Урок литературы в 10 классе на тему: "Философское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему
В материале представлена разработка урока по теме "Филосоыское осмысление лирики природы Ф.И.Тютчева"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filosofskoe_osmyslenie_liriki_prirody_f.i.tyutcheva.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЛИРИКИ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.И.ТЮТЧЕВА.
Цели: 1.Понять мировосприятие Ф.И.Тютчева.
2.Формировать художественный вкус у учащихся.
3. Развивать творческие способности, логическое мышление.
4. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию.
2. Повторение изученного на предыдущих уроках.
Беседа:
- Вспомните, о чём размышляет Базаров перед смертью.
-Какие чувства сливаются у героя воедино?
-Почему Россия осталась для Базарова загадкой?
-Какие строки Ф.И.Тютчева могли бы стать ответом тургеневскому герою?
«Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет…Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось…вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать… Я нужен России… Нет, видно , не нужен. Да и кто нужен?»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить!
Вопрос: Какие философские и политические взгляды отразились в этом стихотворении? (Тютчев- славянофил)
3. Изучение нового материала. (Слайды №1,2)
Слово учителя:
Сегодня наше занятие посвящено прекрасному русскому поэту второй половины 19 века Фёдору Ивановичу Тютчеву, его философской лирике.
Определим цели сегодняшнего урока. (определяют учащиеся)
Обратим внимание на портрет Тютчева. (Слайд №4)
Вопрос: Что привлекло ваше внимание в этом человеке?
«Стройного, худощавого сложения, небольшого роста, с редкими, рано поседевшими волосами, небрежно осенявшими высокий, обнажённый необыкновенной красоты лоб, всегда оттенённый глубокой думой; с рассеянием во взоре, с лёгким намёком иронии на устах, хилый, немощный и по наружному виду, он казался влачившим тяжкое бремя собственных дарований, страдавшим от нестерпимого блеска своей собственной неугомонной мысли», - так, по воспоминаниям И.Аксакова, выглядел Тютчев – поэт, о котором Лев Толстой сказал: «Без него нельзя жить».
4. Выступление группы «Биографы». Просмотр слайдов о Тютчеве.
Слайд 1. Фёдор Иванович Тютчев родился в родовом тютчевском имении, селе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда, 23 ноября 1803 года. Тютчевы принадлежали к старинному дворянскому роду.
Слайд 2. Екатерина Львовна Тютчева – мать поэта, «Женщина замечательного ума, сухощавого нервного сложения, с фантазией, развитой до болезненности». Она оказала на сына огромное влияние.
Слайд 3. Отец – Иван Николаевич – был равнодушен к служебной карьере и слыл гостеприимным , радушным хозяином – помещиком.
Слайд 4. Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (был очень худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу ( у них было общее разве одно благодушие). Зато он чрезвычайно походил на свою мать.
Слайд 5. С признаками высших дарований с самых первых лет поэт сделался любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих.
Слайд 6. Ему было почти 9 лет, когда настала гроза 1812 года.
Слайд 7.Сразу «после французов» родители поэта пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича (известный поэт, переводчик и литературный критик) Впоследствии Тютчев посвятил Раичу несколько стихотворений., который оказал большое влияние на Фёдора Ивановича.
Слайд 8.В 1818 году Тютчев поступил в Московский университет.
Слайд 9. По окончании университета поэт уезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Вскоре он получает сверхштатное место чиновника русской миссии в Баварии.
Слайд 10. В июле 1822 года Тютчев уехал в Германию, в Мюнхен. За границей он прожил 22 года.
Слайд 11. В 1844 году Тютчев приезжает в Россию. Стихи почти не пишет. Он стремится для себя уяснить ход мировой истории. Пишет политические статьи, которые получили одобрение Николая 1. Это помогло ему устроиться на работу в цензурный комитет старшим цензором.
