Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Рассмотреть семью Головлёвых с точки зрения психологии семейных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы" | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Парабельская гимназия
Интегрированный урок в 10 классе
Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлёвы»
(литература и психология)
2 часа
Михайличенко Марина Сергеевна
высшая квалификационная категория
МОУ Парабельская гимназия
с.Парабель, ул. Советская, 80,
тел. (38252)2-35-02,
Парабель
2010
Интегрированный урок в 10 классе
Семейные отношения в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина
«Господа Головлёвы»
(литература и психология)
2 часа
Цель: рассмотреть семью Головлёвых с точки зрения психологии семейных отношений.
Задачи:
1)образовательные:
- актуализация знаний по роману М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»;
- формирование навыков анализа литературно-художественного произведения;
- выявление степени усвоения и понимания учащимися пройденного материала,
- усвоение, повторение следующих понятий: стили семейного воспитания.
2) развивающие:
- научить оценивать семейные отношения на примере классических произведений;
- развитие исследовательских способностей;
- формирование интеллектуальной культуры обучающихся;
- стимулирование самостоятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
- формирование рефлексивных умений.
3) воспитательные:
- воспитание уважения к мыслям и высказываниям другого человека;
- соотнесение своей позиции с позицией другого;
- выражение своего отношения к содержанию произведения;
- на примере поведения героев воспитание ответственных обучающихся, осознанно участвующих в жизни своей семьи и понимающих значение культурных ценностей семь для развития подростка – будущего семьянина;
- воспитание читательской культуры учащихся.
Методы и приемы: 1) по источнику получения знаний:
- практические (упражнения);
- наглядные (текст художественного произведения).
2) по уровню активности познавательной деятельности:
- развитие умений видеть проблемы;
- развитие умений классифицировать;
- развитие умений наблюдать;
- развитие умений высказывать суждения;
3) способу подачи материала:
- индуктивно-дедуктивные.
4) по способу организации деятельности:
- групповая,
- фронтальная.
Оборудование к урокам:
- раздаточный материал:
Таблица «Типы семейного воспитания»;
Литература:
- Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлёвы.
- Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт… Ярославль: Академия развития, 2001.
Ход урока
- Стадия вызова.
Учитель рассказывает китайскую притчу
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ьы добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем перестал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
-Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы думаете, зачем я прочитала эту притчу? (ответы детей)
2. Стадия осмысления
Учитель: Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы её деятельности (быт, взаимоотношения, характер) – одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей. И тип поведения ребёнка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях отличаются.
- Какие у вас есть ценности в семье? Что вы цените? (ответы детей)
- А какие ценности в семье Анны Петровны Головлёвой. Приведите примеры из текста.
Учитель: Психологи выделяют несколько типов семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный (индифферентный - безразличный, безучастный, равнодушный).
Протестируем семью Головлёвых и определим, какой тип воспитания преобладает в этой семье. По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью теста попробуем оценить стратегию семейного воспитания в семье Головлёвых.. Из четырех вариантов ответа выберите самый для этой семьи предпочтительный.
№ | Тест | Комментарий-цитата из текста |
1 | 1. Чем, по мнению госпожи Головлёвой, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием? А. Преимущественно воспитанием. | |
2 | 2. Как Головлёва относится к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. | |
3 | 3. Какое из суждений о воспитании для госпожи Головлёвой наиболее удачное? А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) | |
4 | Считает ли Головлёва, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. | |
5 | Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы по мнению Головлёвой? А. Если попросит, можно и дать. | |
6 | Как Головлёва поступит, если узнает, что её ребенка обидел одноклассник? А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. | |
7 | Как Головлёва отнеслась бы к сквернословию ребенка? А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. | |
8 | Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустила бы её Головлёва? А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. | |
9 | Как отреагировала бы Головлёва, если узнала бы, что ребенок ей солгал? А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. | |
10 | Считает ли Головлёва, что подаёт ребенку достойный пример? А. Безусловно. |
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье Головлёвых определенный стиль воспитания.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.
Обработка результатов
Стиль поведения | Номера вопросов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
3. Стадия рефлексии.
- Что привело к печальным «семейным итогам» семью Головлёвых?
- Как бы вы прокомментировали слова Салтыкова-Щедрина: «В течение нескольких поколений три характеристические черты проходили через историю этого семейства: праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой».
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение. В качестве тезиса возьмите фразу из романа (глава «Расчёт»): «Головлёво – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Семейные отношения" - 6 класс
Тема урока: Обязанности детей и родителей Цели урока: -развитие навыков монологической речи по теме «Семья» -актуализация навыков грамматики Preset Perfect -тренировка навыков перевода...
Родительское собрание: «Педагогика семейных отношений»
характеристика стилий семейного отношения.Определить пути,средства и приёмы формирование семейных отношений с детьми старшего школьного возраста....
Психология семейных отношений и воспитание детей.
Цель: раскрытие типов семейных отношений и стилей воспитания....
Типы семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей
Документ содержит информацию о типах семейных отношений и семейного воспитания лежащие в основе отклоняющегося от нормы поведения детей...
Статья "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"
Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...
Презентация к исследовательской работе "Способы выражения временных отношений в романах И.С. Тургенева "Новь", "Дворянское гнездо", "Отцы и дети"
Работа содержит анализ способов выражения временных отношений в прозе И.С. Тургенева. Система способов выражения временных отношений полностью сложиласть в языке уже в девятнадцатом веке, но до сих по...
Урок истории в 7 классе "Зарождение русско-бурятских отношений" / по роману Б.С.Санжина "Путь праведный"
На уроке рассматривается историческое событие - вхождение Бурятии в состав России. На примере изучения романа Б.С.Санжина "Путь праведный"....