Элективный курс по литературе "Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека".8 класс.
элективный курс по литературе (8 класс) по теме
Элективный курс может быть предложен как для предпрофильной биологической подготовки учащихся, так и всем желающим.
Материал курса разделен на две крупные темы:
- «Литература о месте и роли человека в природе»
- «Общество и человек в литературе и публицистике"
Курс рассчитан на 34 учебных часа. <Приложение 1>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_literature.8_kl..doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс по литературе
«Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс.
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей.
( В.А.Сухомлинский).
Сверхзадача века- сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.
( академик В.А.Легасов, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС).
Пояснительная записка
Элективный курс по литературе «Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека» носит интегративный характер: изучение русской и зарубежной литературы, современной публицистики с включением материалов по биологии и экологии. Изучение природы и человека через призму искусства обретает глубоко личностный, «осердеченный» характер. Вместе с писателем читатель- ученик осваивает мир посредством художественных образов, которые воздействуют на его чувства и мысли, а это играет важную роль в духовном становлении личности, интеллектуальном, эмоциональном и нравственном ее развитии.
Курс носит также развивающий характер; способствует развитию познавательной активности учащихся, их творческих способностей, исследовательских умений и навыков.
Цели курса:
Подкрепление теоретических и практических знаний, полученных на уроках литературы, биологии, экологии посредством изучения и анализа литературных и публицистических произведений.
Повышение интереса к окружающей нас природе и понимания ее значения для жизни человека; пробуждение внимательного отношения к своему организму, его возможностям, факторам, оказывающим влияние на здоровье человека.
Пробуждение интереса к литературе, биологии, экологии, собственному творчеству.
Для достижения целей ставятся следующие задачи:
Обобщить и развить знания учащихся о взаимосвязи и единстве человека и природы, о влиянии естественной среды и губительных факторов( вредных привычек, к примеру) на здоровье человека.
Сформировать представление о природе и здоровье человека как уникальных ценностях.
Раскрыть связь биологии, экологии с литературой и научить воспринимать естественнонаучные понятия и природу поэтически, творчески, посредством художественных образов.
Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
Ориентирование учащихся на выбор профессии.
На занятиях курса используются различные формы и методы, такие как:
теоретические занятия;
беседы;
анализ и обсуждение литературных произведений;
дискуссии;
видеоматериалы, произведения изобразительного искусства;
написание собственных произведений различного жанра и объединение их в альманахи, журналы и т.д.;
проведение конференций, литературных вечеров, представление презентаций, заседания «Школы самовоспитания»;
создание и защита проектных работ и т.д.
Планируемые результаты ( умения, формируемые у учащихся).
Важно, чтобы элективные курсы помогли учащимся:
сформировать интерес, наблюдательность, любовь, бережное и правильное отношение к окружающему миру, своему здоровью и поведению; осознать свою индивидуальность и значимость;
развить познавательную активность, исследовательские умения и навыки, творческие способности;
развить умения представлять работы в виде презентаций, собственных сочинений, в том числе нетрадиционных, проектов и др.;
осознать свои возможности, интересы, предпочтения и сделать обоснованным выбор профессии в дальнейшем.
Материал курса разделен на две крупных темы:
- «Литература о месте и роли человека в природе» ( имеет экологическую направленность).
- «Общество и человек в литературе и публицистике» ( имеет здоровьесберегающую направленность).
Темы объединены общей идеей: правильное отношение к окружающей среде , своему здоровью и поведению.
Программа элективного курса рассчитана на год обучения, 34 часа (1 час в неделю). В ней предусмотрены часы на подготовку и выполнение творческих заданий, проектных работ и др. <Приложение 1>
Приложение 1
Элективный курс по литературе
«Литература и публицистика об окружающей среде и здоровье человека». 8 класс.
№п/п | Тема | Авторы, произведения | Вид исследователь-ской, творческой работы | Количест-во часов |
1 | Введение. Единство человека и природы. Взаимоотношения человека и природы в литературном произведении. Человек и общество. Литература как средство формирования правильного отношения к окружающей среде, своему здоровью и поведению. | 1 | ||
2 | Литература о месте и роли человека в природе. Человек и окружающая среда. Нравственная ценность эстетического восприятия природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими и зарубежными поэтами и писателями. Выражение авторского отношения к окружающей среде. Понимание ценности окружающего мира. | М. Метерлинк «Синяя птица»; Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»; В.П.Астафьев «Царь- рыба»( выборочно); Н.А.Заболоцкий «Журавли», «Лебедь в зоопарке» и др.; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; А.де Сент- Экзюпери; Е.Носов «Кукла», И. Северянин «Что шепчет парк» и др.; Н.Д.Телешов «Белая цапля»; Р. Бредбери «Зеленое утро»; А.А. Фет «Учись у них- у дуба, у березы…» | 1.Презентация растения, любимого животного. 2. Составление экологических сказок. 3. «Жалобная книга природы»( коллаж, рукописный или электронный журнал). 4. Пресс- конференция «Мы и природа». | 12 |
3 | Общество и человек в литературе и публицистике. Организм человека. Наука о поведении. Влияние на организм человека окружающей среды и факторов, губительных для физического и психического здоровья. Литература и публицистика о проблемах курения, алкоголя, наркотиков, неформальных молодежных группировок, «тяжелой» музыки. | Е.Винокуров «Вот он тащился чуть не умирая…»;П.Соколов «С чего все это началось?..»; С Викулов «Тень человека»; А. Дольский «Размышления о роке»; Р.Киплинг «Ворота ста печалей»; М.А.Булгаков « Морфий»; Ч. Айтматов «Плаха»; Г.Гессе «Игра в бисер»; В.Кунин «Интердевочка»;В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Д.С.Лихачев, современная публицистика. Мотивы запрета в народных легендах, сказках, мифах. | I.Заседания «Школы самовоспитания»: 1.«Будь человеком»( вводное). 2. Проблема свободного времени. 3. О вреде курения и алкоголя. 4. Наркомания. 5. Атрибуты взрослости. 6. « Час взросления». «Будь самим собой». II. Защита проектных работ. | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по экологии 8 класс "Окружающая среда и здоровье человека"
Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...
Программа по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"
Программа по предпрофильнойподготовки учащихся 9-х классов по теме: "Окружающая среда и здоровье человека"Курс окружающая среда и здоровье человека углубляет содержание раздела курса биологии “Ч...
Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.
Прог Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся с основами биологических наук, с иерархичес...
презентация «Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека» 8 класс
Экологической ситуации в России присущи все основные черты и проявления глобального экологического кризиса. Экологическая обстановка является чрезвычайной и опасной. В настоящее время ежегодные выброс...
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 7 «Здоровье человека и факторы, на него влияющие», урок 32 «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека».
Данная презентация иллюстрирует тридцать второй урок ОБЖ в 6 классе «Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека» по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для...
Разработка урока по ОБЖ на тему "Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека". 8 класс.
Узнаем об источниках загрязнения атмосферы, воды и почвы. Повышение опасности для здоровья человека увеличивается по мере развития отраслей промышленности и безответственности самих людей....
"Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека" 8 класс ОБЖ
Тема: Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человекаЦЕЛЬ:1.Образовательная-создать полное представление о загрязнении окружающей природной среды и здоровье че...