Слайд 12. С конца 1840- х годов Тютчев возвращается к лирическому творчеству. Его имя в поэзии уже забыто. В 1850 году Некрасов помещает в «Современнике» статью « Русские второстепенные поэты», в которой публикует напечатанные Пушкиным прежде 24 стихотворения поэта. Некрасов отнёс Тютчева к великим поэтическим именам, поставив рядом с Пушкиным и Лермонтовым.
Слайд 13. Тютчев стал заслуженно знаменитым. Л.Н. Толстой сказал о Тютчеве, и эти слова разделили с ним другие: «Без него нельзя жить».
Слайд 14. 27 июля 1873 года Тютчев умер в Царском Селе. Похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.
5. Учитель. Стихотворений о природе изучено нами немало. Попробуем определить, в чём своеобразие лирики Ф.И.Тютчева. Поэт стремился уловить душу природы, понять и объяснить её во всех её проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями в жизни природы. Это связано с тем, что Тютчев - поэт- мыслитель. Почему?
Ответ учащихся: Философскую основу его мировоззрения составляет особое отношение к природе. Страстная любовь к жизни и мучительная тревога, вызванная мыслью о кратковременности человеческого бытия,- вот что заставляет поэта всматриваться в природу, в которой он видит реальность, обладающую способностью вечно обновляться.
Учитель: Тютчев был сыном своего века, отмеченного печатью сомнения и неверия. Это сомнение порой проникало в его стихи.
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки не было у ней.
В этом стихотворении мы видим, что природа и человек изначально враждебны друг другу. Природа провоцирует человека отыскать в ней несуществующие тайны. Впрочем, это стихотворение лишь один из моментов поиска истины.
6. Выступление группы «Литературоведы».
Ф.И.Тютчев – поздний романтик. Поздний романтизм существенно отличается от раннего романтизма. Романтики учитывали достижения реалистической прозы и сами влияли на неё. Чему же научился романтизм у реализма?
Во – первых, лирический герой у многих романтиков теряет черты исключительности и избранности, представая вполне обыкновенным человеком, наделённым мощью и утончённостью личного духа.
Во- вторых, романтическую одухотворённость всего сущего романтик находит в самых обыденных явлениях природы и предметах, в их спокойных, тихих состояниях.
В – третьих, романтики ценят точность- изобразительную, живописную, звуковую, пластическую и даже «научную» (полёт, повадки и поведение зверей, птиц, насекомых).
Тютчева принято считать поэтом- философом. Однако он в своих стихах не излагал какую-то определённую философскую систему. Главное в его лирике не философские идеи, а образ мысли и образ мыслителя. Посредством образного языка поэт объясняет происхождение мира, жизнь основных его стихий, законы времени и пространства.
Лирика Тютчева – не логически стройная картина мира. В одних стихотворениях он утверждает мысль, которая опровергается в других.
Все эти новые качества позднего романтизма в наибольшей степени воплотились в творчестве Ф.И.Тютчева. И сейчас мы это увидим.
7. Выступление группы «Чтецы». Чтение стихотворений Ф.И.Тютчева и рассказ о них.
«Как океан объемлет шар земной» (1830) (Слайд №4)
Это стихотворение даёт представление о строении Вселенной в поэтической космогонии Тютчева.
На поверхности жизни человек, по убеждению поэта, видит порядок. Признаки его- культура и цивилизация. Но поверхностное знание обманчиво. Земная жизнь днём, когда человек бодрствует, подобна тому, как небесный свод в виде покрова «объемлет « шар земной, и человеку не видна мрачная бездна мироздания. Так и земная жизнь окутана своим покровом( «снами»). Если снять покров снов, то обнажится мощная и грозная игра стихии, разверзнется пылающая бездна. Тогда Земля, место обитания человека, окажется утлым чёлном, на котором во Вселенной плывёт человечество.
