Элективный курс по литературе для 9 класса "Что в имени тебе моем?"
элективный курс по литературе (9 класс) по теме
Данный курс ориентирован на развитие интереса учеников к творчеству А.С. Пушкина. Работа строится на биографическом и литературном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс по литературе для 9 класса по А.С.Пушкину | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что в имени тебе моем?»
для предпрофильной подготовки
учащихся 9 – х классов
Автор: учитель русского языка
МОУ «Средняя школа № 43»,
Гуревич Лариса Ефимовна,
высшая квалификационная категория.
2010 г.
Пояснительная записка
Стремительные процессы, происходящие во всех сферах нашей жизни, внесли массу неведомых ранее проблем и противоречий. Особенно сложные, порой драматические процессы происходят в духовном пространстве России. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные явления, что проявляется в потере нравственных ориентиров, в резком снижении уровня культуры, в проникновении в сознание наших людей, особенно молодёжи, сомнительных ценностей, в росте преступности и социальной апатии; всё более настойчиво заявляют о себе проблемы нравственной деградации личности. А это уже прямая угроза социальной и духовной безопасности общества. Необходимо понять возможности общества влиять на человека, как- то менять его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать иную систему приоритетов.
Как достучаться до сердца подростка? Как не потерять душу ребёнка в эпоху информационных технологий? Для этой цели и был разработан мною элективный курс «Что в имени тебе моём? » Он предназначен для учащихся 9 классов с целью более глубокого прочтения пушкинского наследия. Каждая страница жизни А.С.Пушкина - это разговор на вечные, но трудные темы добра, чести, благородства, любви, дружбы, человеческого достоинства. Все эти проблемы непосредственно связаны с личностным становлением человека, и прежде всего подростка, юноши, девушки. Мы всегда были связаны незримой нитью с веком 19 м. Чтобы эта нить никогда не порвалась, надо, как писал А.С.Пушкин, «в просвещении стать с веком наравне».
Курс направлен на решение следующих задач:
- Развитие творческих способностей детей, их литературного дара;
- Стимулирование интереса к духовному богатству России;
- Воспитание эстетического вкуса;
- Формирование исследовательских умений, навыков.
Программа занятий курса имеет познавательно-воспитательную направленность.
Основные направления работы :
1. Исследовательская: (подготовка сообщений, рефератов, презентаций,);
2. Просветительская (организация экскурсий в музеи, выпуск газет);
3. Массовая (организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, постановок спектаклей).
Элективный курс «Что в имени тебе моём?» позволяет значительно расширить представления ребят о жизни поэта, его окружении, подготовить к успешному выступлению в конкурсах чтецов, научно- практических конференциях.
Данный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство)
Содержание программы:
№ | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности | Результат | |
1. | Вводное занятие» Что в имени тебе моём?» Презентация о жизни и творчестве великого поэта. | 1 | 1.Слово учителя с использованием презентации о жизни и творчестве Пушкина. 2.Выразительное чтение стихов Пушкина по выбору учащихся. 3.Работа со статьёй Р.М.Фрумкиной «Словарь языка Пушкина» | Выработка следующих умений: 1.расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина 2.формирование навыков общения в разных ситуациях; 3.составление тезисов статьи; 4.выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина. | |
2. | «Друзья мои, прекрасен наш союз» Лицей и его место в судьбе Пушкина. | 1 | 1.сообщение учащихся о лицейских друзьях поэта с использованием презентации; 2.чтение и анализ лицейских стихов поэта; 3.работа в группах. | 1.обучение лингвистическому анализу текста; 2.выразительное чтение стихов лицейского периода. 3.Написание мини- сочинения «Дружба и друзья в судьбе поэта. | |
3. | Царскосельские встречи поэта. | 1 | 1.сообщение учащихся о лицейских мудрецах и их роли в становлении юного поэта; 2.презентация о старших наставниках поэта (В Жуковском, П.Чаадаев и др ) | 1.выразительное чтение и анализ стихов,посвященных В.Жуковскому, П.Чаадаеву, Н.Карамзину. 2.Выпуск газеты « Царскосельские встречи Пушкина. | |
