Урок по теме «Эпопея современной крестьянской жизни...» (Некрасов Н.А.)
методическая разработка (литература, 10 класс) на тему
Задуманный урок соответствует жанру эпопеи. Решено было организовать работу в четырех группах: «географы» изучают топонимику поэмы, «историки» исследуют временное пространство, «литературоведы» следят за развитием замысла автора, «лингвисты» анализируют стиль поэмы.
Проведено исследование поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», изучены комментарии, примечания, варианты текстов по наиболее полному собранию сочинений поэта. В процессе предварительной работы, а также на уроке, во время обмена информацией сделаны выводы о том, как соотносятся реальные факты с вымыслом, какова роль художественной детали и насколько актуальна поэма сегодня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.konspekt_otkrytogo_uroka_po_literature_v_10-m_klasse._pavlov.doc | 187 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
открытого урока по литературе.
Учитель: Павлова Е. М. –МОУ СОШ № 2 г. Андреаполя Тверской области
Класс: 10 а.
Урок- исследование.
Свобода, наконец, внесла ли перемену в народные судьбы?
Задуманный урок должен был соответствовать жанру эпопеи. Так, решено было организовать работу в четырех группах: «географы» изучают топонимику поэмы, «историки» исследуют временное про странство, «литературоведы» следят за развитием замысла автора, «лингвисты» анализируют стиль поэмы.
Предварительные задания для учеников.
Предварительная подготовка заняла четыре дня (можно— неде лю). Ученики получили список литературы и задания.
Группа «географов» получила задание
- определить место действия поэмы, показать на карте или воспро извес-ти на рисунке часть карты (вместе с художниками можно на рисовать пейзаж, предварительно «вычитав» его);
- уточнить происхождение и смысл названий сел и деревень;
- проверить все географические названия, описания местности.
Задача «историков» —
- нарисовать две ленты времени: одну— с обозначением важных дат, упомянутых в поэме и прокомментированных исследователя ми, обозначить их хронологию в произведении, и вторую — с да тами выхода в свет различных частей поэмы;
- проверить место главы «Пир» в хронологии развития сюжета;
- подготовить рассказ о прототипах героев поэмы и отдельных сюжетных ситуациях;
- прокомментировать жалобы попа (глава «Поп»);
- найти ответы на следующие вопросы: а) была ли актуальной для 60-х годов проблема народного пьянства; б) почему глава «Пир на весь мир» подверглась цензурному преследованию.
Группа «литературоведов» искала ответы на вопросы,
- почему Некрасов избрал форму путешествия;
- какие варианты развития сюжета Некрасовым намечались, но не воплотились;
- каким виделся Некрасову финал ( знакомство с противоречивыми сви-детельствами мемуаристов);
- как изменилась роль автора к концу эпопеи и почему;
- почему возникла проблема расположения глав поэмы, места «Про лога» (найти убедительные аргументы в пользу разных точек зре ния).
Группа «лингвистов» исследовала
- примеры использования фольклора;
- использование Некрасовым плачей И. Федосовой;
- некрасовскую интерпретацию образа Кудеяра;
- словарные определения (из толкового словаря) следующих поня тий: акцизные чиновники, крестьяне-подрядчики, вахлак, мировой посред-ник, раек;
- вопрос о том, что дало Некрасову обращение к фольклору.
В течение четырех дней подготовки учитель консультировал учащихся.
Варианты «учебных пособий», изготовленных учениками
«Географы» взяли в кабинете географии карту, на которой можно было показать Ярославскую и Костромскую губернии. Но мы обговорили такой момент: в черновиках Некрасова упоминались Владимир и Казань, потом поэт убрал эти названия. Нигде нет прямого указания на Яро славль и Кострому. Однако известно, что Песочный монастырь нахо дился в 16 верстах от Костромы, и в Костроме был памятник Ивану Су санину.
«Историки» нарисовали ленту времени, с одной стороны, под твердив широту охвата исторических событий, с другой— показав, что «мир в эпопейном повествовании предстает... неупорядоченным и не ожиданным, лишенным прямолинейного движения. Автор эпопеи допус кает «отступления, заходы в прошлое, скачки куда-то вбок, в сторону».
События из рассказа деда Савелия относятся к концу XVIII — на чалу XIX вв., остальные же связаны с пореформенной эпохой. Указаний на даты много, необходимо предварительно проверить ленту времени, нарисованную учениками, т.к. рассказ обо всех датах на уроке займет много времени, внимание рассеется.