«День и ночь» (1839) (Слайд №5)
То же представление содержится и в этом стихотворении. «День» оберегает человека от встречи с «бездной», угрожающей ему. Днём не страшно. День –« друг человеков и богов» - признак культуры , цивилизации и порядка. Однако «день» зыбок и не вечен: за ним приходит «ночь», когда вступает в свои права могучая, неуправляемая стихия, полная угроз.
Люди самонадеянно думают, что они властители Вселенной, а на самом деле их жизнь призрачна. Всем этим Тютчев хотел сказать, что нынешние культура и цивилизация относительны ,что они могут исчезнуть, что их существование не вечно.
Всюду Тютчев замечает и распознаёт двойственность, схватку противоположных начал, сшибку противоположных стихий. Даже в самом человеке проявляется двойственность.
«Silentium!» (1830) (молчание) (Слайд №6)
Теме двойственности посвящено это стихотворение. Тютчев пишет о том, что мысль, зародившаяся в « душевной глубине», не тождественна той, какую выговаривает язык. («Мысль изречённая есть ложь») Если роковая двойственность присуща человеку и обнаруживает пропасть между его сознанием и его речью, то тем более она присуща человеческому роду. Передать свою мысль другому невозможно («Другому как понять тебя?»). Человек обречён на непонимание, ему остаётся погрузиться в свой внутренний мир.
Здесь Тютчев развивает одну из любимейших тем романтиков о невыразимости души. Душа человека – это своего рода замкнутая вселенная, не имеющая выхода во внешний мир и скрытая для постороннего взора и ума.
«НЕ ТО, ЧТО МНИТЕ ВЫ, ПРИРОДА…» (1836) (Слайд №7)
Тютчев начинает стихотворение с полемического обращения к так называемым материалистам, которые видят в природе не более чем объективную реальность, бесчувственную и равнодушную. Природа для них лишена духа и души. Она представляет собой жалкое и безжизненное «тело». Они отрицают всяческое родство между природой и человеком. Если природа бездушна, а человек обладает духом и душой, то между ними воздвигнута непреодолимая преграда. Это значит, что мы не в силах понять природу, а природа не может понять нас , успокоить нашу душу, исцелить страдания. Тютчев с этим решительно не согласен. Он считает, что человек и природа духовны. В современный век люди стали сомневаться в божественных тайнах, и душа природы закрылась перед ними. Противоречие, намеченное Тютчевым, трагично и чревато разобщением человека с мировым целым, с природой.
Учитель: У Тютчева ответственное отношение к поэтическому слову, которое рассчитано на ответный отклик. И в этом поэт видит Божий дар. Наряду с талантом поэта он ставит и талант читателя. «Нам не дано предугадать…» (1869) (Слайд № 8) Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
На какие ключевые слова мы должны обратить внимание?
(сочувствие – форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека;
Благодать – дар человеку от Бога, без всяких заслуг со стороны человека и предназначенный для его спасения)
Тютчев считает, что отзыв может быть ожидаемым и неожиданным. Богом предусмотрены «сочувствие» и «благодать», следовательно, есть надежда и на верный отзыв. Человечество не оставлено Богом, оно опекается им. Это, однако, не значит, что от самого человека не требуется никаких усилий. Человек должен трудиться.(Слайды №9,10,11,12,13)
Учитель:
Сила эмоционального впечатления, производимого на нас стихами Тютчева о природе , велика, потому что он мастерски владел умением создавать картины природы. Тютчев в совершенстве владел этим искусством. Как же он этого добивался? Заглянем в творческую лабораторию поэта.
Творческая работа учащихся:
Учащимся предлагаются карточки с отпечатанной первой частью стихотворения «Фонтан». Эпитеты пропущены. Ученики должны вставить их и обосновать свой выбор.
Смотри, как облаком………………………..
Фонтан ………………………….. клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце……………………………..дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты…………………………….-
И снова пылью………………………………………..
Ниспасть на землю осуждён. (Слайды №14,15)
2-3 учащихся читают свои стихотворения. Делаем вывод.
