирование | Уметь: применять свои знания на практике | |||||
36 | 1 | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». История создания рассказа «Кавказский пленник». Быль как форма повествования. Герои и сюжет рассказа | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | Быль как литературный жанр. Идея, сюжет, рассказ. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, составлять простой план, находить изученные изобразительно-выразительные средства , пересказывать текст | ||||
37 | 1 | Жилин и Костылин. | Два пленника: Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев. Прием контраста при создании характеров героев. Нравственные ценности в рассказе. Проблема смысла жизни. Пейзаж глазами героя. | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | Сравнительная характеристика героев. Авторская позиция, идея, говорящая фамилия. | Знать: изученные теоретико- литературные понятия, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, составлять простой план, находить изученные изобразительно-выразительные средства, пересказывать текст, строить письменное высказывание по прочитанному | ||||
38 | 1 | А.П.Чехов. Юмористический и сатирический талант писателя. Рассказ «Хирургия» | Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе. | Комбинированный урок | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения | «Юмор» и «сатира». Драматургия | Знать: изученное теоретико- литературное понятие, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героев | ||||
39 Вн | 1 | Рассказы Антоши Чехонте. | Юмор и сатира. Их общие черты. | Урок внеклассного чтения | Выразительное чтение, инсценирование, конкурс выразительного чтения по ролям, творческая работа | «Юмор» и «сатира». Драматургия | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, высказывать свое отношение к прочитанному; Инсценирование произведений | ||||
40 Р | 1 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Обучение анализу лирического произведения. | Афанасий Афанасьевич Фет. Слово о поэте. Природа и человек в стихотворении «Весенний дождь». Воплощение красоты жизни Фёдор Иванович Тютчев. Ф. И. Тютчев – великолепный певец природы. Слово о поэте. Стихотворения Тютчева о временах года: «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной». Музыка стиха. Лирика Е.А. Баратынского, Н.М Языкова, А. В. Кольцова | Урок развития речи | Беседа по прочитанному, выразительное чтение, анализ лирического произведения | Тема, лирический герой, художественные средства. | Знать: содержание произведения, изученное теоретико-литературное понятие Уметь: выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать лирический текст | ||||
Русская литература 20 века (20 часов) | |||||||||||
41 | 1 | И.А. Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе. | Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы» - как поэтическое воспоминание о Родине. Человек и природа в рассказе. | Урок внеклассного чтения | Работа со статьёй учебника о Бунине, комментированное чтение рассказа, беседа по содержанию | Тема, идея, рассказ, рассказчик. | Знать: содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, определять тему и идею произведения; роль пейзажа; | ||||
42 | 1 | В.Г. Короленко «В дурном обществе». Вася и его отец. | События жизни писателя, нашедшие отражение в повести «В дурном обществе». Страдания судьи и муки его сына. Вася – «дикое деревце»: Вася и его отец. Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко. Две семьи. | Комбинированный урок | Комментированное чтение, беседа по вопросам | Сюжет, элементы сюжета | Уметь: определять тему и идею, роль портрета, пересказывать (от другого лица) | ||||
43 | 1 | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валиком и Марусей. | Жизнь среди серых камней. Общение Васи с Валеком и Марусей. Причины сближения Васи с детьми подземелья, их роль в жизни мальчика. Серый камень- символический образ мира, беспощадного к людям. | Урок совершенствования ЗУН | Комментированное чтение, беседа по вопросам | Ирония, портретная характеристика, диалог, пейзаж, эпитет, сравнение. | Знать: изученные теоретико- литературное понятия Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), композицию, давать характеристику героев, пересказывать текст, строить письменное высказывание (сочинение) по прочитанному | ||||
44 Р | 1 | Васина дорога к правде и добру. Обучение работе над сочинением. | Характеристика героев, анализ текста | Урок развития речи | Пересказ эпизодов, составление плана сочинения | Уметь: составлять план к сочинению, строить письменное высказывание (сочинение) по прочитанному | |||||
45 | 1 | А.И. Куприн «Тапер». | Талант и труд в рассказе | Комбинированный урок | Комментированное чтение, беседа | Рассказ | Знать: изученное теоретико- литературное понятие Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), композицию, давать характеристику героев, строить устное высказывание | ||||
46 | 1 | Сергей Александрович Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями». | Образ родного дома в стихах Есенина. Своеобразие языка есенинской лирики. | Комбинированный урок | Беседа по прочитанному, выразительное чтение, анализ лирического произведения | Тема, лирический герой, художественные средства. | Знать: содержание произведения, изученное теоретико-литературное понятие Уметь: выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения, анализировать лирический текст | ||||
47 | 1 | П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка». | Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Образ хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Реальность и фантастика в сказе. Понятие о сказе. Своеобразие языка, интонации сказа. | Урок изучения нового материала | Комментированное чтение, беседа по содержанию, творческая работа, устное словесное рисование | Сказ | Знать: изученное теоретико- литературное понятие Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), композицию, давать характеристику героев, строить устное высказывание | ||||
48 Вн | 1 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | Урок внеклассного чтения | Инсценирование викторина, конкурс творческих работ | Знать: изученное теоретико- литературное понятие Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), композицию, давать характеристику героев, строить устное высказывание | ||||||
49 | 1 | К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». Герои и их поступки. | Роль пейзажа в сказке Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения. К.Г.Паустовский. | Комбинированный урок | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. | сказочные и реальные мотивы, народная мудрость и народная мораль в сказке. | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, строить устное высказывание | ||||
50 | 1 | К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа. | Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы». | Комбинированный урок | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение. | Рассказ | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, выделять смысловые части, характеризовать последовательность событий (сюжет), давать характеристику героев, строить устное высказывание | ||||
