Интегрированный урок "Ломоносов и наше время."
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ломоносов и наше время.
Цель образовательная: развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В.Ломоносова.
Воспитательная: размышление о роли знаний в жизни человека.
Развивающая: создание условий для развития творческих способностей учащихся.
Оборудование: портрет М.В.Ломоносова, презентация с биографией М.В.Ломоносова, проектор, выставка литературы о М.В.Ломоносове.
Вступительное слово.
Истинное значение Ломоносова не измерить. Ломоносов – титан человеческой мысли, который оставил свои открытия во всех областях знаний. Он не только учил, но и сам показывал пример рачительного ученика и учителя, воплощая себя в своих последователях.
Слайд 1 Сегодня мы расскажем историю жизни Михаила Васильевича, познакомимся с его трудами.
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября (по старому стилю - 8 ноября) 1711 года в деревне Денисовка Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора. Отец, Василий Дорофеевич, был государственным крестьянином, ходил в море на промысел. Мать, Елена Ивановна, в девичестве Сивкова, вела домашнее хозяйство.
Михайло (именно так звали Ломоносова с детства, так он любил называть себя сам) был мальчишкой смышлёным, очень к знаниям тянулся, всё его интересовало. Обучался "российской грамоте" у соседа Ивана Шубного и местного дьячка Семёна Сабельникова. Первыми учебниками Ломоносова были "Грамматика" Мелентия Смотрицкого и "Арифметика" Леонтия Магницкого.
Слайд 3 Но хотелось поучиться "настоящим наукам", пробиться к знаниям через все преграды. Против воли отца в морозную декабрьскую ночь 1730 года с рыбным обозом отправился в Москву. Путь предстоял трудный, долгий, но он дошёл. И не только дошёл, но и сумел поступить в единственную тогда школу в Москве, которая называлась Славяно-греко-латинская академия.
Слайд 4 Пришлось пойти на обман, назвавшись сыном дьякона, иначе бы не приняли. В 19 лет впервые сев за парту, Ломоносов с великим прилежанием и интересом взялся за учёбу, сразу выделился среди учеников своими исключительными способностями. В 1734 году по его просьбе Ломоносова отпускают поучиться в Киево-Могилянской академии, но он вскоре возвращается в Москву, не находя и в Киеве чего-то нового для себя.
Большой перелом происходит в судьбе Ломоносова в 1735 году, когда его в числе лучших 12 учеников отправляют в Петербургскую академию наук для дальнейшего обучения. А в 1736 году, уже из Петербурга, в числе лучших трёх студентов Ломоносов едет за границу, в Германию, для изучения горного дела. сначала им надо было поучиться в университете города Марбурга, а затем во Фрайберге у знаменитого химика, минералога Генкеля.
Здесь, в Германии, Ломоносов не только учился у других, но и проявил недюжинные способности и знания: в 1738 году отправил в Петербургскую академию наук своё первое научное сочинение по физике; в 1739 году закончил "Физическую диссертацию…"; начал работу по изучению правил стихотворства; написал и послал для публикации в Петербург оду "На взятие Хотина" и т.д.
Слайд 5 В 1741 году Михайло Ломоносов возвращается в Петербург. В 1742 году зачислен в штат Петербургской Академии наук адъюнктом (младшим научным сотрудником) "физического класса". А дальше – грандиозная научная работа в самых различных областях: физике, химии, читает студентам лекции по физической химии, формирует "всеобщий закон природы", то есть закон сохранения материи и движения и делает многое другое. Главной своей специальностью считает всё-таки химию. В 1745 году получил звание профессора именно по этой науке. Создаёт первую в России химическую лабораторию.
Слайд 6 Именно в это время учёный увлёкся созданием мозаики – цветного стекла, из которого будет творить великолепные картины. В 1752 году закончена первая – "Мадонна", сделанная с картины римского живописца Соламены. Потом будут другие – яркие, самобытные. Самая знаменитая из них создана в 1764 году – "Полтавская баталия", в центре её – кумир, идеал Ломоносова – царь Пётр Великий.