На доске записана тема урока, словарь (составили «лингвисты»), «лента времени» (прикрепили «историки»).
Тема урока. «Эпопея современной крестьянской жизни...» (Некра сов Н.А.)
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...
Н. А. Некрасов
Цель. Провести исследование поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», изучив комментарии, примечания, варианты текстов по наиболее полному собранию сочинений поэта. В процессе предварительной работы, а также на уроке, во время обмена информацией сде лать выводы о том, как соотносятся реальные факты с вымыслом, ка кова роль художественной детали и насколько актуальна поэма сего дня.
ХОД УРОКА
Учитель. Сегодня на уроках литературы (два часа) мы постараем ся понять, проникнув в лабораторию писателя, как на основании знания жизни создает он художественное произведение; как соотносятся в нем факты действительности и вымысел; какую трансформацию претерпевает факт в тексте. Мы покажем значимость художественной детали, необхо димость внимательного чтения, раскроем понятие «национально-самобытный колорит эпохи» и порассуждаем об актуальности поэмы Не красова: легче ли стала ли за столетие с лишним жизнь крестьянина? Знаете ли вы, как обстоят дела в русских деревнях сегодня? По ходу уро ка в тетрадях будут вестись записи.
Некрасов говорил о «Кому на Руси жить хорошо» как об эпопее. В учебнике Лебедева прочитаем следующее определение жанра: «художе ственное произведение, изображающее с максимальной степенью полно ты целую эпоху в жизни народа». Жизненная основа поэмы «Кому на Руси жить хорошо» связана с общественной атмосферой пореформенного времени. Но именно реформа 1861 г. является тем фокусом, в котором сходятся и из которого исходят линии сюжета.
По мысли Прокшина, в современной эпопее отражено событие, имеющее общенациональное и общечеловеческое значение. Итак, ис следуя замысел Некрасова и текст поэмы, мы должны понять, как пе реданы в ней социальные процессы эпохи, какой творческой перера ботке в соответствии с мировоззрением Некрасова подвергся исполь зованный жизненный материал. Нас будет интересовать творческий процесс художника, его работа над источниками. На первом плане — возникновение замысла и путь художественной мысли автора от ис точника, эмпирического факта и события, к художественному образу и сюжету.
Сейчас мы прослушаем сообщение литературоведов о рождении замысла, записывая главную информацию в тетради.
Первый этап урока
Рождение замысла.
Сообщение группы «литературоведов».
При беглом чтении может показаться, что замысел равнозначен схеме сюжета, намеченной спором семи мужиков и их договором пойти по Руси для встречи с предполагаемыми счастливыми людьми. Однако фактически развитие сюжета не совпадает с данной схемой. Для отве та на вопрос — каким был замысел — необходимо внимательно изучить творческую историю «Пролога». В усовершенствованном варианте «Пролога» намечена полифоническая структура всей эпопеи, начаты многие важные мотивы и темы, которые будут разворачиваться в последующих главах... В итоге... развитие сюжетного действия намеча лось в сказочно-условной форме, в соответствии с потребностями на рода и ростом его сознания. Готовность поэта осуществить этот грандиозный замысел была подготовлена всем предшествующим эпопее творческим опытом. Согласимся с Евгеньевым-Максимовым в том, что работа началась в 1863 — 1864 гг.
Сообщение группы «историков», которые представляют «ленту времени», где указаны даты работы над различными частями поэмы.
Сообщение группы «географов», которые представляют карту, очерчивают указкой Ярославскую, Костромскую губернии.
Это срединная Русь, т.е. картина жизни типична для многих рус ских сел и городов. К тому же эти места хорошо знакомы поэту (мож но добавить материал из книги Розановой о бедных почвах, холоднова том лете, отсталых способах обработки, мизерном урожае). Но Не красов убрал знакомые всем названия городов Ярославля, Костромы или Владимира, Казани (как в черновиках), чтобы «не сузить действия, не локализовать места, не уменьшать масштаба всероссийского изобра жения». В комментарии к поэме Розанова говорит о том, что семь мужиков сошлись и заспорили, по-видимому, на Московско-Архангельс кой дороге, т.к. поэт называет действительно существовавшие в те времена деревни Иваньково, Великое, Наготино, Клин.