51 | 1 | А. Платонов «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». Мир глазами ребенка. Оптимистическое восприятие окружающего. Быль и фантастика. | Комбинированный урок | Выступление учеников с сообщением, комментированное чтение, работа с текстом по вопросам | Фантастика в литературном произведении (развитие представлений) | Знать: элементы сюжета | ||||
52 | 1 | Самуил Яковлевич Маршак Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Художественные особенности пьесы-сказки. Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Юмор в сказке. | Комбинированный урок | Чтение по ролям | Драма как род литературы | Знать: изученное теоретико- литературное понятие, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героев | ||||
53 | 1 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | Виктор Петрович Астафьев - русский писатель, «сопричастный всему великому и живому» (слово о писателе, его любви к деревне, родине, детских годах). Черты характера героя рассказа «Васюткино озеро» и его поведение в лесу. | Комбинированный урок | Работа по содержанию, аналитическая беседа, пересказ | Рассказ, автобиография | Уметь: определять тему и идею произведения; составлять рассказ о литературном герое, пересказывать узловые эпизоды | ||||
54 | 1 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | Становление характера героя через испытание, преодоление сложных жизненных ситуаций. Образность и выразительность описания природы. | Комбинированный урок | Работа с текстом, работа в группах, комментированное чтение эпизодов, сочинение-миниатюра | Рассказ, взаимосвязь человека и природы | Уметь: определять образ природы в рассказе, роль изобразительно-выразительных средств в пейзаже; | ||||
55 К Р | 1 | Сочинение-рассуждение «Как и почему человек должен относиться к природе?» | Урок развития речи | Работа над сочинением | Тема, проблема произведения авторская позиция | Уметь: писать сочинения по заданной теме, высказывать свою точку зрения, аргументировать, делать выводы. | |||||
56 | 1 | Поэты о Великой Отечественной войне. | К. М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Война и дети. Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | Комбинированный урок | Рассказ учителя, беседа, анализ лирического текста | Тема, идея произведения, средства художественной изобразительности и выразительнсти. | Знать: содержание выученного произведения Уметь: выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
57 Р | 1 | Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. | Выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. И. Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…». Дон-Аминадо. «Города и годы. А. Прокофьев. «Аленушка». Д. Кедрин. «Аленушка». Н. Рубцов. «Родная деревня | Урок развития речи | Рассказ учителя, беседа, анализ лирического текста | Тема, идея произведения, средства художественной изобразительности и выразительнсти | Знать: содержание выученного произведения Уметь: выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | ||||
58 Р | 1 | Сопоставительный анализ стихотворений Д.Кедрина и А. Прокофьева «Алёнушка» | Урок развития речи | Выразительное чтение и сопоставительный анализ стихотворений. | Тема, лирический герой, художественные средства. | Знать: содержание выученного произведения Уметь: выразительно читать наизусть, соблюдая нормы литературного произношения | |||||
59 | 1 | Рассказы о детях Саши Чёрного. Юмористическое содержание рассказов. | Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | Комбинированный урок | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения. | Юмор; разновидности юмора | Знать: изученное теоретико- литературное понятие, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героев | ||||
60 К | 1 | Итоговый урок по русской литературе. | Урок развития речи и контроля | Контрольный тест | Уметь: применять свои знания на практике | ||||||
Зарубежная литература (8 часов) | |||||||||||
61 | 1 | Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мёд». | Подвиг героя баллады «Вересковый мед» во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие представлений о жанре). | Комбинированный урок | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения | Литературная баллада | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героя | ||||
62 | 1 | Ханс Кристиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». | Сюжет сказки «Снежная королева». Система образов: Кай и Герда. Два мира сказки «Снежная королева». Противопоставление мира людей и мира Снежной королевы | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию | Литературная сказка | Знать: изученное теоретико- литературное понятие, содержание произведения Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героев | ||||
63 | 1 | Ханс Кристиан Андерсен. Сказка «Снежная королева». | Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Добро и зло в сказках Андерсена. Благородство. | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию, пересказ, анализ эпизодов | Уметь: высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать отрывок из сказки | |||||
64 | 1 | Ж. Санд. «О чем говорят цветы». | Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей | Комбинированный урок | Работа с учебником, комментированное чтение, беседа по содержанию, пересказ | Речевая характеристика персонажей | Уметь: высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать отрывок из сказки | ||||
65 | 1 | Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». | Биография и творчество Д.Дефо. Значение романа в истории литературы и для формирования личности. | Комбинированный урок | Знакомство с темой путешествия в литературе, самостоятельная Работа, прослушивание подготовленных дома пересказов, работа по развитию речи | Путешествие и литература. Формирование личности | Уметь: высказывать свое отношение к прочитанному, пересказывать отрывок | ||||
66 | 1 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» | Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера». Время и место действия романа. Затеи Тома, его предприимчивость. Том и Бекки. Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев Марка Твена. | Комбинированный урок | Работа с материалом учебника о М.Твене, инсценирование, беседа, Выступления учащихся, тест | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героя, пересказывать текст | |||||
67 | 1 | Джек Лондон. «Сказание о Кише». | Детские впечатления. «Сказание о Кише» - повествование о нравственном взрослении подростка. Характер мальчика – опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | Комбинированный урок | Словарная работа, знакомство со статьёй учебника, комментированная беседа | Уметь: участвовать в диалоге по прочитанному, давать характеристику героя, высказывать свое отношение к прочитанному | |||||
68 | 1 | Итоговый урок | Урок контроля | Контрольный тест | Уметь: применять свои знания на практике |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...