Урок Слова давно минувших дней
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по изучению устаревших слов с применением ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ustarevshie_slova.rar | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
5 класс
Учитель
Каменная Ольга Александровна
Цели урока:
познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов в русском языке;
учить самостоятельно находить необходимый материал для сообщений, извлекать информацию из текстов, словарных статей; обогащать словарный запас учащихся; развивать речевые навыки, аналитическое мышление;
воспитывать интерес, уважение к истории родного языка, родной страны,
формировать социальные компетентности школьников средствами музея, умение оценивать в реальной жизни музейные предметы, развивать коммуникативные способности, интерес к познанию мира культуры русского народа через музей и его коллекции, через взаимодействие уроков русского языка, литературы с другими видами искусства.
Оборудование: помещение школьного музея народного творчества «Берегиня»,
мультимедийная аппаратура для просмотра презентации,
«Толковый словарь великорусского живого языка» В.И.Даля,
раздаточный материал.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами совершим путешествие на 100 и более лет назад, на время окажемся в прошлом, чтобы познать жизнь и быт наших предков. А в связи с этим поговорим об устаревших словах, о словах давно минувших дней…
Объяснение нового материала.
- У каждого слова своя судьба, своя жизнь. Слова, как и люди, рождаются, живут, устаревают и уходят из жизни. Меняется жизнь – меняются и слова. Мы уже с вами говорили как-то о том, что словарный состав русского языка непрерывно меняется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает.
- А почему устаревают и исчезают слова?
- Какие устаревшие слова вы можете назвать?
- Правильно, из жизни уходят какие-то предметы, и не нужны становятся слова, которые их называют.
Но есть другая причина устаревания слов.
Найдите в толковом словаре учебника слово КУШАК. Пользуемся ли мы сейчас таким предметом? А словом? То есть вместо слова КУШАК мы употребляем слово ПОЯС.
- Как называются такие слова (кушак, пояс), близкие по значению?
- Какие еще устаревшие слова есть в словаре учебника? Как вы их нашли?
- Итак, многие слова перестали употребляться, потому что они были заменены словами- синонимами.
- Теперь давайте сделаем вывод: какие слова называются устаревшими?
- Запишем некоторые слова в тетрадь, подобрать, к каким можно, синонимы (кушак – (пояс), зерцало – (зеркало), кухарка – (повариха), челобитная – (прошение), жалованье – (зарплата), бояре, царь, колесница, карета и т.д.)
Тренировочные упражнения.
Задание 1. Перед вами изображение человека. Указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка. (Слайд 3)
Задание 2. Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя «потомков». Подумайте, от каких старинных слов произошли слова: (Слайд 4)
ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА
ЧЕЛКА
УСТНЫЙ
Экскурсия в крестьянскую избу.
- Сегодня мы побываем в крестьянской избе.
Задание 3. Работа над текстом.
- А сначала поработаем над упр. 331 (в учебнике)
Прочитаем текст.
- Что вы узнали из этого текста?
Дополнительное сообщение ученика.
( В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Сюда же помещали первые и последние сжатые на поле колосья. Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».)
- А теперь давайте мысленно войдем в избу.
- Что же еще было в крестьянской избе?
(Ученикам было дано задание: найти сведения о предметах быта)
Сообщения учеников.
- Отгадайте загадку: Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит. (печь)
Печь играла в доме главную роль. Появилась даже поговорка «плясать от печки», то есть начать с главного. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок… Зимой около нее держали птицу и молодых животных. С печкой связано много поверий, обрядов. По народным поверьям, под печью или за ней живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый, услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других. (Слайд 5)
Лавки и скамьи. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены, а скамья была с ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы – инструменты, обувь и прочее. (Слайд 6)
Сундуки. Вдоль стен стояли сундуки. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. (Слайд 7)
Полати. Кроме лавок спали на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце 19 - начале 20 века полати исчезли, их заменили кровати. (Слайд 8)
- А чем же освещалась изба?
Текст для мальчиков. Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце распаривалось в печи над чугунком с водой, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки – светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки. (Вл. Волков) |
(Слайд 9)
- Расскажите, о чем вы узнали из текста.
- Можете ли вы объяснить с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ?
Учитель: Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.
А что обозначает это слово?
Ученик: По словам В.И.Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.
Сообщения учеников.
- Отгадайте загадку: Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (ухват)
Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть из печи или поместить в нее. Ухват представляет собой металлическую дугу, укрепленную на длинном деревянном черенке – он похож на рога коровы. (Слайд 10)
- Отгадайте загадку: Черный конь
Скачет в огонь. (кочерга)
Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, мог быть укреплен на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи. (Слайд 11)
Чугунок – это сосуд из чугуна для приготовления пищи в печи. Эта посуда похожа на горшок. (Слайд 12)
Ступка – сосуд, в котором толкут, мельчат что-то, ударяя пестом. Бывает чугунная или медная. (Слайд 13)
Текст для девочек. Прялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за нее садились уже 6-7-летние девочки. Назначение прялки – превратить лен или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти. Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на нее и наматывается нить. (Вл. Волков) |
(Слайды 14, 15, 16)
- Расскажите, о чем вы узнали из текста.
- Можете ли вы с помощью текста объяснить лексическое значение слов: ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО?
- А какая была одежда тогда на Руси?
(ученики называют)
Сообщения учеников.
- Отгадайте загадку: В лесу родились,
В руках крестились,
На ногах умерли. (лапти)
Лапти – это была основная обувь крестьян в будни и праздники. Плели их из лыка и бересты. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались между делом. Они обеспечивали обувью всю семью. Лапти с помощью длинных завязок крепились к ноге, перекрещиваясь вокруг нее несколько раз. Дешевая, доступная и легкая была эта обувь, но носилась она недолго. Зимой пара лаптей снашивалась за 10 дней, а летом за 3-4 дня. (Слайд 17)
Кафтан (жупан, зипун) – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда, похожа на пальто. Шили кафтаны из сукна. (Слайд 18)
Сарафан - русская женская крестьянская одежда, платье без рукавов. Надевался поверх рубашки с длинным рукавом. Сарафаны были простые и для праздников. (Слайд 19)
Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застегивающимся сбоку. (Слайд 20)
Кушак – пояс, обычно широкий, из куска ткани или связанный из шнура. (Слайд 21)
Задание 4. Распределить устаревшие слова, обозначающие предметы одежды, по группам: голова, туловище, ноги.
Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, онучи, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавик, портки, сарафан, тулуп. (Слайд 22)
5. Подведение итогов.
- Какие слова называются устаревшими?
- Почему слова устаревают?
- Где сейчас используются устаревшие слова? Для чего?
- Нужно ли знать, собирать, беречь устаревшие слова? Зачем?
- Как сказал поэт Вадим Шафнер: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим. (на стене музея)
- Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны знать их, уметь определять их значение, т.е. уважительно относиться к прошлому.
Д./з. – составить небольшой рассказ на тему «О чем рассказывают устаревшие слова».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.
Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....
Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"
Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока: Былины. Б...
Литературно-музыкальная композиция "Дела давно минувших дней""
Литературно-музыкальная композиция «Дела давно минувших дней»...
"ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ"
Сценарий музыкально-литературной композиции, посвященной 200 летию войны 1812 года...
Дела давно минувших дней
Дела давно минувших дней...
Презентация "Слова давно минувших дней"
Презентация к уроку по изучению устаревших слов...
Конспект урока музыки «Дела давно минувших дней…».
Рассмотреть воплощение победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила»; познакомиться с жанром арии;Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с форм...