Учитель. Не только положительные отзывы сопровождали выход в свет частей поэмы. Критик В. Г. Авсеенко обвинял Некрасова в том, что поэт «никогда не поспевает со своей сатирой вслед за действительностью и обличает крепостное право ровно через 12 лет после его отмены» (V, 647). Действительно, зачем же «после драки кулаками махать»? Царский ;Манифест, очевидно, разрешил общественные противоречия еще в 1861 г. Как вы думаете, уважаемые «историки»!
Говоря об актуальности поставленных Некрасовым проблем, «ис торики» опираются не только на комментарии Розановой (т. V Полного собрания сочинений), но и на статьи других исследователей.
На объявление «Манифеста» 19 февраля 1861 г. крестьянство ответило небывалым по силе и массовости взрывом возмущений: в 1861 г. бунтами было охвачено около двух тысяч имений. В целом же на протяжении 1861 — 65 гг. «крестьянским движением было охваче но 45 губерний, т.е. 96% всех губерний Европейской России, на кото рые распространялось действие Манифеста 19 февраля». Известны волнения в ряде уездов Ярославской губернии, жители которых, по мнению мирового посредника Глебова, «составили себе понятие о свободе, с нетерпением ими ожидаемой, совершенно несогласное с Высочайше дарованными им правами». Причина народного недоволь ства заключалась в тяжелом положении масс, оставшихся и после ре формы разоренными и нищими, в том, что царский Манифест не удовлетворил крестьян. В 70-е годы массовое голодание становится одной из самых животрепещущих проблем русской жизни. Песни «Голодная» и «Соленая» (гл. «Пир на весь мир») близки своей связью с современностью. Упоминается в поэме о «пересыльных поляках» — эта деталь наполняется большим содержанием при сопоставлении с обсуждением польского вопроса, развернувшимся в печати конца 60-х гг. ...В пренебрежительно звучащей реплике помещика.., голос рус ского помещика-«патриота», глубоко удовлетворенного расправой с восставшими.
Некрасов поднял в поэме еще одну проблему, широко обсуждав шуюся в публицистике 1860-х гг:
Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения...
Либеральная версия: бедность народная есть следствие пьянства. Версия революционных демократов: у крестьян «нет другого выхода, как затопить свою тоску в вине...», пьянство — зло, но для устранения его нужно изменить «условия быта низших классов» (V, 639). «В течение всех пореформенных лет в печати дебатировался вопрос об усилившемся пьянстве крестьян. Это был один из аргументов крепостников против реформы, кото-рая будто бы была в этом виновата» :
«Историки» делают вывод. И после реформы положение народа оставалось тяжелым, разорение и нищета были уделом крестьянина. Поэт своеобразно воспроизвел отдельные аспекты общественно-политической борьбы последних лет... Такие детали придавали картине ши рокую достоверность.
Ученики кратко перечисляют в тетради актуальные для времени написания поэмы проблемы, поднятые Некрасовым.
Второй этап урока
Воплощение замысла
Учитель. Соотношение исторического факта и художественного вымысла является интересной проблемой для текстолога. Вот что пишет об этом М. Гин: «использованный (писателем) материал, как правило, подвергается серьезной творческой переработке в соответствии с тем идейно-творческим заданием, которое ставит перед собой автор в данном произведении. Художник типизирует те или иные явления, взятые непо средственно из жизни либо из литературных источников, видоизменяя сюжет или факт, отбирая главное, отбрасывая второстепенное».
Попытаемся выявить принципы работы Некрасова. Герои поэмы, на первый взгляд, помещены в конкретно-географическое пространство. Так ли это?
Сообщение группы «географов». Поэтика географических назва ний имеет в эпопее Некрасова социальный смысл. Но при всей своей пуб лицистической заостренности названия эти созданы по типу реально существовавших. Так, в Ярославской губернии можно было встретить деревни Горелово, Погорелово, Пожарово, Гари, Горелки, Голодухино. В справочнике Нижегородской губернии указаны и описаны деревни За-платино, Дырино, Несытово. «По-видимому, как раз обилие деревень с такими названиями, особенно плотно сосредоточенных на Волге, и под сказало Некрасову путь социальной символической характеристики по реформенной Руси» (V, 631 — 632).