Слайд 7 отрывок из фильма «Михайло Ломоносов»
Слайд 8 Особенно важным станет в жизни Ломоносова 1755 год: в Москве торжественно открывается университет. Это его стараниями, настойчивыми требованиями, прошениями удалось добиться открытия в России первого университета. Правда, на торжественное открытие университета сам Михайло Васильевич не был приглашён. Но ничего, главное – университет создан, он есть!
Ломоносов завершает грандиозную работу над «Российской грамматикой», строит собственную мозаичную мастерскую, организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием "ночезрительной трубы". произносит "Слово о происхождении света", "Слово о рождении металлов от трясения земли", "Рассуждение о большей точности морского пути
Слайд 9 Он уже не только профессор Петербургской Академии наук, но и член Академической канцелярии – высшего административного органа Академии. Назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук, становится во главе Академической гимназии и Академического университета.. Сколько сделано, изучено, открыто, а сколько ещё хотелось!
4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.
Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
Слайд 10 Викторина.
Вопросы:
1) Назовите полностью имя, отчество родителей Ломоносова, девичью фамилию матери (Василий Дорофеевич, Елена Ивановна Сивкова).
2) Как называется самая знаменитая картина, созданная Ломоносовым? В чём её особенность? ("Полтавская баталия". Сделана из стеклянной мозаики).
3) В 1745 году Ломоносов получил звание профессора Петербургской академии наук. какой науки? (Химии)
Слайд 19
4) Личность этого человека всегда была для Ломоносова примером в жизни, ему посвящены его стихи, неоконченная поэма, картины. Кто он? (Петр 1).
5) как назывался знаменитый прибор для ночного видения, изобретённый Ломоносовым? ("Ночезрительная труба")
6) Какое первое литературное произведение прислал Ломоносов из Германии в Петербург для публикации? (Оду "На взятие Хотина").
В какое бы время мы не жили, одной из основных ценностей всегда остаётся образование человека, его знания. Чем образованнее человек, тем лучше он понимает окружающий мир, тем быстрее сумеет найти себя в нём.
Давайте изучать историю жизни и труды М.В.Ломоносова, следовать заветным мыслям нашего соотечественника: болеть за родное Отечество и выполнять свою работу так, чтобы про нас сказали хорошие слова наши потомки.
Давайте стремиться к знаниям ежечасно, ежедневно, не теряя времени. Тем и станем полезными Отечеству сегодня.
Используемые источники
Вавилов С.И. Михаил Васильевич Ломоносов. – М.:АН СССР, 1981
Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов – М.: Просвещение, 1987
Ломоносов М.В. Избранное. Изд-во: М.: Детская литература. – 1976.
Рассказываем о Ломоносове// Литература: приложение к газете «Первое сентября». -1994.-№17.- С. 1-2.
Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.: Наука., 1980
http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/lomonosov.html
http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00097601184773068941
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Есть ли герои в наше время?"
Материал подобран неоднозначный . Он вызвал интерес моих воспитанников: состоялась бурная дискуссия....
Газета в наше время
Роль школьных публикаций в формировании языковых компетенций. Работа над газетными статьями....
Урок литературы "Да, были люди в наше время..."
Обобщающий урок-телемост по творчеству М.Ю.Лермонтова....
Дополнительная образовательная программа "Наше время"
Программа социально-педагогической направленности направленна на создание условий для приобретения осознанного социально-профессионального опыта путем организации информационной деятельности подростко...
что такое спорт в наше время
что же такое спорт в наше время ?...
Да, были люди в наше время...
Презентация к уроку истории России....
Были люди в наше время...
Сценарий литературно-музыкальной постановки, посвящённый героям Отечественной войны 1812 года и их героическим жёнам....