4. | Страницы жизни великого поэта, отражённые в живописи, скульптуре, музыке. | 1. | 1. Использование портретов Пушкина кисти В.А. Фаворского, О А.Кипренского, В.А.Тропинина. Портретная галерея адресатов лирики А.С.Пушкина. Иллюстрации Н.В, Кузьмина, П.Соколова к роману «Евгений Онегин».Рисунки А.Пушкина. Пушкиниана Нади Рушевой. | 1.воспитание эстетического вкуса. 2.Формирование читательской самостоятельности. 3.Развитие навыков исследовательской работы; 4.приобщение к миру искусства. | |
5. | Пушкин-основоположник современного русского литературного языка. «Разговорный язык простого народа … достоин… глубочайших исследований» | 1 | 1.Слово учителя о предшественниках Пушкина, подготовивших реформаторскую деятельность: Ломоносова, Карамзина, Грибоедова и Крылова. 2.Старославянизмы в поэзии и прозе Пушкина. 3.Работа со статьёй Р.М, Фрумкиной « Словарь языка Пушкина» | 1.Сопоставительный анализ стихотворений «К Батюшкову» « Погасло дневное светило» «Зимний вечер». 2.Использование старославянизмов в произведениях Пушкина на примере «Песни о вещем Олеге», поэмы «Руслан и Людмила»,«Пророка»и др 3.Формирование исследовательских умений и навыков. | |
6. | Проза А.С.Пушкина. «Слов немного, но они так точны, что обозначают всё...» | 2 | 1.Чтение и анализ прозаических произведений поэта. 2.Инсценировка отрывка из трагедии «Борис Годунов» | 1.Развитие творческих способностей учащихся ,их литературного дара. 2.Написание рефератов исследовательского характера пушкинской тематики. | |
7. | Пушкин- историк. Казачество в исторических взглядах А.С, Пушкина. «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы- любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться, в вечной предосторожности» | 2 | 1.Презентация учащихся об истории казачества 2.Чтение и анализ произведений Пушкина, в которых присутствует тема казачества ( « Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка», стихотворение « Казак» ,»Кавказский пленник» | 1.формирование интереса к историческому прошлому России; 2. дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков; 3..формирование читательской самостоятельности; 4.написание реферата исследовательского характера на тему «Пушкин и казачество» |
8. 9. | « Исчерпать онегинский текст невозможно» (Ю.М.Лотман) Анализ языка романа « Евгений Онегин» Итоговое занятие. Защита творческой работы «Что в имени тебе моём?» | 1 1 | 1.Работа с текстом романа «Евгений Онегин» 2.Исследование языкового материала текста романа « Евгений Онегин» 3.Работа в группах по наблюдению над лексикой ,синтаксисом романа. Подготовка к написанию и защите творческой работы по Пушкину | 1.Наблюдение над синтаксисом романа 3,7. Глав. 2.дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков; 3.выполнение самостоятельной работы: привести примеры звукописи в романе, примеры эпитетов, выписав их в связном контексте, проанализировать не менее 10 примеров сравнений из текста романа. Защита творческой работы «Что в имени тебе моём?» |
Литература:
1.Словарь языка Пушкина: в 4х томах под редакцией В.В.Виноградова.-М.;ГИС,1956г.
2.Статья Р.М.Фрумкиной « Словарь языка Пушкина»
3.Ю.М.Лотман « В школе поэтического слова» - М, «Просвещение» 1999г.
4.В П.Воробьёв « Из наблюдений над лексикой художественной прозы А.С.Пушкина « Сб. « Вопросы славянской филологии –Саратов ,1963г.
5.А.С.Пушкин Избранные сочинения в 4х томах- М.» Просвещение « 1999г.
6.Различные тестовые задания по литературе
7.Приложение к газете « 1 сентября» ( отдельные номера)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим. Материал курса разделен на дв...
Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»
УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...
Элективный курс по литературе 8 кл "Вокруг тебя - Мир!"
Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобра...
Элективный курс по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.В свете Концепции духовно-нравст...
Презентация к элективному курсу по литературе "В сердце дверь заветную отворю тебе..."
Предлагаемая презентация является "концентрированным" ресурсом для быстрого и наглядного ознакомления коллег и всех участников образовательного процесса с содержанием модульной программы элективного к...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Язык...