Действие «Крестьянки» развертывается в костромских местах: в связи с массовым уходом мужчин на отхожие промыслы женщины там занимали в хозяйстве ведущее место, отличались смелостью и ини циативностью. Родные места Савелия, богатыря святорусского, перво начально носили название Ветлужины. Заменив Ветлугу Корегой, Некра сов связал место действия главы с северной, наиболее глухой и лесистой частью Костромской губернии. Рассказывая о том, что случилось после бунта, Савелий упоминает острог в Буй-городе. Буй — уездный город Костромской губернии. В черновых рукописях вместо Буя был назван Данилов —уездный город Ярославской губернии, расположенный недале ко от Грешнева. Поскольку сюжетная ситуация «Крестьянки» связана с Костромой, в окончательной редакции Ярославский Данилов уступил место костромскому Бую.
В главе «Губернаторша» упоминается памятник Ивану Сусанину. В 1851 г. он был поставлен в Костроме. У подножия шестиметровой колонны, увенчанной бюстом Михаила Романова, — коленопреклоненная фигура Ивана Сусанина. Некрасов дает свой «проект» памятника: о колонне с бюстом царя поэт вообще ничего не говорит, а Сусанин, «из меди кованный», стоит в полный рост.
Выводы. По существу своему «любой из населенных пунктов, изо браженных в поэме, собирателен», но «определенные географические координаты заставляли читателя верить в действительность описан ного... Большая часть названий выбрана Некрасовым из действительно существовавших. Предпочтение отдано тем, которые могли встре титься в любой местности, т.е. фактически являлись общерусскими. Сочетание вымышленного и реального начал в названиях деревень сдела но Некрасовым в духе свойственной всей поэме «перебивки» этих планов. (Правдоискателей) интересует Русь, начинающаяся возле их деревень, на ближайшей дороге — о сказочной стране они не думают, — интере суют воля и счастье конкретных людей, их современников»''. «Сам во прос, взволновавший мужиков, касается всей России— крестьянской, дворянской, купеческой».
Записываем в тетрадь: в топонимике поэмы мешаются реально существовавшие и вымышленные названия, т.к. Некрасов стремился по казать типичность происходящего.
Учитель. Уважаемые «историки» расскажут нам о временном пространстве поэмы.
Сообщение группы «историков». Обе «ленты времени» на доске соотнесены между собой.
В нашем представлении время однонаправлено, но художествен ное пространство поэмы то ведет нас вперед, в будущее, то возвраща ет назад, в прошлое. В третьей главе Савелий, рассказывая о своей юно сти, упоминает русско-турецкую войну 1828 года, события Корежского
бунта, относящиеся к 1846 г.; глава «Пир» пишется в 1876 г., а упомина ется в ней правительственное повышение железнодорожных тарифов
1868 г. Автор учебника, Ю.Лебедев, пишет по этому поводу: «Эпопея
лишена четкой и однозначной целеустремленности... мир в эпопейном
повествовании... предстает таким, каков он есть: неупорядоченным и
неожиданным, лишенным прямолинейного движения... бытие царит над
принципом времени». «Сюжетно-композиционная рыхлость поэмы не
случайна, она выражает своей несобранностью пестроту и многообразие народной жизни»?
Иллюстрацией может служить хронологический «просчет» в описании жизни деда Савелия: Шалашников убит в 1828 г., после этого Савелий прожил 18 лет под управлением Фогеля, 20 лет каторги и 20 лет поселения. Значит, вернулся он в Корежину примерно в 1886 году. Но Матрена рассказывает об этом, как о давно прошедшем (да и Савелий говорит: «Покуда были денежки, Любили деда, холили, Теперь в глаза плюют!»)
Но ведь «Крестьянка» писалась Некрасовым в 1873 году! По мне нию Л. А. Розановой, хронологический «просчет» «помогает раскрытию жизненной правды: усиливает впечатление постоянства того тяжелого положения, в котором находились труженики». Рассказывая о жизни деда Савелия, Некрасов расширяет временные границы, определяя срок жизни героя в 107 лет.
В книге И. Фогельсона для учащихся 10 класса есть другой расчет времени. Летом 1863 г. (если ориентироваться на главу «Помещик») «правдоискатели встречают Матрену Тимофеевну— крестьянку «лет тридцати восьми». Значит, она родилась примерно в середине двадца-тых годов. Сколько ей было лет, когда она выходила замуж... 17-18-ти лет. Ее первенец —Демушка — погиб где-то в середине 40-х гг. XIX сто летия. «А старику Савелию сто лет» было, когда случилось с Демушкой то страшное несчастье. Значит, Савелий родился где-то в середине 40-х годов XVIII века, а все, что произошло с ним, с корежскими крестьянами и с помещиком Шалашниковым, с немцем-управляющим, относится к 60-70 годам XVIII столетия, т.е. ко времени пугачевщины, отзвуки кото рой, несомненно, отразились в действиях Савелия и его товарищей».
