Проект фольклорной практики в городских условиях для учащихся 5-7 классов
методическая разработка по литературе по теме
Данная работа ориентирована на фольклорно-поисковую деятельность учащихся 5-7 классов в "полевых условиях"; представляет собой перспективное направление в изучении разных фольклорных жанров. Методические рекомендации позволят чётко организовать работу учащихся, ребята углубят свою филологическую грамотность и разовьют творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklornoy_praktiki.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработчик: учитель русского языка и литературы
ГБОУ г. Москвы СОШ «Школа здоровья» №1136
Корымова Екатерина Владимировна
Пояснительная записка.
Фольклорная практика в курсе изучения литературы в 5-7 классах предполагает фольклорно-поисковую деятельность учащихся в так называемых «полевых условиях», или попросту собирательскую деятельность, записывание «живых» жанров устного народного творчества. Среди современных жанров, продолжающих бытовать, мы отмечаем частушки, пословицы и поговорки, колыбельные песни, причитания, «жестокий романс», жанры несказочной прозы: былички и бывальщины, легенды, предания, сказы, анекдоты. Возможны и другие, ещё не получившие определения, жанры. Это – перспективное направление в изучении современного фольклора (сюжеты, бытующие в разных профессиональных средах, связанные с людьми или с одушевлёнными предметами, например, среди учителей, автомобилистов, в солдатской среде, актёрской, ученической, среди актёров-кукольников, в среде «собачников» и любителей растений и пр.)
Сроки фольклорной практики – учебный год, в течение которого учащиеся будут искать респондентов и записывать тексты. Запись может проводиться как «со слуха», так и при помощи технических средств. Помимо «живой» записи могут быть использованы и другие источники (с обязательным указанием выходных данных): СМИ, периодика (таковы изменившиеся условия бытования современного фольклора).
Заключительным этапом фольклорной практики является конференция, по её итогам учащиеся объединяются в группы до 5 человек, в основе объединения лежит какая-либо конкретная проблема фольклора, например, группа объединилась по итогам собранного материала - современные пословицы и поговорки, также объединение в группы может и не происходить). Представители каждой группы делают доклад-отчёт, презентацию или иную оригинальную форму представления, где было бы отражено состояние записанного жанра, элементы новизны в нём, особенности бытования и пр.,
интересны были бы исследовательские версии над собранным материалом-словом, жанр выступлений – свободный.
Материалы фольклорной практики дадут начало созданию картотеки и архива школы, с которыми возможна исследовательская работа следующих поколений учащихся школы.
Этапы проведения фольклорной практики.
- Установочные уроки о целях, задачах и форме проведения практики; исполнитель – руководитель-преподаватель практики.
- Запись, сбор фольклорных текстов учащимися (в течение учебного года).
- Работа с записанным материалом: систематизация, классификация, анализ
- Подготовка каждой из групп учащихся (по классам) отчёта о проделанной работе.
- Конференция по итогам практики (в конце учебного года).
- Сдача в архив школы материалов практики, ответственные – учителя-словесники.
Образец карточки для записи фольклорного произведения
- Дата и место записи (город, область, район, учреждение).
- Жанр фольклорного произведения.
- Текст произведения (записывается с учётом особенностей устной речи исполнителя-респондента: областное произношение, перенос ударения..., в связи с этим лучше воспользоваться техническими средствами).
- Респондент (ФИО, год и место рождения, профессия, сколько лет проживает в данной местности).
- Записал: фамилия, инициалы, учащегося, № школы, класс.
Образец анкеты для фольклорно-социологического опроса.
Группа опроса:
Сведения о респонденте: фамилия и инициалы, год рождения, образование, сколько лет проживает в данной местности.
- Что Вы вкладываете в понятие «русский фольклор», или «устное народное творчество»?
- Существует ли, на Ваш взгляд, фольклор в городских условиях?
- Употребляете ли Вы своей речи пословицы и поговорки? Какие чаще?
- Знаете ли Вы народные песни? Исполняете ли их? Если исполняете, то при каких обстоятельствах? Какие русские народные песни Вам нравятся?
- Случается ли Вам слышать исполнение частушек? Где? Знаете ли Вы их сами? Какие частушки Вам известны о современной жизни?
- Доводилось ли Вам быть свидетелем загадочных природных явлений, не объяснимых наукой? Если да, то каких именно? Слышали ли Вы рассказы о таких явлениях от других (соседей, родных, одноклассников, друзей, случайных знакомых)?
- Любите ли Вы слушать или рассказывать «страшные истории»? Кому, где, в какой обстановке они рассказывались? Какие истории Вы знаете?
- Слушаете или рассказываете Вы анекдоты?
- Какие обряды русского народа сохранились в Вашей семье, школе, классе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-проекта по русскому языку «Сложное предложение» (для учащихся 5-го класса)
Метод проекта использовался на уроке, когда теоретический материал нужно свести воедино, уяснить и проверить сте...
Учебно-методическое пособие для преподавателей. Оформление пояснительной записки к творческому проекту по технологии (для преподавателей технологии и учащихся 5-7 классов Уссурийского суворовского военного училища)
В данном пособии даются общие методические рекомендации, особенности выполнения приложений к пояснительной записке. Более подробно даются требования к структурным элементам текстового документа. Также...
Приказ о проведении городского конкурса исследовательских и творческих проектов учащихся 8-11 классов 28.03.2014
Приказ о проведении городского конкурса исследовательских и творческих проектов учащихся 8-11 классов 28.03.2014...
Исследовательский проект «Методические особенности формирования проектировочных умений у учащихся 5-6 классов при освоении математического материала»
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информ...
Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год
реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...
Комплекс упражнений по общей физической подготовке в домашних условиях для учащихся 5-6 классов
В условиях пандемии коронавирусной инфекции общеобразовательные организации вынуждены были работать совершенно в новом формате домашнего обучения. С различными проблемами столкнулись все участники это...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...