Сравним с оригиналом стихотворение «Фонтан» (Слайд № 16)
Учитель:
Для поэта Ф.И.Тютчева сущность мира – столкновение, противоречие, конфликт. Он наблюдает их повсюду: в природе, в движении истории, в человеческой душе. Но природа всегда оказывается для него неисчерпаемой, потому что она таинственна и загадочна. Для передачи этих мыслей и чувств Тютчев использует свой излюбленный приём «образного параллелизма» . Однако эта параллель не всегда обнаруживается явно.
Настоящее признание Ф.И.Тютчева как великого поэта началось лишь в двадцатом столетии. Хочется верить, что сегодняшний разговор о поэзии Тютчева позовёт человека с утончённой душой к сборнику его стихов, и он найдёт в нём строки, созвучные своему настроению.
Вернёмся к стихотворному афоризму Тютчева: (Слайд № 17)
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить!
Что теперь, после нашего разговора о Тютчеве, вы можете сказать об этом стихотворении?
Мне кажется, что это стихотворение родилось в споре с философской, исторической, нравственной и религиозной мыслью Западной Европы. Главным и немеркнущим ориентиром служила для Тютчева вера в Россию, в её призвание, в то, что благодаря России продолжится развитие цивилизации и культуры.
Тютчев прожил за рубежом 22 года. Он отметил достойную для подражания образцовость европейцев, однако продолжал любить уклад жизни русских. Ему нравилась их непредсказуемость, живость ума, характера. Он был уверен, что у России своя дорога. Она не погрязнет, как Европа, вмещанских устремлениях, а будет развиваться духовно, и именно это сделает её более сильной перед другими странами.
Современники увидели в нём непобедимую веру в великое будущее России, всемирная миссия которой, однако, пока скрыта, загадочна и непостижима, и когда она явится миру – неизвестно. Не зря Велимир Хлебников назвал Россию «Лебедией будущего».
Вопрос: Почему это стихотворение пользуется популярностью сегодня?
Подведение итогов урока:
1. С каким замечательным поэтом второй половины 19 века мы познакомились на уроке?
2.В чём своеобразие лирики Тютчева? (литературоведы отвечают)
Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева
В отношении к природе Тютчев являет как бы две ипостаси: бытийную и созерцательную.
Тютчев – мыслитель. Обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка.
Тютчев приходит к неожиданным прозрениям: человек не всегда в разладе с природой. Он не только «беспомощное дитя», но он равновелик ей.
Природа дышит и живёт, радуется и грустит, непрерывно движется и изменяется.
Пытливая мысль Тютчева находит в теме природы философские проблемы. Каждое его описание череды зимы и лета, весенней грозы – это попытка заглянуть в глубины мироздания, как бы приоткрыть завесу его тайны.
Синквейн на тему Природа
1.Тема (предмет) одно существительное
2.Описание предмета ( два прилагательных)
3.Действие предмета ( три глагола)
4. Отношение автора во фразе ( четыре слова)
5. Синоним (слово – резюме), обобщающий смысл темы.
Возвращаемся к целям урока.
Вопрос: Выполнили мы на уроке то, что задумали?
Рефлексия: (Слайд №18)
Закончите фразу:
- Я сегодня узнал…
- Я сегодня задумался….
- Меня удивило….
- Я сделал вывод…
Домашнее задание: (Слайд № 19)
1. Выучить наизусть стихотворение Тютчева по выбору.
2. Сделать анализ этого стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок литературы. 8 класс. Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого.
На данном уроке даётся анализ нескольких стихотворений Н.Заболоцкого.Разбираются некоторые виды тропов....
Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...
Конспект урока «Философское осмысление лирики природы в поэзии Тютчева».
Конспект урока по литературе...
Урок литературы 10 класс «Философская лирика Ф. И. Тютчева»
Освоение понятий категории времени в философии, категории времени, философии природы в творчестве Ф.И. Тютчева.Умение анализировать стихотворения Ф.И. Тютчева, относящиеся к философской лирике....
Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...