Продолжается выступление «историков» (рассказ о прототипах). О чем говорит тот факт, что многие герои поэмы имеют прототипов? О стремлении Некрасова к правде. Но любопытно заглянуть в лабораторию писателя, увидеть, как прототип превращается в художественный персо наж. Прототип Ермила Гирина — А. Д. Потанин, управляющий из кре стьян, отличавшийся необычайной честностью и справедливостью. «Од нако вместо черт смирения и покорности Некрасов в образе Гирина вы двигает на первый план твердость и скрытое бунтарство» (V, 641). Это уже позиция писателя.
По мнению А. Буткевич, одним из возможных прототипов Оболдуева мог быть А. С. Некрасов, отец поэта, прототипом Гриши Добросклонова является Добролюбов. Множество ситуаций основано на реаль ных фактах: сцена на базарной площади и рассказ о «щедроте народной»; сюжет о самодуре-крепостнике, от которого скрывают факт освобожде ния крестьян; убийство барского управителя; история силача-кучера и парализованного помещика (V, 642, 645, 660, 677). Кстати, интересна трансформация этого факта, о котором сообщил Некрасову А. Ф. Кони. Кучер был усердным исполнителем барской воли, этаким «сельским Малютой Скуратовым». Поэт убирает этот факт. Некрасов меняет и профес сию персонажа: не кучер, а лакей. Зачем? Этим подчеркивается бессилие такой мести барину, как самоубийство. А вот холопство, приниженность крестьянина, «бунт на коленях» — подчеркнуты. От правды факта Не красов стремится к социальному обобщению. В поле его зрения попада ют не только униженные, задавленные тяжелой жизнью, но и представи тели верхов. Скажем, поп. Сначала обучение в духовной семинарии, где был очень суровый режим, применялись телесные наказания; затем же нитьба не по любви, а чтобы получить место священника, наконец жизнь среди крестьян, которые не очень-то жалуют «породу жеребячью». Поэт «видит и показывает неблагополучие даже как будто бы благополучной жизни. Это поэма о всеобщем кризисе, который всегда чреват громадны ми потрясениями».
Сообщение группы «географов».
Доказательством того, что Некрасов не только делает срез рус ской жизни данного исторического периода, но и включает придуманный факт в контекст истории, служит эпизод, связанный с поездкой Мат рены Тимофеевны в губернский город, где она увидела на площади па мятник Ивану Сусанину (подробный комментарий мы найдем в книге Розановой). Некрасов «выпрямил Сусанина», поднял его с колен.
Что поэт хотел этим подчеркнуть? Возможно, он спорил с рас пространенным представлением славянофилов о характере русского народа как покорного и политически пассивного.
Учитель. Некрасов всегда следовал правилу, которое сам сформу лировал: «Важен в поэме Стиль, отвечающий теме».
На какие особенности стиля поэмы вы обратили внимание?
Сообщение группы «лингвистов».
Стиль «Кому на Руси...» имеет глубокие народные истоки и пред ставляет собой сплав литературного языка, элементов фольклора и раз говорной речи русского крестьянства... В поэтическую ткань поэмы вплетено более 70 народных пословиц и 30 загадок, тексты, мотивы и фрагменты народных песен, свадебных и похоронных причитаний; в ней слышатся отзвуки былин и народных легенд, завязка сюжета непосред ственно связана с использованием сказочных мотивов. Рисуя народный быт, Некрасов часто упоминает и о бытовавших в народе обычаях, приметах и поверьях... Некрасов широко вводит в поэму просторечную лексику, чисто народные речевые обороты, фразеологизмы, что придает произведению неповторимый национально-самобытный колорит.
Ученики могут использовать учебное пособие по спецкурсу КГУ 1979 года с работой А. Гаркави «Лирика Н. А. Некрасова и проблемы реализма в лирической поэзии». Вот выдержка из главы «О языке и сти хе»: «Пушкин приблизил язык лирической поэзии к разговорной речи. Некрасов продолжил, развил эту традицию. Он значительно расширил употребление в лирике прозаизмов... Язык поэзии Некрасова народен, понятен для всех... Выбор языковых средств... имеет и художественную мотивировку... В стихотворениях, посвященных крестьянской теме, употреблялись «крестьянские» словечки, народно-песенные обороты»3 (на доске — запись лексического значения слова «вахлак»).
