Ф.И.Тютчева. Лирика природы
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

урок литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_tyutcheva.docx18.68 КБ
Office presentation icon tyutchev.vremena_goda.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.Тютчева. Лирика природы

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с биографией поэта

        2. Уметь выразительно читать и анализировать стихи о природе.

        3. Воспитание любви к окружающей природе, к искусству слова, живописи и музыке.

Оборудование: портрет поэта, запись романса на слова Тютчева «Весенние воды», иллюстрации картин Левитана, Шишкина, записи фрагментов из «Времен года» Чайковского, компьютер

Ход урока

I.Вступительное слово учителя (на фоне классической музыки)

22 августа 1857 года…Лето уходило…Коляска мягко, неспешно катилась уже третий день. Легко дышится, легко думается, и думы тихие, светлые, как эти солнечные дни…Брянское именьице, милый, родной Овстуг, с его четырьмя липами и жиденькой рощицей, остался позади. Скоро Москва! А вокруг – поля, поля, золотые и коричневые. И огромная, неоглядно бездонное голубое небо…И всюду тишина, тоже широкая, как поля и небо. Ф.И.Тютчев, откинувшись на кожаную подушку держал в руках записную книжку и время от времени что-то вписывал туда. Его спутница – дочь Мария – чуть улыбалась, она догадывалась, что отец сочиняет стихи. Не следовало ему мешать. «Да, получилось. Хочешь послушать?» - спросил Ф.И. Тютчев.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, -

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде

Тютчев передал дочери листок бумаги, и та продолжала читать.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Было удивительно: казалось, стихи сотканы из этого легкого, пропитанного неярким солнцем воздуха!

II. Итак тема нашего урока «Творчество Ф.И. Тютчева. Лирика природы». Эпиграфом к уроку я взяла слова Н.Н. Скатова (член-корреспондент Российской академии)

Да, Ф.Тютчев, императорский камергер в

придворной службе, европейский дипломат в

государственной политике и знаменитый

остроумец в светском быту, стал в русской

поэзии подлинным Микулой Селяниновичем,

чья небольшая поэтическая сума, чья

«книжка небольшая» перетянула многие

поэтические тома, написанные и  раньше, и

тогда, и потом.

Можно написать много и не сказать ни о чем, а можно написать мало, но сказать о многом.

III. Биографы подготовили сообщение о жизни Ф.И. Тютчева. Им слово.

Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта – романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы и в сознание читателей поэт вошел, прежде всего, как певец природы. Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильней назвать ее пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряженные, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, о человечестве.

IV. Вспомним удивительные строки стихотворений Ф.И. Тютчева о различных временах года (с просмотром картин и прослушиванием музыкальных записей)

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

  1. «Весенняя гроза» (читают и анализируют дети)
  2. «Неохотно и несмело…», «Как весел грохот летних бурь»
  3. «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»
  4. «Чародейкою зимою околдован лес стоит»

Итак, Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое разумное существо.

Она вошла в его сердце с детских лет, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.

V.  Подведение итогов урока. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений о любви и его анализ.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фёдор Иванович Тютчев Детство Юность Первая любовь Теодор и Амалия Я помню время … Я встретил вас Природа в лирике Тютчева 1803 -1873 Любовная лирика Тютчева Философская лирика Вопросы и задания Гражданская лирика Последние годы жизни Автор музыки История создания романса

Слайд 2

Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга В сей день счастливый нежность сына Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела, И луг поблёкнул и долина …

Слайд 3

Юность Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Слайд 4

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Стихотворение «Я встретил вас» написано в один день – 26 июля 1870 года, имеет посвящение «К.Б.»(Крюденер.Баронессе )

Слайд 5

Ещё недавно ходили пластинки с записью романса в исполнении И. Козловского, и на этикетках значилось: «Автор музыки неизвестен». Но благодаря музыковедам удалось доказать, что композитор, написавший музыку, очень близкую той, что поёт Козловский,- Леонид Дмитриевич Малашкин. «Лирическое завещание» Фёдора Ивановича Тютчева остаётся любимым романсом и молодых исполнителей, и молодых слушателей.

Слайд 6

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Весна Лето Осень Зима

Слайд 7

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна

Слайд 8

« Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые. Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Весна

Слайд 9

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Слайд 10

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Они гласят во все концы: «Весна идёт, весна идёт! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперёд!»

Слайд 11

Ветры тёплого порывы, Дальний гром и дождь порой… Зеленеющие нивы Зеленее под грозой. Вот пробилось из-за тучи Синей молнии струя – Пламень белый и летучий Окаймил её поля. Неохотно и несмело Солнце всходит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Лето

Слайд 12

Осень Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Слайд 13

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Слайд 14

Зима Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…

Слайд 15

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева, 10 класс

Уроки-исследования (2 часа) в 10 классе по лирике Ф.И. Тютчева. на авторство не претендую, брала изюминку из разработок коллег, монографий-исследований, сама добавила интереснейший материал Б.М. Козыр...

Урок-исследование на тему "Особое философское звучание лирики природы в творчестве Ф. Тютчева” (10 класс).

Урок с применением групповой технологии. Исследование философской, пейзажной лирики Ф.И.Тютчева...

Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"

В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"...

Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».

ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...

Урок литературы в 10 классе "Философское звучание лирики природы в творчестве Ф.И. Тютчева"

Урок-исследование помогает ученикам 10 класса понять мировосприятие Ф.И.Тютчева, помогает развивать творческие способности, формирует художественный вкус.На уроке ребята анализируют стихотворения поэт...