Но в поэму входил и «дух эпохи». Вот откуда появление в тексте слов общественно-политической лексики.
На доске — запись:
акцизные чиновники — служащие учреждения по сбору налогов на товары внутреннего производства, акцизные управления осуществля ли надзор за продажей спиртных напитков, отвечали за сбор питейного и некоторых других налогов;
крестьяне-подрядчики — подрядившиеся на работы в поисках за работка, уходившие в отхожий промысел;
мировой посредник — должностное лицо, в обязанности которого входит урегулирование отношений между помещиками и их бывшими крепостными.
Как вывод ученики предлагают высказывание Гаркави: «Некра сов... обогатил русскую поэзию разговорными и прозаическими интонациями; он же приблизил звучание стиха к звучанию русской народной песни».
Учитель. Вы убеждаете аудиторию в том, что народность произ ведения проявилась не только в проблематике, но и в языке. Но вот кри тик— современник Некрасова Буренин— обвинял поэта в «деланном простонародничанье» и почти полном отсутствии в произведении «на стоящего народного склада» .
Продолжение сообщения группы «лингвистов». И Буренин, и Авсеенко, нападая на Некрасова, продемонстрирова ли собственную некомпетентность в области фольклора: поэт не под страивался под народный стиль, а перефразировал народные пословицы. Народного происхождения и песня «Мой постылый муж», вызвавшая ядовитое замечание Буренина. Вот, например, как перефразировал Не красов народную пословицу: «Матушка-рожь кормит всех дураков сплошь, а пшеничка по выбору» («Пшеничка по выбору кормит, а рожь всех дураков сплошь»). Есть, правда, и переосмысление пословиц. Вот речь Савелия:
— А немец, как ни властвовал,
Да наши топоры
Лежали — до поры!
Сравните с пословицей:
Есть у Бога топоры,
Да лежат до поры.
Божья кара — это иное, она призывает к терпению в расчете на неизбежность Божьего возмездия за грехи.
Учитель. В образе Савелия Некрасов хотел отразить и «скрытое бунтарство» русского мужика. Однако не все так просто: перед читателем проходят и «люди холопского званья». «Тонкий слух защитника народ ного чутко улавливал в фольклоре отличие голосов пахарей от голосов господских прихвостней и умело пользовался этими отличительными особенностями для характеристики отдельных персонажей».
Умение использовать в своей речи меткую пословицу, поговор ку — показатель культуры, богатая образная речь свойственна человеку творческому. Какой герой в большей степени наделен этим талантом (что говорит, в свою очередь, и о симпатии автора)?
Матрена Тимофеевна.
Рассказ ученика («фольклориста») из группы «лингвистов».
Образ Матрены Тимофеевны напоминает талантливую олонец кую вопленицу Ирину Федосову. Точное совпадение самохарактеристики: «Я грамотой неграмотна, зато памятью памятна».
В беловой текст «Крестьянки» эти строки не вошли, но прекрас ная память, роднившая Корчагину с Федосовой, стала отличительной чертой некрасовской героини... Однако «Автобиография» Ирины Федо совой — не единственный источник биографии Матрены Тимофеевны, вторым важнейшим источником был для поэта фольклор, третьим — личные наблюдения народной жизни... Жизнь многострадальной крепо стной крестьянки отразилась во многих жанрах фольклора: в плачах, легендах, в сказах, в пословицах, в поговорках. Особенно важную роль играют песни... Они не совпадают с биографией героини... Они лишь по этическая параллель к рассказу о жизни Матрены Тимофеевны».
Учитель. Подведем итог наблюдениям. Какова же была идея об ращения к фольклору?
В своем ответе учащиеся могут сослаться на слова П. Н. Сакулина (если эти слова им неизвестны, их подскажет учитель)1. «"Кому на Ру си..." была задумана "как завершение, как синтез всего творчества", ус пех работы над ней был обеспечен умением смотреть на жизнь глазами народа, говорить его языком, писать в его вкусе» .
Итак, запишем вывод: целью обращения Некрасова к фольклору было создание национально-самобытного колорита.
Русский национальный колорит проявился и в мелодике стихо творной строки. Вот что говорил по этому поводу критик Марков: «Речь лучших мест его лучших поэм звучит характерною мелодией настоящей русской песни...» (1878 г.)
Какие варианты развития сюжета намечались Некрасовым и не воплотились?
Ответ группы «литературоведов», которые работали с книгой Прокшина (главой «Эпопейность сюжета и композиции»).
Известно письмо Н. Л. Некрасова к Л. Н. Кракову с просьбой при слать ему в Дьеп «материалы» для Шекены, планы и наброски главы «Чиновник». Известны записи поэта, найденные в 1878 г.:
Прибытие в Петербург — искать доступа
к вельможному боярину,
Министру государеву.
Встреча с царской охотой и пребывание в облаве:
Глядели, любовалися
И с умиленьем думали:
«Дойдем и до тебя!»
...следует добавить, что поэт не забыл и о купце, хотя он и не упомянут в указанных планах и набросках. Тема о купеческом «счастье» обстоятельно разработана Некрасовым в поэмах «Горе старого Наума» (1874) и «Современники» (1875). Этими произведениями не отменялась, а подготавливалась глава «Купец». Мысль разыскать счастливого в среде богатых и знатных возникла в споре семи мужиков как соответ ствующая уровню их сознания мера истины. Представления о счастье элементарны (главное условие — материальный достаток). Самосозна ние странников развивается, и вот они ищут счастливого в народной среде. «Эпопейная сущность сюжета... особенно ясно проявляется в молве народной, как силе, двигающей развитие сюжета», — пишет Прокшин.
Учитель обращается ко всему классу.
Дан ли в поэме ответ на вопрос: «Кому живется весело, воль готно на Руси?» Каким виделся поэту финал?
Ответ «литературоведов».
В феврале 1875 года на вопрос писателя Л. Шкляревского, каков будет финал поэмы, Некрасов ответил с горькой иронией: «...если по рассудить, то на белом свете не хорошо жить никому...» А в беседе с Г. И. Успенским поэт подробно рассказал, «как именно предполагал окон чить поэму». Счастливцем, которому хорошо жить на Руси, оказывался «спившийся с кругу человек», повстречавшийся странникам в кабаке.
План завершения поэмы, о котором говорит Г. И. Успенский, по-своему любопытен и полон драматизма, но безнадежно пессимистичен. Он не соответствовал намерению автора создать «книгу, полезную» для народа, противоречил основной мысли и тону поэмы. И Некрасов не удовлетворился скептическим финалом «пьяного счастья», придав дви жению поэмы иное, полное высокого социального и нравственного пафо са, направление. Подсказали его автору общественно-политические со бытия середины 1870-х годов. Это было время активного развития ре волюционного народничества (см. ленту времени). Сама жизнь постави ла вопрос о типе руководителей, способных возглавить и направить стихийное движение масс. Когда в 1876 г. поэт вернулся к работе над «Кому на Руси...», он, отбросив бесперспективный финал «пьяного сча стья», отвечал на поставленный в поэме вопрос в духе этики революци онного народничества. Теперь у автора эпопеи возникало намерение вве сти в новую главу поэмы образ положительного героя, юноши Григория Добросклонова, который готов «отдать всю жизнь свою» борьбе за счастье родной вахлачины .
Учитель зачитывает мемуарное свидетельство Глеба Успенского. Он так передает свой разговор с Некрасовым: « Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?»
- А вы как думаете?
Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев.
- Этому? – спросил я.
- Ну вот! Какое там счастье!
И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой:
- Пья-но-му!
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, кому жить хорошо.
Это окончание поэмы в литературных кругах известно, по всей вероятности, не мне одному. Сообщаю его для провинциальных читателей». (Успенский Г.И. «Кому на Руси хорошо» Письмо в редакцию).
А как изменилась роль автора к концу эпопеи и почему?
Готовя ответ на этот вопрос, «литературоведы» работали со статьями т. V ПСС и книгой Прокшина.
Эпопейный мир отдален от автора и с виду независим от него. Строящий этот мир поэт оставлен как бы за кулисами. Голос автора-повествователя звучит по преимуществу в «Прологе» и частично — в главе «Бабья притча». В главах «До замужества», «Демушка», «Волчи ца», «Трудный год», «Губернаторша» — нет ни одной авторской репли ки». В части же «Пир...» текст от автора составляет больше полови ны общего объема. Для завершения эпопеи нужны были «еще 3-4 года жизни», а оставались считанные месяцы. И, ощущая свою поэтическую деятельность как форму участия в освободительной борьбе, Некрасов спешит в части главе изложить свое кредо, сказать читателю свое по следнее слово. В результате — все нарастающая лирическая взволнован ность, усиление авторского голоса. Здесь лирическое начало равноправно соседствует с эпическим, автор-повествователь как бы отделяется от странников-правдоискателей, обретает большую активность, давая читателю возможность узнать и увидеть то, что осталось за преде лами наблюдений и понимания мужиков.
Учитель. Собственно, понятие конца эпопеи относительно, так как эпопея, во-первых, в силу жанровых особенностей предполагает от крытый финал, а во-вторых, обращаясь к различным редакциям текста, мы встретимся с одной загадкой, над которой литературоведы бьются долгие десятилетия и вряд ли найдут разгадку. О чем идет речь?
Выступление «литературоведов».
Существует проблема расположения глав поэмы. Ученики расска зывают, почему при жизни поэта эпопея не увидела свет в полном объе ме. Очень хорошо изложен материал в учебнике Ю. Лебедева на с. 197 — 198).
В. Прокшин говорит: «Никому не известен в точности первона чальный авторский замысел... Существует версия, согласно которой глава «Царь» должна была композиционно завершить «Кому на Руси жить хорошо», объединив все элементы поэмы и придав стройность и законченность ее идее... В итоге осуществления сюжета поисков счаст ливого среди «богатых и знатных» было бы создано 6 глав: «Поп», «По мещик», «Чиновник», «Купец», «Министр», «Царь». Господствующий пафос их, судя по двум первым, написанным, и наброскам третьей, был бы юмористическим, как в главе «Поп», или сатирическим, как в главе «Помещик». Для завершения первого направления сюжетного действия и всей структуры эпопеи требовалась седьмая глава, дающая положи тельный ответ на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
Такая завершающая, седьмая глава подготавливалась вторым направле нием развития сюжета. По ходу его создавались образы Ермила Гирина, Матрены Тимофеевны, Савелия Корчагина, Якима Нагого, Власа Ильича, Кудеяра, предвосхищавшие некоторыми своими чертами героический характер народного заступника... Все шесть — своеобразные счастлив цы. Ермил Гирин и Матрена Тимофеевна названы счастливыми молвою народною. Почетом, доверием и любовью окружены в народной среде Яким Нагой и Влас Ильич. Легендой «О двух великих грешниках» Кудеяр признан всех святей, значит, всех счастливей. Образами шести назван ных героев из крестьян поэт вплотную подводит искателей к такому пониманию человеческого счастья, которое свойственно народному за ступнику. Образ Гриши Добросклонова оказывается седьмым, завер шающим и первый, и второй, важнейшие для жанра эпопеи, ряды». Знаменательно, что Чуковский 20 декабря 1960 г. писал Гаркави: «Я мечтаю о строго научном издании, где, например, части «Кому на Ру си...» не были бы искусственно перетасованы, а были бы даны в порядке их написания, без всяких притязаний на то, чтобы фрагменты ощуща лись как нечто монолитное» (V, 613).
В итоге изучения полемики о порядке расположения частей «Кому на Руси...» издателями сделаны следующие выводы: «тек стологи не могут в полной мере руководствоваться понятием «автор ская воля», нам остается рассматривать написанные Некрасовым час ти поэмы как разрозненные... как фрагменты произведения и располо жить их в том порядке, в каком они были созданы поэтом» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Музыка в нашей жизни" в 9 классе
урок к разделу "Музыка", включает в себя разные виды работы...
Урок по теме Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод
Урок естествознания по теме " Значение воды для жизни живых организмов. Охрана вод. " К данному уроку имеется флипчарт , маршрутный лист....
Урок по теме "Координатная плоскость в жизни человека"
Урок применения знаний, умений и навыков. Форма проведения нестандартная.Системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов, вы знако...
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
План-конспект урока по теме "Вирусы - неклеточные формы жизни"
В уроке используется материал ФЦОР....
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби»
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения на уроке английского языка по теме Хобби» Rainbow English 5 класс...
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)»
Конспект урока по теме «Использование современных технологий обучения (сотрудничество на уроке английского языка по теме ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ)» по учебнику STARLIGHT 4...